Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Hewlett-Packard Photosmart 7960: яркие краски серого вещества

АрхивПринтеры
автор : Илья Хрупалов   12.04.2004

Отличительная, основополагающая черта модели HP Photosmart 7960 — уникальная восьмицветная печать: к шести стандартным чернилам добавлены два оттенка серого. Следствием применения новых серых чернил стало умопомрачительное число — 72,9 миллиона — передаваемых оттенков цвета.

Начну с крамольного заявления. Предыдущая топ-модель семейства Photosmart компании Hewlett-Packard, за номером 7550, выпущенная летом 2002 года и продержавшаяся на рынке год, несмотря на шестицветную печать, цветной ЖК-дисплей и прочие атрибуты фотопринтера, была, грубо говоря, неудачной.

Hewlett-Packard запоздала с переходом на PhotoREt IV (читай, с четырех чернил на шесть) и печать без полей (впрочем, только на бумаге 10х15 см), и само по себе это не давало принтеру 7550 особых преимуществ над конкурентами, а безупречная монохромная печать специальными пигментными чернилами — конек HP — не рассматривается как аргумент для представителя фотолинейки…

HP Photosmart 7550 образца 2002 года.

Сейчас можно с уверенностью сказать, что все, на чем спотыкались наши пытливые умы, было действительно зазубринами и шероховатостями продукта 7550, а не извилистыми бороздами серого вещества. Почему? Да потому, что в новом флагмане Hewlett-Packard, куда ни кинь, — всюду вставлен радикальный клин, искореняющий недоработки предшественника. Впрочем, не буду подчинять дальнейшее изложение этой идее, рассмотрим принтер прежде всего так, как рисует его сам производитель, и прокомментируем изменения и усовершенствования.

HP Photosmart 7960 образца осени 2003 года.

Разумеется, нарисован принтер был прежде всего в воображении дизайнера. Благодаря передней нижней подаче бумаги и расположению приемного лотка над подающим струйники HP ни с чем не спутаешь: по сравнению с конкурентами, имеющими верхнюю подачу, они приземисты, не имеют ничего лишнего сзади и сверху и могут быть придвинуты вплотную к стене или убраны на узкую полку. По мнению многих обозревателей, 7960 выглядит гораздо лучше предшественника: чистый серебристый с голубым тон вместо буро-серого, преобладавшего в предыдущей линейке; линии корпуса стали строже, игривые дуги отправлены на пенсию, принтер смотрится как по-настоящему высокотехнологичный компаньон, а не периферийное баловство. Жаль только, что для пущей экономии места конструкция подачи-приема, как и раньше, не прячется заподлицо (проблема решена в модели 7260) и по-прежнему используется внешний блок питания. Довершают зарисовку полезные мелочи — отсек для бездействующего картриджа и поддержка всех мыслимых типов флэш-памяти (включая xD-Picture и Memory Stick Pro). 7960 также обрел увеличенный контрольный дисплей с диагональю 6,4 см и автолифт главной крышки, открывающей доступ к картриджам.

Картридж №59 с тремя водорастворимыми чернилами — светло-серыми,
средне-серыми и фотографическими черными (Light Grey, Medium Grey
и Photo Black — g, G и z) — позволяет выводить
на белой бумаге до 4097 градаций серого.

Переходим к главному. Отличительная, основополагающая черта модели — уникальная восьмицветная печать: к шести стандартным чернилам добавлены два оттенка серого. HP медлила с переходом на шесть чернил, но на восемь перешла раньше конкурентов. Сейчас модель 7960 уже не одинока, в продуктах Canon и Epson тоже используются восьмицветные комбинации — добавляются красные и синие или зеленые чернила. Можно спорить, что лучше для цветной печати, однако большое не только технологическое, но и маркетинговое преимущество 7950 — превосходная монохромная фотопечать.

