Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Minolta DiMAGE Z1: исчерпывающая простота

АрхивЦифрография
автор : Лев Столяревский   16.02.2004

Эта недорогая камера Minolta с виду кажется почти игрушечной, но на деле умеет очень многое: 10-кратный объектив, ручные режимы, синхроконтакт для вспышки...

Minolta DiMAGE Z1 — очередная камера, любезно предоставленная нам компанией «Алион» (www.alion.ru), представляет собой простую 3-мегапиксельную камеру зеркального типа (по заявлению фирмы Minolta, а на самом деле — псевдозеркальную) с 10-кратным вариообъективом и обладает быстрым и чувствительным автофокусом. Как мы в дальнейшем убедимся, камера простая только на первый взгляд. Она обладает всеми возможностями ручного управления съемкой.

Внешне камера выглядит как игрушечная, вся в крупных блескучих кнопках. Корпус, как выразились бы в автомобильном журнале, двухобъемный: первая часть, имеющая цилиндрическую форму — блок объектива и видоискателя с ЖК-дисплеем, вторая часть — блок питания и управления с блестящими кнопками. Конструкция поскрипывает, когда берешь камеру в руки. При легком потряхивании ощущается перемещение незакрепленных элементов камеры, хотя никаких хитрых приспособлений, должных свободно перемещаться (например стабилизатор изображения) нет.

Камеру удобно держать в руках благодаря ее сбалансированности и ярко выраженному  батарейному отсеку, который удобно ложится в руку. 

Фотокамера Minolta DiMAGE Z1.


Технические характеристики камеры Minolta DiMAGE Z1

Тип

Любительская цифровая фотокамера

Сенсор

1/2,7" ПЗС матрица; 3,3 млн. пикселей;  эффективных 3,2 млн. пикселей

Разрешение

Фото: 2048x1536,1280x960,640x480;
Видео: 640х480,320x240,160x120

Память

сменная SD/MMC

Объектив

С переменным фокусным расстоянием 10x оптический. 5,8 – 58 мм (В эквиваленте 35мм камер: 38 – 380 мм) 10 элементов в 7 группах (включая два асферических)

Макросъемка

Супермакро от 4 см, макро от 10 см

Фокусировка

Высокочувствительный АФ (Rapid AF): комбинация пассивного АФ сенсора с системой видеоавтофокуса.

Режимы фокусировки

Покадровый АФ, Непрерывный АФ, ручная фокусировка. Широкая зона фокусировки (Wide AF), Точечные зоны без возможности выбора зоны

Экспозамер

Матрица 256 элементов в кадре. Режимы: центрально взвешенный, точечный, матричный

Экспозиция

Программная АЭ, приоритет диафрагмы, приоритет выдержки, ручная установка параметров экспозиции. Сюжетные программы: портрет, спорт, пейзаж, закат, ночной портрет; автоматическая и ручная установка

Выдержка

1/1000 – 4  с в автоматическом программном режиме и режиме приоритета диафрагмы, 1/1000 – 15 с в режиме приоритета выдержки и ручном режиме, 1/1000 – 2 с в автоматическом режиме съемки и режиме выбора цифровой сюжетной программы

Экспокоррекция

+/– 2 EV с шагом в 1/3 EV

Автобрекетинг

Трехкадровая экспозиционная вилка с шагом +/– 1,0, 0,5 и 0,3 EV

Светочувствительность

Автоматическая, 50, 100, 200 и 400 ISO экв. 64, 100, 200, 400

Баланс белого

Автоматическое, предустановки (дневное освещение, облачность, искусственное освещение, флуоресцентное освещение, вспышка), ручная установка по белому полю

Встроенная вспышка

Автовспышка, автовспышка с подавлением эффекта красных глаз, заполняющая вспышка, синхронизация при длительных выдержках; автовспышка не работает в режимах приоритета диафрагмы, выдержки и ручном режиме установки параметров экспозиции

Автобрекетинг вспышки

+/– 2 EV с шагом 1/3 EV

Внешние вспышки (только фирменные)

Автоматический замер с программными вспышками Program/Maxxum Flash 2500 (D), Program/Maxxum 3600HS (D), Program/Maxxum Flash 5600HS (D)

Коррекция контраста

По трем уровням (низкий, нормальный, высокий)

