Creative Prodikeys DM: клавиатура в музыкальном исполнении
АрхивВводProdikeys DM совмещает в себе стандартную компьютерную и музыкальную клавиатуру: полный набор кнопок для работы с обычными приложениями и 37 фортепианных клавиш для игры.
Объединить два эти устройства, вероятно, велел сам Бог (кажется, именно Он курирует язык и словообразование?): и то и другое называется одинаково — клавиатура. И на русском языке, и на английском (keyboard). Наверное, и еще на каких-нибудь других. «Доска ключей». Пульт управления клавишами. А уж клавиши, в свою очередь, могут управлять самыми разными процессами. В данном случае — процессом извлечения знаков и цифр и процессом извлечения звуков.
Но поскольку «доски», управляющие звуками, как правило, крупнее «досок», управляющих буквами и цифрами, — для создания элементарного на первый взгляд гибрида требуется творческая жилка и вкус. И тем и другим, по моему скромному мнению (сформировавшемуся, впрочем, давно и отнюдь не беспричинно), в полной мере обладают господа из Creative Labs. Поэтому, едва прочитав, что они выпустили на рынок универсальную клаву, — я тут же попросил на дать попробовать. Это уже потом я узнал, что не я один оценил усилия «креативщиков»: в 2002 году в Лас-Вегасе, на International Consumer Electronics Show (CES), которую по-русски принято именовать «Всемирной выставкой бытовой электроники», Creative Prodikeys DM взяла первый приз.
Creative Prodikeys DM. |
Когда ее принесли, я повертел коробку и так и сяк, почитал надписи, поглядел картинки и, сев к компьютеру, задумался: она ведь наверняка подключается через MIDI-порт, а на моей Audigy 2 ZX этот порт вынесен на отдельную планку, требующую свободного места на задней стенке системного блока. Такого места у меня нет, поскольку последнее заняла планка дополнительных USB-портов. Пришлось отправиться в Интернет на поиски многопортовых USB-хабов, один из которых помог бы отказаться от плашки с двумя USB-портами, а на ее место — поставить MIDI-плашку. Нашел их довольно много, семипортовых, и по вполне приемлемым ценам, выписал телефоны и с утра собрался звонить. Пока же — все-таки коробку вскрыл. И что ж вы думаете? Никакого MIDI-выхода не обнаружил, один стандартный клавиатурный PS/2-штекер. «Во дают!» — подумал я и тут же клавиатуру заменил.
Клава была собой хороша: стильно-черная, со складными ножками-подставками и широкой плашкой «под руки», сдвигая которую, открываешь собственно клавиатуру музыкальную. Клавиши на ней поменьше, чем на обычных MIDI-клавиатурах, самоиграйках и синтезаторах. Однако привыкнуть к ним легко удалось даже мне, — не говоря о моих приятелях, более поднаторевших в исполнительском искусстве.
Впрочем, прежде чем писать о музыкальной ипостаси Creative Prodikeys DM, начну и тут же закончу делиться впечатлениями о ее ипостаси алфавитно-цифровой. Клавиши удобные, есть программируемые (три штуки), есть специальные интернетные; добавочных музыкальных — немного: рычажок-коромыслице «Pitch bend», колесико «Volume» да кнопка с парочкой ноток — переключатель между музыкальным и наборным режимами. Правда, наверху есть еще кнопочка «Sustain»1 и две — сдвиг октав (в басы и верхи); рядом же с ними — стандартные проигрывательно-перемоточные кнопки плюс кнопка «Mute» (названные на коробке Multimedia Playback Buttons). Понятно, что все это нисколько не мешает печатать, а мешает только одно: клавиша, которая в русской раскладке «пишущая машинка» отвечает за круглые скобки, зачем-то перенесена справа-сверху налево-вниз и помещена рядом с уполовиненным шифтом. Для меня, печатающего вслепую на этой раскладке без малого сорок лет и круглые скобки любящего, — вечный камешек в башмаке. Зачем? Читать дальше >>>
1. Sustain (англ.) — тянуть (звук, ноту). [вернуться]
Далее — переходим к музыке. Едва мы нажимаем на спаренные нотки, на экран выскакивает окно музыкального софта. По умолчанию — в окне 800 х 600 на черном фоне (если разрешение вашего монитора выше), но можно поместить его и в окружение десктопа или вообще минимизировать, уложив на доску задач, — от чего работать софт не прекращает. Причем вам даже не надо выбирать одно из двух: на одной клаве можно играть, на другой — тут же и печатать, описывая, к примеру, впечатления от собственной игры. Как констатировал в свое время Маяковский: «землю попашет, попишет стихи»...
