Ультразумы 2004. Часть 1. Класс до 400 долларов в общих чертах
АрхивЦифрографияМы подготовили серию статей, посвященных тестированию семи наиболее популярных моделей ультразумов от пяти ведущих производителей. В первой части — Konica Minolta DiMAGE Z2, Olympus Camedia C-760 Ultra Zoom, Fuji Finepix S5000 и Panasonic DMC-FZ2.
Введение
Что такое «суперзум» (или «ультразум»)? Обычно таким термином обозначают цифровую камеру с несменной оптикой и малым абсолютным размером матрицы, имеющую верхнюю границу диапазона фокусных расстояний от 350 мм и выше. Как правило, это подразумевает 10- или 12-кратный оптический зум. Пользуясь случаем, хотелось бы напомнить о различиях понятий кратности индивидуальных оптических приборов (бинокли, подзорные трубы) и фототехники. десятикратный бинокль или подзорная труба дадут заметно большее увеличение, чем окуляр электронного видоискателя десятикратного ультразума. Дело в том, что если представить угол человеческого зрения в 35-мм эквиваленте фокусного растояния объектива, то он составит около 50 мм. Низшая же граница диапазона фокусных расстояний ЦФК обычно ниже, а поскольку кратность считается от нее, то десятикратный ультразум с диапазоном фокусных расстояний 37–370 мм обеспечит примерно 7,5-кратное увеличение — как у классического морского бинокля. Конечно, и это немало, особенно с учетом того, что цифровую фотографию можно рассматривать в стационарных условиях и увеличивать отдельные участки изображения.
Благодарим за предоставленное на тестирование оборудование: • представительство Konica Minolta в России — Konica Minolta Z2; • компанию «Ак-цент Микросистемс» (www.ak-cent.ru) — Olympus C-760; • представительство Panasonic в России — Panasonic DMC-FZ2; • магазин «Компьютер для любителей фото» (www.fotoisland.ru) — Fuji S5000. |
Всего на рынке присутствует порядка десяти аппаратов подобного класса (если не принимать во внимание устаревшие и снятые с производства модификации) и вашему вниманию предлагается сводное тестирование семи наиболее популярных моделей ультразумов от пяти производителей. В первой части обзора будут рассмотрены четыре камеры ценовой категории до 370 долларов: Konica Minolta DiMAGE Z2, Olympus Camedia C-760 Ultra Zoom, Fuji Finepix S5000 и Panasonic DMC-FZ2. Основной целью тестирования является сравнение конструктивных особенностей и фотографических возможностей конкурентов. Вопросы комплектации и дополнительных возможностей (запись видео, звука и прочее) по вполне понятным причинам остаются за рамками этого материала — в противном случае объем исследования превысил бы всякие разумные пределы.
Panasonic DMC-FZ2, Fuji Finepix S5000, |
Таблица характеристик тестируемых камер | ||||
Konica Minolta |
Olympus |
Fuji |
Panasonic | |
Типоразмер матрицы, дюймов |
1/2,5 |
1/2,7 |
1/2,7 |
1/3,2 |
Физическое разрешение |
2272 х 1704 |
2048 х 1536 |
2048 х 1536 |
1600 х 1200 |
Диапазон фокусных |
6,3 – 63 |
6,3 – 63 |
5,7 – 57 |
4,6 – 55,2 |
То же в 35-мм эквиваленте |
38 – 380 |
42 – 420 |
37 – 370 |
35 – 420 |
Светосила |
f2.8 – f3.7 |
f2.8 – f3.7 |
f2.8 – f3.1 |
f2.8 – f2.8 |
Стабилизатор |
нет |
нет |
нет |
оптический, |
Чувствительность, ISO |
50, 100, 200, 400 |
100, 200, 400 |
200, 400, 800 |
50, 100, 200, 400 |
Диапазон выдержек, сек |
1/1000 – 15, |
1/1000 – 15 |
1/2000 – 2 |
1/2000 – 8 |
Форматы записи снимков |
JPEG |
TIFF, JPEG |
RAW, JPEG |
JPEG |
Размер ЖК-дисплея |
