Проба зеркального фотоаппарата Olympus E300
АрхивЦифрографияПоявление на рынке новой цифровой SLR-фотокамеры уже перестало быть событием с большой буквы. В случае с цифровыми зеркалками Olympus дело обстоит несколько иначе - эта компания долго не выпускала техники такого формата и теперь догоняет конкурентов.
Появление на рынке новой цифровой SLR-фотокамеры уже перестало быть событием с большой буквы. Tолько за этот год покупателям были предложены новинки практически от всех производителей полупрофессиональной фототехники. В случае с цифровыми зеркалками Olympus дело обстоит несколько иначе: эта компания долго не выпускала техники такого формата и теперь нагоняет конкурентов, пытаясь задать новый стандарт в фототехнике.
Камера Olympus E-300 - второй представитель новой серии аппаратов Olympus, которая была запущена еще в 2003 году. Особенность этой линейки заключается в следующем: в этих камерах используется сенсор формата 4/3.
Этот формат был разработан компаниями Olympus и Kodak, для того чтобы привести к единому стандарту оптику и камеры разных производителей. Формат задает четкие требования к таким параметрам камеры, как тип крепления, диаметр, фокусное расстояние объектива, а также соотношение длин сторон сенсора.
Первый аппарат в этой серии - Olympus E-1 был представлен публике как устройство, способное произвести настоящую революцию в профессиональной цифровой фотографии. Может быть, это заявление и было чересчур громким, но аппарат оказался достаточно хорош, чтобы поставить своего производителя в один ряд с другими производителями цифровых зеркалок. E-300 - "второй ребенок" в этой молодой семье, но несмотря на это, привлекает почти столько же внимания, сколько и первенец.
Технические характеристики
- Матрица
- Максимальное разрешение - 3264 x 2448 точек
- Количество пикселей - 8,9 млн.
- Физический размер - 17,3 х 13 мм
- Встроенная система подавления шумов
- Диапазон светочувствительности - ISO 100-1600
- Очистка матрицы от пыли - ультразвуковой волновой фильтр Dust Reduction System
- Оптика
- Совместимые объективы - ZUIKO Digital, формат 4/3
- Диапазон выдержек - 30 - 1/4000 с
- Возможность ручной настройки выдержки и дифрагмы
- Байонет - стандарта 4/3
- Графический процессор TruePic TURBO
- Фокусировка - покадровый и следящий автофокус (три зоны фокусировки), ручная фокусировка.
- Сюжеты съемки - "портрет", "макро", "пейзаж", "ночная съемка", "спорт", "пейзаж и портрет", "ночная съемка + портрет", "фейерверк", "закат", "высокий ключ", "документ", "музей", "пляж" и "снег", "при свечах".
- Баланс белого - автоматический, по листу, выбор из списка
- Компенсация экспозиции - в диапазоне +-5 EV с шагом в 1, ½ и 1/3 EV
- Брекетинг экспозиции - 3 кадра с шагом в +/- 1, ½ или 1/3 EV
- Брекетинг баланса белого - 3 кадра с шагом ±3
- Скорость съемки - 2,5 кадра в секунду
- Поддерживаемые форматы - JPEG, TIFF, RAW
- Видоискатель - оптический, TTL, с призмой Порро на уровне глазка
- Встроенная вспышка, синхроконтакт
- Дисплей - ЖК, 1,8 дюйма
- Формат карты памяти - CF, XD
- Встроенная память - 64 Мб
- Интерфейс - USB
- Размер - 146,5 х 85 х 64 мм
- Вес без аккумулятора и карты памяти - 580 граммов
- Цена - около 750 долларов
Внешний вид и первые впечатления
Дизайн аппарата никак нельзя назвать классическим - слишком уж резко бросается в глаза отсутствие привычного горба пентапризмы. Избавившись от этого элемента дизайна, создатели камеры не успокоились окончательно и попытались придать корпусу максимально правильную форму параллелепипеда. Есть лишь один элемент, который несколько портит рубленость форм - это рукоять камеры.
В целом, своим видом Е-300 заставляет усомниться в том, что вы держите в руках зеркальную камеру, а не гибридный цифровой фотоаппарат с несменным объективом. По-видимому, сказывается большой опыт Olympus в производстве компактных цифровых камер.
Управление камерой выдержано в традиционном для Olympus стиле - большое количество элементов управления, которые частично дублируют друг друга.
Под указательным пальцем фотографа оказываются кнопка спуска и колесо выбора режимов съемки. Чуть ниже, под большой палец правой руки помещены колесо прокрутки, использующееся для выбора настроек из списка.
Справа от дисплея расположены кнопки режима просмотра фотографий и меню. Под ними - четыре клавиши, в режиме просмотра и при перемещении по меню работающие в качестве джойстика, а также кнопка выбора позиций меню. Эти же четыре клавиши в режиме съемки служат для оперативного изменения настроек светочувствительности, режима фокусировки, экспокоррекции и экспозамера.
