Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Знакомство с Wacom Cintiq 21 UX, или Уроки рисования

АрхивВвод
автор : Лев Шелдунов   08.09.2005

Отдавать планшет назад мне ужасно не хотелось, но я ещё столько денег не накопил, чтобы купить такое чудо домой на радость себе и ребёнку.

Я давно мечтал подержать в руках планшет. Хотя рисовать никогда толком не умел, но некоторую слабость к этому процессу питаю. Когда-то даже купил себе большой Aiptek Hyperpen 14000, который давно валяется на антресоли. Не понравилось мне? как он работает. С продукцией Wacom никогда до этого почти не сталкивался. В общем-то, рисовать можно и мышью, но как-то это некомфортно. Получается слишком по-детски. Дети держат карандаш в кулаке и размахивают им как маляр кистью, а художественная работа требует точности, и мне лично удобнее рисовать пальцами. Аккуратнее выходит, и рука меньше устаёт. Да пресловутый тоннельный синдром не заработаешь.

Самой первой моей мыслью при виде Wacom Cintiq 21 UX было: "Он огромный!". В общем-то, я привычный к большим формам и питаю к ним некоторую слабость, но увиденное меня изрядно поразило. В процессе доставания выяснилось, что корпус у планшета металлический! Сработано добротно и на совесть.

Cintiq 21 UX - интерактивный перьевой дисплей

Общие спецификации

Напряжение источника питания

100-240 В, 50/60 Гц

Максимальная потребляемая мощность

80 Вт

Общие размеры (включая подставку)

535 х 418 х 48 мм

Вес (включая подставку)

10,2 кг

Вес (без подставки)

8,5 кг

Порт для передачи данных

USB

Драйверы

Windows 2000/XP, Mac OS X 10.2.6 или выше

Подставка

Убираемая, вращение на 180° вправо/влево и наклон 10-60°

Сертификаты

CE, FCC

ЖК-экран 

Тип

TFT ЖК с активной матрицей

Размер экрана

54,2 см

Рабочая область

432 х 324 мм

Разрешение

UXGA (1600 х 1200 точек)

Размер зерна

0,27 х 0,27 мм

Глубина цвета

16,7 миллиона оттенков (24 бита)

Яркость (кд/м2)

250

Коэффициент контрастности

400:1

Время отклика (мс)

50

Углы обзора (L/D), (U/D)

85/85, 85/85

Планшет

Технология

Электромагнитный резонанс

Активная область

432 х 324 мм

Разрешение (точечное)

0,005 мм (5080 линий на дюйм)

Координатная точность

+/-0,5 мм, +/-1 мм по углам

Рабочая высота пера

5 мм или выше

Перо

Тип

Чувствительное к давлению, беспроводное, без батареек

Переключатели

Перьевой, два боковых переключателя и ластик

Диапазон активации пера

30-400 г

Уровни давления

1024

Срок службы переключателя

10000000 переключений

Вес

18 г

Резиновая область захвата

Да

Поставляется с:

Три стандартных наконечника, наконечник Stroke Pen, наконечник Felt Pen

Графический адаптер

Тип

Любая графическая карта с DVI- или VGA-интерфейсом (рекомендуется DVI-интерфейс)

Процесс установки на стол не отнял много времени, несмотря на немалый вес и солидные габариты устройства. Не очень помешал даже длинный сигнальный шланг (проводом это назвать я не могу), торчащий ровно по центру. Подставка тоже металлическая и сделана добротно. Продуманы даже пружинная амортизация и ролики на задних ножках для ровного качения при наклонах. Учтены все мелочи, на которые я обратил внимание. Вращать планшет вокруг центральной оси можно на 270°, что очень удобно при рисовании. Не надо выворачивать руку, достаточно повернуть экран как лист бумаги на столе.

К видеокарте планшет подключается практически по любому более-менее современному интерфейсу. На кабеле висит разъём DVI-I, и два переходника даются в комплекте. Я сначала подключил аппарат к ноутбуку через пятнадцатиштырьковый переходник, так как некогда было двигать большой монитор от большой машины, на которой ребёнок смотрит мультики, и хотелось поскорее опробовать это чудо техники в работе.

В связи с нехваткой места пришлось ставить Wacom Cintiq 21 UX вертикально, и тут-то и начались приключения. Планшет ни в какую не захотел поворачивать рабочий стол. Пришлось скачать утилиту Pivot, которая прекрасно с этим справляется, зато случилась рассинхронизация пера и курсора. Вместе они могли находиться только в центре экрана. В любом другом месте шарахались друг от друга, как оглашенные. Когда-то у меня была "таблетка" от НР с контроллером от Wacom, и я попытался поставить утилиту от неё, но она категорически отказалась вставать на мою машину. Наверное, не поверила, что бывают такие огромные контроллеры и подумала, что её обманывают. Пришлось разгребать стол и окрестности, чтобы вернуть монитор в горизонтальное положение. При всем при этом мышь в портретном режиме с Pivot работала прекрасно, а перо отказалось.

