Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Sony CyberShot DSC-F828: «родоначало» 8-мегапиксельных просьюмерских цифровых камер. Часть 1

АрхивЦифрография
автор : Андрей Никулин   12.08.2004

Эта камера была первой в ряду 8-мегапиксельных за тысячу долларов и до сих пор, даже после выхода более свежих конкурентов, неповторима и сильна.

Sony DSC-F828 — безусловное событие в истории развития цифровой фототехники, модель, задавшая вектор дальнейшего развития незеркальных камер высшего класса. После того как в 2003 году все ведущие производители отметились созданием пятимегапиксельных топ-моделей, рынок замер в ожидании. Стало очевидно, что следующее поколение незеркальных камер должно дать принципиальный скачок качества/возможностей и было всего два сценария дальнейшего развития событий. Первый — увеличение физических размеров светочувствительного сенсора (до типоразмеров порядка 1 дюйма по диагонали) при небольшом увеличении количества ячеек (примерно до 6 млн.). Это открывало бы путь к резкому снижению шумов, улучшению структуры изображения естественными методами (а не за счет мощного постпроцессинга), увеличению номинальной чувствительности, уменьшению зоны ГРИП и, соответственно, стиранию привычной грани между зеркалками и так называемыми цифромыльницами. Оптика таких аппаратов ради сохранения привычных для компактов габаритов/светосилы и качества, адекватного возможностям сенсора, должна была бы иметь не очень большой диапазон фокусных расстояний (в районе 35-140 мм в 35-мм эквиваленте).

После выпуска в конце 2003 года Sony DSC-F828 и последущих анонсов конкурентов стало ясно, что победил второй подход, который условно можно назвать «погоня за разрешением и зумом». Радикальное увеличение количества светочувствительных ячеек на той же площади (2/3 дюйма) позволило достичь высокой разрешающей способности, превышающей возможности цифрозеркалок начального уровня. За счет сохранения малого физического размера матриц даже объективы с диапазоном фокусных расстояний 28–200 мм имеют относительно небольшие габариты. Разумеется, всплыли и совершенно закономерные минусы — уменьшение реальной светочувствительности (до ISO 50 по сравнению с ISO 80-100, типичными для всех пятимегапиксельных матриц), некоторая деградация структуры изображения в привязке к отдельному пикселю и повышение уровня шумов при длинных выдержках. На коротких же выдержках конструкторам удалось справиться с шумами за счет снижения чувствительности матриц и применения новых алгоритмов шумоподавления/постобработки. Увеличение диапазона фокусных расстояний никак не способствовало увеличению светосилы, и в результате по коэффициенту размытия фона при портретной съемке новые восьмимегапиксельнки почти не превосходят хорошие пятимегапиксельники предыдущего поколения.

Конечно, многим фотолюбителям очень бы хотелось, чтобы развитие незеркальных камер пошло по первому пути развития, описанному выше. Однако история не терпит сослагательного наклонения, и мы имеем то, что имеем. Остается лишь надеяться, что при создании следующих поколений незеркальных камер разум и совесть разработчиков возобладают над маркетинговыми уловками в угоду толпам дилетантов, голосущих кошельками за мегапиксели. Хотя после появления моделей начального уровня с разрешением 7 млн. пикселей надежды на это остается все меньше...

Ну, а нам стоит поближе познакомиться с моделью, так сильно изменившей рынок любительской цифровой фототехники. Хотя она не нова, и наш обзор не откровение, серьезно рассматривать возможность покупки этой камеры можно еще как минимум в течение года.

Вот каков внешний вид и основные характеристики Sony CyberShot DSC-F828:

Sony CyberShot DSC-F828.

Технические характеристики Sony CyberShot DSC-F828

Типоразмер матрицы, дюймов

2/3

Физическое разрешение матрицы, пикселей

3264х2448

Диапазон фокусных расстояний, мм

7,1–51

То же в 35-мм эквиваленте

28–200

Светосила

f2,0–f2,8

Чувствительность, ISO

64, 100, 200, 400, 800

Диапазон выдержек, с

1/2000–30

Форматы записи снимков

JPEG, RAW, TIFF

Пульт ДУ в комплекте

нет

Поворотный ЖК-дисплей

корпус относительно объектива

Размер ЖК-дисплея

1,8 дюйма, 134 400 пикс

Дополнительно

четырехцветный фильтр RGBE, оптика Carl Zeiss T*, режим ночной съемки Night Shot, лазерная сетка подсветки автофокуса

Живая гистограмма

есть

Тип памяти

CF, Memory Stick

Габариты, мм

180 х 93 х 134

Вес с батареей, г

955

Sony CyberShot DSC-F828 является самым большим и тяжелым из всех восьмимегапиксельников 2/3-дюймовой матрицей. Снаряженная масса один килограмм — не шутки. Габариты тоже впечатляют, ведь даже с задвинутым тубусом огромное дуло объектива выдается далеко вперед, и длина камеры составляет почти 20 сантиметров (с блендой и того больше). Именно поэтому точки крепления ремня разнесены по диагонали и рабочее положение камеры на шее вертикальное, объективом вниз. Оттягивает шею и болтается при ходьбе такой агрегат преизрядно. К чести разработчиков, стоит отметить, что при съемке габариты камеры почти не чувствуются. Высочайшее качество изготовления, чрезвычайно приятные на ощупь дорогие материалы, очень хорошая «полноразмерная» эргономика, ухватистый объектив — в итоге камеру не хочется выпускать из рук:

Кликните по картинке для просмотра увеличенного изображения.

