Видеомонтаж. Интерфейс Canopus Edius
АрхивЦифрографияНетрудно заметить, что интерфейс Edius базируется на полностью независимых окнах. Кажущееся сходство с Adobe Premiere весьма обманчиво.
Продолжение статьи о редактировании видео с помощью Canopus Edius. Чтение лучше начать с первой части.
Встречаем по одежке
Нетрудно заметить, что интерфейс Edius базируется на полностью независимых окнах. Кажущееся сходство с Adobe Premiere весьма обманчиво - у Canopus-овской программы нет родительского окна, и это дает пользователю, по крайней мере, одно преимущество: в случае работы с мульти-мониторной системой можно располагать окошки в любом удобном порядке без каких-либо ограничений. Понравившееся расположение окон можно легко зафиксировать, создав собственную схему их расположения (layout). Таких схем может быть много на разные случаи.
Соответствующее меню находится в окне Player/Recorder. Фактически это окно имеет два меню: одно, почти стандартное меню Windows-приложения, вызываемое щелчком на надписи EDIUS Pro в верхнем левом углу окна; и второе - специфическое меню именно этого окна, которое вызывается щелчком на неприметном изображении логотипа программы. Второе меню "главнее", поскольку под своим пунктом Main menu полностью дублирует все пункты первого меню, в котором, кстати, содержится переключатель режима окна - Single Mode (одно оверлейное окно) и Dual Mode (два оверлейных окна). Single Mode позволяет здорово экономить экранное пространство, но никакого существенного влияния на функциональность программы не оказывает. Просто пользователю придется иногда переключать режимы оверлейного окна появляющимися кнопками PLR-RCD.
На описании окна Player хотелось бы остановиться чуть подробнее, поскольку в значительной степени именно с него начинается монтаж. Дело тут вот в чем. В отличие от большинства аналогичных программ, Edius не имеет выделенного модуля захвата (capture). Для захвата нужно в выпадающем списке над окном выбрать источник. Если в качестве источника выступает подключенная к компьютеру по IEEE1394 порту видеокамера, то кнопки внизу окна будут активированы, и вы сможете управлять воспроизведением кассеты. Стоит заметить, что в отличие, скажем, от Sony Vegas, Edius менее гибок не только при выборе параметров создания проекта, но и в отношении списка устройств захвата видео. Например, Vegas позволяет делать захват практически с любого установленного в системе устройства, способного "порождать стандартный видеопоток", скажем, TV-тюнера. А вот Edius такой возможности не имеет.
Захват исходного видеоматериала
Чтобы захватить видеопоток, можно поступать по старинке: найти нужное место на ленте и нажать красную кнопку (Capture) с изображением кассеты или же комбинацию клавиш Ctrl+P. По окончании захвата нужно нажать Stop и захваченные файлы видеофрагментов будут автоматически отправлены в окно Bin (о нем поговорим чуть позже). Если в настройках программы (основное меню окна Player/Recorder -> Settings… -> Application Settings -> Capture) определено разбиение видеопотока на сцены (по умолчанию так оно и есть), то в окне Bin будет несколько видеофрагментов, соответствующим снятым сценам (Когда во время видеосъемки на видеокамере была нажата кнопка Start-Stop). Такой способ захвата видеоматериала используется и в простых программах, но раз уж мы говорим о профессиональной программе, то не грех будет воспользоваться имеющейся возможностью пакетного захвата (Batch capture). Делается это в высшей степени просто. Обычным способом находим место на ленте, с которого нужно делать захват, и включаем воспроизведение. Смотрим и слушаем то, что происходит на экране. Если начался тот эпизод, который планируется использовать, нажимаем голубую кнопку IN (а ещё проще - жмем на клавиатуре клавишу “I”). Индикаторы тайм-кода при этом окрасятся в красный цвет. Как только интересующий эпизод закончился, нажимаем голубую кнопку OUT (или просто “O” на клавиатуре). Теперь необходимо поместить границы эпизода в список. Сделать это можно "на ходу", не останавливая воспроизведения, нажатием красной кнопки Add to batch capture list (или Ctrl+B). Беспокоиться о том, что воспроизведение интересующего эпизода уже началось, а вы отметили его начало кнопкой IN с заметным опозданием, не стоит. При захвате программа начнет запись видео раньше настолько, насколько указано в опции Preroll (основное меню окна Player/Recorder -> Settings… -> Application Settings -> Capture), как раз делая скидку на время реакции пользователя. Если вам нужно больше времени на размышление, смело увеличивайте величину этого параметра. После того как временные границы видеофрагмента были добавлены к списку, можно отмечать следующий фрагмент, который точно так же нужно добавить к списку. И так до тех пор, пока не будет просмотрена интересующая вас видеозапись. Теперь нужно нажать кнопку Batch Capture…, которая находится в том же блоке что и кнопка Add to batch capture list. В результате на экране появится окно со списком подлежащих захвату фрагментов. Если есть необходимость, то практически любое поле этого списка можно подкорректировать, задав нужное имя файла, изменив тайм-код точек IN/OUT или длительность захватываемого эпизода.
