Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Canon PowerShot Pro1. Часть 1. Общие впечатления и конструкция

АрхивЦифрография
автор : Андрей Никулин   09.07.2004

PowerShot Pro1 — просьюмерский флагман линейки незеркальных камер Canon. 8-мегапиксельная матрица, уникальный объектив с диапазоном фокусных расстояний 28–200 мм, обновленный дизайн и кое-что еще...

Конструкция, первые впечатления

PowerShot Pro1 — камера, появление которой в модельном ряду Canon было неизбежным. Один из лидеров рынка цифровой фототехники просто не мог оставаться в стороне после появления первой восьмимегапиксельной незеркальной камеры Sony DSC-F828 и вступил в гонку мегапикселей наравне с конкурентами. По этой причине многие характеристики камеры оказались предопределены: это и 8-мп матрица типоразмера 2/3 дюйма, и диапазон фокусных расстояний 28–200 мм, ставший стандартом де-факто в этом сегменте рынка, и электронный видоискатель. Вместе с тем, новая модель сохранила преемственность поколений и унаследовала лучшие черты популярных моделей PowerShot G3/G5.

Canon PowerShot Pro1.

Если вы знакомы с линейкой Gх, то обнаружите много привычных деталей в Pro1 — например, органы управления, которые, правда, сгруппированы по-другому, в соответствии с новым дизайном корпуса. Здесь такой же замечательный поворотный экран, но его размер и разрешение значительно увеличены. Внешний вид меню практически не изменился, однако внутри можно найти новые пункты, соответствующие выросшим функциональным возможностям (режим супермакро, выбор цветового пространства снимка, тип оптического конвертора). Есть привычный ND-Filter и датчик ориентации. Разъемы, аккумулятор — все это совместимо с предыдущими флагманскими незеркалками Canon. Давайте познакомимся с основными техническими характеристиками PowerShot Pro1.

Технические характеристики Canon PowerShot Pro1

Типоразмер матрицы, дюймов

2/3

Физическое разрешение
матрицы, пикселей

3264 х 2448

Диапазон фокусных
расстояний, мм

7,2 – 50,8

То же в 35-мм эквиваленте

28 – 200

Светосила

f2.4 – f3.5

Чувствительность, ISO

50, 100, 200, 400

Диапазон выдержек, сек

1/4000 – 15

Форматы записи снимков

JPEG, RAW

Пульт ДУ в комплекте

есть

Поворотный ЖК-дисплей

по двум осям

Размер ЖК-дисплея

2 дюйма, 235 000 пикс

Дополнительно

встроенный ND-Filter,
USM в приводе системы зуммирования,
датчик ориентации, оптика серии L

Живая гистограмма

нет

Тип памяти

CF

Габариты, мм

118 х 72 х 90

Вес (с батареей), г

640

В отличие от камер серии G, Pro1 имеет более обтекаемый, эргономичный корпус. Дизайн камеры чрезвычайно «породист», видно что разработчики долго искали оптимальное расположение органов управления и руководствовались наработками как в области зеркальных камер EOS (сферические гладкие кнопки, система подсветки дополнительного дисплея), так и младших моделей Canon (выключатель питания, навипад и т. п.). По тактильным ощущениям PowerShot Pro1 напоминает крепко сбитый «бочонок», который плотно ложится в ладонь фотографа и весьма ухватист:

Кликните по картинке для просмотра увеличенного изображения.

Вопреки ожиданиям, аккумуляторный отсек расположен не внутри рукоятки, а в самом теле камеры и ориентирован горизонтально:

Здесь используется усовершенствованная версия аккумулятора BP-511A, которая отличается от привычных BP-511/512 повышенной емкостью (1390 мАч против 1100 мАч). Напряжение осталось прежним — 7,4 В, и по всем остальным параметрам (форм-фактор, совместимость с зарядными устройствами) старая и новая модели аккумулятора абсолютно идентичны:

В комплекте идет внешнее зарядное устройство CB-5L. Для питания от сети (например, при длительных съемках в студии) можно купить внешний блок питания СА-560, для подключения которого на борту есть соответствующий трехконтактный разъем (в центре на иллюстрации):

Как видите, здесь же расположены разъемы USB и AV. Закрываются они жесткой пластмассовой крышкой, которая закреплена на металлической оси и хорошо подпружинена — проблем с долговечностью этого узла возникнуть не должно.

