Ricoh Caplio 300G: цифровая фотокамера для экстремалов
АрхивЦифрографияЭтот цифровой фотоаппарат от компании Ricoh имеет водонепроницаемый корпус и может снимать под водой без каких-либо специальных боксов.
Камера Ricoh Caplio 300G, любезно предоставленная нам компанией «Алион» (www.alion.ru), продолжает тему защищенных камер, начатую в статье об Olympus µ[mju:] 300/400 (см. www.terralab.ru/digiphoto/31292). Сразу заметим, что, в отличие от изделия Olympus, камера Ricoh преподносится как суперзащищенная и от воды, и от пыли (µ[mju:] 300/400 защищены от дождя или брызг — не более), то есть ее можно закапывать в песок и погружать в воду. При этом в воде она может даже снимать на глубине до одного метра и на протяжении получаса (официальная информация с сайта; хотя, если разобраться, что может изменить время? решающий фактор ведь давление воды, и трудно представить, что какой-то элемент защиты обратимо дает слабину спустя несколько десятков минут). Производитель позиционирует Caplio 300G не только для экстремалов или путешественников, но и для промышленного применения, например, в строительстве.
Камера Ricoh Caplio 300G. |
Взглянув на камеру на фотографиях, а потом и взяв ее в руки, я нисколько не сомневался в том, что заявленная защищенность не рекламный трюк. Камера по своему брутальному дизайну напоминает часы Casio G-Shock. Корпус выполнен из неокрашенной белой пластмассы, с боков обрамлен серым мягким пластиком наподобие резины. Оптические элементы находятся за герметичным защитным стеклом. Кнопка спуска и качалка зуммирования на ощупь как резиновые (силикон), причем спуск имеет рифленую поверхность, для удобства работы в перчатках и мокрыми руками. Диск выбора режимов работы камеры выполнен крупным, с отчетливым рифлением. Экран ЖК-монитора и окошко видоискателя утоплены в корпус, что позволяет свести к минимуму возможность их повреждения.
Вид сзади. Экран ЖК-монитора встроен в корпус |
Ricoh Caplio 300G. Вид сверху. Удобные для работы в перчатках |
Отсеки для элементов питания, карт памяти, USB- и ТВ-выхода закрываются так, как будто это люки подводной лодки, а при их открытии раздается звук, напоминающий свист входящего воздуха. Так что герметизация камеры не вызывает ни капельки сомнения.
Вид слева. Герметичный отсек ТВ-выхода и USB-разъема. |
Вид справа. Герметичный отсек для элементов |
Вид слева. Открыта солидная герметичная |
Единственное, что выбивается из общей концепции и продуманности, это кнопки управления меню и быстрого доступа к некоторым функциям — они относительно малы и утоплены заподлицо с поверхностью корпуса камеры, что, пожалуй, затруднит манипуляцию с ними при работе в перчатках.
Теперь подробнее о том, где что у камеры расположено. Все управление сосредоточено на верхней и задней панелях камеры. Сверху расположены: диск выбора режимов работы камеры (настройка камеры, видеосъемка, выбор сценариев съемки, обычный режим, просмотр снимков), в центре этого диска находится кнопка включения/выключения камеры, чуть правее — кнопка фотосъемки. Тут же находится башмак для внешней вспышки, но он, по понятным причинам, не имеет центрального контакта. Вообще, для работы с Caplio 300G понадобится вспышка, срабатывающая по импульсу от встроенной в фотоаппарат, так как разъем для синхрокабеля тоже не предусмотрен.
На задней панели камеры находятся окно видоискателя, ЖК-дисплей, кнопка удаления снимка/выбора временной задержки съемки, кнопка входа в меню, четыре позиционные клавиши управления меню с дополнительными функциями (режимы вспышки, просмотр последнего кадра, макрорежим). Там же находятся кнопка «Ok», для выбора пунктов меню и кнопка переключения режимов работы дисплея. Справа расположены отсек для SD-карты памяти и для батареек (аккумуляторов, сетевого адаптера). Слева — отсек для ТВ-выхода и для USB-коннектора.
Меню камеры довольно-таки удобно и разнообразно, оно позволяет вмешиваться в процесс съемки, но не очень сильно.
Меню, доступное во время основного режима съемки (режим зеленой камеры на колесе), разделено на три части.
