Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Olympus E-1 — первая камера стандарта 4/3 System. Не последняя ли? Подробный отчет Евгения Козловского

АрхивЦифрография
автор : Евгений Козловский   11.12.2003

Моделью E-1 компания Olympus открывает новую систему матрица—байонет—сменная оптика, не совместимую ни с одной из существующих. Отведайте первый блин...

Итак, мне, старому олимпусоиду, попала, наконец, в руки камера Е-1 (в дальнейшем — единичка). Та самая, о которой так долго говорили большевики и которая, вроде бы, где-то за буграми нашей родины, появилась в продаже аж в конце июня.

Совсем недавно (см. www.terralab.ru/digiphoto/30549), я, описывая EOS 300D от Canon, сравнивал его с Olympus Е-20 (см. www.terralab.ru/digiphoto/16357) (в дальнейшем — с двадцаткой) и поминал про единичку, сведенья о которой черпал, в основном, из замечательной, хоть и несколько чрезмерно компактной статьи Андрея Сокольникова (см. www.terralab.ru/digiphoto/25281). Мне, хоть частично и не миновать, совсем не хочется повторять Андрея, поэтому те, кому и впрямь интересно, непременно должны с его статьей ознакомиться.

Цифровая фотокамера Olympus E-1 с наиболее
уинверсальным объективом Zuiko Digital 14-54 мм.

Я же поставил перед собой обе камеры (а в памяти освежил еще и 300D), — и начинаю описывать-размышлять-рассуждать. Нет, разумеется, перед тем как ставить их перед собой, я повертел единичку в руках, понажимал на все возможные кнопки, изучил все меню и даже покатался по ночной Москве, чтобы поснимать ее с рук, на чувствительности ISO 3200, то есть впечатление уже составил (отвратительно на этой чувствительности шумит, и тем отвратительнее, чем дольше выдержка). И, поскольку единичка — не комбайн, а коробка, к которой в комплекте идет один объектив (комплект этот, как сказали мне в дистрибьюторской компании «Графитек» (www.grafitec.ru), которая и предоставила камеру для тестирования, спасибо, стоит около двух тысяч долларов), близкий по характеристикам встроенному в двадцатку, под единичкой я буду понимать именно этот комплект.

Итак, они передо мной. Очень друг на друга похожие. Издалека можно и перепутать. Единичка, при ближайшем сравнении, чуть-чуть компактнее, однако всего на какие-то миллиметры. Правда, если отсоединить объектив, единичка окажется тоньше даже на пару сантиметров, но кто знает, где начинается объектив у двадцатки? В состоянии максимального фокусного расстояния по сумме единичка чуть толще двадцатки, в состоянии минимального — чуть тощее (у двадцатки длинна объектива от фокусного расстояния не зависит). Еще: моя двадцатка снабжена бустером с емкой батареей, — потому она на треть выше, — но и к единичке существует свой бустер.

Вид сверху. Эргономично...


Кнопки расположены почти одинаково. Начнем с задней стенки. Info (показывает не только съемочную информацию и гистограмму, но и места пересветки), Стиралка и Замыкалка (предохраняет снимки от случайного стирания) — один в один. Рычажок, закрывающий видоискатель, у двадцатки находящийся слева внизу от видоискателя, переместился наверх; кольцо диоптрийной подстройки заменила маленькая крутилка справа вверху. Пустяки. Дополнительное кольцо выбора значений (и увеличения-уменьшения снимков при просмотре) осталось точно таким же и на прежнем месте, равно как и кнопка вызова меню; кнопка ОК и четырехпозиционный джойстик тоже... А вот кнопку, у двадцатки превращающую экранчик в видоискатель, — эту кнопку заменила другая, с зеленым треугольничком, вводящая единичку в режим просмотра снимков (появилась возможность вращать их на углы, кратные 90 градусов, а также помечать для стирания сразу несколько снимков). Это означает первую весьма серьезную на мой взгляд потерю: отсутствие возможности визировать по вращающемуся экранчику, а вместе с нею, — и возможности снимать из нетрадиционных положений: со стола, с земли, держа камеру над головой — и тому подобных.

Вид сзади. Дисплей, увы, не откидывается
и как видоискатель не работает (ровно то же и в
Canon EOS 300D) — одна из расплат за зеркальную схему.