Теперь остается лишь нажать кнопку Capture и можно идти заниматься другими делами. Edius сам будет управлять лентопротяжным механизмом камеры.
Порядок прежде всего! Организация media файлов
После того как захват будет завершен, все полученные видеофайлы будут внесены в окно Bin. Как следует из названия этого окна (пользуясь "киношной" терминологией, это слово можно перевести как "контейнер"), оно предназначено для организации и упорядочивания аудио- и видеофайлов.
Несмотря на кажущуюся второстепенность этого окна, важность его сложно переоценить, если ваш проект содержит хотя бы несколько десятков файлов. Что уж говорить о сложных проектах, где используется сотни аудио-, видео- и графических файлов. Помимо упорядоченного расположения файлов проекта, это окно предоставляет пользователю буквально исчерпывающую информацию о любом файле в форме таблицы. Общая организация окна напоминает Windows Explorer. Слева - древовидное представление определяемых пользователем тематических папок, а справа - содержимое активной (выделенной) папки. В этой части окна отображается имя файла и целый ряд таких параметров как путь к нему, разрешение видеофайла, длительность и т.д. и т.п. В обеих частях окна работает контекстно-зависимое меню, вызываемое нажатием правой кнопки мыши.
Меню левой части окна предлагает ожидаемый набор команд для управления папками, поиска файлов по структуре и импорта/экспорта структуры. Весьма интересна возможность экспорта всего дерева или любой из его ветвей в формате HTML. В этом случае программа создает html-файл с таблицами для каждой папки, в которой содержатся media-файлы. В таблицах присутствуют те же самые колонки, что и в правой части окна Bin, а заголовками таблиц являются "пути" к папкам, вида: root->Footage->Праздник.
Контекстное меню правой части окна Bin зависит от того, в каком месте щелкнуть правой кнопкой мыши. Если выполнить щелчок в области названий колонок таблицы, то появится контекстное меню, позволяющее выбрать набор отображаемых в колонках таблицы характеристик media-файлов.
Правый щелчок на имени клипа приводит к появлению меню, назначение пунктов которого соответствует стандартным файловым операциям.
Исключение составляет возможность выбора цвета, в который будет окрашена полоса, представляющая этот клип на timeline, и команды "отправки" клипа на timeline или в окно проигрывателя (Player).
Контекстное меню всей правой части окна Bin, вызываемое щелчком правой кнопки мыши на его любой свободной области, позволяет добавить клип, титры (при выборе этого пункта меню вызывается поставляемый с программой Quick Titler), цветную плоскость (однородную или с двух-, трех-, и четырехцветным циклическим градиентом произвольного направления) или изображение одной из стандартных цветных полос, сопровождаемых (по желанию пользователя) стандартным звуковым сигналом. Кроме того, некоторые пункты этого меню, такие как сортировка, позволяют существенно упростить ориентацию пользователя в большом количестве исходного материала.
Когда мы говорим об организации медиафайлов, невольно напрашивается сравнение с аналогичной функциональностью у программ-одноклассников. Например, Sony Media Manager 2, который поставляется вместе с Vegas Video 6, уже с первого взгляда выглядит намного мощнее, предлагая пользователю все мыслимые атрибуты media-файлов и тэги (в том числе и создаваемые самим пользователем). Тэги предназначены для индикации типов содержимого media-файла. Применительно к видеофайлам, например, они могут сигнализировать о том, что в данном клипе происходит интенсивное движение камеры или наоборот – она почти неподвижна. Аналогичным образом тэги применяются и к аудиофайлам. Конечно, программа сама не в состоянии распознать содержимое клипа. Это придется сделать пользователю. Но если речь идет о большом и сложном проекте, то затраченные на такую классификацию время и силы окупятся сторицей, поскольку впоследствии с помощью поиска и фильтров, предоставляемых Media Manager-ом, позволят свободно ориентироваться в море исходного материала. А система фильтров и поиска вообще, кажется, может разыскать иголку в стогу сена и двумя щелчками мыши отделить зерна от плевел. Так что предлагаемые Canopus-ом средства весьма скромны и к тому же невнятны. Это наводит на размышления о том, что в очень больших проектах с Edius-ом будет не так удобно. Видимо, слово "Pro" в названии программы нуждается в приставке "semi-". Но даже для очень продвинутого видеолюбителя существующих возможностей монтажки от Canopus более чем достаточно.
Последнее, что хотелось бы отметить: в рамках окна Bin, да и не только его, но и всей программы, можно использовать метод drag-and-drop (если кому-то удобно, то в это окно можно перетаскивать файлы прямо из Windows Explorer). А раз это возможно, то наиболее естественным движением будет перетаскивание клипа на timeline. Перетаскивать можно не только отдельные файлы, но и целые папки. Тогда содержащиеся в них файлы выстроятся на timeline аккуратненько друг за другом.
Таким образом, мы вплотную подошли к описанию едва ли не самого основного окна любой монтажной программы, но об этом в следующий раз.
Читайте продолжение в четверг: инструментарий монтажёра.