Первая часть меню. |
В первой мы можем настроить экспокоррекцию, баланс белого (авто, солнечно, пасмурно, лампа накаливания, лампа дневного света, ручная настройка по белому полю), разрешение и степень сжатия картинки (Fine/Normal 2048, Fine/Normal 1280, Normal 640), режим фокусировки (автофокус, ручной, моментальный, бесконечность), режим мультисъемки (серия до девяти кадров при 640х480, серия 16 кадров в один после нажатия спуска, серия 16 последних в один после отпускания кнопки спуска).
Вторая часть меню. |
Во второй части мы можем настроить режим экспозамера (матричный, центровзвешенный, точечный), выбор режима ISO (авто, 200, 400, 800), степень резкости снимков (резко, нормально, мягко), автобрекетинг в диапазоне +/– 0,5 EV(маловато, однако), а также принудительно установить сверхдлинную выдержку (1, 2, 4 или 8 секунд).
Третья часть меню. |
В третьей части прежде всего привлекла функция, которую не ожидал увидеть в камере такого уровня, — съемка через определенный интервал времени (вплоть до часов), это та самая функция, на отсутствие которой в Olympus E-1 (www.terralab.ru/digiphoto/31165) ссылался господин Козловский. Действует она следующим образом: после выставления интервала времени необходимо произвести съемку первого кадра, и после этого остальные будут фиксироваться через заданный период времени, до тех пор, пока не иссякнет источник энергии, или не заполнится карта памяти, или пока не остановить процесс нажатием кнопки «Ок».
Следующая функция — режим впечатывания даты или одновременно даты и времени в снимаемые кадры — тоже редкость. Единственное, что не очень показалось правильным — это название подпункта для впечатывания и даты и времени, он просто называется «Time», вместо, например «Date&Time», хотя он скорее всего не влез бы на экран.
И последняя функция в третьей части — восстановление заводских параметров.
Режим выбора сценариев съемки. |
Если же выбирать съемку по готовым сценариям, то меню становится минимальным. В нем возможно настроить только баланс белого, размер и качество кадра и режим фокусировки (в сценарии «Пейзаж» — даже настройки типа фокусировки нет, так как он настроен на бесконечность).
Меню настроек камеры. |
Есть еще меню, имеющее опосредованное отношение к процессу съемки, оно вызывается на экран переводом колеса выбора режимов в положение Setup. В нем можно отформатировать карту памяти или внутреннею память объемом 8 Мбайт, установить дату и время, режим энергосбережения (1, 5, 30 минут), подтверждение сигналом операций, последовательное присвоение имени файлам, кратковременный показ на дисплее отснятого кадра, яркость дисплея, язык интерфейса, тип выходного ТВ-сигнала (PAL или NTSC).
При непосредственной съемке (а не изучении меню) дисплей Caplio 300G принес некоторое разочарование. Разрешение — всего лишь 80000 точек (защищенность требует жертв: обычные качественные матрицы, похоже, не годились для работы в экстемальных условиях даже под дооплнительным стеклом), в результате заметны резкие границы при цветовых переходах и, что самое обидное, дисплей не дает точной информации о не очень удачной фокусировке. Часто оказывалось, что на дисплее даже при увеличении, изображение выглядевшее резким, при просмотре на компьютере оказывалось смазанным. В результате некоторые хорошие в плане объектов съемки кадры оказались испорченными и главное преимущество цифровых камер, заключающееся в возможности, просмотрев результат съемки, тут же переснять кадр, теряется. Справедливости ради замечу — проблема эта возникала только при недостаточном освещении и длинных выдержках, то есть когда дрожание рук влияет на съемку (проблему, можно просто не замечать, запасясь вдоволь флэш-памятью).
Отчасти эту ситуацию может исправить функция псевдоручной фокусировки (MF). Она спасет также, когда сама камера не может сфокусироваться автоматически, например при ночной съемке или при минимальном освещении. При ее включении фокусировка регулируется позиционными клавишами влево/вправо. И она действительно работает. Опять же из-за не очень удачного экрана можно с фокусировкой слегка промахнуться, но это не столь заметно, как при автоматической фокусировке.
При включенном дисплее кроме текущих настроек во время экспонирования и фокусировки отображаются значения диафрагмы и выдержки, статус автофокуса цветом перекрестия — сфокусировался, не сфокусировался и иногда значок руки, в руководстве про него ничего не сказано, поэтому могу только предположить, что он появляется при длинных выдержках и символизирует о необходимости зафиксировать камеру.