Отсек для карт памяти Compact Flash типов I и II (то есть поддерживаются микровинчестеры системы Microdrive) расположен рядом с аккумуляторным и закрывается общей крышкой:

Несмотря на то что крышка пластмассовая, закрывается она очень плотно, а петля выполнена из металла. Вообще, все движущиеся детали изготовлены очень добротно и продуманно. Обратите внимание на оранжевую защелку аккумулятора — даже такая, казалось бы, несущественная деталь, «вылизана» до совершенства. Защелка не мешает вставлять аккумулятор одной рукой, открывается нажатием, мягко подпружинена и фиксирует аккумулятор за специальный паз на его тыльной стороне.

Отличительная черта данной модели, которая, видимо и послужила поводом сменить наименование G на Pro — объектив серии L. Такой литерой обозначаются элитные объективы Canon, которые известны низким уровнем разного рода аберраций и высокой резкостью. Объектив Pro1 состоит из четырнадцати элементов в десяти группах. Производитель заявляет об использовании одного флюоритового элемента (fluorite), одного элемента со сверхнизкой дисперсией (UD-glass) и двух асферических элементов. Первые два служат для уменьшения хроматических аберраций, а последние — сферических аберраций и дисторсии. Декоративное кольцо на оправе объектива снимается после нажатия специальной кнопки на корпусе:

После чего открывается байонет для крепления дополнительных оптических насадок, расширяющих возможности штатной оптики:

Легкие же аксессуары типа бленд и фильтров можно крепить непосредственно к тубусу объектива посредством байонета меньшего диаметра. В комплекте есть бленда (см. на иллюстрации ниже) и переходник для фильтров с резьбой 58 мм.

Вот как выглядит фильтр нейтральной плотности (ND-Filter), если заглянуть внутрь объектива (слева обычный режим работы, справа фильтр включен):

Кликните по картинке для просмотра увеличенного изображения.

Зеркальная заслонка в центре — это и есть ND-Filter, уменьшающий освещенность матрицы в восемь раз или на три ступени. В некоторых случаях это незаменимый инструмент, позволяющий, например, снимать портреты с полностью открытой диафрагмой на ярком солнце. К тому же отсекаемая часть светового потока отражается наружу зеркальной поверхностью заслонки, которая, таким образом, защищает матрицу и объектив от повреждений при наличии солнца или других сверхъярких источников света в кадре. Активируется ND-filter через меню, что не всегда удобно. Хотелось бы иметь для активации данной функции (да и для режима медленной синхронизации) более оперативный способ.

На защитной крышке объектива (которая, к сожалению, лишена шнурка для привязывания к корпусу), имеется надпись «Ultrasonic», означающая, что в приводе зуммирования используется быстроходный и тихий ультразвуковой двигатель:

Такой двигатель здесь жизненно необходим. Дело в том, что объектив Pro1 уникален — в нерабочем состоянии он складывается, уменьшая габариты камеры в глубину на пару сантиметров. В силу этого разработчики оказались лишены возможности использовать механическую систему зуммирования. Однако, для изменения фокусного расстояния все так же используется вращающееся кольцо на объективе, просто оно стало «электронным», подавая команды двигателю. Такое конструкторское решение имеет как плюсы, так и минусы. Положительные моменты: компактность, возможность запоминания положения зума в пользовательской настройке, возможность использования кольца зуммирования также для ручной фокусировки (после переключения в соответствующий режим). В минусах чрезвычайная сложность и потенциальная уязвимость конструкции, неизбежный (даже несмотря на применение USM) лаг между поворотом кольца и отрабатыванием команды, а также дискретность перемещения зума. Справедливости ради стоит сказать, что данная дискретность не так уж и велика: в диапазоне от 28 до 200 мм зум может обеспечить 40 (!) промежуточных положений. Как правило, этого достаточно для того, чтобы не испытывать дискомфорта при съемке.

А вот наглядная иллюстрация того, чего позволил достичь складной объектив:

Кликните по картинке для просмотра увеличенного изображения.

Похоже, Canon PowerShot Pro1 — единственный восьмимегапиксельник, умещающийся в сложенном состоянии в сумке такого размера. LowePro 25 AW, вообще говоря, предназначена для более мелких моделей типа G3/G5 или Nikon 5400. Конечно, засунуть аппарат в такой маленький кофр не так уж просто (он помещается туда в единственном положении — боком и объективом кверху), но при должной сноровке никаких проблем это не создает. Я успешно применил данный метод на практике, выезжая на фотосессии. Места в сумке хватало и для размещения ремня. Притом что Pro1 достаточно увесист (640 г), при ходьбе такая поясная сумка практически не ощущается и не мешает.

