Архивы: по дате | по разделам | по авторам

TrackIR: 3 Pro: "В бою нельзя быть слепым"

АрхивВвод
автор : Николай Карташев   07.10.2005

В условиях маневренного боя приходится пользоваться восьмипозиционной шляпкой на джойстике, но это полезное приспособление не всегда позволяет менять угол обзора с достаточной скоростью.

Любой, кто увлекается серьезными авиационными симуляторами, сталкивается с необходимостью научиться быстро менять угол зрения - совершать виртуальный поворот головы. Особенно это актуально в условиях маневренного боя. Для этого на многих джойстиках есть восьмипозиционная кнопка-шляпка. Но это полезное приспособление не всегда позволяет менять угол обзора с достаточной скоростью. Помимо шляпки, на джойстике менять угол зрения можно при помощи мыши, но когда правая рука занята джойстиком, а левая - ручкой сектора газа, двигать мышью попросту нечем. Если же перемещать руку с джойстика на мышь и обратно, то велик шанс упустить драгоценные в бою секунды.

Для облегчения задачи смены угла обзора компания Natural Point выпускает продукты под названиями TrackIR 3 и TrackIR 3 Рro. Они представляют собой инфракрасные датчики движений головы. Устройства оснащаются четырьмя инфракрасными диодами и датчиком, который регистрирует отражение ИК-лучей от поверхности специальной наклейки. Обычная модель отличается от Pro меньшей частотой регистрации отраженного сигнала: она снимает показания с датчика 80 раз в секунду, тогда как версия Pro - 120 раз в секунду. Компания также предлагает дополнительное устройство Vector Expansion, позволяющее перемещать голову по шести осям, вместо двух.

Устройство поставляется в упаковке из прозрачного пластика, внутри которой, помимо самого датчика, находится диск с драйверами и специальной программой для калибровки и создания профилей для игр, 26 наклеек со специальным отражающим покрытием, а также дополнительное приспособление для крепления датчика к тонким жидкокристаллическим мониторам. В коробке также содержится небольшой буклет, но информации в нем немного, а подробная инструкция к устройству расположена на компакт-диске, причем диск является не промышленно отштампованным, а обычным CD-R. Интересно, что на коробке в качестве минимально необходимого процессора указан Pentium II 500, а в руководстве на диске - Pentium 800. Впрочем, при тестировании выяснилось, устройство без проблем работает даже на скромном Pentium III 450.

TrackIR подключается к компьютеру через порт USB. Датчик надо поместить наверху монитора при помощи Т-образной подставки. Устройству достаточно всего пары сантиметров на верхней части экрана, так что устройство можно поместить и на многих ЖК-мониторах. Если же толщины монитора недостаточно, корпус необходимо повернуть перпендикулярно основанию и закрепить так, как указано в инструкции.

Установка драйверов и специальной программы в Windows 2000 проблем не вызвала, сам диск читался хорошо. Windows XP во время установки выдала сообщение об отсутствии сертификации у драйверов. Что же касается Windows 98, то ее в списке поддерживаемых систем нет.

Стоит учесть, что сначала надо установить драйверы в систему, а уже потом подключать устройство к компьютеру - на USB-шнуре приклеена наклейка с предупреждением об этом. После установки драйверов проявился довольно неприятный момент. У других дисков перестала работать функция автозапуска, ссылаясь на незапущенную программу TrackIR.exe без которой невозможно было открыть файл типа "файл". К счастью, проблема разрешилась сама собой после нескольких перезагрузок.

Сама программа работает корректно, но при запуске пытается подключиться к интернету для вызова последних новостей с сайта производителя. Программа предоставляет достаточно обширные возможности для регулировок, а также имеет предустановленные профили для большого числа игр. В регулировках профиля можно воспользоваться одной из уже имеющихся кривых отклика, либо сделать собственную. Контролировать результат можно, активировав окно, показывающее положение головы пользователя на самом деле и отклонение угла обзора в игре - последний будет существенно больше. Помимо этого, можно настроить "сглаживание" резких движений головы, а также некоторые другие характеристики. Программная часть предоставляет также возможность включить датчик перемещения головы в качестве эмулятора мыши. Это позволяет использовать устройство в играх, которые не поддерживают его напрямую.

Прежде чем приступать непосредственно к игре, необходимо закрепить на чем-нибудь отражающие наклейки. В инструкции для этого рекомендуется использовать бейсболку, очки или даже собственный лоб. О том, что датчик увидел отражающую точку можно узнать по загоревшемуся зеленым светодиоду в верхней части корпуса, а при запуске игры устройство сообщает о начале своей работы голубой подсветкой корпуса. Вначале миссии угол зрения, как правило, оказывается не отцентрован. Для исправления этого предназначена кнопка F12, возвращающая "виртуальную голову" в центральное положение. Стоит, однако, убедиться в том, что на эту кнопку в игре не назначена какая-нибудь другая функция. Этой кнопкой приходится пользоваться каждый раз, когда угол зрения сбивается и движением головы его становится трудно вернуть в правильное положение. Перед началом игры или в ее процессе TrackIR можно деактивировать, нажав F9. Этой же кнопкой датчик возвращается в рабочее состояние.

Поначалу впечатления от использования датчика движения головы могут сложиться неоднозначные. Однако после двух-трех дней привыкания, в зависимости от продолжительности игры, отношение к новинке меняется на отчетливо позитивное. Ощущения от полета становятся совсем другими. Больше не надо несколько раз нажимать на шляпку, чтобы получить более-менее приемлемый угол обзора, либо бросать один из органов управления для "перемещения головы" в нужную точку мышью. Благодаря этому упрощается ведение воздушного боя. Воевать против искусных воздушных противников в игре "Ил-2" также стало значительно проще, а желания воспользоваться картой, на которой обозначены все самолеты и наземные объекты, практически не возникало. Полезен TrackIR и при уничтожении наземных целей. Во время выполнения очередного захода взгляд можно все время держать на движущейся колонне, плавно перемещая его по мере необходимости. Здесь стоит отметить, что программа позволяет повернуть голову на угол до 180°, что не слишком реалистично. Что касается угла, на который необходимо отклонять голову при игре, то он достаточно невелик, так что сильно вертеть головой и скашивать глаза практически не приходится. Недостаток такого подхода заключается в том, что даже при сравнительно большой мертвой зоне на кривой отклика голову все равно приходится держать практически неподвижно.

TrackIR позволяет лучше контролировать ситуацию и в автогонках, особенно когда дело доходит до обгонов на поворотах. В шутерах задействовать устройство удалось только в режиме эмуляции мыши. Это не очень хорошо, так как, на мой взгляд, посмотреть куда-нибудь в сторону, не изменяя при этом положения оружия, бывает весьма полезно.

При использовании устройства снижения производительности системы, различимого на глаз, не было даже на старом Pentium III 450. При игре как в Windows 2000, так и в XP иногда происходили "вылетания" на рабочий стол из-за сбоев управляющей программы датчика. Игры при этом продолжали работать, и после перезапуска утилиты TrackIR вернуться в игру можно было прямо из панели задач.

В целом, TrackIR 3 Pro оставил очень хорошее впечатление. Играть с ним в симуляторы значительно легче и реалистичнее. Тем, кто серьезно увлекается играми этого жанра, такая вещь поможет существенно улучшить свое пилотирование и повысить результативность. К недостаткам устройства можно причислить цену, которая составляет 135 долларов за обычную и $170 - за версию Pro.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.