Струйные принтеры совершенствуются уже с десяток лет, в качестве цветной печати они почти сравнялись с галогенидо-серебряным процессом, но до недавних пор черно-белый вывод оставался их ахиллесовой пятой. Как известно, печатая только черным, современный струйник может более или менее точно вывести 16–20 оттенков серого (к тому же с заметной зернистостью в светах), посему все принтеры в монохромных задачах подключают цветные чернила. В первом приближении, а точнее — на достаточном удалении от глаз, картинка получается действительно монохромной. Но только до тех пор, пока вы не сравните ее с чистым цветом черных чернил или традиционным отпечатком на черно-белой фотобумаге: цветные чернила, как правило, дают оттенок (в лучшем случае единый для всего отпечатка, в худшем — варьирующийся в зависимости от плотности), но если даже при определенных условиях освещенности оттенка нет, из-за метамеризма цветов он может проявиться при других обстоятельствах. Ну а под лупой такой отпечаток вас и вовсе разочарует: это месиво какого угодно цвета, но только не черного. Читать дальше >>>

Технология Grey Balancer, введенная фирмой Epson в дорогих семицветных принтерах с пигментными чернилами, дает хорошие результаты, но трудоемка и откровенно рассчитана на профессионалов. HP решила проблему радикально: новый картридж №59 с тремя водорастворимыми чернилами — светло-серыми, средне-серыми и фотографическими черными (Light Grey, Medium Grey и Photo Black — g, G и z) — позволяет выводить на белой бумаге до 4097 градаций серого (таково, по расчетам инженеров компании, точное число возможных комбинаций белой бумаги, черных и серых чернил) без особых знаний и усилий, в том числе без участия компьютера и таких приложений, как Adobe Photoshop.

Графическое пояснение принципа смешения чернил
картриджа №59 для монохромного вывода.

Следствием применения новых серых чернил стало еще одно умопомрачительное число — больше 72,9 млн. оттенков цветной печати, то есть цветовой охват привычной шестицветной схемы CMYK+phC+phM расширен, пусть и чисто математически (причем в расчетах комбинаций обязательно присутствует и белый цвет бумаги), в десятки раз.

Ддя дотошных — формула, по которой рассчитываются комбинации.
Разумеется, принтер не использует их все, по крайней мере в цветном выводе.

Конечно, глаз не в состоянии различить и миллиона оттенков, но расширение цветового охвата отнюдь не умозрительно, если вспомнить, что принтеры выдают оттенки сложным смешением точек на белой основе (субтрактивный синтез) — очевидно, что благодаря нейтрально серым чернилам значительно улучшится цветопередача (буквально — чистота цвета) в глубоких тенях, куда обычно изливается максимум чернил в смеси с чистым черным, давая заметную зернистость, а также в ярких светах, страдающих «точечностью» представления.

Грубый пример получения темного оттенка красного в восьмицветной
печати с нейтрально серыми чернилами и в классической
трех-шестицветной: использование только черного картриджа
во втором случае дало бы сильно заметную зернистость изображения.

Технологию печати восемью чернилами и соответствующей обработки изображений Hewlett-Packard назвала PhotoREt Pro (главные отличия которой от предыдущих версий приведены в таблице), вполне оправданно, пожалуй, уйдя от порядковой цифры — вряд ли можно придумать что-то лучшее в ближайшие два года, хотя, как водится за HP, к осени ожидается обновление и этой линейки.

Эволюция технологии Hewlett-Packard PhotoREt

 

PhotoREt

PhotoREt II

PhotoREt III

PhotoREt IV

PhotoREt Pro

Число чернил

6

4

4

6

8

Объем капли, пл

50, 35

10

5

4–5

4–5

Число капель на
точку (наложение)

4

16

29

32

32

Число градаций
основных цветов

4

13

17

289

289

Число градаций серого

3

5

5

17

4097

Число синтезируемых
оттенков на точку

48

650

3500

2,4K

72,9M

Два важных замечания: картридж №59 может также использоваться для монохромной печати в принтерах Photosmart 145, 245 (имеют всего по одному посадочному месту, поэтому печать будет чисто монохромной), 7660 и 7760; в описываемом 7960 предусмотрено три посадочных места под равновеликие картриджи, но поскольку в комплект входит четыре — №56 (пигментный черный для печати текста), №57 (типичный триколор CMY), №58 (фотографические светлые пурпурный и голубой, а также водорастворимый черный для шестицветной печати, абсолютно, кстати, не похожий на чернила 59-го картриджа и не используемый при восьмицветном выводе вовсе) и описанный выше №59, — максимально фотореалистичная печать и качественный, «лазерного уровня» вывод текста исключают друг друга.