При отключенном дисплее в видоискателе ничего полезного вы не найдете, не обозначена даже зона фокусировки, и, что самое интересное, во время экспонирования и фокусировки (при полунажатии спуска) загорается дисплей и на нем отображается та же информация, что и при включенном дисплее. После полного нажатия спуска дисплей гаснет. Отключить эту функцию нельзя, поэтому кому-то она покажется полезной, а кому-то наоборот лишней. Мне она показалась лишней, о фокусировке мне сообщит зеленый индикатор под видоискателем, а отрывать взгляд от видоискателя чтобы узнать выдержку и диафрагму мне не нужно, все равно я не смогу изменить эти параметры вручную.
При съемке дисплей из обычного режима или отключенного можно перевести в режим сетки. На экране появятся две вертикальные и две горизонтальные линии, делящие экран на девять ячеек. Инструкция кроме упоминания этой возможности объяснений не дала. Сетка эта нужна для ориентации кадра по горизонтальным или вертикальным объектам, весьма полезная функция для построения кадра.
При быстром просмотре (вызывается левой позиционной кнопкой) можно посмотреть только самый последний снятый кадр, для просмотра предыдущих кадров придется переключать камеру в режим просмотра.
Технические характеристики камеры Ricoh Caplio 300G | |
Тип |
Любительская цифровая фотокамера в прочном водонепроницаемом корпусе. С возможностью подводной съемки до глубины одного метра |
Сенсор |
1/2,7" ПЗС-матрица 3,34 млн. пикселов. Эффективных 3,2 млн. пикселей |
Разрешение |
Фото: 2048 x 1536,1280 x 960, 640 x 480 |
Память |
Встроенная 8 Mбайт, сменная SD/MMC |
Объектив |
С переменным фокусным расстоянием 3x оптический. Фокусное расстояние 4,2–12,7 мм (экв. 35–105 мм для 35 мм камеры). Светосила f/2,6 – f/4,7 |
Макросъемка |
От 1 см |
Фокусировка |
Анализатор контраста TTL. Автоматическая по центру кадра, Ручная, Фиксированная на бесконечность |
Экспозамер |
Матрица 256 элементов в кадре. |
Экспозиция |
Программируемое автоматическое управление. Сюжетные программы: Портрет, Ландшафт, Пересъемка документа (текст), Спорт, Ночь, Максимальная светочувствительность |
Выдержка, с |
8, 4, 2, 1 – 1/2000 |
Экспокоррекция |
+/– 2 EV с шагом в 1/3 EV |
Автобрекетинг |
+/– 0,5 EV |
Светочувствительность |
125/ 200/400/800 ISO. Выбор ручной или автоматический |
Баланс белого |
Автоматический или предустановленные: дневной свет, облачность, лампа накаливания, лампа дневного света. Ручная настройка по белому полю |
Встроенная вспышка |
Режимы: Автоматический, Принудительный, Медленная синхронизация, Подавление «красных глаз» |
Автоспуск |
10 или 2 с. |
Интерфейс |
USB 1.1 |
Внешние разъемы |
Интерфейс USB, вход от источника питания, выход Video на телевизор (NTSC/PAL) |
Питание |
две щелочные батарейки размера AA или 2 NiMH аккумулятора размера AA или специальный LiION-аккумулятор |
Размеры (Ш x В x Г), мм | 135 x 66 x 66 |
Вес, г |
310 (без батарей и карты памяти) |
Комплектация |
Батарейки размера AA, Соединительный USB-кабель, Соединительный Video-кабель для подключения к телевизору, Тесемка для переноски, CD-ROM диски с программным обеспечением |
Если внимательно присмотреться к комплектации, то увидим что с камерой не поставляется карта памяти. В принципе понять производителя можно, 8 или 16 Мбайт будет мало и все равно придется докупать дополнительную карту. А чтобы опробовать камеру, есть встроенная память на 8 Мбайт. Так что Ricoh просто не стала делать медвежью услугу, заставляя нас доплачивать за ненужную карту памяти.
После рассмотрения камеры снаружи и изнутри, думаю можно перейти непосредственно к тому, для чего она предназначена, а именно к фотосъемке.
