Nikon Coolpix 8700. Часть 2. Фотографические возможности
АрхивЦифрографияФорматы записи, фотографические возможности, различные режимы съемки и галерея снимков в заключительном тестировании восьмимегапиксельной камеры от Nikon.
Система экспозамера, гистограмма
Nikon 8700 имеет четыре режима экспозамера: 256-зонный матричный, центровзвешенный, точечный по центру кадра и точечный с привязкой к текущей точке фокусировки. Во время тестовых съемок я в основном пользовался центровзвешенным экспозамером, предсказуемость которого была не сказать чтоб идеальной. Иногда требовалось вводить достаточно большие значения экспокоррекции: от -1,3 EV до +0,7 EV при съемке цветов (см. примеры с макросъемкой в соответствующем разделе). На городских пейзажах солнечным днем чаще всего требуется сильная положительная компенсация экспозиции. Посмотрите снимки в галерее - там где компенсация не использовалась, наблюдается ощутимая недодержка. Более того, даже при EB = +1 EV снимки иногда оказываются недоэкспонированными! Что же будет на пляже с белым песком или при съемке снежного пейзажа? Похоже, там придется вводить экспокоррекцию вплоть до +2 EV...
Окончательным средством точной подгонки экспозиции может служить удачно реализованная гистограмма в режимах съемки и просмотра. Посмотрим на ее точность в режиме просмотра (слева внизу показана гистограмма готового снимка в RGB, справа - в Lab):
Как видим, гистограмма отображает распределение яркостей канала Lightness в цветовом пространстве Lab. В этом Nikon 8700 ничем не отличается от остальных восьмимегапиксельников. Форму гистограммы точной назвать нельзя, но как инструмент для отслеживания пересветов/недосветов она очень хороша. И еще раз хотелось бы обратить внимание читателей на следующий нюанс: ширина гистограммы в Lab и RGB может сильно различаться в зависимости от сюжета. В результате, если в вышеприведенном примере растянуть гистограмму с помощью положительной экспокоррекции на всю ширину шкалы, то получится конкретный пересвет. Поэтому при съемке всегда старайтесь оставлять небольшой запас по светам и окончательно ориентируйтесь по виду снимка на дисплее, который довольно близок к конечному результату.
Форматы записи
Nikon 8700 может записывать снимки в форматах JPEG, TIFF и RAW. Очевидно, что использование формата TIFF на сегодняшний момент лишено всякого смысла. Как всегда, остается выбор между JPEG и RAW. Давайте посмотрим на разницу в структуре изображения при использовании этих форматов. Для этого специально был отснят тестовый сюжет в мини-студии с освещением лампами накаливания. Сначала был снят кадр в JPEG, затем в RAW (этот файл DSCN0249.NEF вы можете скачать и провести собственный эксперимент). Поскольку камера была жестко закреплена на штативе, спуск производился по таймеру, а освещение не менялось, разница будет обусловлена лишь форматами записи. Для конвертации RAW использовался штатный софт Nikon Editor а также Adobe Photoshop CS.
JPEG |
JPEG from RAW by Nikon Editor | ||
JPEG from RAW by CS (Nikon plug-in) |
JPEG from RAW by CS Default | ||
JPEG from RAW by CS 0% | |||
Для просмотра в высоком разрешении кликните по ссылке 100% (оригинал)или 50% (ресайз методом Bicubic Sharper до 1632 х 1224 с сохранением EXIF). |
Баланс белого выставлялся по листу и именно это стало причиной того, что после конвертации в Nikon Editor изображение имеет желтый оттенок. Дело в том, что пресет «как при съемке» почему-то определяется в этой программе некорректно, а возможности выставить ББ по точке белого в конверторе просто нет!
С конвертором Adobe Photoshop CS тоже получилась интересная ситуация. Встроенный модуль Adobe RAW Image convertor 2.2 перестал работать после установки софта Nikon. Вместо этого запускался модуль из комплекта программы Nikon Editor, который позволял изменить всего два параметра: компенсацию экспозиции и баланс белого. К счастью, в этом случае выставленный при съемке баланс белого определялся правильно.