1,5”, |
1,8”, |
1,5”, |
1,5”, |
Живая гистограмма |
есть |
есть |
нет |
нет |
Тип памяти |
SD |
xD |
xD |
SD |
Питание |
4 х АА |
Li-ion LI-10B, |
4 х АА |
Li-ion |
Габариты, мм |
110 x 78 x 80 |
105 x 60 x 69 |
113 х 81 х 80 |
114 х 70 х 83 |
Измеренный вес |
450 |
320 |
480 |
350 |
Обзор построен следующим образом. Сначала идет описание конструктивных особенностей, эргономики и функционального оснащения каждой камеры в отдельности. В следующих частях обзора рассматриваются фотографические возможности аппаратов методом сравнения «лоб в лоб». Главные критерии оценки качества снимков — уровень шумов, разного рода аберраций, детализация, структура изображения, реальное максимальное увеличение. Кроме этого, учитывается работа системы эспозамера и определения баланса белого. Анализ производится на различных фокусных расстояниях, хотя, несомненно, наибольший интерес представляет предельный телережим, ради которого и покупаются камеры такого класса. Читать дальше >>>
Konica Minolta DiMAGE Z2
Konica Minolta DiMAGE Z2 — усовершенствованный вариант модели DiMAGE Z1. Изменения коснулись, во первых, матрицы: размер был увеличен с 1/2,7 до 1/2,5 дюйма, а разрешение — с 3,2 до 4 мегапикселей. Также был заменен объектив (одиннадцать элементов в семи группах), который, несмотря на чуть меньшую чем у Z1 светосилу на длинном конце, имеет более совершенную конструкцию. Лейбл «GT» (Golden Technology) означает лучший контроль качества, а использование APO (апохроматических) линз должно уменьшать хроматические аберрации. Однако, забегая вперед, скажу, что чудес не бывает и всем без исключения протестированным ультразумам присущи ярко выраженные хроматические аберрации, особенно заметные на максимальном фокусном расстоянии.
Konica Minolta DiMAGE Z2 |
DiMAGE Z2 может сохранять снимки только в формате JPEG, что не является недостатком для техники такого класса. Формат TIFF, иногда встречающийся в других камерах, не дает сколько-нибудь заметного улучшения качества по сравнению с JPEG, но имеет на порядок больший объем. Грамотно же реализованный RAW встречается только в более дорогих и качественных камерах, не относящихся к категории ультразумов.
Функциональные возможности DiMAGE Z2 вполне достаточны для большинства начинающих любителей. Есть режимы приоритета выдержки, диафрагмы и полностью ручной «M». Чувствительность матрицы можно зафиксировать вручную, баланс белого устанавливается помимо всего прочего и по белому листу. Вспышка откидного типа (как и у всех ультразумов; это связано в первую очередь с большими габаритами объектива, который перекрывал бы большую часть светового потока в случае размещения лампы вспышки на корпусе) активируется простым открытием. Есть «горячий башмак» для фирменных вспышек Konica Minolta . Очень интересно техническое решение, примененное в блоке «ЖК-дисплей — электронный видоискатель». Обычно в EVF используется отдельная матрица, но в данном случае дисплей общий, а при переключении в режим EVF механический привод переворачивает экран и направляет световой поток в глазок видоискателя при помощи системы зеркал. Видимо, таким экзотическим способом разработчики решили уменьшить себестоимость изделия. На потребительских свойствах камеры это никак не сказалось — изображение в видоискателе четкое и ничуть не уступает традиционным EVF, хотя потенциально механическая система уступает в надежности двум независимым дисплеям.
