Ультразумы 2004. Часть 2. Класс до 400 долларов в сравнительных тестах
АрхивЦифрографияПереходим к тестированию фотографических возможностей аппаратов, рассмотренных в первой части нашего обзора.
Продолжение. Начало см. в статье «Ультразумы 2004. Часть 1. Класс до 400 долларов в общих чертах».
В этой части нашего обзора мы рассмотрим фотографические возможности аппаратов Konica Minolta DiMAGE Z2, Olympus Camedia C-760 Ultra Zoom, Fuji Finepix S5000 и Panasonic DMC-FZ2.
Максимальное увеличение
Konica Minolta DiMAGE Z2 |
Olympus Camedia 760 | ||
ISO 50, F=63 мм (экв. 380 мм) |
ISO 100, F=63 мм (экв. 420 мм) | ||
Fuji Finepix S5000 |
Panasonic DMC-FZ2 | ||
ISO 200, F=57 мм (экв. 370 мм) |
ISO 50, F=55.2 мм (экв. 420 мм) | ||
Для просмотра в высоком разрешении кликните по ссылке 100% (оригинал) |
В качестве «мишени» использовалась мачта линии электропередач, снятая с балкона двенадцатого этажа (камеры устанавливались на штатив, съемка производилась по таймеру для исключения сотрясений). Расстояние до объекта — порядка 700–800 м и в реальности он виден примерно под тем же углом, как вы видите его сейчас на приведенных превью низкого разрешения. При выводе на одинаковый формат (например, при печати фото или просмотре в полноэкранном режиме на мониторе) большее увеличение дают Panasonic DMC-FZ2 и Olympus C-760, что совершенно неудивительно, учитывая диапазон фокусных расстояний. При этом увеличение у DMC-FZ2 слегка больше, несмотря на одинаковые с Olympus C-760 цифры максимального фокусного расстояния 420 мм.
С учетом разрешения матриц картина меняется. Рассмотрим кропы с приведенных снимков в масштабе 100%:
Konica Minolta DiMAGE Z2. |
Olympus Camedia 760. |
Fuji Finepix S5000. |
Panasonic DMC-FZ2. |
Как видим, на первое место по реальному увеличению выходит Konica Minolta DiMAGE Z2 за счет увеличенного разрешения матрицы (4 мп). Второе место с совсем небольшим отставанием занимает Olympus C-760, а Panasonic DMC-FZ2, несмотря на 420 мм фокусного расстояния, перемещается в аутсайдеры и виной тому двухмегапиксельная матрица. Кстати, по приведенным кропам видно, что уровень внутрикамерного шарпенинга у Olympus C-760 выше, чем у Konica Minolta Z2; автоматический баланс белого у Fuji S5000 склонен к завалу в зелень на этом и других «пейзажных» сюжетах с дневным пасмурным освещением.
Геометрические искажения и ХА на максимальном фокусном расстоянии и закрытой диафрагме
Konica Minolta DiMAGE Z2 Olympus Camedia 760 ISO 50, F=63 мм (экв. 380 мм) ISO 100, F=63 мм (экв. 420 мм) Fuji Finepix S5000 Panasonic DMC-FZ2 ISO 200, F=57 мм (экв. 370 мм) ISO 50, F=49.4 мм (экв. 380 мм) Для просмотра в высоком разрешении кликните по ссылке 100% (оригинал)
f8, 1/160 сек, EB = 0 EV
AWB, центровзвешенный замер
f8, 1/160 сек, EB = 0 EV
AWB, мультисегментный замер
f9, 1/300 сек, EB = 0 EV
AWB, центровзвешенный замер
f8, 1/160 сек, EB = 0 EV
AWB, точечный замер
или 50% (ресайз методом Bicubic Sharper с сохранением EXIF).
Очень невзрачный сюжет, который, тем не менее, позволяет многое узнать о структуре изображения. Снимаемая стена перпендикулярна лучу зрения и находится на расстоянии около 50 м. Обратите внимание, что диафрагма намеренно прикрыта, поэтому (в силу малого абсолютного размера матриц и эффектов дифракции) разрешение не рекордное и оценивать его по этим кадрам не совсем корректно. Зато отсутствует эффект виньетирования, присущий всем протестированным аппаратам в таких же условиях на максимально открытой диафрагме (одно из следствий — если вы хотите снять панораму на длинном угле без заметных стыков, то лучше это делать с прикрытой диафрагмой). Уровень геометрических искажений невысок. Небольшая бочкообразная дисторсия заметна только у Fuji S5000. Посмотрим на уровень хроматических аберраций, взяв кропы из левой нижней части кадра:
Konica Minolta DiMAGE Z2. |
Olympus Camedia 760. |
Fuji Finepix S5000. |
Panasonic DMC-FZ2. |
Как видим, красно-зеленая хроматическая аберрация присутствует у всех камер практически в равной степени. При оценке следует учитывать, что величина аберрации на кропах прямо пропорциональна разрешению матрицы. При выводе изображения на печать или просмотре в полноэкранном режиме абсолютная величина ХА у 4-мегапиксельной DiMAGE Z2 будет не больше чем у 2-мегапиксельного Panasonic DMC-FZ2, а детализация окажется выше. Еще раз обратите внимание: данный тест был проведен на максимально закрытой диафрагме. Практика показывает, что в длиннофокусном положении объектива величина ХА практически не зависит от диафрагмы для всех протестированных камер (разве что увеличивается блюминг, делающий более ярко выраженным и ХА). В короткофокусном положении объектива ХА как правило растут вместе с открытием диафрагмы.
