Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Фото- и видеотехника в свободном падении

АрхивЦифрография
автор : Андрей Рябов   11.04.2005

Это не крэш-тест фотоаппаратов и видеокамер, и не рассказ о печальных перспективах рынка. Читайте о том, как организовать съёмку в небесах - под куполом парашюта.

Вам когда-нибудь доводилось любоваться подмосковной природой на закате? Да? Я имею в виду, в свободном падении. Нет? Есть мнение, и не только мое, что вы много потеряли. Впрочем, не буду увлекаться. Эта статья не о прыжках, а о технике, помогающей воздушным операторам запечатлеть все происходящее в небе.

Фото- и видеосъёмка в парашютном спорте получает все более широкое распространение как средство объективной оценки тренировочных и соревновательных прыжков. А в последние годы в большинстве видов парашютного спорта съёмка стала единственным средством судейской регистрации результатов. Воздушные операторы все чаще снимают и учебные прыжки студентов AFF (Accelerated Free Fall – ускоренное обучение в свободном падении), что делает эту методику еще более эффективной.

Все это стало возможным благодаря миниатюризации аппаратуры и переходом на цифровые носители информации. Компактные и легкие цифровые фото- и видеокамеры сделали работу воздушных операторов проще и безопаснее. Однако искусство этого специального вида съемочных работ приобретается нелегко и требует постоянной практики.

Я занимаюсь парашютным спортом около двух лет, и совсем недавно решил попробовать заняться воздушной съемкой. Выбор и монтаж правильного снаряжения – это проблема, с которой я столкнулся сразу. Мнения относительно того, какая система лучше (видеокамера, фотоаппарат и шлем) значительно расходятся. Необходимо иметь в виду две основных идеи: безопасность и надежность. Ничто больше не разочаровывает, чем отказ съёмочной системы во время прыжка, и нет ничего опаснее, чем слишком свободная, болтающаяся на голове камера.

Немного о выборе фото- и видеокамеры

На мой взгляд, не стоит сразу покупать дорогую модель, особенно если будущий оператор еще не решил, будет ли он серьёзно заниматься воздушной съёмкой. При выборе камеры следует обратить внимание на такие характеристики, как отключаемый автофокус, и возможность ручной коррекции параметров съёмки. Из доступной аппаратуры следует выбрать камеру с минимальными весом и габаритами.

Желательно наличие стабилизатора изображения (прекрасно, если он оптический), но это не является обязательным требованием и сильно зависит от того, что планируется снимать. В групповой акробатике, фристайле, фрифлае и скайсерфинге, где видеосъёмка ведется в свободном падении, стабилизатор нужен только для первых прыжков, когда оператор еще не научился "держать" голову и не делать ею резких движений. Этот навык приобретается обычно после пары десятков прыжков. А вот в купольной акробатике съёмка ведется в пилотируемом полете, и оператору часто приходится лететь позади купольной формации, в ее турбулентной струе. Парашют оператора, его тело и, соответственно, саму камеру будет сильно трясти и наличие оптического стабилизатора изображения в этом виде съёмки крайне желательно. Следует заметить, что оптический стабилизатор сильно увеличивает энергопотребление камеры и требует установки более мощных и, следовательно, более тяжелых аккумуляторов.

Операторские шлемы – важнейший элемент снаряжения. Шлем воздушного оператора – это тот самый элемент, на который крепится все "железо", и от которого часто зависит не только качество съемки, но и безопасность прыжка, а иногда и жизнь оператора. Безопасный вес на голове человека равен двум килограммам, и уложиться в эти пределы до появления малогабаритной и лёгкой цифровой видеоаппаратуры было невозможно. Требовалось принимать специальные меры, обеспечивающие безопасное раскрытие купола и нормальный перенос оператором перегрузок, возникающих при этом. Они могут достигать величины в 16 G. Но об этих мерах мы будем говорить как-нибудь в другой раз, а сейчас о самих шлемах.

