DiMAGE A2 — восьмимегапиксельная цифровая камера компании Konica Minolta
АрхивЦифрографияНадеемся, что цикл тестирования восьмимегапиксельников, первой частью которого является данный обзор DiMAGE A2, поможет потенциальным покупателям разобраться в нелегком выборе фотокамеры.
Обзором Konica Minolta DiMAGE A2 мы открываем цикл тестирования топовых незеркальных любительских камер. Первой в классе любительских восьмимегапиксельников стала Sony, выпустившая в конце 2003 года модель DSC-F828 (что неудивительно, поскольку именно Sony является основным изготовителем матриц для незеркальных ЦФК). Вскоре подтянулись и другие производители; сейчас компания камер, основанных на матрице типоразмера 2/3 дюйма с разрешением 8 мп, насчитывает пять моделей (Konica Minolta DiMAGE A2, Sony DSC-F828, Canon PowerShot Pro1, Nikon Coolpix 8700, Olympus Camedia 8080). Несмотря на одинаковый тип матрицы, упомянутые камеры сильно различаются по конструкции и функциональному оснащению. Кроме того, даже при прочих равных условиях алгоритмы формирования изображения с исходной баеровской структуры могут приводить к удивительно разнящимся результатам. В итоге, созревший к покупке камеры такого типа покупатель стоит перед мучительным выбором.
Надеемся, что цикл тестирования восьмимегапиксельников, первой частью которого является данный обзор DiMAGE A2, поможет потенциальным покупателям разобраться в ситуации. Концепция представления материала следующая: сначала полноценный обзор каждой камеры в отдельности (описание конструкции, возможностей, достоинств и недостатков конкретной модели), затем сводный «раунд» тестирования, в котором будут рассмотрены исключительно вопросы качества изображения камер-конкурентов.
Конструкция, первые впечатления
Konica-Minolta A2 является, по сути, «тюнингованным вариантом» модели Minolta DiMAGE A1, которая появилась на рынке не так давно — в конце 2003 года. Корпус, оптика, функциональное оснащение и система меню оставлены без изменений. Из нововведений лишь новая матрица (2/3 дюйма, 8 мп вместо 2/3 дюйма, 5 мп), да электронный видоискатель (EVF) повышенного разрешения. Ну и конечно новый логотип, который после слияния компаний Konica и Minolta стал вдвое длиннее.
Konica Minolta DiMAGE A2. |
Технические характеристики Konica Minolta DiMAGE A2 | |
Типоразмер матрицы, дюймов |
2/3 |
Физическое разрешение матрицы, пикселей |
3264 х 2448 |
Диапазон фокусных расстояний, мм |
7,2 – 50,8 |
То же в 35-мм эквиваленте |
28 – 200 |
Светосила |
f2,8 – f3,5 |
Чувствительность, ISO |
64, 100, 200, 400, 800 |
Диапазон выдержек, сек |
1/2000 – 30, Bulb |
Форматы записи снимков |
JPEG, TIFF, RAW, RAW+JPEG |
Пульт ДУ в комплекте |
нет |
Поворотный ЖК-дисплей |
по вертикальной оси |
Размер ЖК-дисплея |
1,8 дюйма, 113 000 пикс |
Уникальные функции |
система стабилизации AntiShake |
Живая гистограмма |
есть |
Тип памяти |
CF |
Габариты, мм |
117 х 85 х 114 |
Вес с батареей, г |
654 |
Предыдущая модель А1, не стала слишком популярной, хотя имела впечатляющую оснащенность: это и дальнобойная оптика (28–200 мм, f2,8–f3,5, APO-линзы), и уникальная система механической стабилизации изображения AntiShake, и быстрый USM (Ultrasonic Motor) в приводе системы автофокусировки. Главными минусами была слишком шумная матрица (на минимальной чувствительности уровень шумов больше чем у некоторых конкурентов с матрицей меньшего типоразмера), непредсказуемый алгоритм экспозамера, неуверенная система автобаланса белого и частые зависания, после которых камеру приходилось «оживлять» путем отсоединения аккумулятора. Ну и, конечно, высокая цена: на момент появления в России, Minolta DiMAGE A1 стоила около 1100 долларов. Удалось ли разработчикам исправить эти недостатки в новой модели? И что дают нововведения? Все это вам предстоит узнать по ходу статьи.
Ну а вначале стоит познакомиться с Konica Minolta DiMAGE A2 поближе и, конечно же, взять ее в руки:
Кликните по картинке для просмотра увеличенного изображения. |
При немаленьких, в общем-то, габаритах, камера не слишком тяжела (565 г без аккумулятора и 654 г с ним) и отлично ложится в руку. Размер прорезиненной рукоятки рассчитан под полный хват ладони. Даже мизинцу есть за что зацепиться, и это очень неплохо для камеры такого класса. Конечно, это не полноразмерная рукоять «тяжелой» зеркалки типа Canon EOS-1Ds, но уже близко к этому. Механическая система зуммирования подразумевает, что в процессе съемки камеру вы будете держать двумя руками (да и зафиксировать ее так можно гораздо гораздо надежнее), но при необходимости можно снимать и одной рукой.