Забегая вперед, расскажу о еще двух потерях, одну из которых считаю достаточно серьезной, вторую — пустячной. Пустячная, — невозможность снимать на единичке на карты SmartMedia (отсюда и отсутствие на верхней поверхности аппарата соответствующей переключальной кнопки): только на карточки формата CompactFlash, включая MicroDrive. В контексте последнего в руководстве употреблено слово «опционально», что, как я понимаю, снова означает, что применять MicroDrive лучше всего, пользуясь дополнительным, бустерным, питанием. Менее пустячная — отсутствие встроенной вспышки. Я, конечно, понимаю, что ни один приличный фотограф снимать со встроенной вспышкой не станет, — разве что воспользуется ею как подсветкой при съемке с ярким контражуром, — однако бывают совершенно позарезные ситуации, да и ухищриться со встроенной вспышкой порой удается, полуперекрывая ее импровизированными экранчиками из визитных карточек и прочей подручной ерунды. Чтобы уж покончить со вспышками, — кроме «горячего башмака» единичка, как и двадцатка, имеет стандартный синхроконтакт; для единички выпущена и специальная вспышка; с той же, что подходит к десятке и двадцатке, единичка работает тоже, только не полноценно: TTL-режим не включается: когда меняешь фокусное расстояние объектива, лампа вспышки синхронно не движется внутри ее корпуса, — однако, в режиме Auto результаты получаются вполне удовлетворительные.

Далее, оставив в неприкосновенности кнопку фиксации экспозиции, AEL, единичка приобрела себе рядом еще одну: управляющую фокусировочными точками кадра. У единички можно выбрать суммарную, по трем точкам сразу, — или отдельно: по левой, правой или центральной. Точки фокусировки хорошо видны в видоискателе: круг, два прямоугольничка слева и справа и крест в центре круга.

Ну, теперь глянем на камеру сверху. Про отсутствие кнопки переключения с CompactFlash на SmartMedia я уже написал, — ее заменила совершенно необходимая кнопочка ISO, позволяющая менять чувствительность матрицы, не входя в меню (сколько я ругался на десятку и двадцатку за отсутствие такой кнопки!); кнопка же Light, подсвечивающая верхний экранчик, осталась практически на месте — слегка переместилась налево, только и всего. Правее кнопки ISO расположилась кнопка коррекции экспозиции, у двадцатки расположенная слева, у основания объектива: у единички такого и места-то нет. Колесо выбора режима обеднело: остались четыре основные (программный [кстати, появилась возможность из меню сдвигать программу в сторону выдержки или диафрагмы]; приоритет диафрагмы, приоритет выдержки и полностью ручной); режим просмотра, как я уже написал, переместился на заднюю стенку, а режимы соединения с компьютером и прямой печати с камеры задаются сейчас из меню. В центре колеса появилась кнопка-фиксатор, что очень кстати, потому что на двадцатке я не раз, не замечая этого, скручивал колесико не туда, куда хотел. (Усложнился, кстати, доступ к флэшке: вместо удобной пружинной кнопки - поднимающийся запор; не знаю, ни на десятке, ни на двадцатке крышка флэшки у меня случайно не открылась ни разу...) Кнопки управления режимом вспышки и выбора формата записи снимков, равно как и кнопка баланса белого, остались в точности на прежних местах. Форматы записи снимков как и у двадцатки: двенадцатибитный RAW, TIFF и JPEG с двумя степенями сжатия: 2,7 и 8; Правда, появилась возможность — через меню — приплюсовывать (или, что важнее, не приплюсовывать) к RAW’ам JPEG’и, а также, — что, пожалуй, забавнее всего, — корректировать (в довольно широких пределах) по яркости, четкости, контрастности, цветонасыщенности сделанный в RAW снимок прямо на камере, после чего записывать его в формате TIFF или JPEG. Основное колесо выбора режимов несколько уменьшилось в размерах, что, впрочем, ничуть не стесняет. Спусковая кнопка — та же и там же. Та же и там же — переходим на переднюю поверхность камеры — кнопка установки баланса белого в одно касание. Правда, если прежде такой баланс приходилось устанавливать всякий раз заново (для новых условий съемки) — сейчас можно сохранить до четырех уже установленных значений, — да и градации стали мельче. К тому же — как и у EOS — возникла возможность брекетинга баланса белого, причем в двух вариантах: трехкратного и пятикратного. (То же относится и к брекетингу экспозиции). Справа под объективом, — поскольку у единички, в отличие от двадцатки, полноценное зеркало, — появилась кнопочка репетира диафрагмы. Это приобретение лично меня порадовало не особенно: я обычно хорошо представляю себе, что — в зависимости от фокусного расстояния и величины диафрагмы, будет на снимке резким, а что — пойдет в размывку; тем более, когда — при заметно закрытой диафрагме, смотришь на кадр с репетиром, все равно все темно и ни хрена не видно, — но я знаю многих, кого порадует. Сам же готов порадоваться за них.

