Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Ультразумы 2004. Часть 1. Класс до 400 долларов в общих чертах

АрхивЦифрография
автор : Андрей Никулин   23.06.2004

Мы подготовили серию статей, посвященных тестированию семи наиболее популярных моделей ультразумов от пяти ведущих производителей. В первой части — Konica Minolta DiMAGE Z2, Olympus Camedia C-760 Ultra Zoom, Fuji Finepix S5000 и Panasonic DMC-FZ2.

Введение

Что такое «суперзум» (или «ультразум»)? Обычно таким термином обозначают цифровую камеру с несменной оптикой и малым абсолютным размером матрицы, имеющую верхнюю границу диапазона фокусных расстояний от 350 мм и выше. Как правило, это подразумевает 10- или 12-кратный оптический зум. Пользуясь случаем, хотелось бы напомнить о различиях понятий кратности индивидуальных оптических приборов (бинокли, подзорные трубы) и фототехники. десятикратный бинокль или подзорная труба дадут заметно большее увеличение, чем окуляр электронного видоискателя десятикратного ультразума. Дело в том, что если представить угол человеческого зрения в 35-мм эквиваленте фокусного растояния объектива, то он составит около 50 мм. Низшая же граница диапазона фокусных расстояний ЦФК обычно ниже, а поскольку кратность считается от нее, то десятикратный ультразум с диапазоном фокусных расстояний 37–370 мм обеспечит примерно 7,5-кратное увеличение — как у классического морского бинокля. Конечно, и это немало, особенно с учетом того, что цифровую фотографию можно рассматривать в стационарных условиях и увеличивать отдельные участки изображения.

Благодарим за предоставленное на тестирование оборудование:
• представительство Konica Minolta  в России — Konica Minolta  Z2;
• компанию «Ак-цент Микросистемс» (www.ak-cent.ru) — Olympus C-760;
• представительство Panasonic в России — Panasonic DMC-FZ2;
• магазин «Компьютер для любителей фото» (www.fotoisland.ru) — Fuji S5000.

Всего на рынке присутствует порядка десяти аппаратов подобного класса (если не принимать во внимание устаревшие и снятые с производства модификации) и вашему вниманию предлагается сводное тестирование семи наиболее популярных моделей ультразумов от пяти производителей. В первой части обзора будут рассмотрены четыре камеры ценовой категории до 370 долларов: Konica Minolta DiMAGE Z2, Olympus Camedia C-760 Ultra Zoom, Fuji Finepix S5000 и Panasonic DMC-FZ2. Основной целью тестирования является сравнение конструктивных особенностей и фотографических возможностей конкурентов. Вопросы комплектации и дополнительных возможностей (запись видео, звука и прочее) по вполне понятным причинам остаются за рамками этого материала — в противном случае объем исследования превысил бы всякие разумные пределы.

Panasonic DMC-FZ2, Fuji Finepix S5000,
Konica Minolta DiMAGE Z2 и Olympus Camedia C-760 Ultra Zoom.

Таблица характеристик тестируемых камер

Konica Minolta
DiMAGE Z2

Olympus
Camedia C-760

Fuji
Finepix S5000

Panasonic
DMC-FZ2

Типоразмер матрицы, дюймов

1/2,5

1/2,7

1/2,7

1/3,2

Физическое разрешение
матрицы, пикселей

2272 х 1704

2048 х 1536

2048 х 1536

1600 х 1200

Диапазон фокусных
расстояний, мм

6,3 – 63

6,3 – 63

5,7 – 57

4,6 – 55,2

То же в 35-мм эквиваленте

38 – 380

42 – 420

37 – 370

35 – 420

Светосила

f2.8 – f3.7

f2.8 – f3.7

f2.8 – f3.1

f2.8 – f2.8

Стабилизатор

нет

нет

нет

оптический,
два режима работы

Чувствительность, ISO

50, 100, 200, 400

100, 200, 400

200, 400, 800

50, 100, 200, 400

Диапазон выдержек, сек

1/1000 – 15,
Bulb (30 сек)

