Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Olympus Camedia C-8080 Wide Zoom. Часть 2. Тестирование

АрхивЦифрография
автор : Андрей Никулин   21.07.2004

Проверяем фотографические возможности камеры. Цветопередача, шумы, различные режимы съемки, галерея снимков и многое другое.

Продолжение. Начало см. в статье «Olympus Camedia C-8080 Wide Zoom. Часть 1. Конструкция, первые впечатления».

 

Форматы записи снимков

Olympus Camedia C-8080 Wide Zoom может записывать снимки в форматах JPEG, TIFF и RAW. Что ценно, RAW можно сконвертировать в JPEG прямо в камере уже после съемки в режиме просмотра:

В процессе конвертации можно выбирать любые установки (размер файла, баланс белого, насыщенность, резкость и т. д. и т. п.). То есть, это полноценный конвертор, который «всегда с собой». Это очень удобно в том случае, если вы снимали в RAW, но хотите просмотреть снимки на компьютере, где нет софта для конвертации. Тем более, что Olympus C-8080 подключается к компьютеру стандартным разъемом mini-USB и определяется в системе как съемный диск. Итак, после того как вы выбрали нужные параметры конвертации и нажали кнопку «ОК», на флэш-карте уже две копии снимка - одна в RAW, другая в JPEG:

Для оценки структуры изображения в формате RAW возьмем три варианта одного и того же файла P7030015.ORF (вы можете скачать его по ссылке и провести собственный эксперимент). Первый сконвертирован в JPEG внутри камеры, второй и третий - в Adobe Photoshop CS с модулем Camera Raw 2.2. Во втором случае конвертация производилась с установками по умолчанию (Sharpness = 25, Color Noise Reduction = 25), а в третьем они были установлены на 0.

JPEG from RAW in camera

JPEG from RAW by CS Default

50%

100%

50%

100%

JPEG from RAW by CS 0%

50%

100%

Для просмотра в высоком разрешении кликните по ссылке 100% (оригинал) или 50% (ресайз методом Bicubic Sharper до 1632 х 1224 с сохранением EXIF).

JPEG from RAW in camera.

JPEG from RAW by CS Default.

JPEG from RAW by CS 0%.

Наилучшая микрорезкость наблюдается у «родного» алгоритма Olympus. Однако, это прямое следствие повышенного уровня шарпенинга. Причем этот шарпенинг отличается, например, от того, который применен в Canon PowerShot Pro1. Здесь шарпенинг затрагивает почти всю структуру изображения, за счет чего появляется небольшой эффект «лохматости» или зернистости однородных поверхностей, который может создавать впечатление повышенной четкости и резкости картинки.

Насыщенность в случае использования конвертора Photoshop CS чуть ниже, чем при конвертировании RAW в камере. Но эта разница не так велика, как в случае Canon Pro1 и Konica Minolta A2. Дело в том, что при установках по умолчанию для снимков Olympus C-8080 характерна сдержанная цветопередача с недостатком цветовой насыщенности (подробнее об этом на следующей странице).

Статистика по форматам снимков: файл в JPEG занимает в среднем от 2,5 до 3,5 Мбайт, в RAW - 11,5 Мбайт (к сожалению, сжатия RAW без потерь, как у Canon Pro1, здесь нет), в TIFF - 22,8 Мбайт. Снимки в JPEG записываются с небольшими паузами - около 1,5 сек. Каждый RAW блокирует камеру на 13 секунд (при использовании карты памяти PQI F1 256 Mбайт 40x). Это хуже чем у Konica Minolta A2 и, тем более, у Canon Pro1. Каждый TIFF блокирует камеру на 19 секунд, но при весьма грамотно реализованном RAW смысла в формате TIFF, разумеется, нет никакого. Итак, владелец камеры скорее всего будет снимать в JPEG, ибо наблюдать такую картинку в течение 13 секунд после съемки каждого кадра не очень-то приятно:

Оценка структуры изображения на следующей странице будет производиться именно в формате JPEG, как наиболее актуальном. Конечно, использование RAW имеет смысл для студийной съемки (точная установка ББ, дальнейшая обработка в 48-битном TIFF) или для ночной (длинные выдержки и отсутствие динамики позволяют подождать лишний десяток секунд, необходимых для записи снимка). Читать дальше >>>

Фотографические возможности. Цветопередача

Olympus Camedia C-8080 не может похвастаться такой эффектной картинкой с насыщенными цветами, как, скажем, Konica Minolta DiMAGE A2 или Canon PowerShot Pro1. При установках по умолчанию цвета вообще кажутся блеклыми. Сравните три кадра, сделанных с разными установками параметра «насыщенность»:

Насыщенность = 0.

Насыщенность = +3.

Насыщенность = +5.

