Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Olympus Camedia C-8080 Wide Zoom. Часть 1. Конструкция, первые впечатления

АрхивЦифрография
автор : Андрей Никулин   19.07.2004

Olympus Camedia C-8080 продолжает линейку Wide Zoom. Камера оснащена восьмимегапиксельной матрицей типоразмера 2/3 дюйма производства Sony, поворотным ЖК-дисплеем, электронным видоискателем, литий-ионный аккумулятором и поддерживает формат RAW.

Конструкция, первые впечатления

Olympus Camedia C-8080 продолжает линейку Wide Zoom, предыдущим представителем которой была модель C-5060. Внутри новой камеры стоит стандартная для этого класса восьмимегапиксельная матрица типоразмера 2/3 дюйма производства Sony. Как и у большинства конкурентов, здесь есть поворотный ЖК-дисплей, электронный видоискатель, поддержка формата RAW и емкий литий-ионный аккумулятор. Однако, оптика явно выбивается из общего ряда: вместо привычных 28 - 200 мм объектив Olympus C-8080 имеет диапазон фокусных расстояний всего 28 - 140 мм. Светосила тоже далеко не рекордная: f2.4 - f3.5. Такую же имеет, например, Canon PowerShot Pro1, но в более широком диапазоне фокусных расстояний 28 - 200 мм. Тем не менее, размер линз Olympus C-8080 достаточно велик по меркам незеркальной техники (видимый диаметр передней линзы 45 мм) что в совокупности с надписью «ED-High Resolution Lens» на оправе объектива намекает на низкий уровень хроматических аберраций и прочих оптических искажений. Что ж, это мы проверим по ходу тестирования, а пока - краткие ТТХ Olympus C-8080:

Olympus Camedia C-8080.

Технические характеристики Olympus Camedia C-8080

Типоразмер матрицы, дюймов

2/3

Физическое разрешение матрицы, пикселей

3264 х 2448

Диапазон фокусных расстояний, мм

7.1 - 35.6

То же в 35-мм эквиваленте

28 - 140

Светосила

f2.4 - f3.5

Чувствительность, ISO

50, 64, 70, 80, 100, 125, 140, 160, 200, 250, 280, 320, 400

Диапазон выдержек, сек

1/4000 - 15, Bulb

Форматы записи снимков

JPEG, TIFF, RAW

Пульт ДУ в комплекте

есть

Поворотный ЖК-дисплей

по вертикальной оси

Размер ЖК-дисплея

1,8 дюйма,
134 000 пикс

Дополнительно

Живая гистограмма

еcть

Тип памяти

CF, xD

Габариты, мм

124 х 85 х 99

Вес с батареей, г

750

Первое, что бросается в глаза при знакомстве с камерой - необычный дизайн. Здоровенный металлический корпус чрезвычайно брутален и «кондов». Более всего Olympus C-8080 напоминает немаленьких размеров зеркалку с приличным объективом, у которой зачем-то срезали левую половину корпуса. В результате получился этакий мощный «обрубок», который при ближайшем рассмотрении все же не так неудобен, как может показаться на первый взгляд:

Кликните по картинке для просмотра увеличенного изображения.

Аккумуляторный отсек находится на привычном месте - внутри рукоятки. Правда, из-за небольших габаритов «наплыва», аккумулятор ориентирован не так, как, скажем, у Konica Minolta A2:

Здесь используется литий-ионный аккумулятор BLM-1 напряжением 7,2 В и емкостью 1500 мАч.

В комплекте идет зарядное устройство BCM-2:

Помимо этого камера может питаться от внешнего источника напряжением 6,5 В. На борту для подключения адаптеров С-5АЕ и С-6АЕ есть соответствующий разъем (слева на иллюстрации). Рядом с ним находятся разъемы USB и A/V:

Разъемы закрываются двумя пластмассовыми заглушками, прорезиненными изнутри и закрепленными на резиновых петлях. Решение неплохое и, учитывая плотность прилегания поверхностей, хорошо защищающее внутренности от пыли и влаги. Однако, подключать кабель USB к фотоаппарату не очень удобно - тугая крышечка норовит постоянно захлопнуться.

Отсек для карт памяти (возможно использование как Compact Flash, так и фирменного олимпусовского xD Card) расположен в месте хвата правой ладони, почти в точности как у Konica Minolta A2. Правда, доставать карту Compact Flash неудобно: специальный выступ на карте, за который ее можно было бы подцепить, оказывается недоступным.

