Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Фотопроба: камера Fujifilm FinePix F700 и матрица SuperCCD четвертого поколения в действии

АрхивЦифрография
автор : Александр Филонов   17.11.2003

Первая камера в линейке FinePix, использующая матрицу четвертого поколения SuperCCD SR, обещает более широкий динамический диапазон снимков...

Камера Fujifilm FinePix F-700, любезно предоставленная нашей лаборатории на пробу столичной компанией Digital Nature (www.diginat.ru), — первая модель с матрицей четвертого поколения SuperCCD SR. Аббревиатура SR раскрывается как «Super Dynamic Range», то есть «расширенный динамический диапазон». Реализована эта технология за счет совмещения в каждом пикселе двух датчиков — большого и малого, отличающихся по размеру примерно в четыре раза, что обеспечивает и четырехкратное различие в их чувствительности.

Большой подпиксел (S-пиксел) обеспечивает высокую чувствительность и, следовательно, хорошую проработку деталей изображения в тенях, а малый (R-пиксел), имеющий площадь и чувствительность вчетверо ниже, — соответственно, в светах. Коррекция динамического диапазона достигается за счет того, что экспозиция определяется по низкочувствительному R-пикселу, то есть составляет около 400% от экспозиции S-пиксела. Таким образом, когда в светах S-пиксел уже доходит до точки насыщения, R-пиксел продолжает равномерно экспонироваться, прорабатывая тонкие нюансы «пересвеченных» деталей изображения. Далее оба сигнала суммируются, за счет чего и достигается четырехкратное расширение динамического диапазона, практически соответствующее динамическому диапазону фотопленок. Конечно, результирующая кривая чувствительности не так линейна, как у пленки, но уже гораздо ближе к ней.

Цифровая фотокамера FinePix F700.

Камера обеспечивает разрешение в 6 мегапикселов (2832x2128, 3,1 ), чего теоретически достаточно для печати оригиналов снимков формата почти до А2 с фотографическим качеством.

Технические характеристики камеры Fujifilm F-700 

Матрица

1/1,7 дюйма Super CCD SRВсего 6,7 млн. (3,35 млн. S-пикселов, 3,35 млн. R-пикселов)Эффективных 6,2 млн. (3,1 млн. S, 3,1 млн. R)

Носитель

xD-Picture Card (16/32/64/128/256 Мбайт)

Формат записи

Фото: JPEG (Exif 2.2), DPOF-совместимый
Видео: AVI, Motion JPEG
Аудио: WAV, моно

Разрешение

Фото: 2832x2128/2048x1536/1600x1200/1280x960
Видео: 640x480 (30 кадров/с), 320x240 (30 кадров/с) с монофоническим звуком

Объектив

3х зум Super EBC Fujinon, f/2,8-8 (широкоугольный), f/4,9-14 (теле), 7,7-23,1 мм (экв. 35-105 мм для 35-мм)

Фокусировка

TTL контрастная, авто, ручная

Диcтанция до объекта

Стандартный режим: 60 см - бесконечность
Макросъемка: 9-80 см

Выдержка, с

1/2000-3

Диафрагма

f/2-8 10 шагами по 1/3 ступени (авто/ручная)

Чувствительность

Авто: ISO 160-400
Ручная: ISO 200/400/800/1600 (при ISO 1600 разрешение снижается до 1 мегапиксела)

Экспозамер

TTL 64-зонный матричный, точечный, центровзвешенный

Режимы

Авто, программный, приоритет выдержки, приоритет диафрагмы, ручной

Экспокоррекция

-2…+2 EV с шагом 1/3 EV

Баланс белого

Авто, восемь предустановок (в том числе по эталонному белому объекту)

Видоискатель

Оптический, ок. 80% поля

ЖК-дисплей

1,8 дюйма, 134 тыс. пикс., TFT, 100% поля

Вспышка

Авто с использованием встроенного флэшметра
Диапазон: широкоугольная 0,3-5 м (макро: 0,3-0,6 м), теле 0,6-4 м
Режимы: авто, подавление эффекта красных глаз, принудительная, отключена, медленная синхронизация, подавление эффекта красных глаз + медленная синхронизация

Таймер, сек

2/10

Видеовыход

NTSC/PAL

Интерфейс

USB, A/V

Питание

Аккумулятор NP-40, блок питания

Габариты, мм

108 x 54 x 28

Вес, г

170 (без батареи и карты памяти)