Большинство снимков, представленных в галерее на следующей странице, сделаны с установкой Насыщенность = +3 (регулируется в пределах от -5 до +5). Но даже в этом случае цветопередача остается специфической, присущей именно этой модели камеры. Такие вещи очень субъективны, что называется, на любителя и наверняка найдутся люди, которым нравится именно такая цветопередача. Подобные нюансы трудно описать, нужно смотреть на реальные фотографии. Сравните между собой галереи снимков Konica Minolta A2, Canon Pro1 и Olympus C-8080 - несмотря на разницу в сюжетах, все же можно почувствовать «фирменные цвета» каждой камеры. Подробнее этот вопрос мы исследуем в заключительной части тестирования восьмимегапиксельников посредством лобового сравнения на одинаковых сюжетах.

 

Шумы, структура изображения

ISO 50, F=18.9 мм (экв. 75 мм)
F4.5, 1/125 сек, EB = 0 EV
AWB, ESP замер

50%

100%

Снимок сделан с установкой «Насыщенность = 0», впрочем в данном случае это не имеет большого значения. Посмотрим на структуру изображения. На однотонных текстурах заметна характерная зернистость. Иногда она может приводить к некоторой «лохматости» границ объектов (см. кропы с окнами здания на предыдущей странице). Подобный эффект в той или иной степени наблюдается на всех снимках Olympus C-8080. При взгляде на кропы вспоминается специфическая структура изображения Fuji S5000, хотя, конечно здесь этот эффект выражен не столь явно, да и структура матриц этих двух камер принципиально отличается. Замечу, что шумы, даже в тенях, при этом невелики.

Оценим микрорезкость, шумы и ХА на примере следующих снимков:

 ISO 50, F=18.9 мм (экв. 75 мм)
F4.5, 1/125 сек, EB = 0 EV
AWB, центровзвешенный замер

50%

100%

Микрорезкость чуть хуже чем у Canon PowerShot Pro1, примерно на уровне Konica Minolta A2 или чуть лучше (последняя при прочих равных имеет менее резкую картинку за счет фирменной мягкорисующей оптики). Без шумов в тенях, конечно, не обойтись и по этому показателю все три протестированных восьмимегапиксельника (Konica Minolta A2, Canon PowerShot Pro1 и Olympus C-8080) примерно равны.

 ISO 50, F=10.1 мм (экв. 40 мм)
F5.6, 1/320 сек, EB = 0 EV
AWB, центровзвешенный замер

50%

100%

На периферии кадра заметна красно-зеленая хроматическая аберрация, но насчет сравнения с конкурентами пока сказать нечего: требуется лобовое тестирование в одинаковых условиях. Блюминг/фрингинг почти незаметен (если, конечно, избегать явных пересветов), примерно на уровне Canon PowerShot Pro1.

Небольшие итоги этого раздела:
• по качеству структуры изображения Olympus C-8080 немного уступает Canon PowerShot Pro1 за счет чуть худшей микрорезкости и небольшого эффекта «зернистости» на однотонных структурах
• уровень шумов очень невысок
• блюминг/фрингинг практически не проявляется на большинстве сюжетов
• резкость по всему полю кадра очень хорошая, небольшие ХА заметны только на периферии кадра в широкоугольном положении зума


 

Шумоподавитель

Olympus C-8080 имеет шумоподавитель, работающий по принципу вычитания темнового кадра. Он начинает действовать на выдержках длиннее 0,2 сек (в том случае, если активирован через меню). Посмотрим на эффект от применения шумоподавителя на примере следующего кадра:

ISO 50, F=23.4 мм (экв. 90 мм)
F4.5, 8 сек, EB = -2 EV
AWB, центровзвешенный замер
Шумоподавитель выключен

50%

100%

ISO 50, F=23.4 мм (экв. 90 мм)
F4.5, 8 сек, EB = -2 EV
AWB, центровзвешенный замер
Шумоподавитель включен

50%

100%

Шумоподавитель выключен.

Шумоподавитель включен.

Как видно, «шумодав» здесь очень эффективен и, помимо прочего, отлично справляется с удалением битых пикселей (белая точка в верхнем правом углу кропа). Рекомендуется сразу же поставить эту установку на «вкл». Матрицы с такой высокой плотностью расположения пикселей (и, следовательно, с малым размером отдельной светочувствительной ячейки) не могут обойтись без шумоподавления на длинных выдержках.