Под декоративным кольцом на оправе объектива скрывается резьба 67 мм для внешних конвертеров. Легкие насадки типа светофильтров без всяких переходников крепятся к тубусу посредством резьбы 58 мм. А бленда (идет в комплекте) надевается на тубус объектива через байонетное соединение. Одним словом, с точки зрения совместимости с навесным оптическим оборудованием Olympus C-8080 выглядит молодцом.

Вид аппарата сверху на максимальном фокусном расстоянии, с надетой блендой и откинутым ЖК-дисплеем:

ЖК-дисплей не впечатляет. Во-первых, здесь использована громоздкая конструкция шарнира: металлические петли, рамки, ограничители... Наклон возможен только в вертикальной плоскости и угол ограничен примерно 110 градусами вверх и 45 градусами вниз. Это выглядит шагом назад даже по сравнению с предыдущей моделью Olympus C-5060 (там дисплей вращался по двум осям и можно было развернуть его в сторону объекта съемки). С превосходным дисплеем Canon PowerShot Pro1 такая конструкция и вовсе не выдерживает никакой конкуренции:

Разрешение ЖК-дисплея небольшое - всего 134 000 пикселей, а поверхность защитного стекла бликует, что вызывает сложности при съемке в условиях яркого освещения. Немного помочь в этом случае может плавная регулировка яркости:

При съемке «от пуза» дисплей упирается в живот, да еще частично перекрывается окулятором видоискателя. Кроме того, не до конца продумано расположение органов управления: при «отковыривании» дисплея в горизонтальное положение я все время задевал большим пальцем кнопку переключения между EVF и ЖК.

Встроенная вспышка открывается после нажатия кнопки, связанной с обычной механической защелкой. Дополнительные параметры (принудительное выключение, подавление красных глаз, режим медленной синхронизации и проч.) задаются из меню. Примерно такая же система используется в Konica Minolta A2. Лампа подавления красных глаз и разъем Hot Shoe расположены левее (см. на иллюстрации): Читать дальше >>>

Управление и меню

Как было сказано выше, дизайн и эргономика Olympus C-8080 при первом знакомстве вызывают много вопросов. Рукоятка для хвата правой рукой слабо выражена, а кнопка спуска затвора расположена почти в вертикальной плоскости. Человеку, привыкшему к эргономике моделей типа Konica Minolta A1/A2 или Canon Pro1, с этой камерой поначалу обращаться будет трудновато. К слову, альтернативный хват (при съемках от пояса, когда спуск осуществляется нависшим сверху большим пальцем правой руки) здесь почти невозможен. Но если привыкнуть к нетрадиционному развороту правой ладони (от себя по часовой стрелке) и держать камеру двумя руками, то происходит плотная «стыковка» тушки и ладоней фотографа. А вертикальная ориентация кнопки спуска затвора уменьшает сотрясение в момент нажатия, поскольку прилагаемое к ней усилие направлено почти по оси объектива.

Давайте посмотрим что расположено на верхней панели камеры:

Я долго не мог понять понять что здесь не так. Потом осенило: отсутствует вспомогательный монохромный дисплей (его просто нет в этой модели)! Это, конечно, странно, поскольку такие дисплейчики, часто с подсветкой, стали непременным атрибутом других топовых незеркалок. В общем-то, если подумать, на восьмимегапиксельниках с EVF это не такая уж необходимая вещь. Без дополнительного дисплейчика не обойтись на зеркалках или цифромыльницах с оптическими видоискателями. Если же у аппарата постоянно включен либо EVF либо основной ЖК, проблем со считыванием служебной информации быть не должно. Одна нестыковочка: основной дисплей имеет не очень большое разрешение, и его не мешало бы «разгрузить», давая пользователю возможность считывать значение диафрагмы, выдержки, количества оставшихся кадров и проч. с монохромного ЖКИ. Да и постоянно заглядывать в видоискатель при отключенном основном ЖК-дисплее не очень удобно. Но как бы то ни было, дополнительного экранчика у Olympus C-8080 нет, а освободившееся место занимает передвинутый вправо от встроенной вспышки разъем Hot Shoe.

Кнопочка «Power» нажимается легко и чтобы включить или выключить камеру достаточно легкого прикосновения. Жаль что не предусмотрена защита от случайного нажатия. При перевозке камеры в кофре или под курткой нужно быть осторожным чтобы не посадить аккумулятор.

