Проба фотокамеры Casio Exilim EX-S500
АрхивЦифрографияЧто зацепило в EX-S500 - сказать трудно. Возможно - выдвижной объектив с относительно большими линзами; возможно - моментальное его выдвигание в рабочее положение и такое же убирание обратно, причем с закрытием линзы шторкой.
- Может, чуть позже? У нас есть образец, но в нем еще нет русского языка!
- А зачем нам русский язык? Мы можем и не упоминать, что его нет, ведь будет же он?
- Конечно, будет.
Ну вот, что еще от журналистов ожидать… Клянутся не упоминать, а сами с этого статью начинают. Но ведь будет же! А пока японцы учат камеру русским иероглифам, мы посмотрим, что покажет нам неадаптированный экземпляр с серийным номером 14.
Наевшись в свое время "качества" Olympus C820 (собственно "Олимпус" тут не виноват - в то время все аппараты с матрицей 0,8 Мпикс демонстрировали ущербность цифры по сравнению с пленкой), я надолго потерял интерес к цифровым "мыльницам". Что зацепило в EX-S500 - сказать трудно (очередной типично "дамский" аппарат - правда, с трехкратным зумом и пятимегапиксельной матрицей. И все это в габаритах визитницы). Возможно - выдвижной объектив с относительно большими линзами (не со спичечную головку); возможно - моментальное (полсекунды) его выдвигание в рабочее положение и такое же убирание обратно, причем с закрытием линзы шторкой. Но в результате я провел с S500 недельный отпуск (параллельно, разумеется, используя свой пятимегапиксельник же Sony DSC-F707) и получил довольно неожиданный для себя результат. А именно: этой самой "визитницей" было сделано впятеро (!) больше снимков, чем Sony.
Объяснение простое: Casio всегда была в кармане, а доставать Sony - и долго, и зачастую просто лень. И когда не изображаешь из себя фотокорреспондента, а просто отдыхаешь, отсутствие посторонних предметов в руках или на шее - огромный плюс. Если б качество или функциональность отличалась раз в пять, я бы, несомненно, пользовался Sony. Качество не в пять раз, но отличается, только вот при любительской съемке его и у малютки оказалось достаточно, во всяком случае на компьютере разница в глаза не бросается, а уж на отпечатке 10х15 тем более. Что же до функциональности… Тут-то и кроется самый интересный момент: теоретически она у Sony в разы лучше, но я же не пользуюсь ею всегда и везде. Инженерам Casio могу выразить свое восхищение - они ухитрились выбрать и запихать в "дамские" габариты именно те функции, которые чаще всего и нужны фотолюбителю. Два дня привыкания, и вот я уже вполне обхожусь без пятикратного зума, ручных режимов и даже поворотного объектива, но совершенно не понимаю, как можно таскать с собой "эту дуру" и снимать без экранной сетки, облегчающей выравнивание по горизонту.
Первое ощущение от Casio: ой, сейчас точно уроню (у тестового образца не оказалось в комплекте ремешка, а соотношение веса и габаритов однозначно выдает металлический корпус, который вдобавок еще и довольно скользкий). Но нет, не уронил ни разу (честно!).
Второе: а где видоискатель-то? Нет его. И дисплей не поворачивается. Поднимать камеру на уровень глаз не совсем привычно, но при таких габаритах и не в тягость. Вот держать ее одной рукой, когда палец лежит на спуске, и регулировать при этом зум - для меня проблема: великовата длань. Но и к этому привык.
Автоматическая установка экспозиции (а ручной и нет) близка к идеалу, при самых разных условиях освещения из нескольких сотен кадров камера ошиблась на одном (!) - пересвечены блики на воде на заднем плане, однако объект на переднем проработан отлично.
Автофокус ничем особенным не выделяется, тут малютке тягаться с Sony трудно (все же лазерной "сетке", обеспечивающей наводку на серую стену в полной темноте, конкурентов нет), - в сумерках, несмотря на подсветку, объект периодически не "ловится". Но по сравнению с большинством "обычных" камер заслуживает четверки с плюсом. При хорошем освещении - четверть секунды, с подсветкой - около секунды.
Четкость и шумы оценивайте сами - привожу кадр с увеличенным фрагментом, (ISO100, 1/200 с, минимальное фокусное расстояние). Хроматические аберрации - на четыре с минусом, искажения тоже. Это если равнять с полноразмерными камерами, а не "дамскими". В режиме ISO400 шумы, правда, уже неприемлемые - на отпечатке 10х15 будут резать глаз.