 

Макрорежим

Olympus C-8080 имеет два режима макро - «обычный» и супермакро. Посмотрите на максимальное увеличение в обоих случаях:

Обычный режим макро
ISO 50, F=35.6 мм (экв. 140 мм)
f5.6, 1/3 сек, EB = +1 EV
WB по листу, центровзвешенный замер

50%

100%

Супермакро
ISO 50, F=23.4 мм (экв. 90 мм)
f5.6, 0.4 сек, EB = +0.7 EV
WB по листу, центровзвешенный замер

50%

100%

Увеличение в обычном режиме макро довольно-таки неплохое и, что самое ценное, снимать можно на максимальном фокусном расстоянии (меньшие искажения пропорций). В режиме супермакро диапазон фокусных расстояний ограничен 90 миллиметрами в 35-мм эквиваленте. Ограничений по размеру кадра (как у Canon Pro1) в этом режиме нет. Таким образом, макро у Olympus C-8080 реализовано получше чем у Canon Pro1, но в чем-то хуже, чем у Konica Minolta A2 (последняя обеспечивает максимальное увеличение на фокусном расстоянии 200 мм, расстояние от линзы до объекта при этот составляет около 10 см, что очень удобно при съемках на природе). У Olympus C-8080 для достижения максимального увеличения приходится приближать объект почти вплотную к линзе. Вот пара примеров супермакро с Olympus C-8080:

ISO 50, F=23.4 мм (экв. 90 мм)
f3.5, 1/20 сек, EB = 0 EV
AWB, центровзвешенный замер

50%

100%

ISO 50, F=22.8 мм (экв. 90 мм)
f4.5, 1/25 сек, EB = 0 EV
AWB, центровзвешенный замер

50%

100%

Кстати, пара снимков из предыдущей главы про шумоподавитель также сделана в режиме «супермакро».

 

Про звездочки фонарей

Одна примечательная особенность объектива Olympus C-8080 - характерный многолучевой рисунок от источников света на ночных съемках. Посмотрите как выглядят фонари на Olympus C-8080 и Canon Pro1 (диафрагма в обоих случаях была прикрыта до f8):

Olympus C-8080.

Canon Pro1.

Шестилепестковая диафрагма Canon Pro1 дает незатейливые шестиконечные звездочки. У Olympus C-8080 лучей уже 14, причем они имеют интересную зигзагообразную структуру. Похоже, что здесь используется семилепестковая диафрагма. Читать дальше >>>

Галерея снимков, заключение

Напоследок, как обычно, наблюдения, сделанные за две недели пользования камерой. Больше всего претензий можно высказать к грубому дизайну корпуса, неудобной эргонмике и запутанным меню (хотя в последнем случае делу здорово помогают персональные настройки и система «быстрых» кнопок). С Olympus C-8080 не так удобно ходить по улицам города, как, например, с Canon PowerShot Pro1 или Nikon Coolpix 8700. Громоздкий корпус и неудобный откидной дисплей не очень располагают к непринужденным прогулкам с камерой на шее. Стихия Olympus C-8080 - неторопливые фотосессии с хорошим штативом и пультом ДУ. Закрепив камеру на полноразмерном штативе Manfrotto 728B, я с удовольствием прогулялся по Ботаническому саду. Для съемок такого рода аппарат подходит очень хорошо. Прочный металлический корпус, быстрое включение от легкого нажатия на кнопку «Power», емкий аккумулятор, пульт ДУ, кнопки быстрого доступа, особенно удобные когда камера стоит на штативе - что еще нужно фотохудожнику-пейзажисту? Оптика очень качественная, нет даже намёков на виньетирование (как в случае с Canon PowerShot Pro1), резкость хороша по всему полю кадра.

К недостаткам стоит отнести недостаточный диапазон фокусных расстояний. Все-таки от оптики таких габаритов можно было бы ожидать большего. Поснимав такими камерами, как Konica Minolta A2 или Canon PowerShot Pro1, не очень-то хочется возвращаться к 140 мм, типичным скорее для пятимегапиксельника прошлого поколения. Да и светосилой Olympus C-8080 не блещет... Здорово выручает в этом случае малая дискретность шкалы светочувствительности - ведь если изменить в меню шаг изменения экспозиции с 1/3 EV на ½ EV, то к ряду ISO 50, 64, 80, 100, 125 добавляются значения ISO 70, 100, 140 (см. таблицу ТТХ в первой части обзора). Ручная фокусировка - сплошное мучение, ей очень далеко до Canon Pro1. Точная подстройка в этом режиме осуществляется кнопками, что не очень удобно (особенно по причине того, что перенося палец с одной кнопки на другую легко ошибиться), а низкое разрешение дисплея не позволяет с необходимой точностью отслеживать момент точной наводки на резкость.

Запомнилось, что в режиме приоритета диафрагмы можно снимать с длинными выдержками. Например, у Canon PowerShot Pro1 выдержки длиннее 1 сек доступны только в режиме «М»... Таймер автоспуска реализован неудачно - во-первых, он только десятисекундный, во-вторых, после каждого кадра этот режим сбрасывается. Автофокус не всегда точен. Раза четыре за время тестирования были случаи, когда он отказывался фокусироваться в хороших условиях освеения (обычно на удаленных объектах). То есть, система автофокусировки здесь получше чем у Canon PowerShot Pro1, но ненамного (главное отличие - что у Olympus C-8080 картинка не «замораживается»).