Настройка резкости

По трем уровням (мягкая, нормальная, высокая)

Цветовые режимы

Естественные цвета, Насыщенные цвета, Черно-белое изображение, Сепия

Сервисные функции

Впечатывание даты (Год/месяц/день), форматы названия каталога (Стандартный, Дата)

Автоспуск, с

10

Интерфейс

USB 1.1

Внешние разъемы

Интерфейс USB совмещенный с видеовыходом, вход от источника питания

Питание

четыре щелочные батарейки или NiMH-аккумулятора размера AA

Размеры (Ш x Г x В), мм

109,5 x 77,5 x 80

Вес, г

305 (без батарей и носителя информации)

Комплектация

Соединительный USB-кабель, соединительный Video-кабель для подключения к телевизору, ремень для переноски, CD-ROM диски с программным обеспечением, 16 Мбайт SD-карта памяти

Индикатор задержки спуска, отверстие микрофона.
Датчики системы автофокусировки над объективом.

Хотелось бы отметить, что внутреннее пространство объектива вычернено, как в хороших сменных объективах зеркальных камер. Это сделано для устранения бликов внутри оптической системы.

Задняя панель фотоаппарата.
Крупные кнопки и надписи, сомнительный рычажок трансфокатора. 

На задней панели расположены (сверху вниз, слева направо): видоискатель с диоптрийной подстройкой, ЖК-дисплей, кнопка включения камеры с переключателем режимов (ЖК-дисплей, режим просмотра снимков), кнопка отображения информации на ЖК-дисплее, клавиша быстрого просмотра/удаления снимка, клавиша вызова меню, позиционные клавиши перемещения по меню с кнопкой выбора в центре, индикатор обращения к карточке и ничем неприкрытый разъем для внешнего источника питания, под колесом режимов съемки рычажок управления трансфокатором.

Все производители, выпускающие камеры с длиннофокусными объективами, применяют не оптический видоискатель, а видоискатель телевизионного типа, как в видеокамерах. Разработчики Minolta поступили хитрее. Они не стали добавлять второй ЖК-дисплей: основной и единственный дисплей и закрывается шторкой, и с помощью зеркала изображение передается в видоискатель. В общем, камера действительно зеркальная, но в другом смысле. Спорное решение, как минимум делающее невозможным экономию ресурсов элементов питания.

Схема переключения дисплея и видоискателя.
1 – видоискатель; 2 – фиксированное зеркало;
3 – перемещаемое зеркало; 4 – ЖК-дисплей.


Minolta DiMAGE Z1: вид сверху.

Взглянем на аппарат сверху (слева направо): фирменный «горячий башмак», подходящий только для фирменных же вспышек (ужасное решение, даже Olympus и Sony используют уже стандартные элементы), встроенная вспышка, колесо выбора программ съемки, программируемая кнопка (по умолчанию режимы вспышки), режим макро/супермакросъемки, отверстие динамика, кнопка спуска.

Под игривой сдвижной крышкой находится отсек для карт
памяти SD/MMC и совмещенный USB/TV Out-разъем.

Снизу расположено пластмассовое гнездо штатива и крышка батарейного отсека, для четырех элементов питания типоразмера АА (или аккумуляторов).

В рабочем положении объектив полностью выдвигается из корпуса, в дальнейшем оптические элементы перемещаются внутри.

Меню камеры разделено на две части. Первая часть отвечает за параметры съемки и содержит до трех закладок (в зависимости от положения колеса выбора режима). Здесь можно настроить размер и качество снимка, выбрать баланс белого, установить режим работы автофокуса, режимы экспозамера, чувствительность ISO. Вторая часть отвечает за сервисные функции камеры и содержит настройки: варианты сохранения снимков, даты и времени, режим энергосбережения, включение шумоподавления, впечатывание даты в снимок.

Первая вкладка меню параметров съемки.
Режим съемки (один кадр, серия), размер
снимка, качество снимка, баланс белого,
программирование кнопки управления вспышкой.


Первая вкладка сервисного меню.
Яркость ЖК-дисплея, энергосбережение,
автопросмотр снятого кадра, дополнительная насадка, язык меню.