Съемные объективы серии Zuiko Digital с байонетом 4/3.

Слева от объектива остались прикрытые винтовыми крышками гнезда для внешней вспышки и проводного дистанционного управления, у единички, естественно, появилась кнопка освобождения объектива из байонета и, что безусловно приятно, — прикрытое резинкой гнездо для электропитания. И еще: под крышечкой интерфейсов к видео-выходному гнезду и гнездышку USB добавилось гнездо FireWire, что на моем стареньком компьютере, не имеющем интерфейса USB 2.0 и соответствующей ему читалки карточек, очень ускорило перенос снимков с камеры на компьютер. А вот у переключателя режима автофокуса единички три позиции, а не две (ручной и автоматический), как у двадцатки. Ручной остался ручным, а автоматический можно сейчас выбрать статичный, как у двадцатки (S) или динамичный (C), следящий за объектом. Поскольку скорость автофокусировки у единички не особенно по сравнению с двадцаткой ускорилась, если ускорилась вообще (ставил оба аппарата рядом и одновременно полунажимал на спусковые кнопки, — сигналы, что сфокусировано, доносились либо совсем одновременно, либо с отставанием в долю секунды то у одного аппарата, то у другого); я, в общем, отдаю себе отчет, что время фокусировки сильно зависит от ее условий, однако ощущения заметного ускорения, — как от дорогих EOS или Nikon’ов, — от единички у меня, увы, не возникло, — из меню можно задать режим снимка в любой момент, независимо от того, поймался фокус или не поймался. Что особо важно для следящего режима автофокуса. Вероятно, малый опыт Olympus’а в ловле фокуса не на матрице, а на отдельных датчиках, расположенных на пентапризме (на одном из снимков хорошо видны), не позволяет (пока?) догнать по скорости старших коллег.

Вот оно, настоящее прыгающее зеркало, в отсутствии
которого обвиняли модели E-10 и E-20.


И, соответственно, настоящая пентапризма над зеркалом.

На старых же местах остались кнопки управления режимом работы затвора (репортажная — то есть непрерывная — съемка, два режима автоспуска: с двух- и двенадцатисекундной задержками [их индикация на панели стала удобнее, чем у двадцатки] и два режима дистанционного спуска [в момент нажатия и спустя две секунды]) и способ измерения экспозиции: Digital ESP (довольно сложная система сравнения освещенности разных участков кадра и выведения экспозиции с учетом «коэффициентов важности» этих участков), центрально-взвешенный (где ищется баланс между освещенностью всего кадра и его центра) и точечный.

Вроде бы у единички способ замера экспозиции изменился, однако пользовательски я этого не заметил: как меня вполне удовлетворял замер экспозиции у двадцатки, так ни ухудшений, ни улучшений на этот счет у единички я практически не заметил. Да и внешне: по управлению и символам, — все осталось как прежде.

Тут я не могу не отметить очень заметный козырь единички: оперативная память увеличилась до 128 Мбайт, что позволяет снимать подряд до двенадцати кадров (в любом формате записи), а, по мере сброса картинок на твердый носитель, — добивать оперативку очередными снимками. Три снимка в секунду, заявленные в руководстве, по-моему, все же некоторое преувеличение, но снимает камера все же чаще, чем раз в секунду.

Кнопка корректировки экспозиции, как я уже написал, переместилась у единички на верхнюю поверхность, кнопка принудительного подъема встроенной вспышки исчезла вместе с этой самой встроенной вспышкой, а в кнопке «Макро» необходимость отпала сама по себе: точно на этом объективе я сантиметры не вымерял, но там, где у двадцатки приходилось — по близости объекта — переходить в макро-режим, — единичка отлично работает в режиме штатном. К тому же, надо полагать, к единичке возникнут и специальные макро-объективы. Если, конечно, стандарт 4/3 выживет и расцветет. В чем, сказать честно, пока у меня уверенности не возникло.

Объектив Zuiko Digital 50–200 мм, если пересчитать на
35-мм кадр, настоящий монстр: 100–400 мм.

Ну, то есть, кто его знает: может, и выживет, и расцветет, — однако единичка вряд ли внесет в это дело сколь-нибудь заметный вклад: с одной стороны — двойная — по сравнению с EOS 300D от Canon — цена. С другой: что для цифровых Canon’ов, что для цифровых Nikon’ов уже существует такое количество самых разных по качеству и цене объективов, как родных, так и от сторонних фирм, что Zuiko, думаю, не догнать никогда, неоценимые же достоинства объектива нового стандарта как-то в глаза мне не бросились... Ну не бросились, — и всё тут! Честное слово, встроенный объектив двадцатки кажется мне предпочтительнее...

