Nikon Coolpix 8700: 8 мегапикселов и прочее количество против качества. Часть 1
АрхивЦифрографияCoolpix 8700 является почти точной копией не самой удачной модели 5700: все различия в новой 8-мегапиксельной матрице и увеличенном размере ЖК-дисплея (1,8 дюйма против 1,5 дюйма). Стоит ли овчинка выделки?
Конструкция, дизайн
Обзором Nikon Coolpix 8700 мы завершаем цикл тестирования восьмимегапиксельных незеркальных камер высшего класса. Пять фирм имеют в своем модельном ряду такие аппараты — Konica Minolta, Canon, Olympus, Sony и Nikon (перечислены в порядке выхода соответствующих обзоров на сайте лаборатории TerraLAB, см. www.terralab.ru/digiphoto). Canon, Sony и Olympus пошли по пути создания принципиально новых камер в спроектированном с чистого листа конструктиве, хотя, конечно, без преемственности поколений дело не обошлось. Konica Minolta же и Nikon поступили проще, посчитав что запаса прочности конструкции предыдущих моделей хватит еще на один виток конкурентной борьбы. Например, Konica Minolta A2 (см. www.terralab.ru/digiphoto/33809) отличается от А1 только светочувствительной матрицей и новым EVF повышенного разрешения. Nikon 8700 также является почти точной копией модели 5700: все различия в новой 8-мегапиксельной матрице и увеличенном размере ЖК-дисплея (1,8 дюйма против 1,5 дюйма).
Nikon Coolpix E8700. |
Тем не менее, стоит помнить, что даже смена матрицы и перенастройка алгоритмов обработки способны кардинально изменить итоговое качество снимков, что мы наблюдали на примере Konica Minolta A2. В том же корпусе, по сути, может оказаться совсем другая камера. Появившийся в 2002 году Nikon Coolpix 5700 не снискал особой популярности у продвинутых любителей цифрового фото, и до сих пор его продажи идут ни шатко ни валко. Давайте вспомним основные недостатки модели 5700. Во-первых, это матрица с нестандартным набором фильтров CYGM, выдающая достаточно шумную картинку со специфической цветопередачей (уход в пурпурно-фиолетовые тона). Во-вторых, неуверенный и медлительный автофокус, а также специфическое управление, нормальное для любого никониста, но крайне непривычное для начинающих фотолюбителей.
Посмотрим, удалось ли инженерам Nikon вдохнуть новую жизнь в модель двухлетней давности. И конечно, прежде всего окинем взором основные ТТХ Nikon Coolpix 8700:
Технические характеристики Nikon Coolpix E8700 | |
Типоразмер матрицы, дюймов |
2/3 |
Физическое разрешение матрицы, пикселей |
3264 х 2448 |
Диапазон фокусных расстояний, мм |
8,9 - 71,2 |
То же в 35-мм эквиваленте |
35 - 280 |
Светосила |
f2,8 - f4,2 |
Чувствительность, ISO |
50, 100, 200, 400 |
Диапазон выдержек, сек |
1/4000 - 8 |
Форматы записи снимков |
JPEG, RAW, TIFF |
Пульт ДУ в комплекте |
нет |
Поворотный ЖК-дисплей |
по двум осям |
Размер ЖК-дисплея |
1,8 дюйма, 134 000 пикс. |
Отличительные особенности |
восьмикратный зум, объектив Nikkor ED |
Живая гистограмма |
есть |
Тип памяти |
CF |
Габариты, мм |
113 х 105 х 78 |
Вес с батареей, г |
550 |
По размерам Nikon 8700 близок к Canon Pro1 — это два самых компактных восьмимегапиксельника на сегодня. Корпус Pro1 сильнее вытянут, но Nikon 8700 имеет более широкое на конце «дуло» объектива и в упомянутую в обзоре Pro1 сумку LowePro 25AW хотя и помещается, но с большими трудностями, его приходится туда буквально впихивать. Однако, по весу это абсолютный чемпион — всего 480 граммов без батарей и 550 граммов в полном комплекте! Грубо говоря, Nikon 8700 вдвое легче Sony DSC-F828. Корпус камеры, если не рассматривать эргономику органов управления, гармоничен и смотрится очень стильно. Я прекрасно понимаю инженеров Nikon, которым наверняка было просто жалко переделывать эту красоту:
Nikon Coolpix E8700 |
Единственное, к чему можно придраться — ради уменьшения габаритов корпус очень плотно скомпонован, в силу чего промежуток между объективом и рукояткой оказывается тесноватым, а балансировка не до конца выверенной. Легкость корпуса, конечно, потрясает, после всех остальных восьмимегапиксельников Nikon 8700 кажется просто пушинкой. Свою роль в этом играет и легкий литий-ионный аккумулятор EN-EL1, отсек для которого расположен внутри рукоятки:
Но не будем забывать о том, что всякая медаль имеет оборотную сторону. Малые габариты и вес — это, конечно, хорошо, но вместе с этим Nikon 8700 явно не лидер по энерговооруженности. При напряжении 7,4 В емкость батареи составляет всего 680 мАч — это, в среднем, в два раза меньше, чем у одноклассников. Данный факт доставляет вполне конкретные неудобства при съемке. В моем случае, во время выезда на фотосессии одной зарядки аккумулятора хватало примерно на 150 снимков (это меньше чем заявленные производителем 210 снимков по причине длительного нахождения аппарата во включенном состоянии, интенсивного использования режима просмотра и т. п.). Для зарядки служит поставляемое в комплекте зарядное устройство MH-53:
Разъем для подключения внешнего источника питания напряжением 8,4 В находится под удобной резиновой заглушкой на левой стороне камеры (если смотреть сзади). Здесь же вы найдете разъемы A/V и USB. Последний, к сожалению, нестандартен и в некоторых случаях владелец камеры может столкнуться с проблемами при скачивании снимков вдали от дома:
Отсек карты памяти расположен справа, в месте хвата ладонью и теперь можно сказать, что в этом все пять восьмимегапиксельников похожи как близнецы-братья. Действительно, некие общие принципы построения конструкции остаются неизменными (отдельный блок «тушки» с рукояткой, плюс блок объектива) и такое расположение слота Compact Flash по соображениям эффективности компоновки является оптимальным:
Оптика Nikon 8700 нестандартна для этого класса, диапазон фокусных расстояний составляет 35-280 мм вместо обычных для большинства восьмимегапиксельников 28-200 мм. Практически, по «дальнобойности» Nikon 8700 вдвое превосходит Olympus C-8080 с его 140 мм и вплотную приближается к ультразумам. Судите сами: реальное фокусное расстояние на длинном конце составляет целых 71,2 мм — как, например, у самых продвинутых среди ультразумов моделей Panasonic DMC-FZ10/FZ20. Разница в эквивалентных фокусных расстояниях (280 мм против 420 мм) перестанет вас смущать, стоит вспомнить о типоразмерах матриц этих аппаратов (2/3 дюйма против 1/2,5 дюйма) и разнице в разрешении. То есть, вы можете сделать четырехмегапиксельный кроп с восьмимегапиксельной картинки Nikon 8700 и получить сравнимое с FZ10 увеличение (если быть точным, оно такое же, как у FZ10 на 10-кратном зуме, то есть, на 350 мм; я специально провел эксперимент). Конечно, светосила будет далеко не та, резкость поменьше и оптический стабилизатор никто не обещал, но все же такие телевозможности аппарата впечатляют...
Светосилой Nikon 8700 не блещет. Диаметр входной линзы здесь такой же как, например, у моделей Canon G3/G5/G6 — 33 мм — и это меньше чем у любого другого восьмимегапиксельника. Понятно, что законы физики не обманешь и поэтому максимальная апертура составляет f2,8 на коротком конце и всего лишь f4,2 на длинном. И даже если принять во внимание разницу в диапазоне фокусных расстояний, это не меняет картины: на фокусном 200 мм светосила здесь получается f3,7. С навесным оптическим оборудованием дела тоже обстоят не лучшим образом. Например, в комплекте нет бленды — ее просто некуда крепить. Для подсоединения светофильтров или оптических конверторов нужно докупать специальный переходной конус, который ввинчивается под внешний цилиндр объективного блока. Выезжающий тубус объектива имеет меньший диаметр, поэтому будет перемещаться внутри этого переходного конуса беспрепятственно. Вот как выглядит Nikon 8700 с полностью выдвинутым объективом (максимальный зум):
Стоит отметить, что телескопическая конструкция тубуса из двух коаксиальных блоков нетипична для камер этого класса: у всех остальных восьммегапиксельников тубус состоит из единственного выдвижного цилиндра.
Большой шаг вперед по сравнению с моделью 5700 — увеличенный с 1,5 до 1,8 дюйма по диагонали дисплей. Он действительно очень неплох, хотя до шикарного двухдюймового экрана Canon Pro1 с разрешением 235 000 пикселей, конечно же, не дотягивает. Тем не менее, разрешения 134 000 пикселей вполне хватает для такой диагонали, шрифты хорошо прорисованы и читабельны. Вот как выглядит фрагмент дисплея Nikon 8700 под большим увеличением:
Встроенная вспышка здесь и не вспышка вовсе (Flash). В инструкции, а также в меню эта деталь упорно обозначается термином «Built-in Speedlight», то есть маркетологи Nikon превратили наименование серии фирменных внешних вспышек в имя нарицательное. Вот как выглядит этот «спидлайт»:
Справа под лампой вспышки расположена круглая лампочка подсветки автофокуса (оранжевого цвета), а слева — отверстие фотодатчика для измерения мощности импульса внешних TTL-вспышек. Лампа подавления красных глаз смонтирована нестандартно — в верхней части рукоятки, под кнопкой спуска. Это не лучшее решение, потому что ее можно невзначай перекрыть средним пальцем правой руки:
Для подключения внешних вспышек имеется «горячий башмак», который может закрываться специальной пластмассовой заглушкой (см. иллюстрации выше). Читать дальше >>>
Управление и меню
Верхняя панель. Конечно, в отделке нет такого шика и качества материалов, как у Sony DSC-F828 или у Canon Pro1, но в общем все сделано аккуратно. Выключатель питания выполнен в виде кольца, охватывающего кнопку спуска. Такое решение типично для большинства камер Nikon. Наверное удобнее, когда на этом месте расположен «курок» управления зумом, но такой выключатель имеет одно важное качество: надежность. Невозможно представить ситуацию когда тугой кольцевой тумблер случайно перещелкнулся бы из одного положения в другое, например при переноске камеры в чехле.