Комплектация

xD-Picture Card 16 Мбайт, Аккумулятор NP-40, Блок питания AC-5VW, Темляк, Кабель USB, Кабель A/V, Док-станция CP-FX700, CD с драйверами (Windows не ниже 98, MacOS не ниже 8.6) и бесплатным ПО

Цена(ориентировочно), USD

600

 

Дизайн и интерфейс

Корпус камеры весьма невелик и, по сути, она относится к классу сверхкомпактных. Корпус металлический, что до некоторой степени обеспечивает электронным компонентам защиту при ударах и падениях (правда, проверять это утверждение на практике не пришлось). Следует отметить, что хотя камеру и можно держать одной рукой, для чего спереди предусмотрен захват для пальцев (как выяснилось, удобнее всего держаться за него средним и безымянным пальцем, а мизинцем подпирать камеру снизу — видимо, как раз для этого и предназначена рубчатая поверхность крышки батарейного отсека), а сзади выемка под большой палец, расположенная чуть ниже кнопок W и T (широкоугольник/теле), при съемке все же лучше держать ее двумя руками, поскольку довольно длинный корпус перевешивает влево — тем более, что работать с кнопкой непрерывного автофокуса (C-AF), расположенной слева от объектива, можно только левой рукой (весьма разумно, что этот режим можно активировать только таким способом: при возможности установить его программно, владельцы камер часто о нем забывают, что ведет к ускоренному разряду батарей). То же касается и кнопки серийной съемки, находящейся на корпусе сверху-слева.

Собственно говоря, пора рассмотреть органы управления по порядку. Включается камера трехпозиционным (отключено-просмотр-съемка) переключателем, расположенным справа. Решение довольно неудачное: в экземпляре, предоставленном на тестирование, ход переключателя оказался довольно жестким (что плюс, предотвращает самопроизвольное включение камеры, ведущее к ускоренному разряду батареи), однако ручка все время проскакивала положение режима просмотра, т.е. включить камеру в режим просмотра или перейти из режима съемки в режим просмотра довольно затруднительно. В конце концов удалось приспособиться, цепляя выступ переключателя ногтем большого пальца таким образом, чтобы амплитуда движения была мала. В общем, весьма желательно, чтобы в последующих модификациях кнопка просмотра была вынесена отдельно (или перенесена на поворотный переключатель режимов экспозиции — что тоже не очень удобно, но все же удобнее). На верхней же панели расположена и кнопка включения режима серийной съемки, позволяющего до 5 кадров с интервалом в 0,2 сек (реальный интервал зависит еще и от выдержки; вспышка при этом отключена), после чего внутренний буфер переполняется, и серия должна быть переписана в пямять, однако есть любопытная альтернатива: запись длинной непрерывной серии (до 25 кадров), при которой в память заносятся лишь последние 5 кадров, что в ряде случаев весьма удобно.

Цифровая фотокамера FinePix F700.

На задней панели находятся кнопки управления трансфокатором, пятипозиционный джойстик, совмещающий функции навигации, меню и управления вспышкой и режимом фокусировки, кнопка управления дисплеем, кнопка Back, выполняющая функцию отмены операции, переключатель режима экспозамера, кнопка экспокоррекции, и оригинальная кнопка F, встречающаяся только в камерах компании Fujifilm: на нее вынесено меню основных экспозиционных параметров, зависящее от режима съемки.

На левой боковой поверхности расположены гнезда интерфейса и питания. К сожалению, заглушки на эти гнезда не предусмотрены, что повышает риск загрязнения контактов — по-видимому, иного способа подключения камеры к док-станции конструкторы не нашли. Впрочем, и интерфейсные шнуры, и блок питания к камере можно подключать напрямую, в обход док-станции, что весьма удобно в полевых условиях. При подключении блока питания, если аккумулятор разряжен, на передней панели загорается красный светодиод, свидетельствующий о процессе зарядки, по окончании которого гаснет.

Кроме того, на передней панели расположен зеленый светодиод, включающийся при работе автофокуса (призванный помочь в наводке на резкость при плохой освещенности). Еще один индикатор расположен сзади, на оправе видоискателя. Назначение его вполне очевидно.

Что касается самого оптического видоискателя, расположение его выбрано не слишком удачно: правый нижний угол загораживается выдвинутым объективом. Однако учитывая, что большинство пользователей при съемке ориентируется не на видоискатель, а на ЖК-дисплей, этим недостатком можно пренебречь.

Дисплей весьма информативен, а пиктограммы, отображаемые при работе с меню, весьма упрощают ориентацию в них. Вообще говоря, во всем, что касается пользовательского интерфейса, чувствуется стройная логика, и для освоения почти всех функциональных возможностей камеры в руководство пользователя (на мой взгляд, избыточно подробное) пришлось заглянуть всего пару раз.