Дальше — посмотрим на меню, через которые тоже поймем много и об отличиях единички от двадцатки, и об единичке вообще.

Начну снова с потери: нигде в системе меню уже нет существующей у двадцатки возможности автоматической съемки через интервал времени от минуты до суток. Я, конечно, понимаю, что возможность эта специальная, далеко не всем нужная, — однако я не раз ею пользовался с очень интересными результатами, а уж про всяких там ученых и естествоиспытателей я и не говорю; строго сказать, мне непонятно, зачем было отказываться от, вероятно, совсем несложной программной примочки? Ладно, хозяева — баре. Пойдем по тому, что в меню место быть имеет.

Установки сгруппированы в четыре большие раздела: фотосъемка, просмотр, пользовательское и, наконец, setup. Каждое в разной мере разветвлено. Начнем со съемочного. Стандартный пункт по стиранию всех (непомеченных ключиком) снимков или форматирование карты. Далее — несколько пунктов по настройке качества, что ли, картинки (настраивается на самом деле режим обработки снятой с матрицы информации; если сохранять картинку в RAW-формате, на нее эти установки влиять не будут; более того: можно задать их уже после съемки и попросить процессор обработать RAW-картинку в соответствии с ними и записать в TIFF- или JPEG-виде. Играть мы можем следующими параметрами:

– установка насыщенности цвета: четыре ступени — или (одновременно невозможно) усиление отдельных цветовых оттенков: красного, зеленого, синего и еще раз красного — только мягче.

– установка контрастности — пять уровней; как и следующая установка, есть и у двадцатки, только в более грубом, двуступенчатом варианте

– установка резкости снимков (sharpness) — семь уровней

– выбор системы цветопередачи: sRGB или Adobe RGB; как я уже говорил (см. www.terralab.ru/digiphoto/30549), в этих тонкостях я разбираюсь плохо...

– установка брэкетинга баланса белого: три разных шага компенсации, на выбор

В следующем пункте меню мы выражаем свое желание или нежелание сопровождать делаемые в RAW-формате снимки соответствующими JPEG-вариантами; тут кстати будет заметить, что драйверы (только под Windows ХР), позволяющие понимать и редактировать RAW’ы единички, идут исключительно в комплекте к Olympus Studio, которая поставляется на компакт-диске в месячном пробном варианте; по истечение месяца предлагают купить полную версию; я не проверял, но очень надеюсь, что RAW-декодеры через месяц работать в системе не перестают...

Следующий пункт: NOISE FILTER, — устраняет (как сообщает руководство) случайный шум, появляющийся при обычной фотосъемке; тут же отмечается, что процесс может занять некоторое время. Что за шумы и каковы результаты их устранения, я попытаюсь дать возможность оценить каждому через тестовые снимки; во всяком случае, и при включении этого пункта, и следующего, невозможным становится режим непрерывный (репортажной) съемки.

Далее — NOISE REDUCTION. Пункт, знакомый и по двадцатке: снижение шума при длительной экспозиции в условиях слабой освещенности. Потребность в таком снижении, особенно на супервысоких чувствительностях 1600 и 3200 ISO, безусловно, имеется, результаты же тоже можете оценить сами, исследовав соответствующие тестовые снимки.

Следующий пункт мне, увы, не понятен, хотя и как-то... тревожит. Называется он SHADING COMPENSATION, КОМПЕНСАЦИЯ ЗАТЕНЕНИЙ, и, как сообщает «Руководство», «позволяет скомпенсировать темные участки по краям кадра, обусловленные свойствами объектива». Какими такими свойствами? Какого такого объектива (или каких таких объективов)? Мне всегда казалось, что затемнение по краям кадра не может быть свойством объектива или может быть свойством объектива очень уж плохого... Русскоязычное «Руководство», впрочем, довольно лапидарно, в более подробном англоязычном, поставляемом на диске в акробат-формате, про эти самые свойства написано чуть больше, но только чуть. Там сказано, что функция особо эффективна при съемке широкоугольниками, что она не работает с разного рода объективными насадками и отключается при записи снимков в RAW-формате. Во время недолгих тестовых съемок мне с необходимостью КОМПЕНСАЦИИ ЗАТЕНЕНИЙ, слава богу, столкнуться не довелось, но, повторяю, сам факт его наличия меня несколько встревожил... насторожил... Особенно в контексте, что Olympus с Kodak’ом, разрабатывая этот самый новый стандарт 4/3, особо подчеркивали, что пленочные объективы плохо подходят к работе с матрицами, поскольку роняют на нее лучи света на строго перпендикулярно, а под углом: зачем же тогда компенсация затенений и откуда этим затенениям браться?