Источник питания расположен внутри рукоятки и помимо крышки фиксируется на своем месте серым пластмассовым фиксатором (вверху на снимке):
Здесь использован литий-ионный аккумулятор NP-400 напряжением 7,4 В и емкостью 1500 мАч. Это больше чем, например, у широко распространенного аккумулятора Canon BP-511 (7,4 В, 1100 мАч). Но по энергонезависимости Konica Minolta А2 вряд ли является лидером в своем классе: производитель заявляет о 290 снимках на одной зарядке. Не забывайте о том, что включение, например, системы AntiShake еще больше сократит время работы. Утешением служит то что аккумулятор заряжается относительно быстро: время полной зарядки во внешнем зарядном устройстве (идет в комплекте) составляет около полутора-двух часов.
На максимальном фокусном расстоянии и с надетой блендой (идет в комплекте) камера вытягивается до внушительных 20 сантиметров (короткая сторона листа А4):
Однако, при транспортировке бленду можно надеть «задом наперед», полностью втянуть тубус объектива и длина уменьшается сантиметров до двенадцати. В таком виде DiMAGE A2 вполне можно носить, например, под просторной курткой, повесив на фирменный шейный ремень.
В целом конструкцию можно назвать удачной. Крепкий, продуманный корпус, тубус объектива посажен очень плотно, перемещается с ощутимым усилием, но зато практически не люфтит и пыль внутрь скорее всего проникать не будет.
Карта памяти вставляется в слот с правой стороны корпуса, если смотреть сзади. Konica Minolta A2 поддерживает CompactFlash типов I и II, а это значит что сюда можно вставить и Microdrive. Хотя в инструкции сказано только о поддержке моделей на 170, 340, 512 и 1024 Мбайт, камера может работать и с большим объемом памяти. Это очень ценно с учетом того, что в последнее время стали популярны микровинчестеры на 4 Гбайт, выдираемые умельцами из MP3-плейеров (флэш-память такого объема стоит безумных денег, отдельный Microdrive продается за 400 долларов, а плейер — порядка 280$!). Дальше вы увидите, что такой большой объем памяти данной камере явно не повредит.
DiMAGE A2 подключается к компьютеру через порт USB, причем поддерживается высокоскоростной протокол USB 2.0 Full Speed, что является несомненным плюсом. Гнездо USB со стороны камеры, к сожалению, не стандартное miniUSB, но зато совмещено с AV-выходом для подключения к телевизору. Кроме этого, есть разъемы для подключения источника питания постоянного тока и проводного пульта дистанционного управления (приобретается отдельно). Вот как выглядят разъемы на корпусе камеры, прикрытые резиновыми заглушками:
Для подключения внешних вспышек можно использовать синхроконтакт типа PC Sync Terminal, который закрыт завинчивающейся пластмассовой крышечкой. Поддерживаются системы освещения как с прямой так и с обратной полярностью, с напряжением до 400 вольт.
А также фирменный «горячий башмак», к которому можно присоединить вспышки следующих моделей:
• Maxxum/Program Flash 2500(D);
• Maxxum/Program Flash 3600HS(D);
• Maxxum/Program Flash 5600HS(D);
• Macro Ring Flash 1200 with Macro Flash Controller;
• Macro Twin Flash 2400 with Macro Flash Controller.
Встроенная вспышка откидного типа имеет логичный и удобный режим активации. Если вы вручную открыли ее — вспышка работает, если закрыли — выключена. Можно быть уверенным, что в неподходящий момент она не выскочит как чертик из табакерки и не полыхнет куда не следует. Кроме всего прочего, такая конструкция надежнее автоматически отщелкивающихся откидных вспышек конкурентов. Стекло, прикрывающее лампу, окрашено в желтоватый оттенок. Кстати, может быть этим вызван небольшой уход изображения в желтые тона при использовании встроенной вспышки? Подобный эффект наблюдается как при автоматическом определении баланса белого, так и при выборе ББ Flash. Впрочем, тонкая подстройка пресета ББ (см. ниже) или использование формата записи RAW, снимают проблему.
ЖК-дисплей имеет многоступенчатую регулировку яркости и может поворачиваться в вертикальной плоскости (до 90 градусов вверх и до 20 градусов вниз). Это, конечно, не так удобно как у конкурентов с поворотным по двум осям дисплеем (Canon Pro1 или Nikon 8700), но все же дает большую свободу действий при съемке горизонтально скомпонованных сюжетов. Практика показывает, что даже на ярком солнце удается подобрать комфортный угол наклона, при котором картинка на дисплее видна более-менее отчетливо. Справедливости ради стоит отметить, что разрешение, контрастность и устойчивость к засветке здесь не рекордные и у ЦФК конкурирующих фирм встречаются экраны получше.