Управление печатью из драйвера: выбор цвтового пространства,
профили печати, автоподгонка изображения под печать без полей.
На последнем скриншоте — контрольное окно вывода.

Все остальное в Photosmart 7960 главным образом подчинено уже не качеству фотовывода как такового, а вспомогательному сервису. Отмечу, что печать без полей теперь возможна на бумаге формата не только 10х15 см, но и А4, хотя в гибкости текущая линейка американцев все-таки уступает конкурирующим продуктам Canon и Epson, способным печатать в обрез на любых форматах. Куда важнее, что в драйвере (можно задать и при прямой печати с карт памяти) появилась функция автоматической подгонки изображения для печати без полей на заданном типе бумаги (см. скриншоты). Вообще управление печатью из драйвера и с контрольной панели выглядит хотя и традиционно, но более солидно, особенно со стороны компьютера: появилась возможность создавать профили печати (Print Task Quick Sets), непосредственно перед выводом масштабировать изображение и даже выбирать цветовое пространство — sRBG/sYCC или AdobeRGB (продвинутые фотокамеры, например Canon EOS 300D, записывают файлы в разных цветовых пространствах), так как цветовой охват PhotoREt Pro явно шире, чем у sRGB. С контрольной панели теперь можно выбрать размер изображения 21х30 см (и печать без полей), включить или выключить поддержку Exif Print (правда, HP не сообщает, какие рекомендации стандарта поддерживаются, и за время тестирования, — а непосредственно с камеры я печатал не много, — различия, даваемые этой опцией, так и не всплыли). Однако бумага, если отключить автоопределение ее типа, выбирается всего из двух вариантов — фото и обычная, тогда как драйвер блещет разнообразием...

Выбор цветового пространства, поддержки Exif Print и
размера отпечатков с контрольной панели HP Photosmart 7960.

Принципу переднего нижнего подающего лотка HP не изменила, и печать на компакт-дисках не пополнила список улучшений (бумага проходит путь с разворотом на 180 градусов по радиусу в несколько сантиметров), зато отныне оба подающих лотка — 10х15 и А4 — могут быть заправлены одновременно и выбираться уже в драйвере или с контрольной панели (7550 и его ровесники допускали только один активный лоток). Читать дальше >>>

Фирменная функция печати на выбор (HP Photo Proof Sheet, встречается также в многофункциональных устройствах компании) с распечаткой и сканированием специального индекс-листа без использования компьютера — этакий промышленный подход в домашних условиях. Многие технофилы, как и я, уверен, оценят сам процесс и не раз продемонстрируют его родным и близким (и впрямь невидаль: принтер сам сканирует и анализирует то, что напечатал!), но наряду с забавой функция очень полезна при необходимости быстро распечатать укрупненные «контрольки» (хотя и жаль, что не больше шести штук на А4). А вот будет ли фотоэнтузиаст распечатывать видеопоследовательности напрямую с фотоаппаратов, что тоже предусмотрено микропрограммой принтера, — большой вопрос…