Дизайн камеры, безусловно, оригинален. Корпус состоит из цилиндрического блока «объектив — ЖК-дисплей» и массивной рукоятки, в которой размещаются четыре аккумулятора типа АА. Соединяются эти блоки между собой «перемычкой» серого цвета. Конечно, на самом деле компоновка камеры стандартная, просто необычность дизайна усиливается стилизованными обводами корпуса и контрастной серебристо-серой окраской. В руке подобная экзотика сидит очень даже неплохо, рукоять имеет необходимую ухватистость:
Кликните по картинке для просмотра увеличенного изображения. |
Претензии можно высказать разве что к неудобно расположенной кнопке включения питания (включать и выключать камеру приходится левой рукой) и чересчур смещенной в сторону объектива кнопке спуска затвора. В принципе, можно взять камеру и таким образом, что эта кнопка окажется точно в зоне действия подушечки указательного пальца, но тогда ЖК-дисплей окажется расположенным под не очень удобным для обзора углом (возможно, что у людей с длинными пальцами проблем такого рода и не возникнет). Также к недостаткам стоит отнести неудобный механизм активации таймера автоспуска (через меню; срабатывает только для одного кадра), незащищенное заглушкой гнездо для подключения источника питания и достаточно хлипкие крышки отсека питания и разъема USB/карты памяти. Гнездо для крепления штатива пластмассовое, что, конечно, не очень хорошо, но в общем традиционно для камер данного ценового диапазона.
Меню и отображение служебной информации имеют много общего с камерами серии А (DiMAGE A1/A2). Вот как выглядит экран в различных режимах работы:
Есть возможность наблюдать гистограмму как в процессе съемки (последовательное нажатие кнопки «i+»), так и во время просмотра (нажатие «стрелки вверх» на крестовине джойстика).
Olympus Camedia 760 Ultra Zoom
Самая маленькая и легкая камера в нашем тестировании, чему в немалой степени способствует компактный литий-ионный аккумулятор. Первый интересный момент: объектив Olympus C-760 выглядит точной копией объектива Konica Minolta Z2. Внешне они неразличимы, а характеристики это только подтверждают — одинаковый диапазон фокусных расстояний 6,3 – 63 мм, одинаковая оптическая схема (одиннадцать элементов в семи группах). Однако, в C-760 стоит матрица меньшего физического размера, поэтому диапазон эквивалентных фокусных расстояний сдвигается в сторону увеличения и составляет 42–420 мм.
Olympus Camedia 760 Ultra Zoom |
Функциональное оснащение вполне достойное для камеры такого класса. Кроме автоматических режимов «P», «Auto», «Портрет», «Пейзаж» и проч. есть режимы приоритета выдержки/диафрагмы и ручной «М». В целях экономии места на колесе литеры A/S/M занимают одну позицию, а окончательный выбор между этими режимами осуществляется из меню. Смысл в этом есть: ведь, как правило, переключаться между ними в течение отдельно взятой фотосессии приходится нечасто.
Вспышка откидывается при нажатии на кнопку с пиктограммой молнии на задней панели; механизм открытия — простейший, механический (защелка плюс пружина). Возможность подключения внешних вспышек отсутствует. Зуммирование осуществляется качающимся рычагом, что, несомненно, удобнее кнопочного управления зумом.
Дизайн камеры откровенно аскетичный. Прямоугольный угловатый корпус не очень удобно держать в руке, а кнопку спуска затвора не мешало бы переместить поближе к объективу:
Кликните по картинке для просмотра увеличенного изображения. |
Отдельные претензии стоит высказать к кнопке включения питания, которую очень трудно нажать из-за ее чрезмерной утопленности. Хотя, с другой стороны, это дополнительная страховка от непроизвольного включения. Активация таймера автоспуска — нажатием на среднюю кнопку в верхнем ряду верхней панели. Это удобно, но, к сожалению, как и в случае с DiMAGE Z2, таймер срабатывает только для одиночного кадра.
Меню и отображение служебной информации традиционны для большинства камер Olympus. Вот что видит владелец на дисплее аппарата в разных режимах работы:
Гистограмма в режимах съемки и просмотра включается через меню:
Fuji Finepix S5000
Ультразум производства Fujifilm. Отличительные особенности: матрица типа Super CCD с возможностью аппаратной интерполяции до 6 мп и поддержка формата RAW. Надо сказать, что реально эти фичи дают не очень много: матрица типоразмера 1/2,7 дюйма не блещет в плане качества (заметные шумы, обусловленные чрезмерно задранным уровнем минимальной чувствительности ISO 200, и «корявая» структура изображения), использование режима 6 мп практически не увеличивает детализации, а формат RAW введен скорее для галочки, поскольку штатный конвертор крайне примитивен. Конвертация возможна только в 24-битный TIFF и даже поменять баланс белого после съемки не представляется возможным.