Электронный видоискатель повышенного разрешения может работать в двух режимах — Quality (разрешение 640 х 480, частота обновления 30 кадров/сек) и Motion (640 х 240 пикс., 60 кадров/сек). Реальное разрешение EVF составляет, таким образом, около 300 000 пикселей, однако в описаниях Dimage A2 можно встретить упоминание о мегапиксельном видоискателе, что многих сбивает с толку. Дело в том, что ЖК-дисплеи большинства камер (и на А2 тоже) и типичный EVF имеют баеровскую структуру, когда каждый пиксель изображения отвечает за один из первичных цветов — красный, синий или зеленый. Это, вообще говоря, не совсем корректно отображает изображение в формате RGB (эффект «мозаики» при большом увеличении) и дает побочные артефакты типа цветных окантовок у символов, но зато при лимитированном количестве ячеек матрицы обеспечивает максимально возможное разрешение. EVF камеры DiMAGE A2 построен на матрице стандартного «мониторного» типа, где каждая точка изображения состоит из трех субпикселей первичных цветов. Следовательно, количество элементов изображения у нового EVF действительно приближается к одному миллиону, но разрешение все же составляет 307 200 пикселей. Качество изображения в EVF очень неплохое и четкость явно выше чем у конкурентов. Однако, немногие будут пользоваться глазком видоискателя постоянно: цвета в нем получаются достаточно блёклыми даже по сравнению с ЖК-дисплеем, не говоря уж о реальных цветах снимка, а до настоящего зеркального видоискателя и этому усовершенствованному EVF еще очень далеко. Да и во многих случаях визировать по поворотному дисплею намного удобнее, это позволяет без проблем делать снимки от пояса, с поднятых рук и из других неудобных для видоискателя положений. Тем не менее, среди всех незеркальных камер DiMAGE A2 обладает лучшим EVF: он мало того что имеет повышенное разрешение, но еще и может поворачиваться в пределах сектора 90 градусов. Диоптрийная коррекция позволяет настроить изображение «под себя», даже если у вас проблемы со зрением.
Вот как выглядит камера в профиль с открытой вспышкой и повернутыми ЖК-дисплеем и видоискателем:
Особой изюминкой Konica Minolta DiMAGE A2 является система AntiShake (AS). В отличие от оптических или электронных стабилизаторов, это система механической подвески матрицы. Принцип действия состоит в том, что платформа с матрицей перемещается специальными сервоприводами в зависимости от сигналов датчиков положения корпуса. Производителем заявляется об эквивалентном сокращении выдержек в восемь раз (на три ступени), что теоретически должно позволять снимать с рук при выдержках порядка 1/4 сек (на широком угле) или 1/25 сек (при фокусном расстоянии 200 мм) без эффекта «шевеленки». Однако, относиться к этому стоит с осторожностью. Гарантированное срабатывание системы AS происходит при выдержках 1/40 сек и короче — именно в этом случае соответствующая пиктограмма на дисплее окрашивается в синий цвет. На более длинных выдержках система AntiShake способна лишь увеличить вероятность получения четкого снимка, но иногда и этого бывает достаточно (в других камерах для достижения подобного эффекта можно использовать, скажем, высокоскоростную серийную съемку — из трех-пяти кадров, снятых серией, как правило один-два оказываются резкими даже на выдержках 1/4 – 1/15 сек). Активируется система нажатием кнопки с пиктограммой в виде ладони в нижней части задней панели корпуса и фактически начинает работать после полунажатия на кнопку спуска затвора:
Управление и меню
Управление у DiMAGE A2 поначалу кажется не очень интуитивным. В меню сведены в основном втростепенные или глобальные функции, не влияющие напрямую на параметры экспозиции. Практически все «съемочные» функции повешены на отдельные кнопки, что после некоторой привычки позволяет менять их практически наощупь. Однако, без чтения инструкции понять как изменить тот или иной параметр, бывает сложно. Например, режим автофокуса (широкая рамка с «интеллектуальной» точкой фокусировки или перемещаемая вручную точка) переключается нажатием кнопки в центре джойстика. В режиме просмотра гистограмма включается не нажатием кнопки «i+», как следовало бы ожидать, а нажатием «стрелки вверх» на том же джойстике. Быстрый доступ к настройке яркости дисплея — длительное нажатие на кнопку «i+». Подобных тонкостей и «пасхальных яиц» в камере много, и в инструкцию поначалу придётся заглядывать часто.
Очень большую роль при выставлении экспозиционных параметров играет левое колесо настройки диаметром два сантиметра:
Чтобы добраться до регулировки ISO, баланса белого, Drive Mode и проч., достаточно повернуть это колесо в нужное положение и нажать кнопку в его центре. После этого вращением одного из двух колесиков точной подстройки (наверху рукоятки, под указательным пальцем, или на задней панели, под большим пальцем) соответствующий параметр изменяется. Про настройку баланса белого стоит сказать отдельно. В этом режиме дальнее колесико меняет тип пресета (лампы накаливания, облачно и проч.), а ближнее осуществляет точную подстройку в пределах от –3 до +3 условных единиц. Таким образом, можно сказать, что в DiMAGE A2 не 6–8 пресетов баланса белого, обычных для камер такого класса, а 50! Преувеличивать значение данной фичи не стоит, ибо автоматический ББ и установка по белому листу часто позволяют достичь не худшего результата за меньшее время, а формат RAW и вовсе допускает установку любой цветовой температуры уже после съемки без потери качества. Но подобные тонкости лишний раз подтверждают репутацию Konica Minolta DiMAGE A2 как камеры, до предела напичканной разнообразнейшими функциями и скрытыми возможностями.
