Практикум по мобилографии: съемка
АрхивЦифрографияОбсудив проблемы мобильной фотографии, преимущества и недостатки мобильного стиля съемок перед обычным цифровым, переходим к практическим вопросам фотосъемок. Здесь все не так очевидно, как может показаться на первый взгляд. Камерофон, если рассматривать его как художественный инструмент, способен на многое, особенно, если вооружиться некоторыми правилами композиции и чем-то вроде "Photoshop".
Hачнем с того момента, когда мобильник готов к съемке. Одно нажатие на кнопку — и кадр получен. Здесь сразу надо обратить внимание на пару общих технических моментов. Как и при любой съемке, постарайтесь обеспечить максимальную неподвижность аппарату для того, чтобы не «смазать» изображение, особенно при съемках на длинной выдержке. Хотя традиционное понятие «выдержка» к мобильнику применимо плохо, так как аналогом традиционной выдержки выступает, видимо, частота сканирования матрицы, но все же этот параметр становится меньше (выдержка, соответственно, увеличивается) в плохих условиях освещенности. Экспериментируя с Motorola C650, я перевел его в режим ночной съемки. Если в этом режиме, скажем, поднести руку к камере, то увидеть на дисплее это действие можно лишь спустя примерно полсекунды. Соответственно, в течение этого времени и производится экспонирование матрицы. Если же говорить о дистанции съемки, то, как показывает практика, сравнительно неплохие, хотя и размытые, кадры небольших предметов можно получить сантиметров с 20, а довольно резкие — с 30. В данном случае все зависит от фокусировки аппарата.
Сравнительно неплохо можно снять небольшую группу людей с расстояния примерно метра полтора, причем даже черты лица будут вполне различимы. Мобильные пейзажи получаются противоречивыми, в особенности следует избегать сцен с ярким небом, так как из-за маленькой «выдержки» детали в тенях могут быть непроработанными.
Естественно, при мобильной съемке вполне применимы обычные правила композиции. Например, в фотографии широко используется так называемое правило третей. Упрощенно его можно сформулировать следующим образом: располагайте сюжетно значимые объекты примерно на расстоянии одной трети от края кадра. Какой-нибудь интересный объект можно разместить в точке пересечения линий, делящих кадр на три части по вертикали и горизонтали, в так называемом зрительном центре. Для усиления перспективы можно ввести в кадр прямые линии, сходящиеся в глубине кадра, например дорогу.
Для придания фотографии пространственности учтите тот факт, что на расстоянии предметы кажутся меньше. Объемности кадру добавляет перекрытие предметов и свойства так называемой тональной перспективы или ее разновидности — перспективы воздушной. Дело здесь вот в чем: с удалением предметы кажутся нам не только меньше, но и менее интенсивно окрашенными, особенно на воздухе. Этим тоже можно пользоваться при съемках, равно как и разными ракурсами — необычными положениями камеры при съемке, которые особенно подходят для мобилографии, поскольку сотовый — вещь весьма непостоянная, и его так и тянет навести на объект съемки как-нибудь необычно.
При работе с Motorola C650 я заметил одну интересную особенность: объектив практически не вносит в фотографии оптических искажений. Это просто удивительно, видимо, инженеры из Motorola, учитывая, что фотоаппаратом будут пользоваться преимущественно на близком расстоянии, максимально уменьшили этот эффект, который справедливо было бы ожидать от телефонной камеры. Это, однако, не значит, что снимать портреты надо с самого близкого расстояния. Портретная съемка — тот вид съемки, когда чем вы дальше от объекта, тем лучше для результата. И дело тут вот в чем. На близком расстоянии усиливаются перспективные искажения, т. е., скажем, нос человека расположен ближе, чем все остальное, поэтому выглядит больше и портрет получается искаженным. Не случайно лучшие портреты крупным планом получаются с использованием длиннофокусных объективов. В нашем же случае единственное, что можно порекомендовать, это найти компромисс между расстоянием и перспективными искажениями.
Появилась у меня мысль попробовать использовать мобильник в качестве устройства для копирования текстов. Проведя тестовую распечатку разными шрифтами на листе формата A4, получил интересные результаты: сносно читаемым оказался текст, напечатанный шрифтом Arial размером 18 пунктов. И это при том, что в кадре был весь лист. Приблизив камеру, удалось получить читаемый текст, напечатанный 14-м кеглем, при длине строки, попавшей в кадр, равной 14 символам. Причем даже шрифт размером в 10 пунктов можно было прочитать, хотя и с трудом. То есть быстро скопировать что-нибудь важное при помощи мобильной камеры в крайней случае можно.
Главной проблемой кадров, отснятых камерой телефона Motorola C650, стало сильное JPEG-сжатие. Имела бы камера возможность управлять уровнем сжатия, было бы просто превосходно. Но если есть проблема, значит, ее надо решать, а проблемы с графикой очень удобно решать в графическом редакторе, например в «Photoshop». Причем решать довольно эффективно, но об этом в следующий раз.