У аппарата есть и стабилизатор изображения, но он чисто программный, и эффективность его не слишком заметна при обычной съемке. Зато он, похоже, умеет то, что не под силу стабилизаторам оптомеханическим: уменьшать смазывание отдельных движущихся объектов в кадре, не размазывая фон. Впрочем, серьезно я его не тестировал.
Оптический зум регулируется ступеньками: всего шесть положений. Привыкши к плавной регулировке, иногда хочется подобрать границы кадра более точно, и это неприятный момент номер раз.
Одна интересная особенность: внешняя линза объектива не выпуклая, а вогнутая. Подозреваю, что каким-то отражением от нее и вызваны дефекты на снимках, приведенных выше, - радужное пятно и пурпурная засветка. Первый кадр сделан против солнца, второй - солнце сбоку, но тоже попадает в объектив. Недостаток номер два. Впрочем, из нескольких сотен кадров эффект проявился лишь на этих двух.
За неделю тестовой эксплуатации аппарат разок вошел в ступор - завис с выдвинутым объективом, а по экрану разбежалась радуга. Реанимировался только извлечением батареи. Это три (два с половиной, поскольку прошивка вряд ли финальная).
На какой-то день я вдруг обнаружил, что включить режим макросъемки - нетривиальное дело. Не найдя сразу пункта в меню (отдельной кнопки нет, в меню позже нашел, но тоже не в два нажатия), включил через BestShot. Выключать тоже неудобно. Это придирка номер четыре. Впрочем, нет, три - потому как можно назначить на джойстик. Его кнопкам вправо-влево можно задать разные функции; я, к примеру, поставил чувствительность, чтобы не лазить по меню. Но совместить макро и чувствительность нельзя.
Попутно замечу: чрезвычайно удачное решение - возможность задать в настройках, какие установки будут сохраняться при выключении питания, а какие возвращаться в "умолчальные". Например, при съемке в сумерках (белые ночи в Карелии) камера, подобно дешевой "мыльнице", регулярно пыталась подсвечивать вспышкой горизонт на пейзажах (безрезультатно, разумеется). Запрещаешь, конечно, вспышку со второго кадра, но выключил-включил камеру, и все повторяется. А устанавливаешь запоминание состояния вспышки, и эта мелочь больше не раздражает.
Наконец, пять (то есть четыре) - в EXIF не записывается значение чувствительности. Список недостатков (или придирок) на этом закончился.
Раз уж зашла речь, мне очень импонирует технология BestShot, хотя сам пользоваться ею вряд ли когда буду. И тем не менее: в кольцевом списке сюжетов их штук тридцать. Я примерно помню, что макросъемка где-то в последнем десятке. Время не всегда ждет, пока я долистаю до нужного. А вот бы сделать как в dialup-настройках Windows: чаще всего используемые сюжеты поднимать в списке наверх - это из пожеланий (реализуемых программно). BestShot, кстати, вполне компенсирует отсутствие ручных режимов, там есть и ночная съемка, и ночной портрет, и, разумеется, портрет-пейзаж-спорт.
Еще один плюс - видеозапись включается отдельной кнопкой. И вообще переключателя режимов как такового нет - включается камера всегда в режиме записи, просмотр - тоже отдельная кнопка (и не нужна еще одна специальная - для просмотра последнего кадра). Удаление последнего кадра и режимы дисплея (кстати, есть гистограмма) - на джойстике.
Хотя батарея смотрится игрушечно (она меньше, чем в мобильнике, при этом 3,7 В/680 мАч, и в коробке еще запасная - не знаю, будет ли поставляться так и в продажу), хватало ее примерно на пять дней активной съемки. Если запасная батарея все же будет, еще одна мелкая придирка - на "базе" хотелось бы иметь гнездо для зарядки и ее (основная заряжается через аппарат). Потому что, когда ставишь камеру на ночную зарядку, проснуться через два часа и сменить батарею на запасную, дабы иметь к утру две полные, мне ни разу не удалось. Впрочем, это можно считать моим недостатком.
Подведем итог. Замена серьезной камере? Нет, конечно. Вторая в карман? Да. Стильная, и при этом серьезная "игрушка" для женщин? Да. Подарочный вариант? Да. Осталось добавить в нее мобильный телефон. Но и без него впечатление очень приятное. Да и вообще, телефон на отдыхе - явное излишество, в отличие от фотоаппарата.
- Из журнала "Компьютерра"