Режим CUST (customer) служит для запоминания пользовательских настроек. В этом режиме при нажатии кнопки появляется специальное меню, где отображаются текущие настройки камеры и предлагается выбрать одну из пяти ячеек памяти для сохранения:
Запомненный пресет можно загрузить из памяти, выбрав на главном колесе режимов положение MR (Memory Recall) и выбрав нужную ячейку памяти:
Еще одно колесико, вдвое меньшее по размерам, расположено на левой стороне корпуса ниже и управляет цифровыми эффектами (фильтр, контраст, насыщенность). Чтобы пальцам было удобнее перещелкивать колесо EFFECT, на нем сделан специальный выступ. Способ управления такой же: выбираете вращением нужный параметр, нажимаете кнопку в центре для активации и регулируете значение параметра колесиками тонкой настройки, расположенными под указательным и большим пальцами.
Компенсация экспозиции и мощности вспышки повешены на одну кнопку, фиксация экспозиции также активируется одним нажатием. Баланс белого по листу вообще можно выставить одним движением (нижняя кнопка на левой панели камеры), по-моему, это своеобразный рекорд, в большинстве моделей камер для этого требуется не менее двух-трех нажатий, а то и захождение вглубь меню. Единственное, о чем можно спорить — что удобнее: два колесика подгонки параметров, или одно, оснащенное функцией нажатия (как на Canon Pro1, например). Но, повторюсь, после нескольких дней привыкания к камере, использованная концепция управления выглядит удобной и понятной.
Фокусировка имеет три режима работы, которые выбираются ползунковым переключателем снизу левой стороны камеры. Режим AF S (Single) — основной, автофокус срабатывает при полунажатии на кнопку спуска затвора. AF C (Continuous) — следящий режим: после полунажания на кнопку, система старается удерживать крестик прицела на выбранном объекте и производит непрерывную корректировку фокусировки. Режим MF — ручной, фокусировка осуществляется вращением узкого кольца у основания объектива:
Меню камеры весьма обширно (восемь страниц только в режиме съемки), но неплохо организовано и выглядит очень привлекательно, учитывая не самое большое разрешение дисплея:
В рабочем режиме экран ЖК-дисплея выглядит следующим образом (приоритет диафрагмы, точечный режим фокусировки):
В правом верхнем углу отображается разрешение и формат записи снимков. В правом нижнем — количество оставшихся кадров на карте памяти и режим работы таймера (если последний включен). Слева отображаются основные параметры экспозиции: чувствительность ISO, тип экспозамера, значение диафрагмы. После полунажатия на кнопку спуска затвора там же отображается значение выдержки. Живую гистограмму можно включить, а можно убрать с экрана. При изменении дополнительных экспозиционных параметров основное табло гаснет и на пустом дисплее появляются хорошо читаемые (кому-то они покажутся даже чересчур грубыми) символы. Соответствующий параметр меняется колесиками точной подстройки:
Для дублирования основной информации есть монохромный ЖК-дисплей с подсветкой желтого цвета, расположенный на верхней панели корпуса. Подсветка включается автоматически при регулировке любого из параметров съемки, либо при полунажатии на кнопку спуска затвора.
В режиме просмотра кадры отображаются следующим образом (можно включить гистограмму нажатием «стрелки вверх» на джойстике):
Большим плюсом является то, что перелистывание кадров в режиме просмотра происходит почти мгновенно. Но вот увеличение изображения реализовано не совсем удачно: сначала нужно выбрать нужный зум нажатием кнопок джойстика, а потом перемещаться по изображению с помощью тех же кнопок. Альтернативный способ просмотра (увеличение рычагом зума или кольцом зуммирования, перемещение кнопками джойстика), использованный у некоторых конкурентов, выглядит более удобным. Кроме того, перемещение здесь происходит медленно, в рваном ритме, и изучать отдельные участки изображения неудобно:
Фотографические возможности. Система экспозамера, гистограмма
Konica Minolta DiMAGE A2 имеет три режима экспозамера: центровзвешенный, многосегментный матричный (оценочный) и точечный. К сожалению, в камеру А2, по всей видимости, перекочевали недостатки старой модели А1. Ни матричный замер, ни самый ценный в силу свой предсказуемости центровзвешенный не обеспечивают, простите за невольный каламбур, требуемой предсказуемости. В качестве иллюстрации давайте рассмотрим несколько случаев работы центровзвешенного замера (отображается пиктограммой в виде пустой рамки). Вот пример хорошо проэкспонированного кадра:
ISO 64, F=18,3 мм (экв. 74 мм) | |
Для просмотра в высоком разрешении кликните по ссылке 100% (оригинал) |
Как видите, центровзвешенный замер сработал на отлично и компенсация экспозиции не понадобилась (точка фокусировки была направлена на главный шпиль здания). Вот другой пример с примерно таким же сюжетом, но иными условиями освещения (яркий солнечный день):
ISO 64, F=20,8 мм (экв. 84 мм) | |
Для просмотра в высоком разрешении кликните по ссылке 100% (оригинал) |
Здесь для достижения нормальной экспозиции пришлось уже ввести отрицательную экспокоррекцию –0.7 EV, причем центральная точка фокусировки, как и в предыдущем случае, была нацелена на границу между зданием и небом (если точнее — на флаг на крыше здания). Обратите внимание, что общая яркость по полю кадра выше, чем в предыдущем случае, а значит центровзвешенный замер теоретически наоборот должен был занизить экспозицию, но этого не произошло. Наконец, третий показательный случай:
ISO 64, F=50,7 мм (экв. 200 мм) | |
Для просмотра в высоком разрешении кликните по ссылке 100% (оригинал) |
Здесь для достижения приемлемого результата пришлось ввести отрицательную экспокоррекцию уже –1 EV, но в результате все равно получился пересвет (см. гистограмму снимка в Photoshop). Большинство фотографов привыкли к более предсказуемому результату центровзвешенного замера и на камерах других производителей проблем с этим обычно не возникает. Использование оценочного замера не решает проблемы: в большинстве случаев также требуется отрицательная экспокоррекция, причем предугадать величину компенсации часто невозможно.