Дабы окончательно внести ясность в эту запутанную ситуацию с модулями, я деинсталлировал программу Nikon Editor. После этого конвертор Adobe Photoshop CS стал функционировать в обычном режиме и результаты его работы вы видите на последних двух иллюстрациях (JPEG from RAW by CS Default - конвертация с установками по умолчанию, ползунки Sharpening и Color Noise Reduction в положении 25%; JPEG from RAW by CS 0% - эти же ползунки установлены на 0%).
Кстати, очень важная деталь: баланс белого в конверторе Adobe Photoshop CS определился почти корректно (в отличие от RAW-файлов камер Canon и Sony), хотя небольшая разница цветового баланса все же есть.
Итак, получилось целых пять вариантов одного и того же снимка. Подозреваю, что переварить такой массив информации с первого раза трудновато, но если представленные ниже кропы хоть кому-то пригодятся в качестве справочной информации - уже хорошо. А чтобы не загромождать статью, прочие фотографические возможности Nikon 8700 мы рассмотрим на следующей странице. Если вам неинтересны тонкости форматов записи - сразу переходите к ней.
JPEG. |
JPEG from RAW by Nikon Editor. |
JPEG from RAW by CS (Nikon plug-in). |
JPEG from RAW by CS Default. |
JPEG from RAW by CS 0%. |
Как видим, наилучшая резкость наблюдается у «обычного» JPEG (обращайте внимание на волоски в бумаге купюры слева). Видимо, это результат шарпенинга, но весьма грамотного, поскольку артефакты в виде светлых окантовок по краям контрастных объектов почти незаметны. Алгоритм Photoshop CS с установками по умолчанию тоже неплох. Посмотрим на ситуацию с шумами:
JPEG. |
JPEG from RAW by Nikon Editor. |
JPEG from RAW by CS (Nikon plug-in). |
JPEG from RAW by CS Default. |
JPEG from RAW by CS 0%. |
Минимальное количество шумов наблюдается у конвертора Photoshop CS с установками по умолчанию, что, в общем, неудивительно - подобная картина типична для RAW с любых камер, модуль шумоподавления здесь очень эффективен. Но, кстати, и насыщенность цветов при использовании этого конвертора падает.
В завершение раздела - статистика по форматам файлов. JPEG максимального качества у Nikon 8700 весит очень мало для восьмимегапиксельной камеры. В среднем, на одну карту памяти 256 Мбайт помещается 105-110 снимков - это даже чуть больше чем у пятимегапиксельного Canon G5! То есть, один кадр в JPEG занимает около 2,5 Мбайт. Нельзя сказать, что такое увеличение степени сжатия повлияло в худшую сторону на качество снимков. Сравнение с конкурентами показывает, что в камерах такого класса основные потери качества связаны с несовершенством оптики, матрицы и алгоритмов demosaic.
Кадр TIFF занимает 23 мегабайта и пишется 17 секунд на карту памяти PQI F1 256 MB 40x. Один RAW в полном соответствии с теорией занимает 12 Мбайт и записывается 16 секунд на ту же карту памяти, что удивительно, учитывая вдвое меньший, чем у TIFF, объем. Камера блокируется после съемки первого же кадра RAW, так что в плане скорости записи снимков Nikon 8700 сильно уступает лидерам по этому показателю Canon Pro1 и Konica Minolta A2. Учитывая все вышесказанное, можно предположить, что в подавляющем большинстве случаев владелец Nikon 8700 будет снимать в JPEG максимального качества. Именно в этом формате будет производиться анализ качества изображения на следующей странице. Читать дальше >>>
Шумы, структура изображения
ISO 50, F=71,2 мм (экв. 280 мм) | |
Кадр снят из окна 12 этажа на максимальном зуме. Любопытно, что удалось получить достаточно резкий снимок на выдержке 1/100 сек с рук. Тем не менее, оценивать микрорезкость изображения по этому снимку все же некорректно. Давайте посмотрим на шумы и блюминг (благо диафрагма открыта до предела):
Как видите, уровень блюминга невысок, сиреневые окантовки вокруг бликующих объектов практически отсутствуют. Шумы почти незаметны даже в тенях, антиалиасинг выполнен качественно.