Последний штрих к вопросу о дизайне: батарейный отсек, как и у большинства аналогичных камер, совмещен с отсеком для флэш-карты. И батарея, и карта устанавливаются и извлекаются очень легко, крышка отсека сделана рационально, и риск ее самопроизвольного открывания исключен, - но даже при открытой крышке и батарея, и карта надежно зафиксированы.

Очень приятно, что камера обеспечивыает вывод информации и на обыкновенный телевизор, что очень удобно для просмотра снимков и видеороликов в поездке, когда нужно разобраться, что удалять, а что оставить. Хотя разрешение телевизора и невысоко, на большом экране кадры просматривать все же приятнее.

Для крепления на штативе предусмотрено стандартное резьбовое гнездо 1/8".

Док-станция CP-FX700.

Что касается док-станции — это аксессуар, несомненно, удобный при работе только с компьютером, но вовсе не обязательный. Впрочем, он все равно входит в комплект поставки, а дареному коню...

 

Оптика

Проприетарный объектив Super EBC Fujinon имеет стандартный для «мыльниц» диапазон фокусных расстояний 35-105 мм и приемлемую светосилу (2,8-4,9). Хотя производитель никоим образом не упоминает о его конструкции, скорее всего, в нем используется ряд асферических компонентов, поскольку хроматические аберрации практически не наблюдаются, а сферические проявлены лишь в виде бочкообразных искажений в положении широкоугольника, подушкообразные же в положении теле практически не наблюдаются. При этом картинка весьма резкая и, пожалуй, объектив следует к жесткорисующим. Большая глубина резкости — неизбежный атрибут всех камер с матрицами относительно малых геометрических размеров, и даже в режиме приоритета диафрагмы не позволят добиться мягкого рисунка, так что любителям художественных эффектов придется помудрить с диффузорами. К сожалению, возможность крепления насадок на объектив, как и у большинства одноклассников, не предумиотрена, так что наиболее подходящим диффузором в данном случае представляется лоскут капронового чулка, прихваченный на объективе круглой резинкой. Только не забудьте снять ее перед выключением камеры: совершенно неизвестно, как отреагруют серводвигатели на значительно возросшую нагрузку при убирании объектива в корпус.

Зум работает довольно быстро и гладко, хотя и ступенчато: весь диапазон зуммирования разбит на десять ступеней.

В нерабочем положении объектив
защищен металлическими шторками.

Диапазон выдержек от 1/2000 до 3 с тоже предоставляет достаточно большую творческую свободу, особенно благодаря высокой чувствительности матрицы, при максимальном разрешении в ручных режимах составляющей от 200 до 800 ISO. Чувствительность 1600 ISO достигается за счет суммирования информации от отдельных пикселов, и разрешение автоматически снижается до 1 мегапиксела, чего, впрочем, достаточного для печати фотографий 10х15 см.

В нерабочем положении объектив защищен металлическими шторками, так что попадание пыли и грязи на линзы весьма маловероятно.

Бокэ объектива оставляет весьма приятное впечатление, а ирисовая диафрагма, судя по всему, 14-лепестковая, что при съемке точечных источников света (к примеру, уличных фонарей ночью), создает весьма привлекательный многолучевой рисунок.

 

Матрица

Динамический диапазон матрицы, по утверждениям производителя, в четыре раза превышает диапазон стандартной матрицы. Четыре — не четыре, а превышает существенно, что видно по снимкам, сделанными тестируемой камерой и одной из камер (имя производителя умалчиваю намеренно) с традиционной матрицей CCD. Признаться честно, поначалу результат меня разочаровал: учитывая, что прилагающейся карточки xD емкостью 16 Мбайт хватает всего на 10 кадров разрешением 6 мегапикселов, я прихватил с собой ноутбук, чтобы сразу сбрасывать кадры на диск по шине USB. И когда были сделаны первые кадры в жестких условиях (против света, в лесу), сравнение SuperCCD и просто CCD разочаровало: кадры выглядели одинаково. Правда, при рассмотрении в более комфортных условиях (дома, без яркой подсветки неба) все оказалось далеко не столь одинаковым.

На всех пробных кадрах, сделанных с одной и той же точки обеими камерами, в одинаковых условиях и в одно и то же время (максимальная разница между моментами съемки составляла не более 30 сек; хотя условия освещенности менялись относительно быстро, кадры были сделаны примерно в одинаковых условиях). Кликнув на изображения, можно просмотреть фотографии оригинального размера.