Возникает впечатление, что разработчики решили ввести в центровзвешенный алгоритм замера элемент «интеллектуальности», чтобы камера сама отличала сюжеты типа сумерек (когда нужна отрицательная экспокоррекция) или снежной равнины/полуденного пляжа (где обычно делают коррекцию «в плюс»). Если это так, то этот блин получился комом. Ведь ценность центровзвешенного замера именно в его предсказуемости и надежности, а фотограф уж сам должен решать — делать ему экспокоррекцию или нет. «Интеллектуальность» же должен проявлять матричный (оценочный) замер, который в общем-то и работает по такому принципу, примерно определяя тип сюжета по освещенности различных частей кадра и экспопаре.
Безусловно, есть одна функция, которая теоретически должна помогать в этом случае — это живая гистограмма, отображающая текущее распределение яркостей. Но, как показывает практика, и этот инструмент в Konica Minolta DiMAGE A2 далек от совершенства. На иллюстрациях показан вид гистограммы в различных режимах работы камеры, а также итогового снимка в Photoshop.
В режиме съемки без нажатия на кнопку спуска затвора. |
В режиме съемки после полунажатия на кнопку спуска затвора. |
В режиме просмотра. |
Гистограмма полученного снимка в Adobe Photoshop CS. |
Как видно, вид гистограмм во всех четырех случаях может различаться. Чаще всего несоответствие в режиме съемки выражается в том, что реальная экспозиция оказывается больше, чем отображаемая на гистограмме. В результате приходится следить за тем, чтобы в процессе съемки гистограмма не доходила до правого края примерно на четверть или пятую часть шкалы. Если «вгонять» гистограмму по всей ширине, то на фото получается сильная переэкспозиция. Плохо то, что при этом поведение гистограммы часто непрогнозируемо и выйти из положения, сделав, например, метку несмываемым фломастером на ЖК-дисплее, не удается. Предупреждая вопросы владельцев данной камеры, спешу отметить, что режим усиления сигнала дисплея был отключен (Monitor Amp = Normal), вспышки также не использовались (все это приводит к некорректному отображению гистограммы и оговорено производителем в инструкции по эксплуатации).
Итак, несовершенная система экспозамера и отображения живой гистограммы является большим минусом модели Konica Minolta DiMAGE A2. Зачастую для получения хорошо проэкспонированного снимка приходится делать серию кадров с разбросом в экспозиции (брекетинг) и уже в стационарных условиях, на компьютере, выбирать лучший, ведь даже в режиме просмотра гистограмма может показывать не совсем точное распределение яркостей.
Система фокусировки
В Konica Minolta DiMAGE A2 применен автофокус традиционного для незеркальных камер контрастного типа. В приводе системы автофокусировки используется USM-двигатель, что повышает скорость работы. Действительно, автофокус здесь шустрый и в большинстве случаев надёжный. В темноте срабатывание затруднено, поскольку А2 лишена системы подсветки автофокуса. Но даже в полумраке иногда удается сфокусироваться с хорошей точностью.
Ручной режим включается ползунком снизу левой панели корпуса камеры (положение MF), в этом случае фокусировка осуществляется вращением ребристого кольца у основания объектива. На основном ЖК-дисплее при этом отображается расстояние до точки фокусировки в метрах. Здесь присутствует один неприятный баг, выражающийся в некорректной работе шкалы расстояний. Например, на максимальном фокусном расстоянии нужно установить расстояние 40 м, а не «бесконечность» для съемки удаленных объектов. Этот эффект хорошо заметен на приведённых ниже иллюстрациях (расстояние до зданий на заднем плане — порядка 3 км, что с запасом соответствует «бесконечности» для конкретной оптической системы):
Дистанция по шкале фокусировки 20 м. |
Дистанция по шкале фокусировки 30 м. |
Дистанция по шкале фокусировки 40 м. |
Дистанция по шкале фокусировки ∞. |
Цветопередача
Камера имеет несколько настроек Color Mode: Vivid (sRGB), Nat.(sRGB), Adobe RGB, EmbedAdobeRGB, B&W и Solarization. Последние две относятся скорее к спецэффектам, а в режиме Vivid изображение имеет повышенную насыщенность цветов по сравнению с Nat.(sRGB), что можно проделать и в редакторе растровой графики. Основной интерес представляют установки Nat.(sRGB), Adobe RGB и EmbedAdobeRGB. Первый способ рекомендуется для основного использования и записывает стандартный файл формата RGB в абстрактном цветовом пространстве sRGB. Именно в этом режиме были сделаны все снимки, представленные в статье, и он обеспечивает очень хорошую, правильную цветопередачу. Цвета лишены чрезмерной яркости и «мультяшности», присущей многим моделям более дешевых камер. Небо, листва, кожа людей — все имеет естественный натуральный оттенок (см. сэмплы в галерее снимков на последней странице статьи). Камера очень хорошо запечатлевает сюжеты типа пейзажей, закатов, воды, текстур металлов.