При всей своей компактности, в рабочем состоянии PowerShot Pro1 трансформируется в очень солидный, можно сказать «полноразмерный» аппарат. Вот как выглядит камера на максимальном фокусном расстоянии, с надетой блендой и повернутым для съемки «от бедра» дисплеем. Обратите внимание что шкала фокусных расстояний нанесена на тубусе объектива. Разместить ее традиционным образом, по периметру оправы объектива, нельзя потому что колесо зуммирования электронное, вращается свободно и не имеет ограничителя.

Поворотный двухдюймовый дисплей — вторая после уникального объектива изюминка модели PowerShot Pro1. Дисплей имеет очень высокое по нынешним временам разрешение 235000 пикселей. При этом структура матрицы также необычна, что увеличивает четкость изображения. Посмотрите как выглядит кадр на экране в режиме просмотра без гистограммы:

А это ячейки ЖК-матрицы при большом увеличении:

Фрагмент ЖК-дисплея Canon PowerShot Pro1.

Пиксели образуют четко выраженную гексагональную структуру, что улучшает передачу однотонных поверхностей и сглаживает границы символов. Сравните эту картинку с дисплеем Konica Minolta DiMAGE A2:

Фрагмент ЖК-дисплея Konica Minolta DiMAGE A2.

Откидная вспышка не уступает в изящности и «высокотехнологичности» остальным элементам конструкции. При включении соответствующего режима она откидывается автоматически посредством электромеханической защелки, а закрывается вручную.

Квадратное окошечко внизу — лампа подавления красных глаз (кстати, чрезвычайно яркая). Здесь же расположен разъем Hot Shoe. Слева от вспышки, если смотреть сзади, расположена кнопка ее активации и включения макрорежима. Читать дальше >>>

Управление и меню

Как было сказано выше, эргономика модели PowerShot Pro1 находится на высоком уровне. Поворотный по двум осям дисплей высокого разрешения позволяет не напрягаясь снимать из самых неудобных положений.

Особенно удобно ходить с камерой, висящей на шейном ремне, по городу, снимая интересные моменты навскидку «от пояса». Для съемки в студии со штатива дисплей такого типа также очень удобен.

Вот органы управления на верхней панели камеры:

Металлическая кнопка спуска затвора расположена в удачном месте и указательный палец нащупывает ее без проблем. Рядом расположено ребристое колесико смены параметров, чувствительное к нажатию (как скролл у мыши). Например, в режиме «М» вы меняете вращением колеса значение диафрагмы. После нажатия оно уже управляет значением выдержки. После короткого привыкания такая система кажется удобнее двух раздельных колес настройки параметров, как, например, у Konica Minolta DiMAGE A2. Продолговатая гладкая кнопка служит для изменения режима «Drive mode» (одиночный кадр/серийная съемка/таймер/управление с пульта). Это удачная находка, ранее примененная в серии PowerShot Gx. Вторая, круглая кнопочка — переключение между режимами экспозамера и первоочередность этой функции вызывает сомнения. Ведь фотограф, как правило, привыкает к определенному методу экспозамера и переключает эту настройку не так часто, чтобы соответствующая кнопка всегда была нужна под рукой. Гораздо лучше, на мой взгляд, было бы «повесить» сюда режим медленной синхронизации или активацию ND-фильтра. Третья маленькая кнопка с пиктограммой лампочки включает красивую красно-оранжевую подсветку дисплея (см. на иллюстрации). Такое решение пришло из зеркальных камер Canon серии EOS и оно очень удобно на практике, при съемке в темноте.

Главное колесо выбора режимов расположено под необычным углом, что сделано для уменьшения габаритов. Вращать его не очень удобно, особенно в перчатках. Но, поскольку переключаться между различными режимами в течение одной фотосессии приходится нечасто, особых проблем это не создает. На колесе имеются положения «C1» и «C2» — это пользовательские настройки, в которых можно запомнить все кроме режима «Супермакро» (подробнее об этом режиме далее в обзоре). Это достаточно удобный инструмент, которым лично я в процессе тестирования пользовался постоянно. Для запоминания текущего режима нужно выбрать специальный пункт меню:

Жаль только, что таких «железных» пресетов всего два. При активной работе их хочется иметь как минимум три, а лучше еще больше. Например, на «C1» у вас настройки для съемки портретов на улице (фокусное 135–200 мм, максимально открытая диафрагма, вспышка включена для подсветки теней, ND-Filter), на «C2» — для портретов в помещении, на «C3» — для съемки пейзажей, на «C4» — для макросъемки в студии под лампами накаливания и т. д. Проблему с перегруженностью диска выбора режимов можно решить путем введения софт-пресетов. Например, «С1» и «С2» остаются в прежнем виде (для оперативного доступа), а при выборе «С3» нужно выбрать стрелками джойстика варианты «С3», «С4», «С5» и т. д. Надеемся, что разработчики учтут эти пожелания при создании новых моделей ЦФК, ну а пользователям PowerShot Pro1 придется довольствоваться двумя пользовательскими режимами «С1» и «С2».