Поворотного дисплея здесь нет — его роль играет поворачивающийся относительно блока объектива корпус (см. иллюстрации выше). Поворот объектива возможен на 70 градусов вверх и на 30 вниз. То есть с основным своим предназначением — съемкой горизонтально скомпонованных кадров от пояса — такая конструкция справляется хорошо. Вертикальные же портреты «от бедра», а также съемка с высоко поднятых рук уже проблематичны.

Качество, стиль и продуманность присущи каждой детали камеры. Крышка аккумуляторного отсека (там же расположен разъем для карт памяти Memory Stick) защелкивается с четкостью дверцы дорогого автомобиля:

Литий-ионный аккумулятор NP-FM50 с поддержкой технологии InfoLITHIUM позволяет отслеживать оставшееся время работы в минутах. Его напряжение 7,2 В, а ёмкость — 8,5 Втч (1180 мАч). Это далеко не рекорд, большинство конкурентов имеют более емкие аккумуляторы при практически идентичных габаритах, но экономичность камер Sony уже стала легендарной, и этот параметр не должен вас смущать. Обратите внимание на оригинальное исполнение контактов (три цилиндрических гнезда, в которые входят штыри аккумуляторного отсека):

Заряжается аккумулятор прямо в камере, что очень удобно в том случае, если вы не используете запасной. Для этого в комплекте идет зарядное устройство AC-L15.

Разъем для подключения БП, а также гнездо USB и A/V прикрыты широкой резиновой заглушкой на задней панели камеры:

Большинство владельцев камеры предпочтут использовать карты памяти Compact Flash, которые заметно дешевле фирменных Memory Stick. Вообще, возможность такого выбора в F828 — одно из самых замечательных достижений Sony по сравнению с ее предыдущими цифровиками. Соответствующий отсек находится с правой стороны корпуса, в месте хвата ладонью. Рядом с ним находится ползунок переключателя типов памяти (см. слева на иллюстрации). Похоже, что такое расположение слота CF уже стало стандартом:

При зуммировании кольцом (Power-зума больше нет, все максимально приближено к профессиональной схеме) основные перемещения линз происходят внутри оптического блока, а внешний тубус выезжает всего на полтора сантиметра (хотя в предшествующих F707/717 был Power-зум, геометрия была и вовсе неизменна, что значительно повышало надежность конструкции). Кстати, на самом широком угле он тоже слегка выдвинут, минимальные габариты достигаются на фокусном расстоянии 50 мм. Для сравнения: объектив Canon Pro1 (см. www.terralab.ru/digiphoto/34535)удлиняется на 5 сантиметров при переходе от сложенного состояния в максимальный телережим. Таким образом, все восьмимегапиксельники имеют длину порядка 20 см на максимальном зуме и с надетыми блендами. Но Sony 828 даже в этом случае превосходит всех по габаритам на пару-тройку сантиметров.

Встроенная вспышка не просто отщелкивается, а выезжает по хитрой траектории при помощи электропривода. Для закрытия достаточно захлопнуть ее вручную (не возбраняется делать это и при выключенном питании). В меню можно установить режим активации вспышки: вручную ползунковым выключателем на левом боку объектива или автоматический.

Прямо под излучателем расположена инфракрасная лампа подсветки, закрытая круглым стеклом. Поэтому в режимах «NightShot» и «NightFraming» вспышка откидывается автоматически. Справа от логотипа Sony на иллюстрации — маленький красный светодиод индикации таймера автоспуска. Слева от логотипа располагается более крупное окошко лазера подсветки автофокуса. При съемке в темноте (даже в кромешной) на поверхность проецируется специальный паттерн, по которому контрастный автофокус с легкостью наводится буквально за полсекунды:

Для подключения внешних вспышек, причем не только фирменных, предусмотрен унифицированный «горячий башмак», расположенный позади встроенной вспышки.

Дополнительный синхроконтакт для внешних вспышек находится с нижней стороны объективного блока, рядом с штативным гнездом. Как написано в инструкции, к этому же контакту ACC можно подключать «штатив дистанционного управления». Видимо, имеются в виду фирменные штативы Sony с блоком ДУ на рукоятке.