Камера с CCD-матрицей.

Камера с 
SuperCCD-матрицей.

Обращает на себя внимание тот факт, что лесок справа на обычной матрице представляется просто серо-черным, а матрица SuperCCD позволяет разглядеть цветовые оттенки деревьев.

Камера с CCD-матрицей.

Камера с 
SuperCCD-матрицей.

Еще более показателен кадр в контражуре с мокрой мостовой: если на обычной матрице мостовая представляет собой сплошной блик (а заодно небо — светлое пятно), то SuperCCD не только проработала все ложбинки между плитками, но и показала цвет неба.

Правда, что касается разрешения, то тут компания Fujifilm в очередной раз демонстрирует завышенные обещания. Каждый раз, выпуская очередную камеру, Fuji сулит разрешение вдвое выше фактического разрешения (в данном случае — 3 мегапиксела, поскольку 3 млн. S- и 3 млн. R-пикселов в сумме составляют как раз 3 млн. пикселов, но с расширенным динамическим диапазоном). То есть обещано 6 мегапикселов. Однако, как видно при увеличении графичных деталей изображения (в данном случае — ветвей и шрифта), реальное разрешение матрицы (с использованием фирменного алгоритма интерполяции), как ни крути, составляет 3 мегапиксела. В общем-то, неплохой результат: отпечатки формата А3 в жизни рядового гражданина — явление незаурядное, и даже для журналиста — тоже явление нечастое, поскольку А3 — это даже не полоса, а уже разворот. А камера между тем позиционируется как любительская, то бишь ни на какие эдакие изыски не рассчитанная. Вот и забудем. Просто констатируем, что 4-мегапиксельную камеру данный экземпляр все-таки хоть чуточку, да переплюнет.

Камера с CCD-матрицей.

Камера с 
SuperCCD-матрицей.

При большом увеличении обращают на себя внимание артефакты — отчасти обязанные своим существованием jpeg-сжатию (белый контур вокруг черных ветвей), а отчасти — фирменной SuperCCD-интерполяции (цветные детали). Вполне вероятно, что при возможности работать с несжатым форматом RAW можно было бы вытянуть куда больше полезной информации и с приемлемым качеством получить те же 6 мегапикселов, однако в данной камере предусмотрена только запись в формате JPEG.

Хочется отметить, что при съемке на честные 3 мегапиксела снимки получаются более качественными, чем при использовании аналогичных 3-мегапиксельных камер с матрицами CCD и CMOS.

 

Работа

Включается камера довольно быстро: от момента включения до готовности к съемке проходит не более 2,5 сек. Автоматика фокусировки срабатывает менее чем за полсекунды, а задержка срабатывания затвора составляет приблизительно 0,1-0,2 сек. Запись кадра занимает 1-1,5 сек, но, как уже упоминалось, можно снять серию из пяти кадров за 1 сек (естественно, время ожидания при записи серии на флэш-карту составит 5-7 сек). Хотя ЖК-дисплей работает во всех режимах непрерывно, при быстром движении камеры периодически (закономерность установить не удалось) происходят небольшие «подрывы» (картинка на долю секунды застывает, после чего возвращается к нормальному визированию). Следует отметить и высокую яркость дисплея, хорошо просматривающегося даже при ярком солнце.

ЖК-дисплей камеры.

Вообще говоря, благодаря продуманному интерфейсу с большим количеством ручных регулировок добиться оптимального качества этой камерой очень легко. В отличие от многих мыльниц, она просто-таки подталкивает к отказу от полного авто и переходу на ручные режимы, обеспечивающие большую гибкость и творческую свободу.

Хотя производитель утверждает, что свежезаряженная батарея может «вытянуть» 270 кадров при отключенном дисплее и 135 при включенном, на самом деле все обстоит куда лучше. Видимо, во избежание претензий пользователей показатель явно занижен, — а может, мне достался экстраординарно удачный экземпляр батареи. Так или иначе, при тестовой съемке «на выживаемость» (10% кадров со вспышкой, дисплей включен, перед каждым кадром зум полностью прогонялся из положения широкоугольника в телевик и обратно, между каждой десяткой кадров делалась 10-минутная пауза с целью приближения условий съемки к реальным) камера отсняла около 400 кадров. Кстати, зарядка полностью разряженной батареи занимает всего 2 часа, при этом нагревается она не так сильно, как можно было ожидать. Правда, следует отметить относительно высокий саморазряд батареи, так что при длительных перерывах между съемками ее ресурс будет вполне соответствовать заявленному. Зато, учитывая, что литий-ионным батареям практически не присущ эффект памяти, можно спокойно подзаряжать ее, не дожидаясь полного разряда, и вполне можно обойтись без резервной батареи — если вы только не собираетесь в долгий поход по нецивилизованным краям, где электричества нет.