Для начала самая распространенная и вроде бы простая ситуация, это съемка на улице в солнечную погоду. Для сравнения по возможности рядом будут снимки сделанные в тех же условиях имеющейся у меня камеры Panasonic FZ1. Оговорюсь заранее — не стоит очень сильно заострять свое внимание на детализации снимков, ибо по мегапикселам Panasonic слабее (их всего два).
ISO 125, баланс белого «Авто» |
ISO 100, баланс белого «Авто» |
Обращает на себя внимание, что тут Ricoh не очень хорошо справилась с балансом белого и увела снимок чуть в красноту. Выставление баланса белого в режим «Солнечно» не помогло, и только ручная установка по белому объекту (использовал снег) спасла ситуацию.
Не стоит сразу делать выводов, что у Ricoh проблемы с балансом белого: в дальнейшем я убедился, что в очень сложных условиях он справлялся намного лучше, чем мой Panasonic.
ISO 125, баланс белого «Авто» |
ISO 100, баланс белого «Авто» |
По поводу баланса белого комментарии излишни, повторилась предыдущая ситуация — ибо оба объекта съемки находятся рядом. Что все-таки обращает на себя внимание, так это как замылился снимок Panasonic, а снимок Ricoh очень четкий — можно рассмотреть отдельные веточки на дереве и лестничные перила на крыше Большого театра. Не знаю, почему так, может, из-за меньшей матрицы, а может из-за гигантского диапазона фокусных расстояний объектива (12-кратный оптический зум объектив).
Как я уже говорил выше, Ricoh не так плох при автоматическом балансе белого, как могло показаться. И вот тому пример:
ISO 400, баланс белого «Авто» |
ISO 200, баланс белого «Авто» |
Как мы видим, тут уже автоматика Ricoh хорошо справилась с балансом белого. Дальнейшая съемка в похожих условиях только подтвердила, что в помещениях с источниками света типа ламп накаливания и окнами, Caplio 300G лучше справлялась, а для Panasonic приходилось иногда настраивать баланс вручную по кускам белого потолка.
Теперь посмотрим, что у нас с макросъемкой.
Расстояние до объекта 5 см, ISO 154, |
Расстояние до объекта 2 см, ISO 322, |
Отличный макрорежим, однако второй снимок получился отлично сфокусированным, только когда камеру более менее зафиксировали, поставив на боковую грань. Так что, снимая макро на сверхмалых расстояниях этой камерой в помещении, надо подумать об очень хорошем внешнем освещении либо о фиксации камеры.
Еще хочется добавить по поводу ISO, выставляемого камерой автоматически. Как видите, на втором снимке ISO 322, сначала я не поверил глазам и информации, выдаваемой ACDSee, но просмотрев другие снимки снятые на автомате, нашел значения 125, 154, 148, 161, 308, 322, 367, 542. До этого меня только удивляли мыльницы от Olympus, там значения ISO были эквивалентны 80 (80, 160, 320), тогда как у всех 50, 100, 200, 400, почему так сделано у Olympus, не знаю, может быть, для уменьшения шумов на снимках, все-таки 80 меньше 100, а 160 меньше 200, но больше 100. По поводу Ricoh даже предположений нет, так как при выставлении ISO вручную значения как у всех: 200, 400, 800 (наличие этого значения радует, правда, шумов много получается).
Раз у нас есть возможность выставить ISO 800, то игнорировать ночную съемку просто нельзя.
ISO 800, выдержка 1/3с, |
ISO 400, выдержка 1/2с, |
Съемка проводилась с рук, для уменьшения эффекта от дрожания и для укорачивания выдержки применялась одна хитрость, а именно — включение режима серийной съемки. Потом отбирался самый резкий кадр. Как видим, при ISO 400 выдержка более длинная, и кадр в результате получился менее резким, чем при ISO 400. Но возникла другая «проблема» — много шума на фото при ISO 800. Однако матрица Ricoh в этом плане далеко не самая шумная, мой Panasonic так шумит уже при ISO 400. А для устранения шума на фотографиях есть неплохие программные средства, например Neat Image (http://www.neatimage.com). Так что для ночной съемки эта камера вполне подходит, тем более она имеет и другой козырь, кроме высокой чувствительности — длинные выдержки вплоть до восьми секунд.
У Caplio 300G есть уникальная функция, которую я до этого не встречал ни в одной камере. Камера имеет специальный режим для пересъемки документов. При этом размер снимка ограничивается до 1280x960, изображение сохраняется в черно-белом (не grayscale) режиме и с расширением TIFF.