Обратите внимание: развесовка камеры такова, что штативное гнездо расположено не на нижней панели «тушки», как у других камер, а снизу объективного блока, в котором кроме оптики находится матрица, вспышка, разнообразные элементы управления а также масса электронной начинки. То есть, это не просто объектив в привычном понимании этого слова, а «мутировавшая» часть корпуса. Читать дальше >>>

Взгляните на верхнюю панель корпуса. Рукоятку удобно обхватывать даже людям с очень длинными пальцами. К металлической кнопке спуска всего одна претензия — при полунажатии она очень «мягкая» и с непривычки зафиксировать это самое полунажатие (в момент которого производится фокусировка и замер экспозиции) трудновато. Маленькая кнопка с пиктограммой лампочки включает зеленую подсветку служебного дисплея. Он очень маленький — не сравнить с Konica Minolta A2 и уж тем более с Canon PowerShot Pro1. Но основную информацию увидеть можно: значение диафрагмы, выдержки и количество оставшихся кадров. Кроме того, сюда втиснули индикацию работы вспышки, разряда батарей, режимов таймера, экспозамера, Drive mode и компенсации экспозиции! Круглые кнопки баланса белого и компенсации экспозиции нужно удерживать нажатыми и изменять значение параметра вращением колесика подстройки. То есть, это та же система «быстрых кнопок», какую мы видели у Olympus C-8080 (подробнее об остальных быстрых кнопках и колесике чуть ниже). Главная деталь на верхней панели — шикарный диск выбора режимов, совмещенный с подпружиненным рычагом «Power»:

Я уже упоминал о безупречном качестве деталей камеры. Но металлический диск режимов цвета «коричнево-сиреневый металлик» с фирменной цейсовской насечкой (такая же, в виде массива мини-призм, используется на обеих кольцах объектива) — отдельная песня. Он перещелкивается с мягким клацаньем, что вызывает навязчивое желание покрутить его снова... При повороте колеса на экране появляется анимированная «карусель» режимов:

Чрезвычайно удачная находка! Владельцам других камер зачастую приходится напрягать глаза в полумраке для того чтобы перейти, скажем, из режима «А» в «М» и не выставить по ошибке что-то другое.

Спускаемся чуть ниже. На верхней скошенной грани задней панели расположены кнопки «Menu», фиксации экспозиции (AE Lock) и четырехпозиционный джойстик, чувствительный к нажатию. С его помощью легко перемещаться по меню, но зафиксировать нажатие в центр не так-то просто. Справа из горизонтальной щели выглядывает ребристое колесико смены параметров. Вы будете крутить его подушечкой большого пальца и это вполне удобно. Жаль только, что диск нечувствителен к нажатию (в отличие Canon Pro1, например), это позволило бы здорово упростить систему управления.

Слева от кнопки «Menu» примостился крохотный индикатор со значком молнии — он мигает во время зарядки вспышки, показывая что съемка в этот момент невозможна.

На иллюстрации ниже показана задняя панель. Три ползунковых переключателя, тонированное стекло дисплея и четыре круглых кнопки под ним:

Ползунками, назначение которых понятно из сопроводительных надписей, вы скорее всего будете пользоваться нечасто. Левая кнопка со значком экрана переключает режимы дисплея (минимум служебной информации, максимум и включение гистограммы). Рядом кнопка активации таймера, к которой у меня лично большие претензии: возясь с камерой на темном балконе, я вспомнил немало нецензурных слов, пытаясь включить таймер. Кнопку трудно нащупать, а таймер сбрасывается после каждого кадра. Обойтись без него на ночных съемках невозможно, ведь при длинных выдержках недопустимы сотрясения. Пульта ДУ в комплекте у Sony DSC-F828 к сожалению нет...

Кнопка, обозначенная значком лупы, в режиме просмотра включает режим увеличения (масштаб меняется колесиком регулировки). Ну а самая правая кнопочка — быстрый просмотр последнего снятого кадра.

Как видите, на задней панели кнопок не так много. Дело объясняется тем, что большая их часть размещена на левой стороне объектива:

Система управления — точно такая же, как, например, у Olympus C-8080. Например, вам нужно поменять алгоритм экспозамера. Для этого нужно нажать и удерживать соответствующую кнопку, а нужный пункт выбрать врещением колеса настройки. В левом нижнем углу экрана в этот момент появляется наглядная анимация:

Точно таким же образом настраиваются все остальные параметры. Если вы находитесь в режиме «А», например, то колесико без всяких дополнительных кнопок управляет значением диафрагмы:

Кстати, это единственный момент, к которому можно придраться. Обратите внимание: в рабочем режиме значение диафрагмы отображается в нижней строке желтым цветом:

А когда вы начинаете менять его, «карусель» диафрагменных чисел выплывает с левой стороны экрана. Постоянно переводить взгляд туда-сюда не очень удобно.

В остальном претензий к интерфейсу нет. Меню очень просты и наглядны. Основные «низкоуровневые» настройки выставляются в специальном режиме «Set Up» (на главном колесе режимов):

В режиме съемки лаконичное меню в виде полоски внизу экрана дает доступ к первоочередным настройкам типа формата записи, ISO и прочее.

Продолжение следует...

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.