Чего не скажешь о входящей в комплект 16-мегабайтной xD-карте. Как уже упоминалось, на ней умещается всего 10 снимков разрешением 6 мегапикселов или 20 трехмегапиксельных (в качестве основного режима я бы рекомендовал именно этот). Пожалуй, наиболее оптимальным решением будет приобретение 256-мегабайтной карты, цена которой составляет около 130 долларов по текущим ценам (а если лишняя сотня долларов для вас не проблема, то выгодней взять 512-мегабайтную, в среднем обходящуюся в 210-220 долларов).

 

Качество снимков

Собственно говоря, о динамическом диапазоне было сказано выше. Он действительно не оставляет пользователю никакого иного выбора: равных этой камере на рынке сейчас попросту нет. Что касается разрешения, то тут дело обстоит посложнее: несмотря на заявления производителя, до 6 мегапикселов картинка все-таки не дотягивает, что прекрасно видно при рассмотрении увеличенных фрагментов кадров, сделанных этой камерой и стандартной CCD-камерой разрешением 4 мегапиксела. Последняя даже в чем-то выигрывает по разрешению. Что бы там ни утверждали конструкторы Fujifilm о достоиствах своей интерполяции, двукратного повышения качества она не дает. От силы полуторократное.

При съемке 1600 ISO разрешение
снижается до 1 мегапиксела

Съемка с чувствительностью
800 ISO.Как видно, флуктуационный
шум весьма невелик.

Вдобавок бросаются в глаза и артефакты JPEG-сжатия в виде белого контура вокруг ветвей. Зато при 3-мегапиксельном качестве все выглядит куда привлекательнее, четкость и насыщенность цветов возрастают. Шум матрицы невелик при всех значениях чувствительности.

Вообще говоря, натурные снимки получаются довольно удачными даже при 6 мегапикселах, т.е. годятся для печати А3 — часто ли вам требуется такой размер отпечатка? Если да, есть смысл подумать о приобретении более продвинутой зеркальной или псевдозеркальной камеры. В противном случае лучше все же ограничиться разрешением 3 мегапиксела (формат А4), дающим великолепные результаты — тем более, что и размер файла при этом получается около 800 кбайт.

Баланс белого не вызывает нареканий даже в автоматическом режиме, но при этом в камере предусмотрен гибкий выбор пользовательских настроек цветовой температуры, причем, в отличие большинства камер этого класса, люминесцентные лампы представлены не одной, а тремя разновидностями, есть отдельные настройки для солнечного света и пасмурной погоды, но больше всего порадовало наличие режима установки баланса белого по эталонному белому объекту, чрезвычайно полезного в тех случаях, когда освещение смешанное (например, свет из окна в хмурый день, и при этом в комнате включена люстра) и выбрать какую-то определенную предустановку невозможно.

 

Резюме

Стильно выглядящая, компактная камера очень удобна, можно носить ее с собой постоянно, чему способствует довольно большой ресурс батареи. Разнообразие и гибкость настроек позволяет без проблем пользоваться камерой и начинающему фотолюбителю, освоившему только метод «наведи и снимай», и опытному фотографу, способному на славу воспользоваться многочисленными гибкими настройками камеры, хотя и в автоматических режимах камера ведет себя весьма и весьма неплохо. Отсутствие синхроконтакта для вспышки несколько сужает сферу применения камеры, однако встроенная вспышка зарекомендовала себя очень неплохо, «пробивая» на расстояние до 5 метров.

Рассчитывать на 6-мегапиксельное разрешение у такой наивно, однако интерполированные снимки по качеству примерно соответствуют 4-мегапиксельным, чего вполне достаточно для большинства нужд. Зато динамический диапазон матрицы действительно расширен и вполне сравним с пленочным.

Неплохое быстродействие и наличие режима серийной съемки позволяет применять камеру для репортажных работ — разумеется, с некоторыми оговорками (в частности, минимальная выдержка составляет 1/2000 с; для спортивной съемки этого достаточно не всегда). И в целом, большое число ручных настроек придется по душе любому опытному фотографу.

Огорчает только цена, по разным источникам, в России составляющая от 550 до 650 долларов. Если же к рождественским распродажам она снизится ориентировочно до 450, такую покупку можно счесть очень выгодной.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.