Fuji Finepix S5000 |
Десятикратный зум-объектив имеет хорошую светосилу — f2.8 – f3.1 в диапазоне 37 – 370 мм. Кстати, несмотря на это, видимый диаметр внешней линзы очень невелик — всего 24 мм против 35 мм у Konica Minolta Z2 и Olympus C-760.
Основные возможности примерно соответствуют уровню конкурентов: есть режимы приоритета выдержки, диафрагмы, а также ручной «M». Видоискатель электронный, зуммирование кнопочное. Вспышка откидывается после нажатия на кнопку сбоку (механическая защелка), возможность подключения внешних вспышек отсутствует.
Основными функциональными недостатками можно назвать следующие: отсутствие гистограммы как в режиме съемки, так и просмотра, невозможность выставить баланс белого по белому листу, а также неудобный механизм активации таймера автоспуска (срабатывает лишь для одного кадра; общая беда большинства рассмотренных аппаратов).
Корпус очень эргономичен, удобно ложится в руку. Прорезиненные накладки заметно улучшают тактильные ощущения. Рукоятка самая массивная среди всех участников теста, причем её размеры удовлетворят даже людей с длинными пальцами. Немного не хватает высоты для полного обхвата ладонью, но без увеличения габаритов камеры это сделать уже невозможно:
Кликните по картинке для просмотра увеличенного изображения. |
Меню прорисовано аккуратно, служебная информация отображается наглядно:
Panasonic DMC-FZ2
Очень интересный аппарат производства Panasonic. Разрешение матрицы — всего лишь два мегапикселя (1600 х 1200 точек), что по нынешним меркам очень мало. Однако, пониженное разрешение позволило уменьшить типоразмер матрицы (до 1/3,2 дюйма), что при прочих равных уменьшает габариты оптической системы. Действительно, оптика здесь в своем роде уникальная: самый большой диапазон фокусных расстояний (35 – 420 мм) и самая высокая светосила (постоянная f2.8 во всем диапазоне зуммирования).
Panasonic DMC-FZ2 |
Кроме того, в модели FZ2 использован настоящий оптический стабилизатор, то есть мелкие сотрясения компенсируются подвешенным на «плавающей» подвеске элементом оптической схемы объектива. Как выглядит работа оптического стабилизатора? Если вы играли в компьютерные игры типа Half-Life или Unreal 2, то знаете как выглядит перекрестье оптического прицела снайперской винтовки в игре: изображение мягко «плавает» вокруг некоего центра и прицелиться с непривычки бывает довольно трудно: нужно подгадывать, когда перекрестье подойдет к точке равновесия и скорость его движения будет минимальной. Примерно такая же картина и здесь: вместо мелкой дрожи, неизбежной при съемке с рук в экстремальном телережиме, картинка медленно «плавает», нивелируя мелкие сотрясения. Конечно, оптический стабилизатор — не панацея, он может всего лишь смягчить тряску и превратить высокочастотные колебания в низкочастотные. Но часто и этого достаточно; так, на Canon S1, оснащенном стабилизатором похожего типа, мне удалось сделать четкий снимок с рук на фокусном 380 мм при выдержке 1/6 сек (согласно известному эмпирическому правилу, для получения гарантированно четкого изображения при съемке с рук на таком зуме требуются выдержки порядка 1/400 сек). Правда, подобные фокусы получаются не сразу и удачной оказывается в среднем одна попытка из десяти, но если ваш аппарат не имеет стабилизатора — без штатива вы не получите четких снимков на выдержке 1/6 сек даже если сделаете сто попыток.
Пожалуй, низкое разрешение матрицы — единственный значимый недостаток модели FZ2. Хороший набор функций, легкий (хотя и не очень емкий) литий-ионный аккумулятор. Элегантный светлый корпус выглядит очень солидно, и в руке сидит удобнее, чем, например, «кирпичик» Olympus C-760:
Кликните по картинке для просмотра увеличенного изображения. |
Вот как отображается информация на ЖК-дисплее аппарата в различных режимах работы:
См. далее «Ультразумы 2004. Часть 2. Класс до 400 долларов в сравнительных тестах».