Закладок в софтовом окне шесть (см. скриншоты ниже). В свое время я учился в музыкальной школе и даже в вечернем музыкальном училище, играл в оркестрах, пел под собственный гитарный аккомпанемент бардовские песни и сдавал «общее фортепиано», однако — в отличие от умения держаться на воде и на велосипеде и в пандан со знанием иностранного языка — долгое неупражнение в музыке приводит к почти полной потере навыков. А нынешний электронный самоигральный процесс — и вообще интуитивно, на раз, проглотить невозможно.
Программное обеспечение Creative Prodikeys DM. |
В связи с чем я пригласил своего приятеля Диму Красновского, в музыке упражняться не прекратившего и разобравшегося во всех самоигральных примочках, и попросил его простым и понятным для юзеров языком рассказать, что Creative Prodikeys DM позволяет продвинутому человеку сделать (я, непродвинутый, не без удовольствия постучал по клавишам и даже, задав соответствующий аккомпанемент, потешил себя иллюзией, что играю джаз), — и вот, помещаю его профессиональный отчет (см. следующую страницу).
Не исключено, что для серьезных занятий музыкой больше подойдет синтезатор, — но для самодеятельно-начальных или для отдохновения от компьютерных трудов праведных лучшей игрушки не придумать. И стоит она совсем не так дорого, как выглядит: если верить price.ru — от восьмидесяти с небольшим баксов до сотни. Помню, первую свою клаву от Microsoft, безо всякой там музыки и мультимедии, я покупал за те же деньги. Даже капельку дороже. Читать дальше >>>
Алгоритмы, позволяющие дробить музыкальные композиции, оптимизировать их создание и управлять их воспроизведением, весьма разнообразны. Во всяческих самоиграйных устройствах они в целом повторяются, и лишь иногда появляются какие-то фирменные, более или менее оригинальные решения. В Creative Prodikeys DM (точнее, в ее программном обеспечении) суммированы практически все существующие идеи и добавлены новые полезые функции. Здесь есть шесть независимых экранов (то есть программ управления), каждый из которых принципиально меняет ситуацию и назначение всех клавиш.
• Учебный софт. Набор уроков с приложением музыкальных произведений очень широкого репертуара в формате MIDI. Полная свобода редактирования, смены тональности, темпа, звучания инструмента плюс метроном, возможность «минусового» исполнения: например, за левую руку играет компьютер, за правую — ученик.
Если минимальные представления об искусстве композиции существуют (или хочется не учиться, а сразу играть), можно использовать другие экраны.
• Десять самых популярных и универсальных стилей, и к каждому из них — наиболее устойчивый типичный ритмический рисунок. Музыкальные клавиши — в вашем полном распоряжении. Свободное изменение темпа и звучания инструмента. Трудно найти песню, которая не вписалась бы ни в один из этих стилей. Проверено.
• Оригинальное произведение на основе заготовок, с вариациями. Загружаемые (в принципе до бесконечности) ритмические рисунки для ударных, баса, основного ритма, акцентированных фраз, перкуссионных и мелодических эффектов. Каждый элемент — под своей клавишей. А пальцами другой руки играется произвольная 32-голосная композиция на основе любого из сотни стилей в любом устанавливаемом темпе, с возможностью записи в формате .mid, mp3 или .wav (что, впрочем, доступно и в любом другом окне-закладке программы).
• Композиции на основе задаваемых гармонических аккордов. Можно задать не только обычные мажор-минор-доминант-септ и прочие аккорды, но и тонику. При этом раздельно задаются тип организации ритмической секции, мелодического наполнения и музыкальных фраз.
• Музицирование с поддержкой двухголосных инструментов для правой руки. Выбор из всех стилей, ритмов, инструментов с буквенной клавиатуры. Значения для любых символьных и функциональных клавиш легко перепрограммируются. Стандартные для каждого стиля или программируемые интродукции, концовки, вставки, эффекты. Подгружаемые наборы инструментов (стандартно их 128, как и в любом подобном устройстве) и ударных.
• Абсолютно свободное музицирование. В дополнение к упомянутому выше — предустановка секвенций и стилистических рисунков.
Можно еще добавить, что диапазон pitch-коромысла устанавливается с отдельного регулятора, с клавиатуры же задается смещение диапазона, sustain-эффект, реакция на удар по клавишам (четыре режима).
Словом, инструмент обладает очень широким диапазоном возможностей — от простейших начальных упражнений до создания оригинальных, сколь угодно сложных ритмически, произвольно модулированных и дискретизированных композиций.
По материалам еженедельника «Компьютерра».