Что озадачило. Есть такая скромная ремарочка, что 73-летняя жизнь и сверхкачество монохромной да и цветной печати с новым картриджем могут быть достигнуты только на 280-граммовой бумаге HP Premium Plus Photo Paper. В связи с этим, во-первых, жаль, что такая гениальная функция, как автоопределение типа бумаги, остается как бы не у дел (то есть не гарантирует, как раньше, удовлетворительного результата на широком спектре совместимых бумаг независимых производителей). Во-вторых, я хотя и не имею ничего против долговечности отпечатков на Premium Plus, которая по сути своей принадлежит к классу эмульсионных (swellable, буквально набухающих), однако собственными ушами слышал подтверждение из уст представителя HP, что разрешение на эмульсионных бумагах по определению ниже, чем на пористых. С другой стороны, сюда же отнесу замечание, что даже на эмульсионной бумаге, которая, теоретически, размывает контуры точки, 7960 на равномерных областях от случая к случаю дает заметное даже без лупы (см. сканы) текстурирование…

Характеристики фотобумаги, выпускаемой компанией Hewlett-Packard

 

Толщина (10-3 дюйма)/плотность (г/кв. м)

Качество
изображения

Основное
назначение

Тип
покрытия/основа

HP Premium
High-Gloss Film

7/230

* * * * *

Фотоотпечатки высокого разрешения

Пористая/белая пленка

HP Premium
Plus Photo Paper
(Glossy/Matte)

11,5/280

* * * * *

Семейные и событийные фотоотпечатки для долгого хранения

Эмульсионная/улучшенная полимером целлюлозная фотооснова

HP Premium
Photo Paper
(Glossy/Matte)

10/240

* * * *

Недорогие фотоотпечатки, которые «выгодно» и не стыдно отдать друзьям

Эмульсионная/улучшенная полимером целлюлозная фотооснова

HP Photo Paper Glossy

8,5/175

* * *

Повседневные фотографии, бизнес-печать

Пористая/целлюлозная основа

HP Everyday Photo Paper,
односторонняя полуматовая

6,5/170

* *

Нетребовательная повседневная печать, например веб-графики

Эмульсионная/целлюлозная основа

HP Photo-Quality Paper,
двухсторонняя полуматовая

5/160

* *

Нетребовательная повседневная печать, например веб-графики

Пористая/целлюлозная основа

Есть еще пара слов о бумагах вообще и продукции HP в частности (на отдельную статью о них времени не хватает, см. также таблицу). Эмульсионная бумага Premium Plus, в моем случае матовая, предыдущего поколения, с плотностью 230 г/кв. м, хорошо держится против отпечатков пальцев и даже позволяет их удалять, но влажных рук и, упаси бог, капель воды не переносит — отпечаток будет испорчен безвозвратно. Улучшенная, 280-граммовая Premium Plus к воде тоже относится с ужасом Бастинды (еще раз подчеркиваю: в то, что при прочих условиях она не даст поблекнуть краскам десятки лет, я верю безоговорочно). Ассортимент высококачественных пористых бумаг, которые воду переносят лучше, но не держат долго цвет, HP сократила до одного сорта (см. таблицу): водостойкости и резкости компания предпочла долговечность, хотя есть и другой весомый аргумент — лучшее смешение капель для более точной цветопередачи в рамках PhotoREt Pro.

HP Photosmart 7960: из дневника наблюдений

• При выводе с компьютера из Adobe Potoshop специальных тестовых шкал и принудительной установке в Windows цветового профиля sRGB или AdobeRGB (кстати, при установке 7960 по умолчанию прописывается sRGB, имейте это в виду!) и соответствующих цветовых пространств в драйвере разница есть, но системности в результатах не просматривается, так как разные сорта бумаги и экземпляры принтеров, — я печатал на двух, выпущенных с разницей несколько месяцев во времени, — привносят собственное «мнение» на одно и то же изображение.

• Указание в драйвере вывести изображение черно-белым (Print In Greyscale) с высоким качеством (High Quality — см. скриншот; иными словами, при шестицветной печати это означало, что используются цветные чернила) или только черным картриджем не имеет никакой силы: и в первом, и во втором случае принтер таки добавляет (но почему вообще не блокировать 57-й и 58-й картриджи?) цветные точки в полях с максимальной плотностью. Но 90 процентов (по площади) серых шкал выводится абсолютно нейтральной смесью серых чернил.