Nikon Coolpix E8700: верхняя панель. |
Первое, что бросается в глаза - отсутствие главного диска выбора режимов, - нонсенс для камеры высшего класса! Такой диск есть даже у младшей модели Nikon 5400 (которая, кстати, была выпущена позже Nikon 5700). Здесь же приходится переключаться между режимами приоритета диафрагмы, выдержки и прочее посредством удерживания кнопки «Mode» и вращения серого ребристого колесика. Выбранный режим отображается жирной литерой в левом нижнем углу служебного дисплея. Так владелец камеры в первый раз сталкивается со специфической концепцией управления Nikon 8700...
Служебный дисплей имеет подсветку зеленого света, которая включается круглой кнопкой с пиктограммой лампочки. Третья кнопка на верхней панели - компенсация экспозиции. Ее нужно удерживать нажатой и изменять EB вращением колеса, то есть налицо система «быстрых клавиш-шорткатов», модная в этом сезоне. Кнопка «Func» программируемая, на нее можно повесить одну из пяти функций (выбор режима «User setting», «focus mode», «flash mode/sensitivity», «white balance», «image quality/size» или «continuous»). Сделано это не от хорошей жизни, ведь система управления Nikon 8700 довольно запутана и программируемая клавиша «Func» позволяет вытащить хотя бы один наиболее часто используемый пункт настройки из дебрей меню.
Задняя панель выглядит так:
Зуммирование кнопочное, что смотрится диковато на фотоаппарате ценою под тысячу долларов. Дискретность привода небольшая, я насчитал 31 шаг зума, но оперативность невысока и привод достаточно инерционен.
Слева от электронного видоискателя находится кнопка переключения между ним и ЖК-дисплеем. В принципе, это избыточный элемент управления, поскольку при закрытии основного дисплея экраном внутрь EVF включается автоматически (такое же решение используется и в Canon Pro1, и кнопки принудительного переключения там нет). Самая нижняя кнопка внизу «Disp» переключает режимы отображения служебной информации (только изображение/дополнительная информация/максимум информации с гистограммой/сетка). Дисплей кажется перегруженным информацией, жаль что нельзя вывести на экран только гистограмму с точками фокусировки. Служебную информацию в этом случае можно было бы считывать с дополнительного дисплея на верхней панели.
Возможных зон фокусировки пять, что не рекорд для камеры такого класса, большинство конкурентов позволяют перемещать точку фокусировки по всему полю кадра. По умолчанию включено автоматическое определение зоны фокусировки. Забравшись в меню, можно выставить ручной режим (выбор одной из пяти зон осуществляется навипадом; именно такой режим показан на скриншотах) или оставить только центральную зону фокусировки.
Переключение между режимами воспроизведения и съемки производится пластмассовым ползунком, что опять же, не очень вписывается в стиль дорогой любительской камеры. Завершает картину на задней панели четырехпозиционный навипад и пара кнопок (Menu, Quick), выполняющих функции «Enter» и «Esc» в зависимости от ситуации.
Четыре очень важных кнопки расположены на левой стороне корпуса:
С их помощью можно регулировать целых семь первоочередных параметров! Дело в том что каждая кнопка может работать в двух режимах. Первый - последовательные нажатия, что вызывает цикличное изменение параметра, пиктограмма которого нарисована на самой кнопке. Если же ее нажать и удерживать, вращая при этом ребристое колесо, то меняется уже другой параметр (ISO, Size, MF).
Большое количество параметров, таких как режимы фокусировки, экспозамера и прочее регулируются через меню. Это не очень удобно, тем более что и сама структура меню запутана, а навигацию трудно назвать интуитивной.
Единственное, что меня приятно удивило - шикарная настройка времени и даты. Как только вы включаете новенький фотоаппарат, вам предлагается установить время, дату и выбрать часовой пояс:
Обратите внимание, здесь присутствует опция автоматического перехода на летнее время, функция достаточно ценная и пока еще редкая в других камерах. Карта очень эффектно скроллится, а на экране «Time zone» (правый скриншот) можно выбирать домашний часовой пояс и второй - для путешествий. Пять баллов!
Очень подробную информацию о снимке можно увидеть в режиме просмотра (выбор одного из шести возможных вариантов осуществляется вращением колеса):
Как видите, здесь присутствует почти полный EXIF, шикарная гистограмма, да ко всему прочему можно увидеть, какая точка фокусировки использовалась во время съемки.
Продолжение следует...