Далее — пункт AF ILLUMINATOR, включающий специальную подсветку для автофокуса: не слишком понятно, зачем выносить это в меню: пусть работает всегда или включается, когда темно... Может, для экономии электроэнергии?

Далее — ANTI-SHOCK: позволяет установить задержку — от секунды до неимоверной полуминуты между подъемом зеркала и срабатыванием затвора. Доложу, что даже секундная такая задержка ужасно раздражает, — ну, если не ставить перед съемкой специальных задач, — а зеркало не так уж и колотит, чтобы создать серьезный риск смазки снимка... То есть, круто, конечно, но... я бы обошелся.

PIXEL MAPPING — пробег по матрице на предмет поиска битых пикселов и их компенсации; то же, что есть и у двадцатки и — самое потрясающее — реально работает. Хотя потребность в такой ревизии возникает не чаще раза в году. У единички совмещается с принудительным встряхиванием матрицы для сброса пыли, которое случается и при каждом включении камеры...

Последний пунктик этой группы меню — стандартное задание компенсации света вспышки.

Всё, закончили. Переходим к следующему меню, так сказать — просмотровому. Совсем коротенькому — всего в четыре пункта.

Первая строчка — запуск слайд-шоу, которое может быть не только покадровым, но и, скажем, погруппным: по четыре, девять и шестнадцать соответственно уменьшающихся картинок.

Далее — поворот снимка. То есть снимок поворачивает не этот пункт меню, а вращение дополнительного колесика установок: пункт же меню только разрешает или запрещает колесику картинки вертеть.

Далее — RAW DATA EDIT, — о чем я уже написал выше: сырая картинка обрабатывается в соответствии с установками, сделанными из предыдущей группы меню (баланс белого, резкость, контраст и так далее) и записывается рядом в обработанном виде.

Последняя строчка — манипуляции со снимками для печати: что печатать, в каком количестве, в каком виде, — для всяких там фотоавтоматов и самодостаточных принтеров, — хотя я плохо представляю себе человека, выложившего за камеру пару тысяч гринов и носящего печатать свои снимки в фотоавтомат...

Следующее меню названо пользовательским (что вызывает у меня вопрос: а предыдущие что, изготовительские?), — ну да и бог с ним, не в названии дело. А содержит следующие пункты:

EV STEP — устанавливает шаг изменения выдержки, диафрагмы, компенсации экспозиции и т. д. при повороте переключателя режимов на одно деление. В комментариях, кажется, не нуждается.

ISO BOOST — позволяет сделать доступными чувствительности матрицы в 1600 и 3200 единиц ISO. Введением в меню этого пункта изготовители, мне кажется, признаются, что эти две чувствительности — явно разгонные и пользоваться ими надо исключительно сознательно. Уровень шумов меня, сказать честно, потряс, но я предлагаю вам тестовые снимки, сделанные во всех возможных у десятки чувствительностях, чтобы вы могли составить и собственное мнение.

WB +/– — компенсация автоматического и предустановленного баланса белого (от 3000 до 7500 градусов по Кельвину) в диапазоне значений плюс-минус 7. Тоже понятно без комментариев.

SQ — установка количества пикселов и степени сжатия для режима SQ: возможно задать картинки с разрешениями 640х480, 1064х768, 1280х960 и, наконец, 1600х1200, а степень JPEG-сжатия — 2,7 или 8. Во всех прочих режимах рабочее разрешение, как и у двадцатки, — 2560х1920.

AEL/AFL — позволяет выбрать, какая функция: фиксация автоэкспозиции или автофокуса будет задействована при нажатии на кнопку AEL.

DIAL — позволяет выбрать комбинацию функций (сдвиг программы [Ps], компенсация экспозиции, диафрагма, выдержка) и присвоить ее основному и/или дополнительному диску для каждого режима (P, A, S).

FOCUS RING — позволяет выбрать направление вращения кольца фокусировки в соответствии с вашими индивидуальными предпочтениями. Ну оч-чень кр-руто!!! Вообще-то фокусировочное кольцо — внешне вполне вроде бы механическое, но, судя по возможности такого выбора, механическое все же не вполне. Разбирать объектив, чтобы разобраться, я не решился.

S-AF+MF — позволяет производить тонкую фокусировку с помощью кольца фокусировки после автоматической настройки фокуса в режиме S-AF. М-да-а... Хорошего же они мнения о собственной настройке фокуса в режиме S-AF...