Режимы Adobe RGB и EmbedAdobeRGB вызывают ряд вопросов. Первый реализован довольно странно: цвета, судя по названию, записываются в цветовом пространстве Adobe RGB (имеющем более широкий охват нежели sRGB), но соответствующий внедренный профиль отсутствует. Таким образом, для работы с данным файлом и корректного его просмотра требуется вручную внедрять профиль, что противоречит здравому смыслу и всей теории управления цветом. Внедренный профиль Adobe RGB 1998 (Konica Minolta Camera) появляется лишь в третьем варианте — EmbedAdobeRGB, но файл при этом имеет не совсем привычное расширение JPE. То есть, поддержка различных цветовых пространств реализована в DiMAGE A2 довольно коряво, хотя на выходе получается весьма качественный с точки зрения цветопередачи результат.
Шумы, структура изображения
В плане шумов камера оставляет хорошее впечатление. На минимальной чувствительности (основной рабочий режим для камер такого класса, с малым физическим размером матрицы) шумы заметно меньше, чем у предыдущей модели А1. Это сначала кажется удивительным, ведь теоретически соотношение сигнал/шум как раз уменьшается при размещении на той площади большего числа светочувствительных ячеек. Скорее всего, нужный результат достигнут применением специального алгоритма шумоподавления и намеренно заниженным уровнем минимальной чувствительности ISO 64 (у Minolta A1 — ISO 100). Причем, реальные уровни светочувствительности различаются еще больше. В качестве ориентира может послужить следующий факт. При сравнении Minolta A1 с Canon G5 было определено, что при равных значениях диафрагмы и одинаковой экспозиции выдержка отличалась в среднем в два раза. Из этого следует, что реальная чувствительность Minolta A1 действительно в два раза выше чем у Canon G5. Далее, если учесть, что реальное значение чувствительности матрицы Canon G5 находится в районе ISO 80 (это следует из технических характеристик матрицы и хорошо стыкуется с индексами чувствительности большинства ЦФК такого класса), то можно считать, что реальная минимальная чувствительность Minolta A1 равняется примерно ISO 160 (рекордный, но совершенно излишний результат, приводящий к повышенному уровню шумов; для сравнения: однотипная матрица Sony DSC-F717 имеет реальную чувствительность ISO 80–100, при заявленной ISO 100). DiMAGE A2, напротив, имеет несколько заниженный или равный заявленному индекс чувствительности, поскольку по сравнению с тем же Canon G5 выдержки оказываются больше при равных значениях диафрагмы. Таким образом, если реальную минимальную чувствительность Minolta A1 принять за ISO 160, а Canon G5 — за ISO 80, то реальное значение минимальной чувствительности Koniсa-Minolta A2 составляет около ISO 50–64.
В меню DiMAGE A2 присутствует пункт «Noise Reducn» (подавление шумов). При активации этого режима и использовании выдержек 1 сек и длиннее включается шумоподавитель, испоьзующий алгоритм вычитания темнового кадра. Но наверняка какая-то система аппаратного шумоподавления в том или ином виде работает на любых выдержках, иначе шумы были бы гораздо более заметными.
Система подавления шумов, очевидно, не могла не сказаться на структуре изображения: при анализе снимков DiMAGE A2 в масштабе 100% заметно, что изображению немного недостает микрорезкости и проработки мелких деталей. Впрочем, чтобы вынести окончательный диагноз, требуется прямое сравнение с конкурентами. Очень может быть, что в классе восьмимегапиксельников с матрицей 2/3 дюйма лучшего результата достичь проблематично.
На практике восьмимегапиксельная матрица оказывается лучше пятимегапиксельной даже если увеличить чувствительность для достижения примерно одинакового уровня шумов. Повышенное разрешение дает лучшую проработку деталей, а шум становится более «мелкозернистым» или, другими словами, высокочастотным, что не так бросается в глаза на распечатках большого размера или при просмотре снимков в полноэкранном режиме на экране хорошего монитора.
Иногда бывает оправданным повышение уровня чувствительности вплоть до ISO 200. Этот снимок был сделан в террариуме Московского зоопарка в крайне сложных условиях освещения. Если вы скачаете оригинал, то сначала и не заметите шумов: они здорово маскируются экзотическим пятнистым окрасом рептилии и видны только в глубоких тенях:
ISO 200, F=50.7 мм (экв. 200 мм) | |
Для просмотра в высоком разрешении кликните по ссылке 100% (оригинал) |
Повышать чувствительность до ISO 400–800 крайне не рекомендуется: шумы становятся чересчур неприятными, мерзкое цветное месиво мало того что бросается в глаза, но даже начинает портить детализацию. Лучше всего, конечно, всегда стараться снимать на минимальной чувствительности, благо система AntiShake (включенная на вышеприведенном снимке) повышает вероятность получения резких снимков даже на экстремально длинных выдержках при съемке с рук.