Кадрированный снимок текста. Сценарий «текст». |
Как видно, для последующего распознавания OCR-программами это изображение не подходит. Для них необходимо изображение, снятое в режиме grayscale. А это изображение больше подходит для «ксерокопирования».
Ну, и самое интересное в этой камере — возможность снимать под водой на глубине до метра. К сожалению Красного моря рядом не оказалось, аквариума у меня нет, а купать камеру в Москве реке или в Неве бессмысленно было, ибо вода там мутная и холодная. Поэтому пришлось подручными средствами создавать полигон для съемки в ванной.
ISO 154, выдержка 1 с, |
Кадрированный снимок. |
Неплохие снимки, чуточку не хватает резкости, но это мое сугубо личное мнение.
Камера в воде не тонет, а спокойно плавает на поверхности, так что если уроните ее в воду, она будет спокойно ждать, когда ее выловят. В целом я остался доволен ее подводными возможностями.
И для демонстрации камеры еще несколько снимков без комментариев, сделанных на Новый год в Санкт-Петербурге и Москве.
Видеосъемка у камеры обычная, как у большинства. Разрешение 320х240 или 160х120, звукового сопровождения нет в силу защищенности камеры. А сделать герметичным микрофон и динамик, думаю, сложно и дорого.
Соединение с компьютером для просмотра и переноса снимков на компьютере осуществляется через USB-интерфейс. В Windows XP камера определяется автоматически, без необходимости устанавливать драйвера или программное обеспечение с прилагаемого CD. После того как камера установилась, выяснился небольшой недостаток — камера не видится в системе как съемный или внешний диск, а видится именно как камера. Поэтому стандартные операции с файлами (копирование/удаление) возможны только через фирменный софт либо через Проводник Windows (Far и Windows Commander неудел). Так что воспользоваться камерой как переносным диском не получится.
С камерой поставляются два компакт-диска. На первом драйверы, руководство пользователя и фирменный софт для простых манипуляций с фотографиями DU-10 (просмотр, разворот, и переименование — других функций нет). На втором диске более солидный софт Kodak EasyShare для манипулирования фотографиями с обычным для программ такого уровня набором функций — убирание красных глаз, кадрирование, цветокоррекция и т. п.
Итак, что же имеем в итоге. Ricoh Caplio 300G — отлично защищенная камера, подходящая для съемки в проливной дождь, в пустыне и даже при погружении в воду (напомню, что не глубже одного метра). С неплохим набором возможностей для любительской камеры, это и сюжетные программы съемки, и возможность выставлять вручную значения чувствительности вплоть до 800 единиц, и возможность выставить вручную сверхдлинные выдержки, и возможность вручную установить баланс белого и хорошего макрорежима от 1 см.
Единственное, что может поспорить с этой камерой, так это бокс для подводной съемки. Но далеко не для всех камер есть подводные боксы. А если и есть, то не всегда для той камеры, какую хотите вы.
Так что эта камера почти идеальная для людей занимающихся активным отдыхом на природе, туристов. Единственное, от чего камера не защищена, так это от мороза. Дисплей замерзнет и начнет «тормозить», да и элементы питания начнут расходоваться быстрее .
Хорошо, что разработчики не снабдили камеру фирменным не совместимым ни с кем аккумулятором. Камера использует два стандартных пальчиковых элемента питания типоразмера АА, это значит, что можно использовать как щелочные батарейки, так и NiMH-аккумуляторы. На щелочных батареях с включенным дисплеем камера позволяла снимать порядка 120 снимков, при этом активно использовалось меню.
Цена Ricoh Caplio 300G очень привлекательна и по информации www.terralab.ru/priceru составляет от 425 у. е.
P. S. Перед Новым годом Ricoh анонсировала выпуск так же защищенной камеры Caplio 400G Wide, в арсенале которой кроме защищенности заявлена высокая скорость активации и работы камеры. Подождем ее появления на наших просторах и будем надеяться, что она будет лишена упомянутых мной недостатков (особенно дисплея).
Для интересующихся защищенными камерами могу посоветовать обратить внимание на камеру Pentax Optio 33WR. По характеристикам и возможностям она наиболее близка к Ricoh, за исключением возможности фотографировать под водой. Камера может только находится в воде, но не снимать.