RELEASE PRIORITY S — позволяет производить спуск затвора в режиме S-AF, не дожидаясь окончания фокусировки и зарядки вспышки.

RELEASE PRIORITY C — позволяет производить спуск затвора в режиме C-AF полным нажатием на кнопку спуска даже во время фокусировки. Ничего не скажешь, две полезные возможности, и, хотя, скорее всего, снимки окажутся бракованными, невозможность, не сфокусировавшись окончательно, сделать хоть какой снимок у двадцатки порой раздражала очень и очень...

RESET LENS — возврат фокуса объектива к исходному значению после выключения фотокамеры. Без комментариев.

PC MODE — выбор способа управления фотокамерой при подключении к компьютеру: перенос снимков из камеры в компьютер (STORAGE) или управление камерой посредством приложенного программного обеспечения (CONTROL). Ничего сказать не могу, потому что приложенное программное обеспечение не устанавливал, а к съемке через компьютер отношусь как к... чудачеству. Ну, или допускаю ее в случаях специальных потребностей, которых, по счастью, не имею.

ERASE SETTING — вот это штука простая, но весьма удобная: позволяет задать YES или NO, которые будут появляться на экранчике по умолчанию всякий раз, когда вы захотите стереть картинку. У двадцатки всегда NO, и потому приходится делать лишнее раздражающее телодвижение.

CLEANING MODE — поднимает зеркало и открывает затвор. Применяется для чистки зеркала и матрицы. Особо предупреждают, что лучше всего входить в этот режим с полностью заряженной батареей или даже внешним источником питания: чтобы зеркало не прихлопнуло чистилку и само не поломалось. Пишется, что автоочистка матрицы не способна удалить с нее мелкие волокна и особо мелкую пыль, но что прикасаться к ней все равно нельзя, ибо испортишь, — короче, все удовольствия сменной оптики в цифровых камерах, о которых я подробно писал в статье www.terralab.ru/digiphoto/30549.

CUSTOM RESET SETTING — можно сохранить до четырех различных наборов установок, которые будут сохраняться при выключении фотокамеры и устанавливаться при включении. У двадцатки такая возможность есть, — но не до четырех, а до одного. Избыточность? Возможно... Но... запас карман не тянет. Пусть будет!

И, наконец, последняя группа меню — SETUP. Тут можно установить дату и время, способ нумерации файлов (при каждой смене флэшки — с нуля, — или продолжающийся, который я всегда и предпочитал; поскольку в номер файла включена и дата снимка, разобраться потом бывает легко), показ (и в течение какого времени) или запрет показа только что сделанного снимка на мониторчике, включить-выключить предупреждающий звуковой сигнал (у двадцатки тут круче: можно устанавливать разного качества и уровня звук спуска затвора!), настроить яркость мониторчика, задать время ухода камеры в сон или отключить такую возможность, выбрать язык меню (русского, как водится, нет) и стандарт видеосигнала, выводимого через видеовыход: PAL или NTSC. Короче, вещи понятные и я бы даже сказал — стандартные.

Сейчас, для особо любопытных, я перепишу из «Руководства» так называемую «Спецификацию» (с некоторыми мелкими купюрами), после чего перейдем к самому на мой взгляд интересному: тестовым снимкам.

Итак:

– Тип изделия — цифровая зеркальная фотокамера со сменными объективами

– Совместимые объективы — Zuiko Digital, объектив 4/3

Единичка, оказавшаяся у меня, была по умолчанию оснащена вариообъективом Zuiko Digital с фокусным расстоянием от 14 до 54 миллиметров, что, в пересчете на 35-миллиметровую камеру (умножаем на коэффициент два) получается от 28 до 104 (чуть меньше, чем у двадцатки: там точно четырехкратное увеличение). Обращает внимание на себя факт, что Olympus продолжает писать на объективе именно реальное фокусное расстояние, и, хотя — по давней привычке к оценке фокусного расстояния объектива в 35-миллиметровой шкале, приходится умножать его на соответствующий коэффициент (в данном случае — на два), — все равно обнаруживается попытка создать у нового поколения фотографов привычку к другим цифрам.

При изменении фокусного расстояния изменяется и длина объектива, однако линзы не вращаются.

Светосила у единички меньше, чем у двадцатки (1:2,8 – 1:3,5 по сравнению с 1:2 – 1:2,4), и на мой взгляд — заметно меньше, так что повышение чувствительности матрицы не столь разительно, как могло бы показаться, если не обращать внимание на эту самую светосилу.

Каковы будут другие объективы, выпущенные для единички, мне доподлинно неизвестно, но что они будут сравнительно весьма дорогими (или очень уж отстойными) — предощущение у меня есть.