Форматы записи. RAW или JPEG?
Konica Minolta A2 может записывать снимки в следующих форматах: JPEG (три уровня качества — Standard, Fine, Superfine), TIFF, RAW, RAW+JPEG. Очевидно, что TIFF является самым бесполезным из всех возможных форматов в ЦФК и человек в здравом уме и трезвой памяти его использовать не будет (при чудовищном объеме файла 23 МБ выигрыш в качестве по сравнению с JPEG лучшего качества микроскопический). RAW+JPEG интересен разве что в исследовательских целях, когда вы хотите сравнить разные форматы на абсолютно одинаковом сюжете (что мы и проделаем чуть ниже). Остается непростой выбор между RAW и JPEG. Выбор этот всегда был мучительным для владельцев цифровых камер. Да, все мы знаем, что RAW является «цифровым негативом» по своей сути и при в два-три раза меньшем объеме нежели TIFF несёт намного больше полезной информации о снимке. Да, RAW позволяет менять баланс белого и прочие параметры типа резкости, насыщенности и проч. уже после съемки без малейшей потери качества. Из RAW можно получать 48-битный TIFF и использовать для этих целей любые доступные конверторы. Но когда человек после конвертации тысячи файлов осознает что девяносто процентов из них были сконвертированы с установками по умолчанию, то встает резонный вопрос: а не проще ли было не мучаться и снимать в JPEG? Это означает в два-три раза большее количество снимков на карте памяти и возможность поддерживать более высокий темп съемки. Кроме того архив RAW-файлов зачастую напоминает тот самый чемодан без ручки, который хранить на винчестере неудобно, а выкинуть жалко. Наверное, должен быть какой-то дополнительный аргумент для того чтобы снимать в RAW. Сейчас вы увидите что такой аргумент у DiMAGE A2 есть.
Давайте рассмотрим подробнее нижеприведенный снимок, который специально для этого случая был снят в режиме RAW+JPEG, то есть исходные данные с матрицы абсолютно одинаковы, но в первом случае мы сконвертировали их в JPEG на компьютере после съемки, а во втором это проделал набортный процессор камеры.
ISO 64, F=19.95 мм (экв. 80 мм) | |
Для просмотра в высоком разрешении кликните по ссылке 100% (оригинал) |
JPEG. |
RAW (конвертация в Dimage Viewer). |
RAW (конвертация в Photoshop CS c Sharpness = 0, Color Noise Reduction = 0). |
RAW (конвертация в Photoshop CS RAW с установками по умолчанию). |
Для конвертации были использованы два наиболее популярных конвертора: штатный, идущий в комплекте с камерой (Dimage Viewer) и встроенный в Adobe Photoshop CS. При внимательном взгляде на кропы становится ясно, что отличия, пусть и небольшие, есть. Внутрикамерный JPEG выдает несколько аляпистую картинку с плохой проработкой деталей (к тому же есть уход в зеленую область спектра). Результат конвертации родным конвертором уже лучше, хотя искушенный наблюдатель заметит повышенный уровень шарпенинга, отчего на границах контрастных объектов появляются неестественные светлые окантовки, а тонкие детали выглядят чуть утолщенными. То что даже при конвертации по умолчанию в родном конверторе к изображению применяется немалая доза шарпенинга, становится ясно, если взглянуть не левый нижний кроп — примерно так выглядит «нетронутая» картинка с матрицы. Это, кстати, лишний раз говорит о том, с микрорезкостью у DiMAGE A2 есть проблемы и они идут скорее всего со стороны мощного аппаратного шумоподавителя (все-таки шумы очень и очень невелики для матрицы такого типа). Можно сконвертировать снимок прямо так, а нужной резкости достичь применением фильтра Unsharp Mask в том же Photoshop. Можно конвертировать с установками по умолчанию (ползунки Sharpness и Color Noise Reduction в положениии 25%). Если вам не по душе пониженная контрастность и насыщенность адобовского конвертера — имейте в виду что существуют и другие программы подобного рода, например SharpRAW. Даже если использовать штатный конвертор Dimage Viewer, все равно получится лучше чем при съемке в JPEG. А если ещё учесть возможность компенсации экспозиции в RAW задним числом... Ведь с алгоритмом экспозамера у А2 большие проблемы, как мы выяснили выше. А RAW иногда позволяет вытаскивать детали из казалось бы безнадежно пересвеченных участков (примерно до 1EV для матриц такого класса).
TIFF, как было сказано, на этой камере имеет объем 23 Мбайта, JPEG максимального качества — в среднем от 3,5 до 5 Мбайт, а RAW — 11,5 Мбайт. Встроенного буфера хватает на два подряд кадра в RAW, после чего съемка каждого последующего кадра возможна по истечении 25 секунд (при использовании карты памяти PQI F1 256 Mбайт 40x). Скорее всего при использовании более быстрых карт памяти, со скоростной формулой 60х и 80х, паузы должны быть меньше. А на упомянутую 256-мегабайтную карту умещается всего 22 снимка в RAW, чего, конечно же, явно недостаточно для полноценных фотосессий.