1/1000 – 15

1/2000 – 2

1/2000 – 8

Форматы записи снимков

JPEG

TIFF, JPEG

RAW, JPEG

JPEG

Размер ЖК-дисплея

1,5”,
113 000 пикс

1,8”,
118 000 пикс

1,5”,
114 000 пикс

1,5”,
114 000 пикс

Живая гистограмма

есть

есть

нет

нет

Тип памяти

SD

xD

xD

SD

Питание

4 х АА

Li-ion LI-10B,
3,7 В, 1090 мАч

4 х АА

Li-ion

Габариты, мм

110 x 78 x 80

105 x 60 x 69

113 х 81 х 80

114 х 70 х 83

Измеренный вес
с аккумуляторами, г

450

320

480

350

Обзор построен следующим образом. Сначала идет описание конструктивных особенностей, эргономики и функционального оснащения каждой камеры в отдельности. В следующих частях обзора рассматриваются фотографические возможности аппаратов методом сравнения «лоб в лоб». Главные критерии оценки качества снимков — уровень шумов, разного рода аберраций, детализация, структура изображения, реальное максимальное увеличение. Кроме этого, учитывается работа системы эспозамера и определения баланса белого. Анализ производится на различных фокусных расстояниях, хотя, несомненно, наибольший интерес представляет предельный телережим, ради которого и покупаются камеры такого класса. Читать дальше >>>

Konica Minolta DiMAGE Z2

Konica Minolta DiMAGE Z2 — усовершенствованный вариант модели DiMAGE Z1. Изменения коснулись, во первых, матрицы: размер был увеличен с 1/2,7 до 1/2,5 дюйма, а разрешение — с 3,2 до 4 мегапикселей. Также был заменен объектив (одиннадцать элементов в семи группах), который, несмотря на чуть меньшую чем у Z1 светосилу на длинном конце, имеет более совершенную конструкцию. Лейбл «GT» (Golden Technology) означает лучший контроль качества, а использование APO (апохроматических) линз должно уменьшать хроматические аберрации. Однако, забегая вперед, скажу, что чудес не бывает и всем без исключения протестированным ультразумам присущи ярко выраженные хроматические аберрации, особенно заметные на максимальном фокусном расстоянии.

Konica Minolta DiMAGE Z2
(кликните по картинке для просмотра увеличенного изображения).

DiMAGE Z2 может сохранять снимки только в формате JPEG, что не является недостатком для техники такого класса. Формат TIFF, иногда встречающийся в других камерах, не дает сколько-нибудь заметного улучшения качества по сравнению с JPEG, но имеет на порядок больший объем. Грамотно же реализованный RAW встречается только в более дорогих и качественных камерах, не относящихся к категории ультразумов.

Функциональные возможности DiMAGE Z2 вполне достаточны для большинства начинающих любителей. Есть режимы приоритета выдержки, диафрагмы и полностью ручной «M». Чувствительность матрицы можно зафиксировать вручную, баланс белого устанавливается помимо всего прочего и по белому листу. Вспышка откидного типа (как и у всех ультразумов; это связано в первую очередь с большими габаритами объектива, который перекрывал бы большую часть светового потока в случае размещения лампы вспышки на корпусе) активируется простым открытием. Есть «горячий башмак» для фирменных вспышек Konica Minolta . Очень интересно техническое решение, примененное в блоке «ЖК-дисплей — электронный видоискатель». Обычно в EVF используется отдельная матрица, но в данном случае дисплей общий, а при переключении в режим EVF механический привод переворачивает экран и направляет световой поток в глазок видоискателя при помощи системы зеркал. Видимо, таким экзотическим способом разработчики решили уменьшить себестоимость изделия. На потребительских свойствах камеры это никак не сказалось — изображение в видоискателе четкое и ничуть не уступает традиционным EVF, хотя потенциально механическая система уступает в надежности двум независимым дисплеям.

Дизайн камеры, безусловно, оригинален. Корпус состоит из цилиндрического блока «объектив — ЖК-дисплей» и массивной рукоятки, в которой размещаются четыре аккумулятора типа АА. Соединяются эти блоки между собой «перемычкой» серого цвета. Конечно, на самом деле компоновка камеры стандартная, просто необычность дизайна усиливается стилизованными обводами корпуса и контрастной серебристо-серой окраской. В руке подобная экзотика сидит очень даже неплохо, рукоять имеет необходимую ухватистость:

Кликните по картинке для просмотра увеличенного изображения.