Вообще, я человек избалованный большими и хорошими мониторами, но этот произвёл впечатление даже на меня. Всё-таки в больших и хороших мониторах есть некий шарм... Хоть они и огромные, но работать за ними дико удобно. Две страницы А4 "стоймя" почти ровно входят в размер рабочего окна Acrobat, что, несомненно, оценят дизайнеры, для которых Wacom Cintiq 21 UX и предназначен. Физический размер экранного документа всего на несколько миллиметров меньше, чем у бумажного. Жаль, что делался планшет в расчете на солидно зарабатывающих дизайнеров и художников, но такова природа хороших вещей.

В процессе краткосрочной (увы!) эксплуатации выяснилась довольно интересная "багофича" - при впадании машины в спячку отключается и контроллер пера. Соответственно, будить компьютер приходится с клавиатуры или мыши. Хорошо это или не очень, судить не берусь, так как особого неудобства не испытал. Мышь всё равно нужна. Многолетние привычки быстро не проходят, а за неделю я просто не успел привыкнуть к очень удобному перу, что идёт в комплекте. Рука не устаёт при долгой работе, чему весьма способствует микропористая резина. Форма пера тоже продумана так, чтобы было удобнее держать его в пальцах. Мой ребёнок трёх с половиной лет быстро освоился и чертил свои каляки-маляки, пока я его насильно не ссаживал со стула, что сопровождалось воплями активного недовольства. К обычному (без монитора) планшету, к слову, чадо дышит гораздо ровнее, а пользоваться мышью он так и не наловчился, хотя постоянно пытается возить её по столу. Так и не понял еще, что надо нажимать и держать кнопку.

Жаль, на корпусе не оказалось USB-хаба. Он бы весьма пригодился, если учитывать, что один разъём в машине занимает контроллер.

Думаю, не надо подробно расписывать основное преимущество планшета с экраном перед гораздо более дешёвыми собратьями без оного. С детства в голову вбито, как линия появляется из под пера, а не где-то в совершенно другом месте. Можно привыкнуть и к такому, конечно, но переучиваться все-таки мучительно. Укоренившиеся привычки ломать довольно трудно. Я пытался когда-то рисовать на обычном планшете, но так и не смог привыкнуть к раздвоению взгляда: глаза так и норовили посмотреть на кончик пера, а не на экран.

Перья от старых планшетов не подходят к новым. Я не поленился и достал древний Intuos со старым разъёмом ADB и попытался порисовать, но экран его категорически игнорировал. Придётся покупать всё новое. Оказалось, что фирма Wacom, не мудрствуя лукаво, просто не обеспечивает совместимость между старыми и новыми девайсами. Более того, перья от разных серий планшетов одного поколения тоже не совместимы. Для каждого планшета - свои перья. Похоже, компания вовремя получила грамотно составленный патент на свою технологию и стала монополистом. Почивать на лаврах им некогда, но руки потребителям выкручивают усердно. Планшеты их на самом деле лучшие, так как поддерживают наклон пера, что очень важно при рисовании, например, в Painter. В Photoshop далеко не все кисточки поддерживают наклон, и для него это не столь критично.

Цифровые кисти имеют колоссальное преимущество перед аналоговыми в том, что для них есть цифровой ластик, который стирает бесследно любую "краску" или "карандаш". Цифра прощает начинающим даже грубые ошибки, которые теперь можно просто отменить или стереть. Кроме того, цифровое изображение можно увеличивать почти до бесконечности и прорисовывать мельчайшие детали, не напрягая глаз. Кисточки также варьируются в размере, и можно филигранно выписать самые тонкие линии на большом холсте.

Меня давно занимал вопрос целесообразности покупки такого планшета в сравнении с "таблетками" (Tablet PC). Теперь я понял, что таблетки вряд ли сравнятся с большими экранами - диагональ всё же не та. Да, у планшетов есть некоторые недостатки, но размер всё перекрывает. В нижней категории всё понятно: таблетки функциональнее отдельных планшетов, но в "тяжёлом весе" экранные планшеты бьют таблетки наголову. На колени этого монстра, наверное, поставить можно, длина кабеля позволяет, но уж шибко боязно. Я не стал даже пробовать, помня о весе планшета, да и на столе он стоит удобно. Взять такой на пленэр практически невозможно, а вот "таблетку" - вполне. Особенно, если предусмотрено питание от прикуривателя.

Мне кажется, что идеальным вариантом было бы подключение его к планшетному компьютеру. Они лучше заточены под вращение и работу с пером. К тому же, в Win XP Tablet PC Edition есть довольно интересные утилиты как раз для работы с рукописным вводом вплоть до виртуальной клавиатуры и распознавания рукописного текста. Как все это работает с кириллицей - уже другой вопрос.