Отдельно хотелось бы коснуться кропа с Fuji S5000. Отчетливо видно, что по краям контрастных объектов изображение имеет «зубчатую», зернистую структуру. Судя по всему, это следствие использование матрицы нетрадиционного типа и повышенного до ISO 200 индекса минимальной чувствительности. Подобные дефекты наблюдаются на большинстве снимков Fuji S5000, сделанных во время тестирования.Читать дальше >>>
Цветопередача и разрешение на широком угле
Konica Minolta DiMAGE Z2 |
Olympus Camedia 760 | ||
ISO 50, F=9.9 мм (экв. 60 мм) |
ISO 100, F=9.9 мм (экв. 66мм) | ||
Fuji Finepix S5000 |
Panasonic DMC-FZ2 | ||
ISO 200, F=8.4 мм (экв. 55 мм) |
ISO 50, F=7.5 мм (экв. 57 мм) | ||
Для просмотра в высоком разрешении кликните по ссылке 100% (оригинал) |
К сожалению, абсолютно одинаковое эквивалентное фокусное расстояние на всех камерах установить не удалось по причине определенной дискретности действия приводов зума. Но все-таки угол обзора отличается не сильно и сюжет примерно одинаков. Цветопередача — вещь субъективная, к тому же стоит учитывать, что на снимке Konica Minolta Z2 наблюдается недоэкспозиция примерно на одну ступень по сравнению с другими камерами из-за использования другого алгоритма экспозамера. Но, кстати говоря, именно DiMAGE Z2 в силу этого лучше передала реальные условия освещения: вечерний пейзаж, освещенный последними лучами заходящего солнца. А вот какую детализацию обеспечивают испытуемые камеры:
Konica Minolta DiMAGE Z2. |
Olympus Camedia 760. |
Fuji Finepix S5000. |
Panasonic DMC-FZ2. |
Первое место по детализации, несмотря на меньшее разрешение матрицы, занимает Olympus C-760. Свою роль здесь, конечно, сыграла небольшая разница в эквивалентных фокусных расстояниях (при этом, заметьте, реальные фокусные расстояния полностью совпадают с Z2!), но все-таки следует признать, что снимкам Konica Minolta Z2 недостает резкости. И дело тут, похоже, не только в алгоритмах внутрикамерного преобразования, но и в традиционно «мягкорисующей» оптике, присущей практически всем камерам Minolta.
Fuji S5000 неплохо проявила себя в этом испытании и даже уровень шумов не особенно высок, а автоматический баланс белого сработал очень хорошо.
Panasonic DMC-FZ2 не очень подходит для пейзажей, где требуется высокая детализация. Двух мегапикселей явно недостаточно для получения качественных снимков на широком угле. Хотя уровень шумов очень низок и картинка имеет качественную, гладкую структуру. Читать дальше >>>
Предметная съемка с освещением лампами накаливания
Konica Minolta DiMAGE Z2 |
Olympus Camedia 760 | ||
ISO 50, F=19.6 мм (экв. 118 мм) |
ISO 100, F=17.5 мм (экв. 117мм) | ||
Fuji Finepix S5000 |
Panasonic DMC-FZ2 | ||
ISO 200, F=15.4 мм (экв. 100 мм) |
ISO 50, F=14.7 мм (экв. 112 мм) | ||
Для просмотра в высоком разрешении кликните по ссылке 100% (оригинал) |
Съемка проводилась со штатива в министудии, освещенной лампами накаливания. Баланс белого выставлялся по белому листу (конкретно — по области, расположенной в левой нижней части кадра). Лучше всех с установкой ББ справились Olympus C-760 и Panasonic DMC-FZ2, а вот снимок Fuji S5000 имеет сильный уход в красную область, поскольку эта камера не имеет функции установки пользовательского ББ (использовался пресет Tungsten).