Два назначения имеют и ряд кнопок, расположенных слева от дисплея. Для оперативной настройки используются кнопки регулирования баланса белого, уровня разрешения снимков и управление вспышкой.
Фактически настраивать камеру можно двумя способами: выведя на дисплей всю информацию о настройках, параметр, который вы хотите отрегулировать, можно выбирать оперативными клавишами и изменять с помощью колеса прокрутки. Кроме того, многие настройки можно отладить через меню.
К чести производителей, встроенная вспышка не пытается "расправить плечи", как только включают режим ее автоматической настройки. Вспышку обязательно нужно достать специальной кнопкой. Если этого не сделать, то переустановка режима работы ничего не даст - вспышка просто не включится. Единственный минус такого решения состоит в том, что можно просто забыть выдвинуть вспышку, и тогда есть риск упустить уникальный кадр.
Отдельного упоминания заслуживают дисплей и видоискатель камеры. Дополнительный дисплей, на котором отображается информация о настройках аппарата, уже давно стал привычным элементом не только профессиональных, но и любительских камер. В Е-300 его нет, вся эта информация выводится на основной дисплей. С одной стороны, этот шаг весьма логичен - на зеркальных аппаратах большой дисплей не может использоваться в качестве видоискателя, и в режиме съемки он, в основном, отображает меню. Вынеся информацию о настройках на основной дисплей, разработчики камеры сделали ее детальнее и удобнее, что неудивительно, так как размер и разрешение дополнительного экрана несравнимы с параметрами 1,8-дюймового дисплея. С другой стороны, в ситуации, когда информация о настройках необходима, а возможность перезарядить аккумуляторы представится нескоро, каждая лишняя минута работы основного дисплея может оказаться критичной. Кроме того, перенос всей информации о настройках на заднюю панель, делает гораздо менее удобной съемку от пояса - в таком положении основной дисплей категорически не виден фотографу.
Видоискатель тоже весьма информативен, причем объем данных в нем не отвлекает от съемки: информация отображается лишь в тот момент, когда кнопка спуска наполовину нажата.
Эргономика
Удобство пользования этой камерой во многом зависит от опыта конкретного пользователя. Фотографу, хорошо знакомому с DSLR-камерами, Е-300 может показаться не очень удобной системой. Причин тому несколько.
Первая и основная - непривычно реализованный механизм ручной фокусировки. Внешне он ничем не отличается от механизма, которым оснащены все "одноклассники" Е-300 - наведение на резкость осуществляется кольцом на объективе. При этом перемещение элементов объектива происходит при посредничестве сервомотора, который включается поворотным кольцом. Если вращать кольцо фокусировки немного быстрее, чем на то сопосбен реагировать сервомотор, то с объективом просто ничего не происходит. Если замедлить вращение, мотор "замечает" требование и начинает наводить резкость.
Фактически эта система рассчитана на то, что пользователь будет снимать, в основном, с помощью автофокуса. Очевидно, что человеку, привыкшему к фокусировке поворотным кольцом еще в то время, когда цифровые камеры были научной фантастикой, к такому нововведению придется привыкать довольно долго. С другой стороны, этот недостаток может проявиться лишь в считанных случаях, например, когда требуется быстрая фокусировка на предмете, находящемся далеко от фотографа (неопознанном летающем :-), а предыдущий снимок был сделан с короткого расстояния, быстро изменить фокусировку объектива вручную не удастся. Впрочем, для такой репортерской съемки как раз и существует автофокус, а неторопливо наводить резкость вручную удобнее при съемке неподвижных объектов.
Система автофокусировки тоже вызывает некоторое недоумение: при соответствующей классу камеры скорости наведения в ней почему-то предусмотрены лишь три точки фокусировки, что является серьезным упущением, если сравнивать Е-300 с аналогичными ей камерами и даже с некоторыми цифровыми аппаратами классом пониже.
В Е-300 также отсутствует возможность многоточечного замера эскпозиции, что не может не огорчить пользователей цифровых зеркалок, уже успевших привыкнуть к этому "излишеству".
Кроме того, требовательного пользователя рискует не устроить укороченная, в сравнении с другими камерами данного класса, максимальная серия кадров, ограниченная скромным размером буфера памяти, а также сравнительно высокий уровень шумов при съемке с чувствительностью ISO 800 и выше.
С другой стороны, менее искушенному пользователю, не имеющему опыта работы с профессиональными камерами, практически все вышеперечисленные минусы могут показаться не такими уж и важными. Умения работать с компактной цифровой камерой вполне достаточно, для того чтобы освоить Е-300 за считанные часы, особенно если когда-нибудь доводилось встречать камеру той же марки.
С этой точки зрения Е-300 представляет собой усовершенствованный вариант недорогой цифровой камеры, к которой можно присоединить новый объектив, благо, их существует уже множество, несмотря на новизну формата 4/3. Кроме того, размер матрицы формата 4/3 несколько меньше матриц, использующихся в других зеркалках, а объективы формата 4/3 меньше, легче и потенциально дешевле сменной оптики к прочим камерам класса. Так, производитель недорогой оптики Sigma уже начал выпуск нескольких объективов данного формата, хотя победное шествие 4/3 еще грянуло.