Претензии можно высказать разве что к неудобно расположенной кнопке включения питания (включать и выключать камеру приходится левой рукой) и чересчур смещенной в сторону объектива кнопке спуска затвора. В принципе, можно взять камеру и таким образом, что эта кнопка окажется точно в зоне действия подушечки указательного пальца, но тогда ЖК-дисплей окажется расположенным под не очень удобным для обзора углом (возможно, что у людей с длинными пальцами проблем такого рода и не возникнет). Также к недостаткам стоит отнести неудобный механизм активации таймера автоспуска (через меню; срабатывает только для одного кадра), незащищенное заглушкой гнездо для подключения источника питания и достаточно хлипкие крышки отсека питания и разъема USB/карты памяти. Гнездо для крепления штатива пластмассовое, что, конечно, не очень хорошо, но в общем традиционно для камер данного ценового диапазона.

Меню и отображение служебной информации имеют много общего с камерами серии А (DiMAGE A1/A2). Вот как выглядит экран в различных режимах работы:

Есть возможность наблюдать гистограмму как в процессе съемки (последовательное нажатие кнопки «i+»), так и во время просмотра (нажатие «стрелки вверх» на крестовине джойстика).

Читать дальше >>>

Olympus Camedia 760 Ultra Zoom

Самая маленькая и легкая камера в нашем тестировании, чему в немалой степени способствует компактный литий-ионный аккумулятор. Первый интересный момент: объектив Olympus C-760 выглядит точной копией объектива Konica Minolta Z2. Внешне они неразличимы, а характеристики это только подтверждают — одинаковый диапазон фокусных расстояний 6,3 – 63 мм, одинаковая оптическая схема (одиннадцать элементов в семи группах). Однако, в C-760 стоит матрица меньшего физического размера, поэтому диапазон эквивалентных фокусных расстояний сдвигается в сторону увеличения и составляет 42–420 мм.

Olympus Camedia 760 Ultra Zoom
(кликните по картинке для просмотра увеличенного изображения).

Функциональное оснащение вполне достойное для камеры такого класса. Кроме автоматических режимов «P», «Auto», «Портрет», «Пейзаж» и проч. есть режимы приоритета выдержки/диафрагмы и ручной «М». В целях экономии места на колесе литеры A/S/M занимают одну позицию, а окончательный выбор между этими режимами осуществляется из меню. Смысл в этом есть: ведь, как правило, переключаться между ними в течение отдельно взятой фотосессии приходится нечасто.

Вспышка откидывается при нажатии на кнопку с пиктограммой молнии на задней панели; механизм открытия — простейший, механический (защелка плюс пружина). Возможность подключения внешних вспышек отсутствует. Зуммирование осуществляется качающимся рычагом, что, несомненно, удобнее кнопочного управления зумом.

Дизайн камеры откровенно аскетичный. Прямоугольный угловатый корпус не очень удобно держать в руке, а кнопку спуска затвора не мешало бы переместить поближе к объективу:

Кликните по картинке для просмотра увеличенного изображения.

Отдельные претензии стоит высказать к кнопке включения питания, которую очень трудно нажать из-за ее чрезмерной утопленности. Хотя, с другой стороны, это дополнительная страховка от непроизвольного включения. Активация таймера автоспуска — нажатием на среднюю кнопку в верхнем ряду верхней панели. Это удобно, но, к сожалению, как и в случае с DiMAGE Z2, таймер срабатывает только для одиночного кадра.

Меню и отображение служебной информации традиционны для большинства камер Olympus. Вот что видит владелец на дисплее аппарата в разных режимах работы:

Гистограмма в режимах съемки и просмотра включается через меню:

Читать дальше >>>

Fuji Finepix S5000

Ультразум производства Fujifilm. Отличительные особенности: матрица типа Super CCD с возможностью аппаратной интерполяции до 6 мп и поддержка формата RAW. Надо сказать, что реально эти фичи дают не очень много: матрица типоразмера 1/2,7 дюйма не блещет в плане качества (заметные шумы, обусловленные чрезмерно задранным уровнем минимальной чувствительности ISO 200, и «корявая» структура изображения), использование режима 6 мп практически не увеличивает детализации, а формат RAW введен скорее для галочки, поскольку штатный конвертор крайне примитивен. Конвертация возможна только в 24-битный TIFF и даже поменять баланс белого после съемки не представляется возможным.