– Байонет — стандарта 4/3

– Эквивалентное фокусное расстояние 35-мм камеры — приблизительно в два раза больше

– Элемент записи изображения — тип 4/3, ПЗС-матрица основных цветов типа Full Frame Transfer; общий размер — 5,5 млн. пикселов, размер — 17,3х13,00 мм, соотношение сторон — 4/3

– Видоискатель захватывает приблизительно 100 процентов области изображения; диоптрийная коррекция — от –3,0 до +1,0

Поскольку у единички принципиально и демонстративно изменился сам принцип: настоящее зеркало, настоящая пентапризма, — теоретически должно было бы стать значительно удобнее фокусироваться по матовому стеклу. С другой стороны, многие, пробовавшие двадцатку, как раз раздражались полной невозможностью такой фокусировки. Что касается меня, и на двадцатке я вполне привык удачно ловить фокус, и единичка не вызвала у меня потрясения улучшением или упрощением такой процедуры. Единственное, что, пожалуй, стоит заметить: единичка обзавелась меткой местоположения сенсора, так что сейчас можно мерить расстояние до объекта съемки рулеткой, как в профессиональном кино. Интересно, кто и когда станет этим заниматься...

– ЖК-монитор — 1,8 дюйма TFT6 134000 пикселов

– Затвор — микропроцессорный фокальный щелевого типа, выдержка от 1/4000 до 60 сек; ручной режим: длительная выдержка (до 8 мин.); синхронизация Х = 1/180 сек. Super FP (FP) до 1/4000 сек с принудительной вспышкой

– Автофокус — TTL-система детекции разности фаз; трехзонный многовариантный автофокус (левая, центральная, правая зона); выбор зоны фокусировки: автоматический и выборочный

– Управление экспозицией. Экспонометрическая система — диафрагменный TTL-экспонометр: 1) DIGITAL ESP метод; 2) Центрально-усредненный метод; 3) Точечный метод (приблизительно два процента поля видоискателя). Режимы экспозиции: программный с возможностью сдвига программы, приоритет диафрагмы, приоритет выдержки, ручная.

– Чувствительность ISO: 100-800 (возможно увеличение до 1600 и 3200) с шагом 1, ½ или 1/3 EV в диапазоне +/– 5 EV

Если на EOS я ставил любую из возможных там чувствительностей, вплоть до ISO 1600, ничтоже сумняшеся, на единичке все, что выше четырехсот вызывает у меня ощущение экстремальности и предвкушение весьма заметных шумов. Так что повышение чувствительности матрицы по сравнению с двадцаткой точно не стало бы для меня — в этом конкретном случае — мотивом менять двадцатку на единичку.

– Баланс белого — датчик баланса белого и ПЗС-матрица; авто, предустановки (12 значений), «в одно касание» (регистрируется до четырех значений)

– Запись информации — карта CF-card (поддерживаются типы I и II), поддержка MicroDrive, формат записи — DCF, поддержка DPOF /Exif 2.2 и PRINT Image Matching II; режим записи — RAW (12 бит), TIFF (RGB), JPEG

– Просмотр: покадровый, с увеличением, индексный, вращение.

– Вызов информации — информация, гистограмма индикация точек чрезмерного освещения

– Режимы работы затвора — покадровый, репортажный (3 кадра в сек, до 12 кадров подряд), с автоспуском, с дистанционным управлением

– Внешние соединения — USB (mini-b), IEEE 1394, гнездо для адаптера переменного тока, видеовыход, гнездо для кабеля дистанционного управления

– Система защиты от пыли и влаги — защитная изоляция, ультразвуковой волновой фильтр

– Питание — ионно-литиевый аккумулятор BLM-1, адаптер переменного тока, ионно-литиевый аккумулятор BLL-1 для дополнительного батарейного блока (опцион)

Увы, для того, чтобы оценить реальное время работы камеры от прилагаемой аккумуляторной батареи, трех дней, в течение которых она у меня пробыла, явно недостаточно. Надо провести как минимум целый съемочный день, гуляя по городу, желательно — незнакомому, — но и тогда не все будет понятно: емкость батареи довольно сильно зависит, например, от температуры окружающего воздуха; расход энергии — от того, много маленьких файлов ты записываешь на карточку или немного больших, а также от того, вызываешь ли ты сделанные снимки для просмотра и на какое время; от установленной тобой яркости дисплея, — ну и так далее. Короче, составить впечатление о емкости аккумулятора в моих условиях можно только интуитивно. И вот, интуитивно: она не чрезмерно велика, но на полгигабайта снимков ее наверняка хватит. Во всяком случае, если б судьба довела меня работать с единичкой, покупка бустера с дополнительной батареей стала бы моей первой проблемой.