Итог: камера вряд ли подойдет тому, кто хочет получить высокотехнологичную «любимую игрушку» для съемок на каждый день. Большие габариты, недостаточный диапазон фокусных расстояний, не самая сочная картинка, специфическая структура изображения, медленная запись RAW - это вещи, которые отпугнут многих. Olympus C-8080 можно назвать узкоспециализированным инструментом для профессионала, который по тем или иным причинам не может использовать зеркальную технику, и точно знает чего хочет. Камера хорошо подходит для постановочной съемки со штатива (как разнообразных пейзажей/макро на природе, так и предметной в студии). Ну а лучше всего о возможностях камеры расскажут реальные снимки, сделанные во время тестирования в Ботаническом Саду, Московском Зоопарке и Филевском Парке:

ISO 50, F=30.5 мм (экв. 120 мм)
f8, 13 сек, AWB
Режим «М»

ISO 50, F=12.6 мм (экв. 50 мм)
f8, 1/30 сек, EB = 0 EV
AWB, центровзвешенный замер

50%

100%

50%

100%


ISO 50, F=35.6 мм (экв. 140 мм)
f3.5, 1/40 сек, EB = 0 EV
AWB, ESP замер

ISO 50, F=23.4 мм (экв. 90 мм)
f3.2, 1/500 сек, EB = 0 EV
AWB, центровзвешенный замер

50%

100%

50%

100%


ISO 50, F=35.6 мм (экв. 140 мм)
f4, 1/200 сек, EB = 0 EV
AWB, центровзвешенный замер

ISO 50, F=19.4 мм (экв. 77 мм)
f4.5, 1/200 сек, EB = 0 EV
AWB, центровзвешенный замер

50%

100%

50%

100%


ISO 50, F=35.6 мм (экв. 140 мм)
f3.5, 1/125 сек, EB = 0 EV
AWB, центровзвешенный замер

ISO 80, F=35.6 мм (экв. 140 мм)
f3.5, 1/80 сек, EB = 0 EV
AWB, центровзвешенный замер

50%

100%

50%

100%


ISO 100, F=35.6 мм (экв. 140 мм)
f3.5, 1/500 сек, EB = 0 EV
AWB, центровзвешенный замер

ISO 100, F=35.6 мм (экв. 140 мм)
f3.5, 1/250 сек, EB = 0 EV
AWB, центровзвешенный замер

50%

100%

50%

100%


ISO 100, F=35.6 мм (экв. 140 мм)
f3.5, 1/125 сек, EB = 0 EV
AWB, центровзвешенный замер

ISO 50, F=21.9 мм (экв. 85 мм)
f6.3, 1/15 сек, EB = 0 EV
AWB, центровзвешенный замер

50%

100%

50%

100%


ISO 100, F=17.9 мм (экв. 70 мм)
f7.1, 1/1000 сек, EB = 0 EV
AWB, центровзвешенный замер

ISO 100, F=7.1 мм (экв. 28 мм)
f4.5, 1/2000 сек, EB = 0 EV
AWB, центровзвешенный замер

50%

100%

50%

100%


ISO 100, F=35.6 мм (экв. 140 мм)
f4.5, 1/400 сек, EB = 0 EV
AWB, центровзвешенный замер

ISO 50, F=8.9 мм (экв. 35 мм)
f6.3, 1/640 сек, EB = 0 EV
AWB, центровзвешенный замер

50%

100%

50%

100%


ISO 50, F=35.6 мм (экв. 140 мм)
f5, 1/125 сек, EB = 0 EV
AWB, центровзвешенный замер

ISO 50, F=35.6 мм (экв. 140 мм)
f3.5, 1/800 сек, EB = 0 EV
AWB, центровзвешенный замер

50%

100%

50%

100%

Плюсы

Минусы

• низкий уровень шумов;
• неплохая микрорезкость изображения;
• большое количество персональных пресетов;
• система «быстрых» клавиш;
• богатые настройки;
• прочный металлический корпус, надежная конструкция;
• возможность конвертации RAW прямо в камере.

• большие габариты и вес;
• грубый дизайн, неудобная эргономика;
• специфическая, слегка «зернистая» структура изображения с недостаточной цветовой насыщенностью при установках по умолчанию;
• малый по сравнению с конкурентами диапазон фокусных расстояний;
• медленная запись RAW;
• неудобный ЖК-дисплей;
• большая дискретность привода зуммирования;
• неудобная ручная фокусировка;
• отсутствие дополнительного служебного дисплея.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.