Посмотрим на детализацию, шумы и структуру изображения:
Konica Minolta DiMAGE Z2. |
Olympus Camedia 760. |
Fuji Finepix S5000. |
Panasonic DMC-FZ2. |
Самые низкие шумы и наиболее «гладкая» структура изображения наблюдается у Panasonic DMC-FZ2. К сожалению, эта камера не очень подходит для предметной съемки из-за низкого разрешения. У остальных трех камер наблюдаются цветовые шумы в тенях, причем у Konica Minolta Z2 они заметны меньше — вероятно из-за пониженного уровня чувствительности и агрессивной работы шумоподавителя, «размазывающего» детали. Кроме того, похоже что у Konica Minolta Z2 неточно навелся автофокус, хотя камера сигнализировала о его срабатывании (данный кадр был выбран из трех дублей как наиболее четкий; на остальных расфокусировка была еще заметнее).
Кстати, цветовые шумы у Fuji S5000 на поверку оказываются не очень-то велики, более заметный вклад в ухудшение качества вносит зернистость изображения, обусловленная нетрадиционной структурой матрицы.
Если бы мне понадобилось снимать что-то в студии одной их этих четырех камер, я бы выбрал Olympus С-760. Шумы будут заметны только в тенях (к тому же печать, как правило, нивелирует дефекты такого рода), а на других участках изображения отрыв от конкурентов только усиливается (сравните оригиналы снимков). Читать дальше >>>
Макро: максимальный зум
Konica Minolta DiMAGE Z2 |
Olympus Camedia 760 | ||
ISO 50, F=63 мм (экв. 380 мм) |
ISO 100, F=63 мм (экв. 420 мм) | ||
Fuji Finepix S5000 |
Panasonic DMC-FZ2 | ||
ISO 200, F=57 мм (экв. 370 мм) |
ISO 50, F=55.2 мм (экв. 420 мм) | ||
Для просмотра в высоком разрешении кликните по ссылке 100% (оригинал) |
На максимальном фокусном расстоянии лучшее увеличение в макрорежиме обеспечивает Fuji S5000. В качестве эксперимента на этой камере использовался автоматический баланс белого, но он обеспечил еще более худшее качество, чем Tungsten. Но вообще, говоря, полноценным макро такое увеличение назвать трудно. Кстати, на 10–12-кратном зуме расстояние до объекта при таком увеличении составляет около 1,5–2 метров. Обратите внимание за заметное виньетирование у всех камер, вызванное открытой диафрагмой.
Макро: максимальное увеличение
Konica Minolta DiMAGE Z2 Olympus Camedia 760 ISO 50, F=11.1 мм (экв. 67 мм) ISO 100, F=10.9 мм (экв. 73 мм) Fuji Finepix S5000 Panasonic DMC-FZ2 ISO 200, F=5.7 мм (экв. 37 мм) ISO 50, F=10.5 мм (экв. 79 мм) Для просмотра в высоком разрешении кликните по ссылке 100% (оригинал)
f3.2, 1/6 сек, EB = +0.3 EV
WB по листу, центровзвешенный замер
f3.2, 1/10 сек, EB = +0.3 EV
WB по листу, мультисегментный замер
f5.6, 1/10 сек, EB = +0.7 EV
AWB, центровзвешенный замер
f2.8, 1/8 сек, EB = 0 EV
WB по листу, мультисегментный замер
или 50% (ресайз методом Bicubic Sharper с сохранением EXIF).
У Konica Minolta Z2, Olympus C-760 и Panasonic DMC-FZ2 максимальное увеличение достигается примерно на одинаковом фокусном расстоянии – 11 мм. Лучшее реальное увеличение обеспечит Konica Minolta Z2 за счет более высокого разрешения. Fuji S5000 не очень хорошо подходит для съемки макро.
Заключение
На основании проведенных тестов можно расставить камеры по ранжиру. На первое место заслуженно претендует Olympus C-760 — самый компактный и сбалансированный аппарат из четырех. Он имеет такой же объектив как у Konica Minolta Z2 и, несмотря на меньшее разрешение матрицы, обеспечивает не худшую детализацию на большинстве сюжетов. Второе место с небольшим отставанием — у Konica Minolta Z2. Третьим стал Panasonic DMC-FZ2. Это очень интересный аппарат, но разрешения 2 мп ему явно маловато. Особняком стоит Fuji S5000. Не очень качественная структура изображения, проблемы с цветопередачей и не лучший макрорежим — вот основные минусы этой модели и по совокупности этих характеристик она занимает последнее место. Вместе с тем стоит признать, что для тех случаев, когда требуется высокая светочувствительность (плохие условия освещения и желательность коротких выдержек при этом) и нет проблем с автоматическим определением баланса белого, Fuji S5000 выглядит очень неплохим вариантом.
Ну а в следующих двух частях обзора мы познакомимся с более дорогими и совершенными камерами — Canon S1 IS, Panasonic DMC-FZ10 и Olympus C-770.
См. далее «Ультразумы 2004. Часть 3. Класс до 600 долларов в общих чертах».