Спускаемся ниже и рассмотрим подробнее выключатель питания:

Точно такой же механизм используется в моделях Canon PowerShot G3, G5 и S1 IS. Камера включается в нужный режим (съемки или просмотра) покачиванием вбок подпружиненного колеса, которое потом возвращается в центральное положение. Для предотвращения случайного включения вначале нужно утопить маленький штырек-фиксатор. Выключается камера коротким нажатием на кнопку «Off». Надо сказать, что такая конструкция удобна в обращении — все манипуляции выполняются наощупь легкими движениями большого пальца правой руки, которой вы держите камеру за рукоять. Единственно, засовывать камеру в тесную сумку следует с осторожностью, чтобы не произошло случайного утапливания фиксатора и включения.

Рассмотрим заднюю панель камеры:

Прямо в зоне действия большого пальца — расположена кнопка «MF» (ручная фокусировка). Если вы хотите сфокусироваться вручную, то ее надо нажать и удерживать большим пальцем правой руки. Колесо зуммирования на объективе превращается при этом в колесо фокусировки. Для более точной наводки на резкость в центре экрана появляется увеличенный участок изображения. Могу сказать, что Pro1 — одна из немногих незеркалок, где навестись на резкость вручную удается с хорошей точностью; этому способствует как ЖК-дисплей повышенного разрешения и диагонали, так и удобный механизм управления (большим кольцом на объективе).

Ниже кнопки «MF» находятся кнопки фиксации экспозиции «*» и «Info». Последняя служит для выбора режима отображения информации на дисплее (полный или неполный в режиме съемки и просмотра, плюс включение гистограммы в режиме просмотра). Переключение между EVF и большим ЖК-дисплеем, кстати, происходит без всяких кнопок. Для того чтобы включился электронный видоискатель достаточно закрыть дисплей экраном внутрь.

Кнопка «Func» вызывает дополнительное меню основных съемочных параметров — чувствительности, формата сжатия, брекетинга и проч. Все это прекрасно знакомо владельцам младших моделей Canon, оснащенных процессором DIGIC. Кнопки «Set» и «Menu» — это своего рода «Enter» и «Esc» при хождении по меню (о нем чуть ниже). Небольшие претензии можно высказать разве что к серебристому четырехпозиционному навипаду, который имеет чуть меньший, чем хотелось бы, ход кнопок и нащупывается большим пальцем не так легко как в моделях G3/G5. Впрочем, у любой палки есть два конца: зато вы избавлены от случайных нажатий навипада и, соответственно, неконтролируемого выбора регулировки WB и компенсации экспозиции.

Последний важный элемент управления — пульт дистанционного управления, поставляющийся в комплекте. Он незаменим при студийных съемках со штатива, а также позволяет комфортно создавать автопортреты и снимки в компании друзей (не забывайте о поворотном на 270 градусов дисплее, который можно развернуть лицевой стороной к объекту съемки).

Приемников ИК-излучения у камеры два, на лицевой и боковой поверхности рукоятки (см. иллюстрацию). Это позволяет управлять фотоаппаратом даже находясь позади него. Пульт питается от плоской литиевой батарейки (идет в комплекте) и кроме самой важной функции — спуска затвора — позволяет также регулировать фокусное расстояние.

Ну что ж, пора включить камеру в режим съемки и познакомиться с интерфейсом.

За счет большого размера и разрешения экрана служебная информация считывается замечательно. Пиктограммы, шрифты — все прорисовано очень аккуратно, но без рюшечек, в стиле «профессионального минимализма». На приведенном выше скриншоте показан вариант использования ручной фокусировки и поэтому справа отображается шкала расстояний.

Для доступа к регулировке баланса белого и компенсации экспозиции нужно нажать на стрелку «вверх» или «вниз» навипада. Нужный пункт выбирается перемещением влево или вправо при помощи того же навипада или колесика подстройки. Возврат в основной режим — повторное нажатие стрелки «вверх» или «вниз». Трудно придумать более интуитивную и удобную систему для регулировки этих первоочередных параметров.

А вот что можно увидеть на дисплее в других режимах работы:

Если сравнивать с предыдущими моделями камер Canon, то здесь есть два нововведения. При зуммировании в верхней части экрана отображается шкала фокусных расстояний, а центральная рамка фокусировки меняет размер, увеличиваясь с ростом фокусного расстояния.