Следующий кадр - закатный пейзаж, снятый со штатива. Здесь вы можете оценить цветопередачу и микрорезкость изображения, а также уровень хроматических аберраций (кадр снят на среднем фокусном расстоянии):
ISO 50, F=15,7 мм (экв. 61 мм) | |
Красно-зеленая хроматическая аберрация заметна не только на периферии кадра, но даже ближе к центру. Правда, уровень ее невелик. В этом Nikon 8700 чуть уступает Canon Pro1, но зато превосходит Sony 828. Микрорезкость изображения хорошая, цветопередача яркая и насыщенная, уровень шумов очень мал (см. структуру неба у горизонта на нижнем кропе). Кстати, данный снимок был сделан с выключенным шумоподавителем (выдержка 1/8 сек плюс Noise Reduction = OFF в меню).
Третий кадр снят на самом широком угле 35 мм. Посмотрите на деликатную передачу оттенков, на небо и зелень - именно здесь проявляется «фирменная» никоновская цветопередача с легким намеком на уход в сиреневые тона.
ISO 50, F=8,9 мм (экв. 35 мм) | |
Хроматические аберрации вездесущи, хотя и слабо выражены. Уровень шумов невелик, границы объектов прорисованы аккуратно, без каких-либо зазубрин и «лохматости».
Небольшие итоги этого раздела:
• Nikon 8700 имеет качественную структуру изображения, обеспечиваемую удачными алгоритмами demosaic;
• уровень шумов очень мал для камеры такого класса;
• микрорезкость хорошая;
• уровень ХА не очень велик, но все же они заметны на значительной площади кадра, по этому показателю Nikon 8700 уступает прежде всего таким конкурентам как Canon Pro1 и Olympus C-8080;
• блюминг выражен слабо.
Система фокусировки, макрорежим
Как было сказано на второй странице обзора, Nikon 8700 имеет пять возможных зон фокусировки. Автофокус здесь не очень быстрый и не всегда точный - сказывается возраст базовой модели 5700. Несмотря на лампу подсветки, в темноте наводка на резкость затруднена. При окончательной подстройке автофокуса картинка слегка «замораживается», хотя это не так выражено, как у Canon Pro1. Пожалуй, по скорости и точности автофокусировки все пять восьмимегапискельников следует расставить по ранжиру следующим образом (в порядке убывания):
1. Sony DSC-F828, Konica Minolta A2;
2. Olympus Camedia C-8080;
3. Canon PowerShot Pro1, Nikon Coolpix 8700.
Зато макрорежим у Nikon 8700 просто замечательный. Соответствующий значок загорается зеленым светом в диапазоне фокусных расстояний 35-110 мм (условно назовем это режимом супермакро), а в диапазоне 110-280 мм вы получаете обычное макро с возможностью фокусировки сантиметров с 30. Посмотрите на примеры съемки в обоих режимах (слева «обычное» макро, справа - супермакро):
ISO 50, F=71,2 мм (экв. 280 мм) |
ISO 50, F=27,3 мм (экв. 110 мм) | ||
Обычный режим макро с использованием максимального зума очень хорошо подходит, например, для съемки крупных цветов, снимки получаются эффектными, а относительно большое расстояние до объекта позволяет занять комфортную позицию для съемки (особенно со штативом):
ISO 50, F=71,2 мм (экв. 280 мм) |
ISO 50, F=52,4 мм (экв. 205 мм) | ||
В зеленой зоне макро увеличение получается просто отличным, искажения пропорций на фокусном расстоянии 110 мм практически отсутствуют. Все это позволяет делать снимки примерно такого типа:
ISO 50, F=27,3 мм (экв. 110 мм) |
ISO 50, F=27,3 мм (экв. 110 мм) | ||
Галерея снимков, заключение
Итак, как обычно, приведу свои субъективные впечатления за две недели тестирования камеры. Большим плюсом можно назвать малые габариты и вес фотоаппарата. Дизайн в общем-то неброский и на улице на вас будут обращать внимание намного меньше, чем, скажем, на владельца Sony DSC-F828, что дает большую свободу действий. Зачастую люди просто не подозревают о внушительных телевозможностях скромного с виду аппаратика и вы можете ловить очень интересные моменты, благо и поворотный дисплей здесь неплох.