Хоть камера преподносится как простая, это не значит, что она как типичная цифромыльница не позволяет вмешиваться в процесс съемки. У Z1 полный набор функций и настроек для творчества. Это и полностью автоматические режимы с выбором сюжетов, режим приоритета диафрагмы, приоритет выдержки, полностью ручной режим выставления выдержки и диафрагмы, возможность ручной фокусировки.

Фирменный «горячий башмак» для внешних вспышек,
подходящий, увы, только для вспышек Minolta.

Меню стандартное для камер этого типа. В зависимости от положения колеса выборов режима оно изобилует параметрами, которые можно изменять.

Z1 можtn фокусироваться не только по центральной части кадра, но и по зонам фокусировки, которые располагаются справа, слева и в центре кадра. Выбрать эти зоны вручную нельзя, камера их выбирает автоматически по своему усмотрению. Кроме того, границы этих зон обозначаются красным цветом, что первое время вызывает ложное мнение, о том, что камера не смогла сфокусироваться (у камер других производителей при удачной фокусировке подсвечиваются зеленым).

Управление камерой удобное, логически продумано, и во время съемки осуществляется колесом выбора режимов /сюжетов съемки. Если выбраны режимы приоритетов выдержки, диафрагмы или полностью ручной режим то задействуются клавиши управления меню.

Режим приоритета диафрагмы (А).
Выбор значения осуществляется клавишами вверх, вниз.


Режим приоритета выдержки (S).
Выбор значения осуществляется клавишами вверх, вниз.


Ручной режим выбора выдержки и диафрагмы (M).
Выбор выдержки осуществляется клавишами вверх и вниз.
Выбор диафрагмы клавишами вправо и влево.

Если в ручном режиме задействована ручная фокусировка выбор значений выдержки и фокусировка осуществляются клавишами вверх и вниз. Переключение между выбором выдержки и фокусировкой осуществляется центральной клавишей «Enter».

Один из главных критериев оценки современных цифровых фотокамер — баланс белого и вообще цветовой баланс. У камеры набор обычных режимов работы баланса белого: автоматический, дневное освещение, облачность, искусственное освещение, флуоресцентное освещение, вспышка, ручная установка по белому полю.

ISO200, f2,8, 1/15 c,
Баланс белого автоматический.

ISO200, f2,8, 1/15 c,
Баланс белого — лампа накаливания.

На этих кадрах источник света в помещении — лампа дневного света, в витрине — лампы накаливания. При автоматическом балансе белого камера не справилась, только выбор в настройках баланса белого лампы накаливания исправил ситуацию. При таких условиях, когда источников освещения несколько и все они разнородные, большинство камер любительского класса также не справляются.

Съемка потока воды.
Баланс белого автоматический.
Автоматический режим.
ISO 50, f4,5, 1/100 с.

Съемка потока воды.
Баланс белого автоматический.
Режим приоритета выдержки (S).
ISO 50, f8, 1/25 с.

Демонстрация творческих возможностей камеры, позволяющих фотографу вмешиваться в процесс съемки и изменять либо диафрагму (режим А), либо выдержку (режим S), либо полностью ручной режим (режим М). При этом камера будет подсказывать, о неправильном выборе экспопараметров, подсвечивая их красным цветом.

В данном случае более короткая выдержка автоматического режима более детально позволила снять поток воды, при выставлении вручную более длинной выдержки (на втором кадре) мы добились классического изображения живой воды.

На контрасте веток и неба сильно заметны хроматические аберрации. ISO 200, f3,5, 1/200 с.

Хроматические аберрации сильно заметны в месте сопряжения башни и неба. ISO 100, f3,5, 1/320 с. Экспокоррекция –0,3 EV.

ISO 100, f3.5, 1/400 с.
Хроматические аберрации в центре кадра почти не видны, но заметна другая часто встречающаяся проблема недорогих длиннофокусных объективов — виньетирование по краям кадра.

У камер конкурентов со схожим диапазоном фокусных расстояний (Olympus C-7хх, Panasonic FZ2) на максимальном зуме также проявляются хроматические аберрации на контрастных участках изображения. В этом нет ничего странного, при такой цене за всю камеру, ожидать выдающихся показателей было бы странно. Сменная оптика с такими значениями фокусных расстояний для зеркальных камер стоит в несколько раз дороже, соответственно и качество получаемых снимков во столько же раз лучше.