• Автономная черно-белая печать с цветного файла, переписанного на карточку, уступает выводу аналогичного изображения с компьютера: проработка градаций не столь четкая, принтер откровенно допускает попадание светлых пурпурного и голубого в средней и светлой части шкалы. Тем не менее, результат все равно на порядок лучше, чем без 59-го картриджа или на модели 7550.

• Печатая одними и теми же картриджами (57+58), Photosmart 7960 выдает более нейтральный серый, чем предшественник 7750. Но осталось загадкой, почему для 7550 принудительное указание профиля AdobeRGB вместо sRGB через операционную систему дает заметное улучшение в пастельных цветовых смесях, а 7960 к этим настройкам равнодушен. Подобный (правильный, на мой взгляд) результат он почему-то выдает только при печати с карточки и установке с контрольной панели цветового пространства sRGB…

• Вообще, автономно принтер печатает раза в 1,5–2 раза медленнее, чем с компьютера (те же файлы). Характеристики процессора HP не афиширует, а 16 Мбайт встроенной памяти, очевидно, маловато, особенно это заметно при считывании объемных карточек памяти и снимков, записанных в TIFF. Кроме того, когда принтер печатает с компьютера, использовать его как кард-ридер невозможно, придется ждать окончания вывода.

Вы, наверное, заждались от меня непосредственной оценки отпечатков тестовых изображений? Что тут сказать… Однозначно могу заявить, подтверждая уже сказанное, что черно-белая печать выведена на уровень сильно выше среднего, практически профессиональный по качеству и сильно ниже среднего по требуемым навыкам, и здесь конкурентов у картриджа №59 нет. Попробуйте, к примеру, сдать в традиционный минилаб с цветным процессом черно-белую пленку типа Konica VX — результирующий оттенок можно будет угадывать на кофейной гуще, а профессиональный черно-белый процесс, с которого все мы начинали в ванных комнатах с красными фонарями, как ни парадоксально, в лаборатории сейчас обойдется довольно дорого. Здесь же — вставляете только что отснятую карточку в принтер и с минимумом усилий получаете абсолютно нейтральный черно-белый снимок.

Отсканированные и сильно увеличенные фрагменты печати серой шкалы на принтерах Photosmart 7990 (восемь чернил, 57+58+59) и 7550 (шесть чернил, 57+58). Светлые (плотность близка к нулю) фрагменты специально искажены в фоторедакторе, чтобы можно было увидеть, как накладываются капли серых (7960) и цветных (7550) чернил в светах. На втором сверху фрагменте с 7960 хорошо видно, как принтер с увеличением плотности подмешивает к светло-серым чернилам средне-серые.

Насколько улучшилась цветная печать? Различить 72,9 млн. оттенков, конечно же, нереально, и чистые насыщенные цвета практически не изменились. Однако заметный сдвиг, причем в буквальном смысле, наблюдается в цветовых переходах (transitions); тестовые шкалы, особенно в тенях, стали более равномерными; отдельные тона не такие зернистые и более чистые. Что и требовалось доказать. На фотоснимках это выражается в более глубоком цвете: в частности, тривиальная небесная синева теперь не пестрит пурпурными вкраплениями, необходимая плотность достигается добавлениями нейтральных серых чернил, которые глазом заметить невозможно.

Благодаря удачному дизайну HP Photosmart 7960 украсит любой интерьер.

В заключение напомню, что картриджи HP недешевы (зато они имеют интегрированную печатную головку с оригинальной системой резервации в принтере, и перерывы в работе на месяц-два им не страшны), к тому же есть риск израсходовать одни чернила раньше других, и для эталонного результата придется менять картридж целиком (можно и не менять, принтер постарается эмулировать недостающий цвет как можно точнее; но всему положен свой предел). И тем не менее редкий обозреватель не посетовал на то, что у HP до сих пор нет аналогичного Photosmart 7960 широкоформатного принтера.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.