Если добавить к сказанному такой серьезный аргумент, как цену Е-300, на данный момент составляющую примерно 750 долларов, что вполне сравнимо с незеркальными цифровыми аппаратами, то единственными аргументами против Е-300 являются вес и размер аппарата, сопоставимые, скорее, с габаритами зеркальных камер, нежели "компактов".
Не может не радовать присутствие в Е-300 механизма ультразвуковой чистки матрицы. Пыль, попадающая на сенсор при смене объективов не стала серьезной проблемой для пленочных камер - она просто не успевает накопиться на светочувствительной поверхности, поскольку пленка перематывается после каждого кадра. В цифровых камерах дело обстоит иначе: сенсор никуда не девается, и пыль, однажды попавшая на него, имеет все шансы поселиться там, если не навсегда, то, по крайней мере, до следующего визита в сервис и чистки сенсора. Кроме того, размер матриц обычно несколько меньше размера одного кадра 35-миллиметровой пленки, и каждая отдельно взятая пылинка закрывает большую часть всего изображения, что сильнее сказывается на конечном качестве снимка. В Е-300, равно как и в его предшественнике Е-1, эта проблема решена специальным устройством, стряхивающим пыль с матрицы с помощью ультразвука. Самое приятное в данном механизме - то, что включается он автоматически, при каждом запуске камеры, избавляя, тем самым, фотографа от необходимости помнить о состоянии сенсора.
Легенды и мифы
Человека, давно знакомого с миром фотографии, в Е-300 привлечет, в первую очередь, не уникальность конструкции, лишенной пентапризмы, и даже не разработанный специально для цифровой фотографии формат сенсора 4/3. Главная приманка Е-300 - линейка оптики Zuiko, выпущенная специально для новой серии цифровых зеркалок Olympus.
Такая же маркировка украшала объективы наиболее продвинутых камер производства Olympus еще в тридцатые годы. Именно с этой оптикой работали дальномерные камеры производства Olympus. Последние 30 лет Olympus практически не выпускал объективов под этой маркой: с началом массового выпуска недорогих фотоаппаратов оптика Zuiko стала принадлежностью зеркальных камер серии OM, по сей день остающихся актуальными и востребованными у профессиональных фотографов, так что цена на камеру этой серии, выпущенную в конце шестидесятых, может и теперь достигать тысячи долларов.
Новое воплощение старой марки не менее интересно, чем его легендарные предшественники. Дело в том, что, помимо именитости бренда, новая линейка Zuiko обладает еще одним уникальным качеством: она разработана специально для цифровых камер формата 4/3, и потому лишена основного недостатка оптики для цифровых аппаратов. Благодаря оптимизированному соотношению диаметра линз и размера сенсора в оптике Zuiko достигнут оптимальный угол падения лучей света на матрицу, что немаловажно для цифровой фотографии, ведь в отличие от пленки цифровой сенсор очень чувствителен к углу падения света.
Кроме того, есть еще один интересный нюанс: объективы этой линейки способны взаимодействовать с процессором камеры, сообщая ему о текущем фокусном расстоянии и геометрических искажениях системы.
Линейка оптики Zuiko Digital стартовала с выходом в свет предшественника Е-300 - камеры Е-1, и с тех пор эта линейка успела порядком разрастись на радость фотолюбителям. На данный момент она насчитывает 15 объективов - от мощного телеобъектива ED 300 мм до "рыбьего глаза" ED 8 мм с углом обзора в 180 градусов, предназначенного для макросъемки.
Кроме того, компания Sigma, традиционно производящая бюджетные объективы для фотокамер известных марок, уже успела примерить свои возможности к новому формату. В данный момент в продаже уже значатся три объектива Sigma формата 4/3, совместимые с цифровыми зеркалками Olympus: Sigma 18-125mm f/3.5-5.6 DC, Sigma 18-50mm f/3.5-5.6 DC G, Sigma 55-200mm f/4-5.6 DC.
Резюме
Попробуем суммировать впечатления от Olympus Е-300. К числу явных плюсов, пожалуй, следует отнести:
- Формат матрицы 4/3
- Линейку объективов Zuiko, специально разработанных для цифровых зеркальных камер
- Удобное отображение настроек камеры
- Цену
Минусы не столь многочисленны и, пожалуй, не так заметны, по крайней мере, фотографам не столь искушенным:
- не очень удобная система ручной фокусировки
- слабо реализованные системы многозональной автофокусировки и многоточечного экспозамера
В итоге, можно сказать, что Е-300 - вполне удачный вариант бюджетной зеркалки, рассчитанный на увлеченного фотолюбителя, но никак не на профессионального фотографа. Богатый выбор качественной оптики дает возможность в течение нескольких лет, покупая новые объективы, модифицировать свою камеру и добиваться новых эффектов. Учитывая цену данной камеры, ее вполне можно посоветовать начинающим фотографам, планирующим покупать любительский цифровой компакт: и то, и другое обойдется примерно в одинаковую сумму.