Недостаток не сколько оптики сколько самой камеры — отсутствие стабилизатора оптической системы или стабилизатора матрицы, как у старшей модели Minolta А1. В результате съемка с рук на максимальном фокусном расстоянии возможна только при хорошем освещении, иначе придется искать опору или ставить камеру на штатив. Единственным выходом при съемке с рук будет перевод камеры в режим приоритета выдержки и увеличение чувствительности ISO и подходящая точка опоры (стена, дерево).

ISO 200, f2,8, 1/6 с.

ISO 400, f2,8, 1/10 с.

Снимки ночью сделаны с рук без использования дополнительной опоры (стены, дерева и т.п.) на минимальном значении фокусного расстояния. При ISO 200 был выбран наиболее четкий снимок из нескольких. При ISO 400 все снимки получились четкими, и выбирать лучший из них не понадобилось. Заметны шумы матрицы и при ISO 200 и при ISO 400. Для решения проблемы шумности матрицы в камере есть функция подавления шума, к сожалению, она работает только на сверхдлинных выдержках (более одной секунды).

В режиме просмотра отснятых кадров, который включается переключателем под ЖК-дисплеем, можно посмотреть информацию о съемочных параметрах снимка и гистограмму. Для этого необходимо при просмотре нажать управляющую клавишу вверх. Также при просмотре доступна весьма полезная возможность поворота снимка, достаточно нажать необходимое количество раз управляющую клавишу вниз.

Просмотр информации о снятом кадре.

Остальные функции, доступные при просмотре снимков, такие же, как и у большинства камер любительского класса: защита всех или по отдельности снимков, форматирование карты памяти, удаление одного или нескольких снимков, копирование снимков в память для переноса на другую карточку, преобразование для рассылки по e-mail.

При подсоединении к компьютеру, камера определяется в Windows 2000/XP автоматически как сменный носитель. Фотографии могут сохраняться со сквозной нумерацией (то есть по общему числу отснятых кадров) в папках названных по дате.

На комплекте алкалиновых батареек Energizer камера сняла около 170-180 кадров, при этом активно использовалось меню. Неплохой показатель, учитывая, что ЖК-экран в целях экономии нельзя отключить.

Плюсы

Минусы

• Удобное расположение органов управления, режимы съемки с приоритетом диафрагмы и выдержки, ручной режим съемки, наличие ручной фокусировки, автоматически подстраивающийся под освещенность дисплей, съемка видео с разрешением 640х480.
•  Возможность установить переходник для дополнительных объективов.
• «Горячий башмак» для внешних вспышек.

• Отсутствие стабилизатора изображения, шумоподавление работает только на сверхдлинных выдержках, невозможность выбора точки фокусировки, ошибки в определении баланса белого в сложных условиях.
• Нестандартный «Горячий башмак» для внешних вспышек, подходящий только для вспышек Minolta.

Если сравнивать камеру с конкурентами, то наиболее близка по возможностям и цене Olympus C-740/750 UZ (C-750 UZ с 4 мегапикселями). Minolta и Olympus во многом схожи, но в арсенале Olympus, кроме ручных настроек съемка в формате TIFF, чувствительность ISO 800 (только С-750). Видео у Olympus слабее, 320х200 против 640х480 у Minolta.

Еще одна альтернатива — Fujifilm FinePix S5000 Z с 10-кратным трансфокатором. Ее козырь — матрица SuperCCD HR четвертого поколения, которая позволяет получать изображения с большей чувствительностью, чем обычные матрицы CCD (и по размерам близкое к шестимегапиксельным камерам); предусмотрена возможность сохранять изображение в RAW. Минимальная выдержка всего две секунды, у Minolta Z1 — 15 секунд.

Panasonic DMC-FZ2 имеет 12-кратный объектив, ручные настройки съемки, но лишена ручного режима фокусировки. Сильной стороной камеры является наличие оптического стабилизатора изображения, его наличие помогает при съемке с длинными выдержками на максимальном зуме. Существенный недостаток — 2-мегапиксельная матрица.

Цены камер по информации www.terralab.ru/priceru:
• Minolta Z1 — от 380 у.е.
• Olympus C-740 UZ — от 360 у.е
• Olympus C-750 UZ — от 450 у.е.
• Fujifilm FinePix S5000 Z — от 410 у.е.
• Panasonic DMC-FZ2 — от 360 у.е.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.