Дизайн строгий и корректный, почти брутальный, но функциональный. Серая окантовка экрана не мешает работать и с экранной цветопробой. Рамка вокруг достаточно широкая, чтобы рука опиралась на неё при работе около края. Эргономика должна быть эргономной! Весьма порадовали небольшие выемки на боковых панелях, которые по умолчанию настроены как заменители колеса мыши. Рядом с ними есть и четыре функциональные кнопки, которые можно настраивать по своему вкусу. При касании пером экрана около кнопки включения загорается синенький светодиодик, помогающий четко видеть момент касания пера. Планшет распознаёт 1024 степени нажатия на перо, и индикация нужна, чтобы не ошибиться при лёгкой штриховке.

Думаю, что идеальным вариантом использования была бы клавиатура с тачпадом, так как рукой махать из угла в угол такого экрана непривычно.


Результат моей творческой работы с помощью Wacom Cintiq 21 UX. А говорят, что я рисовать не умею...

Стило, что идёт в комплекте с планшетом, поддерживает и наклон, но не со всеми инструментами. К примеру, карандаши не реагируют на него, а вот аэрографами без поддержки наклона толком и работать нельзя. Спецы, хорошо знающие Painter, могут возразить, что в нём можно настроить наклон для каждой кисточки. Можно, но для каждой отдельно и без динамики. Изменить наклон в процессе проведения линии не получится. Это, примерно, как если кисточку зажать в фиксирующее приспособление и менять наклон только после отрыва от бумаги. В представительстве компании мне сообщили, что уже появилось перо с поддержкой вращения, но я его не пробовал и ничего пока сказать не могу. Концептуально штука, должно быть, нужная. Вполне возможно, что такими будут комплектоваться топовые модели планшетов с экранами.

При работе в Painter с кистями большого размера была выявлена некоторая заторможенность отклика, которую я отнёс на некоторую задумчивость моей, увы, не шустрой машины, так как для обсчёта реакции акварельных кистей на мокрой бумаге в реальном времени нужны изрядные вычислительные ресурсы, которых в моей машине (Pentium M 1700 МГц, шина 100 МГц, 512 Мбайт памяти) не нашлось. При подключении к более "серьёзной" двухпроцессорной машине с двумя гигабайтами памяти эти проблемы начали проявляться на гораздо больших размерах и в гораздо меньшей степени. Кроме того, заметно отставание курсора от пера при быстром перемещении, но это, на мой взгляд, уже относится к флегматичности матрицы экрана. Увы, за хорошую цветопередачу надо платить.

При проверке равномерности освещённости экрана были выявлены небольшие засветки сверху и по бокам. Это хорошо видно, когда монитор не подключен к источнику сигнала, но включён в сеть. Впрочем, в работе это не заметно. Справедливости ради надо сказать, что при таких размерах (21") и разрешении (1600 х 1200) идеального распределения света добиться безумно трудно. Вот конструкторы и не стали сходить с ума сами и сводить с ума производство. Если кому-то это критично, то, наверное, за отдельную оплату и под заказ привезут и идеальный девайс.

Отдавать Wacom Cintiq 21 UX мне ужасно не хотелось, но я ещё столько денег не накопил (около $3500), чтобы купить такое чудо домой на радость себе и ребёнку. Ребёнок рыдал от отчаянья, когда понял, что я забираю его насовсем. Наверное, он понял, что зря научился выбирать цвет кисточек в палитре цветов Painter, и все его умения теперь пропадут втуне, но я ничего не мог поделать, так как три с половиной тысячи долларов для меня пока сумма неподъёмная.

Мне кажется, именно на чём-то подобном (с сенсорным экраном) и надо учить детей работать на компьютере. Мышь - устройство удобное, но требует изрядного времени для привыкания, и ребёнку надо довольно долго привыкать двигать рукой вслепую, а перо и линия, которую проводишь на планшете, и так перед глазами. Придётся копить деньги на 15-дюймовую модель или Tablet PC с контроллером от Wacom.

Секрет успеха планшетов Wacom объясняется легко: кроме планшетов, эта фирма больше ничего не выпускает. Планшеты и только планшеты, но самые лучшие. Уже 23 года. Как меня заверил представитель компании, роскошные девайсы делают на Тайване, доверяя континентальному Китаю только самые недорогие модели.

В общем, за полторы недели тестирования был обнаружен только один критичный недостаток, присущий практически всем хорошим девайсам - цена. Всеми остальными можно и пренебречь. Уже практически перед расставанием с этим чудом техники был выявлен и ещё один недостаток. Корпус никак не закреплён на подставке и при попытке перенести его на другое место эта полуторакилограммовая подставка упала мне на ногу. Мало мне не показалось, и я двигал его, хорошо придерживая за фиксаторы положения на подставке, благо, они удобно расположены.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.