Рычаг управления зумом неказист, но удобно нащупывается указательным пальцем. Конечно, по точности настройки это не электронное кольцо зуммирования Canon Pro1. У Olympus C-8080 дискретность перемещения зума гораздо больше - я насчитал всего десять промежуточных положений.

Диск выбора режимов очень нагружен. Ведь на нем присутствуют и сюжетные программы, и творческие, а также Set Up и просмотр снимков. Да еще режимы видеосъемки и личных пресетов (My Mode). О последнем стоит рассказать подробнее. В режиме «Set Up» вы можете настроить до восьми личных пресетов (пожалуй, на сегодняшний день это рекорд). Запоминаются самые тонкие настройки:

Конечно, такая концепция ввода настроек не так удобна, как у Canon PowerShot Pro1. Там вы сначала устанавливаете камеру в нужный режим, можете поснимать в нём, а потом просто запоминаете все текущие установки. Положение зума, кстати, там можно запоминать любое из 40 доступных, а не только 5 как здесь. Тем не менее, и Olympus C-8080 очень неплох в смысле персонализации, тем более, что пользовательских настроек не две, а целых восемь. Чтобы вызвать пользовательскую настройку, нужно проделать следующие шаги:
• установить диск режимов в положение «My»;
• нажать кнопку «My Mode» (программируемая; удобнее всего повесить данную функцию на кнопку рядом с рычагом зуммирования);
• удерживая кнопку «My Mode», выбрать ребристым колесиком на задней панели нужный пресет:

Выбирать можно только из заранее установленных пресетов; нетронутые же (в нашем случае My4 и My5) попросту неактивны.

Давайте познакомимся с органами управления на задней панели камеры:

Здесь всё лаконично. Четырехпозиционный джойстик с центральной кнопкой подтверждения, быстрый переход в режим просмотра, дабы не крутить главный диск режимов (Quick View), переключение режимов работы дисплея (левая нижняя кнопка). Если вы вставили две карты памяти, переключаться между ними можно при помощи кнопки CF/xD. Последнее, как мне кажется - перебор. Скорее всего, большинство владельцев никогда не будут пользоваться одновременно двумя картами памяти разных форматов и, соответственно, переключаться между ними. Можно было бы отказаться от кнопки CF/xD, попросту запретив вставлять разные типы карт памяти одновременно. Ребристое колесо навигации расположено в зоне действия большого пальца. Это самый востребованный элемент управления: вы постоянно будете крутить колесо, выбирая значение выдержки, диафрагмы, перемещаясь по мини-меню быстрых клавиш и так далее.

Самые главные кнопки расположены на левом боку корпуса:

Хотите изменить баланс белого? Нет ничего проще! Удерживаете нажатой кнопку WB и выбираете колесиком нужное значение в открывшемся мини-меню:

Точно таким же образом регулируются остальные параметры, повешенные на «быстрые кнопки» (т.н. shortcuts). Если в этом режиме нажать кнопку «ОК» джойстика, то можно попасть в меню более точной настройки конкретного параметра.

Надо сказать, что эта концепция не нова. Примерно такая же система доступа к первоочередным настройкам применена, например, в зеркальных камерах Canon EOS-1D/1Ds/1D Mark II и там она даже более отточена. Посмотрите на органы управления EOS-1Ds. Три сферические кнопки на верхней панели корпуса отвечают за регулировку семи параметров, что достигается нажатием и удержанием их в различных комбинациях. Регулировка параметра осуществляется большим навигационным колесом, которое, как и в случае с Olympus C-8080, вращается большим пальцем правой руки:

Органы управления Canon EOS-1Ds.

Кнопка активации таймера/удаления кадров у Olympus C-8080 располагается слева от окуляра электронного видоискателя:

Кнопка фиксации экспозиции расположена в зоне действия указательного или среднего пальца правой руки (очень удобно нажимается наощупь):

Первое нажатие фиксирует экспозицию, следующее отменяет этот режим. При динамичной съемке это не очень удобно, поскольку при необходимости произвести повторную фиксацию нужно нажать кнопку два раза, что приводит к потере драгоценных мгновений (после каждого нажатия камера слегка «задумывается»). У Canon PowerShot Pro1 данный режим реализован по-другому: каждое нажатие на кнопку «*» заново фиксирует экспозицию. У Konica Minolta и вовсе можно настраивать эту функцию под себя (либо фиксация работает только при нажатой кнопке, либо переключение производится последовательными нажатиями).

В комплекте поставляется инфракрасный пульт дистанционного управления с единственной кнопкой спуска:

За время тестирования претензий к пульту не обнаружилось. Спуск отлично осуществляется даже при помощи отраженного от стен и потолка сигнала.