В режиме просмотра можно просмотреть гистограмму снимка (подробнее о ней ниже). Переэкспонированные участки изображения в этом случае подсвечиваются миганием.

А вот как выглядят меню в режимах съемки и просмотра:

Читать дальше >>>

Система экспозамера, гистограмма

Canon PowerShot Pro1 имеет три режима экспозамера: центровзвешенный (пиктограмма в виде пустой рамки), оценочный (он же матричный — кружок в рамке) и точечный, обозначаемый, соответственно, точкой внутри скобок. Оценочные, то есть интеллектуальные алгоритмы, вообще пока еще далеки от совершенства и это относится ко всем моделям ЦФК. Ведь такой алгоритм должен понять чего хочет фотограф и суметь отличить, например, портрет на фоне окна от одинокого здания на фоне заката. Примерное распределение яркостей в кадре в обоих случаях примерно одинаково — большой темный объект на относительно ярком фоне, однако экспозиция требуется разная. Конечно, для новичков, желающих снимать в зеленом режиме «Auto» по принципу «включил фотоаппарат — нажал кнопку» оценочный замер часто является самым легким вариантом получения нормально экспонированных кадров. Но Pro1 вряд ли можно назвать камерой для новичков и большинство владельцев предпочтут более предсказуемый Center-Weighted. Этот тип замера в Canon Pro1 реализован очень хорошо и после некоторого периода привыкания не преподносит никаких сюрпризов. В условиях хорошего освещения необходимость в компенсации экспозиции практически отсутствует, в отличие от той же Konica Minolta DiMAGE A2. Небольшие корректировки легко вносятся фиксацией экспозиции по нужному участку кадра (небо, здания, граница между ними и т. д). Разумеется, при съемке специфических сюжетов типа пейзажа в сумерках или в солнечный зимний день компенсация экспозиции нужна, но это совершенно естественно. Практика (порядка 400 отснятых за время тестирования кадров) показывает, что центровзвешенный замер в Pro1 склонен к легкой недоэкспозиции в «спорных» случаях, а сама центральная зона, на которую приходится больший вес при вычислении экспозиции, достаточно широка. Поэтому вероятность пересветить кадр присутствует разве что в сильном контровом свете.

Несмотря на то, что гистограмма в режиме съемки отсутствует, на практике это не вызывает неудобств. Грамотный механизм экспозамера и качественный ЖК-дисплей, показывающий картинку с большой долей приближенности к конечному результату, избавят вас от многих сложностей. Для окончательного контроля есть гистограмма в режиме просмотра. Давайте посмотрим на нее внимательнее. В приведенных ниже примерах сначала дается скриншот с ЖК-дисплея камеры, а затем гистограмма готового снимка в Adobe Photoshop CS (в цветовом пространстве Lab и RGB).

Как видите, гистограмма в режиме просмотра удивительно точна и она отображает распределение яркостей канала Lightness в цветовом пространстве Lab. Обратите внимание, отличная экспозиция достигнута при помощи обсуждаемого центровзвешенного замера без всякой компенсации экспозиции. Однако, следует учитывать что в некоторых случаях вид гистограммы в пространстве RGB может отличаться от гистограммы Lightness в Lab. Иногда большее значение имеет вид гистограммы именно в RGB. Например, если вы решите вогнать гистограмму по всей ширине на таком сюжете:

то рискуете получить пересвет (сравните гистограммы в Lab и RGB). Посмотрите что произойдет если растянуть гистограмму на всю ширину шкалы в Lab и RGB соответственно:

Слева Auto Contrast в Lab, справа — в RGB.

На сюжетах такого рода, с однородной освещенностью по всему полю кадра, лучше довериться центровзвешенному замеру и при необходимости произвести потом небольшую коррекцию levels в Photoshop.

Очень надежным средством избежать явных пересветов является мигающая подсветка переэкспонированных участков изображения в режиме просмотра с гистограммой. Если хотите уместить гистограмму полностью по всей ширине, то нужно сначала добиться легкой переэкспозиции (небольшие участки изображения мигают), а потом сделать экспокоррекцию в минус на треть или две трети ступени. Это может понадобиться, например, при студийной съемке предметов на светлом фоне, когда жаль терять качество из-за недоэкспозиции (последующее поднятие levels неизбежно увеличивает уровень шумов) и приходится делать положительную компенсацию экспозиции. В качестве примера такой ситуации можете посмотреть сюжет со статуэткой кошки на следующей странице. В обычном режиме съемки точность и надежность экспозамера делают такие действия практически ненужными.

См. далее Часть 2. Практический взгляд

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.