Существует два основных типа шлемов для воздушных операторов – это анатомические (изготавливаются индивидуально по слепку головы) и обычные спортивные шлемы, на которые крепится платформа для фото- и видеоаппаратуры. Такой тип шлемов в основном и применяется начинающими воздушными операторами. Чаще всего используются недорогие пластиковые парашютные шлемы, в которых поролоновые упругие вставки заменяются пенополиэтиленовыми. Последние более жёсткие и лучше держат форму, а вследствие этого лучше фиксируют голову. Также дорабатывается застёжка шлема, которая должна обеспечивать неподвижность каски на голове за счет фиксации подбородка.

При изготовлении платформы для аппаратуры следует обратить особое внимание на отсутствие щелей и т.н. "заманов" на затылочной части шлема между платформой, шлемом и камерой. Это необходимо для исключения попадания туда свободных концов или строп купола при раскрытии. Защемление в такой щели свободного конца купола или даже одной стропы может привести к очень неприятным последствиям. Защита фото- и видеоаппаратуры чехлом - а лучше жёстким боксом - крайне желательна. Это необходимо для обеспечения сохранности камеры, исключения зацепов за неё и обеспечения более высокого качества съемки. В свободном падении скорость встречного воздушного потока может превышать 200 км/ч. Внутрь камеры проникает набегающий воздух, зачастую с пылью, и тогда брак в съёмке и быстрый выход аппаратуры из строя неизбежны. При ночной воздушной съемке к шлему дополнительно крепится фонарь, что увеличивает вес конструкции и опасность работы в воздухе.

Немного о видоискателе

Использование штатного видоискателя камеры в воздушной съёмке, в силу понятных причин, невозможно. В основном, применяются рамочные видоискатели или их видоизмененные конструкции. В простейшем случае это проволочная рамка перед глазом, ограничивающая поле кадра камеры или прозрачная пластинка с обозначением центра кадра и дающая представление о размерах кадра. В таком шлеме "прицел" настраивается индивидуально на конкретного оператора.

Существует и более сложный "прицел", так называемый Heller - это оптический элемент, представляющий собой сборку из двух пластин, дающих на просвет дифракционные кольца Ньютона, меняющие свою форму при изменении угла визирования. В любом случае, самым важным является конструкция самого "прицела", он должен быть небьющимся, и обеспечивать надежность фиксации положения прицельной рамки. В тоже время, при зацепе за него стропы желательно, чтобы "прицел" отрывался от шлема быстрее, чем сломается позвоночник оператора. Это не чёрный юмор, а требование, невыполнение которого в ситуации нештатного раскрытия, может стоить оператору жизни. Например, при аварийном раскрытии из нестабильного положения, при сильном "дефиците" высоты.

Немного о процессе съемки

В один из моих первых прыжков в качестве воздушного оператора мне довелось запечатлеть тандем-прыжок. Собственно, посмотрите несколько фотографий, и представьте, насколько меньше впечатлений о первом прыжке осталось бы "пассажиру" тандема без них. Эксклюзивные фото свободного падения с высоты четыре тысячи метров делались с помощью камеры Canon EOS 300D с доработанной системой управления затвором. Спуск затвора осуществляется напряжением мышц челюсти, напротив которой в шлеме установлена кнопка.

После съёмок в воздухе оператору остается только одно - приземлиться быстрее тандема и запечатлеть мягкую посадку. Задача реальная, благо, мой парашют Crossfire 2 превосходит Icarus Tandem по всем летным характеристикам. Раскрытие на 700 метрах… полет к аэродрому… оценка обстановки… принятие решения на агрессивное приземление… разгон купола крайним разворотом на 270… черт… низко… слишком низко… и вот вместо красивого пролета в нескольких сантиметрах над землей я врезаюсь в рыхлый мартовский сугроб… тут уже не до съемок…

Никогда не прыгайте с парашютом! Понравится!

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.