После изменения настроек и возврата в основной режим работы на экране на короткое время отображается масса дополнительной информации (значение чувствительности, режим шумоподавления, метод экспозамера, Drive mode, режим вспышки):

Через пару секунд на дисплее остается только самое необходимое:

А вот что видит владелец камеры на экране в других режимах работы:

Дизайн меню типичен для всех камер Olympus и многим покажется грубоватым. Невысокое разрешение дисплея и крупные шрифты не дают разместить большое количество служебной информации на одной странице, так что меню выглядят перегруженными (именно поэтому пришлось создавать специальный режим «Set Up» на главном диске режимов). Обратите внимание - меню русифицировано, что, конечно же, не может не радовать. Однако, русскоязычные термины в большинстве случаев получаются длиннее английских аналогов и не всегда переведены адекватно. Поэтому многие опытные пользователи выберут в качестве языка интерфейса привычный English. Читать дальше >>>

Система экспозамера, гистограмма

Olympus Camedia C-8080 имеет четыре режима экспозамера: ESP (Multi-Segment/Pattern), точечный (Spot), многоточечный (Multi-Spot) и центровзвешенный интегральный (Center Weighted Average). На приведенном скриншоте они расположены именно в таком порядке, сверху вниз:

Наиболее предсказуемыми, очевидно, являются точечный и центровзвешенный алгоритмы (оценка производится по заранее заданным зонам кадра с заранее определенными весовыми коэффициентами). ESP же и мультиточечный в определенной степени интеллектуальны и пытаются «угадать» оптимальную экспозицию в зависимости от распределения освещенностей по частям кадра и массы дополнительных параметров (дистанция фокусировки, значение выдержки и проч.). Какой алгоритм выбрать - решать вам, поскольку каждый имеет свои преимущества и недостатки. Для обычных условий съемки выбирать скорее всего придется между ESP и центровзвешенным. Вот краткая иллюстрация того, как каждый из алгоритмов справился с одним и тем же сюжетом (достаточно равномерная освещенность по полю кадра, небольшой динамический диапазон):


ESP

50%

100%


точечный

50%

100%


центровзвешенный

50%

100%


многоточечный

50%

100%

В процессе двухнедельного тестирования аппарата я чаще всего пользовался центровзвешенным алгоритмом замера. В принципе, особых нареканий к нему нет, предсказуемость достаточная. Правда, достаточно часто приходится использовать компенсацию экспозиции, поскольку на сюжетах подобного рода Center Weighted у Olympus C-8080 склонен к переэкспозиции:

ISO 50, F=15.4 мм (экв. 60 мм)
F6.3, 1/15 сек, EB = 0 EV
AWB, центровзвешенный замер

50%

100%

ISO 50, F=35.6 мм (экв. 140 мм)
F6.3, 1/15 сек, EB = 0 EV
AWB, центровзвешенный замер

50%

100%

Для просмотра в высоком разрешении кликните по ссылке 100% (оригинал) или 50% (ресайз методом Bicubic Sharper до 1632 х 1224 с сохранением EXIF).

В этом случае хорошим подспорьем становится гистограмма в режимах съемки и просмотра. Чтобы оценить точность этого инструмента, разберем по косточкам несколько кадров (сначала дан вид гистограммы в режиме просмотра, затем гистограмма снимка в цветовом пространстве Lab и, наконец, в RGB):

Как видим, гистограмма не может похвастаться особой точностью (в отличие от Canon PowerShot Pro1, например). Она показывает распределение яркостей канала Lightness в цветовом пространстве Lab, но иногда график больше похож на гистограмму из RGB. В принципе, такой точности вполне достаточно в реальных условиях эксплуатации для отслеживания пересветов. Единственное, о чем стоит постоянно помнить - вид гистограмм в Lab и RGB может сильно отличаться на сюжетах, подобных последнему. Если вы попытаетесь здесь вогнать гистограмму по всей ширине, то получите явный пересвет (об этом я упоминал также в прошлом обзоре Canon PowerShot Pro1).

Вид гистограмм в режимах съемки и просмотра отличается не сильно, поэтому здесь показана только последняя. Показать «живую» гистограмму каждого из трех приведенных снимков было бы очень трудно (для этого необходимо оперативное снятие информации с ЖК-дисплея при помощи устройства видеозахвата или второй камеры).

См. далее «Часть 2. Тестирование камеры».

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.