– Размеры — 141 мм х 104 мм х 81 мм (без выступающих частей)

– Масса — около 660 г.

Ну, а теперь посмотрим, что реально камера выдает. Я привожу несколько просто так сказать, художественных снимков (они идут просто под номерами), — для общего впечатления. А потом — специально сделанные тестовые.

Фото 1.

Фото 2.

Фото 3.

Фото 4.

Фото 5.

Фото 6.

Фото 7.

Фото 8.

Фото 9.

Фото 10.

Фото 11.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Тестовых снимков можно было бы сделать тысячу, сравнивая одно с другим, а другое — с третьим, но ни времени, на какое я получил камеру, у меня не хватит, ни места на сайте, а, главное, из такого моря информации извлечь что-то полезное было бы крайне непросто, — поэтому поставим себе жесткие ограничения.

Итак.

E-1.

E-20.

Снимок, сделанный в нормальном режиме (ISO 100) приблизительно с одной точки двадцаткой и единичкой, — чтобы можно было увидеть, насколько увеличение физических размеров матрицы и изменение ее конструкции повлияло на качество картинки (снимки Е-1 и Е-20).

Что касается меня, я разительного улучшения картинки не обнаружил. Во всяком случае, если подходить к предмету не чисто тестировочно, а практически, — не думаю, что сегодня единичка качеством матрицы способна побить двадцатку. Однако, у вас есть возможность составить собственное мнение.

ISO-100.

ISO-200.

ISO-400.

ISO-800.

ISO-1600.

ISO-3200.

Oдин и тот же объект, снятый единичкой на всех ее чувствительностях (снимки ISO-100, ISO-200, ISO-400, ISO-800, ISO-1600 и, наконец, ISO-3200).

no_filter.

filter.

Oдин и тот же объект, снятый единичкой на чувствительности ISO 100 без применения NOISE FILTER (no_filter) и с применением (filter).

no_reduction.

reduction.

Oдин и тот же объект, снятый единичкой в полутьме на чувствительности ISO 3200 без применения NOISE REDUCTION (no_reduction) и с применением (reduction).

max_sat.

min_sat.

max_sharp.

min_sharp.

max_cont.

min_cont.

Oдин и тот же объект, снятый единичкой на чувствительности ISO 100 с максимальной цветовой насыщенностью (max_sat), минимальной (min_sat), максимальной резкостью (max_sharp), минимальной (min_sharp) и с максимальным контрастом (max_cont) и минимальным (min_cont).

P.S. И, если не возражаете, я позволю себе на прощанье некоторое резюме общего характера.

Olympus со своими зеркалками (или, если угодно, псевдозеркалками, недозеркалками) без сменной оптики занимал совершенно определенную, пусть — не слишком глубокую, — нишу на фотографическом рынке. Я, например, еще в пленочную эпоху предпочитал именно Olympus’ы — по ряду оснований. Одним из которых было, что результаты меня, в первую очередь — любителя (хоть и весьма требовательного и продвинутого) вполне устраивали, а мой характер не позволил бы мне — в случае аппарата со сменной оптикой — остановиться на двух-трех объективах: я бы все, что зарабатывал, тратил на оптику, а кофр мой стал бы просто неподъемен.

Когда началась цифровая эра, несменность оптики стала очевидным козырем, создавая предпосылки для герметизации матрицы. Olympus на этой полянке достиг совсем не малого. И вот, вместо того, чтобы понемножку улучшать результат (поработать над матрицей, подняв, хоть ненамного, ее чувствительность; ускорить автофокус; вынести кнопку управления ISO на корпус; выпустить вдобавок еще пару конверторов) — и я первый, невзирая на материальные потери, побежал бы покупать какой-нибудь Е-30, не особо даже обращая внимание на его цену!, — Olympus зачем-то полез на поляну чужую, занятую столь мощными и давними игроками, как Canon и Nikon, — да еще с претензией поучить их, как надо делать цифровые зеркалки. Причем, на фоне фантастического маркетингового хода Canon’а по снижении цены на свои цифровые коробки. Рассчитывать тут на легкую победу было бы просто смешно, и ее, кажется, и не произошло.

Догонять — дело вообще непростое, и дай бог Olympus’у в конце концов в нем преуспеть: нам, потребителям, станет только лучше. Но своей единичкой Olympus и Canon’а с Nikon’ом пока не догнал, и от себя самого слегка приотстал. А денег запросил — несоответственных. Кто-то захочет их тратить?

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.