Fuji Finepix S5000
(кликните по картинке для просмотра увеличенного изображения).

Десятикратный зум-объектив имеет хорошую светосилу — f2.8 – f3.1 в диапазоне 37 – 370 мм. Кстати, несмотря на это, видимый диаметр внешней линзы очень невелик — всего 24 мм против 35 мм у Konica Minolta Z2 и Olympus C-760.

Основные возможности примерно соответствуют уровню конкурентов: есть режимы приоритета выдержки, диафрагмы, а также ручной «M». Видоискатель электронный, зуммирование кнопочное. Вспышка откидывается после нажатия на кнопку сбоку (механическая защелка), возможность подключения внешних вспышек отсутствует.

Основными функциональными недостатками можно назвать следующие: отсутствие гистограммы как в режиме съемки, так и просмотра, невозможность выставить баланс белого по белому листу, а также неудобный механизм активации таймера автоспуска (срабатывает лишь для одного кадра; общая беда большинства рассмотренных аппаратов).

Корпус очень эргономичен, удобно ложится в руку. Прорезиненные накладки заметно улучшают тактильные ощущения. Рукоятка самая массивная среди всех участников теста, причем её размеры удовлетворят даже людей с длинными пальцами. Немного не хватает высоты для полного обхвата ладонью, но без увеличения габаритов камеры это сделать уже невозможно:

Кликните по картинке для просмотра увеличенного изображения.

Меню прорисовано аккуратно, служебная информация отображается наглядно:

Читать дальше >>>

Panasonic DMC-FZ2

Очень интересный аппарат производства Panasonic. Разрешение матрицы — всего лишь два мегапикселя (1600 х 1200 точек), что по нынешним меркам очень мало. Однако, пониженное разрешение позволило уменьшить типоразмер матрицы (до 1/3,2 дюйма), что при прочих равных уменьшает габариты оптической системы. Действительно, оптика здесь в своем роде уникальная: самый большой диапазон фокусных расстояний (35 – 420 мм) и самая высокая светосила (постоянная f2.8 во всем диапазоне зуммирования).

Panasonic DMC-FZ2
(кликните по картинке для просмотра увеличенного изображения).

Кроме того, в модели FZ2 использован настоящий оптический стабилизатор, то есть мелкие сотрясения компенсируются подвешенным на «плавающей» подвеске элементом оптической схемы объектива. Как выглядит работа оптического стабилизатора? Если вы играли в компьютерные игры типа Half-Life или Unreal 2, то знаете как выглядит перекрестье оптического прицела снайперской винтовки в игре: изображение мягко «плавает» вокруг некоего центра и прицелиться с непривычки бывает довольно трудно: нужно подгадывать, когда перекрестье подойдет к точке равновесия и скорость его движения будет минимальной. Примерно такая же картина и здесь: вместо мелкой дрожи, неизбежной при съемке с рук в экстремальном телережиме, картинка медленно «плавает», нивелируя мелкие сотрясения. Конечно, оптический стабилизатор — не панацея, он может всего лишь смягчить тряску и превратить высокочастотные колебания в низкочастотные. Но часто и этого достаточно; так, на Canon S1, оснащенном стабилизатором похожего типа, мне удалось сделать четкий снимок с рук на фокусном 380 мм при выдержке 1/6 сек (согласно известному эмпирическому правилу, для получения гарантированно четкого изображения при съемке с рук на таком зуме требуются выдержки порядка 1/400 сек). Правда, подобные фокусы получаются не сразу и удачной оказывается в среднем одна попытка из десяти, но если ваш аппарат не имеет стабилизатора — без штатива вы не получите четких снимков на выдержке 1/6 сек даже если сделаете сто попыток.

Пожалуй, низкое разрешение матрицы — единственный значимый недостаток модели FZ2. Хороший набор функций, легкий (хотя и не очень емкий) литий-ионный аккумулятор. Элегантный светлый корпус выглядит очень солидно, и в руке сидит удобнее, чем, например, «кирпичик» Olympus C-760:

Кликните по картинке для просмотра увеличенного изображения.

Вот как отображается информация на ЖК-дисплее аппарата в различных режимах работы:

См. далее «Ультразумы 2004. Часть 2. Класс до 400 долларов в сравнительных тестах».

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.