Итак, если позволяют средства, то владельцам Konica Minolta DiMAGE A2 лучше всего приобрести высокоскоростную двухгигабайтную флэш-карту (или Microdrive) и снимать все в RAW. Если выставить компенсацию экспозиции -0.3 или -0.7 EV и центровзвешенный замер, то можно компенсировать большинство неточностей системы экспозамера в процессе конвертации. Заодно решается проблема с точной подгонкой баланса белого: его можно выставить на любое нужное значение уже после съемки.
Макро
Приведенные по ходу статьи сэмплы дают достаточное впечатление о возможностях камеры. Однако, макросъемка требует отдельного обсуждения, поскольку является специализированным режимом работы объектива.
Макрорежим в DiMAGE A2 активируется ползунковым переключателем на боковой поверхности объектива и возможен либо в крайнем широкоугольном положении, либо в узком диапазоне телережима — от 173 до 200 мм. При использовании максимального зума фокусировка возможна на расстоянии вплоть до 9 см от внешней линзы объектива. Это очень удобно при съемке объектов живой природы в полевых условиях, дает минимально искажение пропорций, максимальное размытие фона, а увеличение получается очень хорошим. Вот пара примеров макросъемки на фокусном расстоянии 200 мм:
ISO 64, F=50.7 мм (экв. 200 мм) | |
Для просмотра в высоком разрешении кликните по ссылке 100% (оригинал) |
ISO 64, F=50.7 мм (экв. 200 мм) | |
Для просмотра в высоком разрешении кликните по ссылке 100% (оригинал) |
Окончательную оценку макрорежима можно будет дать после прямого сравнения с конкурентами, но первые впечатления явно положительные, а если учесть возможность кадрирования с 8-мп матрицы и низкий уровень шумов, то можно говорить о получении очень большого увеличения даже без использования дополнительных оптических конверторов. Читать дальше >>>
Галерея сэмплов, заключение
Напоследок позволю себе высказать несколько субъективных впечатлений от камеры. Конструкция и эргономика производят явно положительное впечатление. Камера надежна, имеет прочный, неразбалтывающийся объектив, с ней удобно ходить по городу, снимать в полевых условиях. После нескольких дней практики можно привыкнуть к немного «разбросанному» и иногда нелогичному управлению и оно становится удобным. Проблем с цветопередачей у камеры нет, здесь виден явный прогресс по сравнению с предыдущей моделью DiMAGE A1, у которой иногда некорректно срабатывал автоматический баланс белого, а изображение имело склонность к завалу в синюю часть спектра. Со стабильностью остались определенные проблемы: хотя за неделю интенсивной эксплуатации камера ни разу не зависла «намертво», многие владельцы говорят о том, что такое иногда случается. При интенсивном использовании автофокуса (многократная перефокусировка) камера с большой степенью вероятности зависает с сообщением Err на верхнем дисплее (для этого не нужно извлекать аккумулятор как в случае «мертвого» зависания, достаточно включить и выключить камеру кнопкой). Запомнилось то, как камера выставляет выдержку в режиме использования встроенной вспышки: она обратно пропорциональна фокусному расстоянию (то есть на минимальном зуме выдержка составляет 1/30 сек, а на максимальном — 1/200 сек). Немного напрягает неторопливость камеры при выключении: чтобы отключить ее, приходится держать кнопку «Power» нажатой довольно продолжительное время. Основные претензии, конечно же, следует высказать в адрес системы экспозамера и отображения живой гистограммы. Это сильно мешает в процессе съемки и чтобы наверняка снять удачный кадр, зачастую приходится делать два-три дубля с разной компенсацией экспозиции.
В заключение приведем небольшую галерею снимков Konica Minolta DiMAGE A2, сделанных в Московском Зоопарке, а также в центре Москвы.
ISO 64, F=19.7 мм (экв. 79 мм) |
ISO 64, F=50.7 мм (экв. 200 мм) | ||
ISO 64, F=50.7 мм (экв. 200 мм) |
ISO 64, F=50.7 мм (экв. 200 мм) | ||
ISO 64, F=26.6 мм (экв. 107 мм) |
ISO 64, F=50.7 мм (экв. 200 мм) | ||
ISO 64, F=50.7 мм (экв. 200 мм) |
ISO 64, F=14.5 мм (экв. 56 мм) | ||
ISO 64, F=44.4 мм (экв. 175 мм) |
ISO 64, F=50.7 мм (экв. 200 мм) | ||
Плюсы |
Минусы |
• прочная, надежная конструкция корпуса и объектива; |
• недостаточная микрорезкость изображения; • непредсказуемая система экспозамера; • не всегда корректное отображение живой гистограммы; • проблемы со стабильностью работы (периодические «зависания» камеры); • не самый лучший внутрикамерный алгоритм сжатия в JPEG; • некорректная работа шкалы ручной фокусировки. |
Предлагаем обсудить этот материал в нашем форуме