Основные претензии - к малой емкости аккумулятора и неудобному управлению. Таймер автоспуска вообще реализован странно: он работает только для режима макро. В принципе, при этом получается нормальная фокусировка и на удаленных объектах, но вот после съемки каждого кадра таймер сбрасывается. Сбивают с толку явно нестандартные значения диафрагм (типа 3.7, 4.2, 6.6 и т.п.), а выдержки, записанные в EXIF вообще смотрятся сюрреалистично: как вам значения типа 1/813 или 1/151?
Встроенная вспышка не очень хороша. Подавление красных глаз неэффективно (см. портрет ребенка в галерее), цветовой баланс зачастую уходит в пурпурную область и лица людей приобретают неестественную синюшность. На улице вечером или ночью со вспышкой вообще не поснимаешь: метров с трех она вообще неээфективна, мощности импульса не хватает. Кстати, дело тут еще и не в самой большой светосиле объектива.
С креплением навесного оборудования просто беда, для того чтобы прицепить простейший градиентник, вам придется докупать переходной металлический конус и носить эту громоздкую конструкцию с собой. Пульта ДУ нет и флэш-карты в комплекте - тоже. Запомнился странный баг: при подключении аппарата к порту USB автоматически выдвигается объектив даже в режиме просмотра.
Однако, назвать Nikon 8700 худшим восьмимегапиксельником нельзя. Где еще вы найдете такой удачный сплав малых габаритов/веса, большой дальнобойности объектива и отличного макро? Добавьте к этому низкий уровень шумов и весьма качественную структуру изображения. Таким образом, Nikon 8700 может оказаться отличным выбором для туриста, желающего с нормальным качеством поснимать архитектуру, портреты и макро в условиях хорошего освещения. Только не забудьте сразу же докупить запасной аккумулятор...
Ну а самый главный аргумент в пользу Nikon 8700 - наша традиционная галерея снимков, на этот раз снятых на Филях, Поклонной горе и в центре Москвы.
ISO 50, F=41,1 мм (экв. 160 мм) |
ISO 50, F=27,3 мм (экв. 110 мм) | ||
ISO 50, F=27,3 мм (экв. 110 мм) |
ISO 50, F=48,5 мм (экв. 190 мм) | ||
ISO 50, F=71,2 мм (экв. 280 мм) |
ISO 50, F=25,4 мм (экв. 100 мм) | ||
ISO 50, F=23,7 мм (экв. 93 мм) |
ISO 50, F=29,5 мм (экв. 120 мм) | ||
ISO 50, F=41,1 мм (экв. 160 мм) |
ISO 50, F=8,9 мм (экв. 35 мм) | ||
ISO 50, F=41,1 мм (экв. 160 мм) |
ISO 50, F=14,7 мм (экв. 58 мм) | ||
ISO 50, F=71,2 мм (экв. 280 мм) |
ISO 50, F=52,4 мм (экв. 210 мм) | ||
ISO 50, F=17,8 мм (экв. 70 мм) |
ISO 50, F=8,9 мм (экв. 35 мм) | ||
ISO 50, F=8,9 мм (экв. 35 мм) |
ISO 50, F=8,9 мм (экв. 35 мм) | ||
Плюсы |
Минусы |
• малые габариты и вес; |
• очень неудобное управление; • заметное виньетирование на максимальном зуме; • не самая лучшая встроенная вспышка; • малая мощность аккумулятора; • проблемы со стыковкой навесных оптических аксессуаров; • невысокая светосила объектива; • не очень хороший автофокус. |