Проба сканера Epson Perfection 1670 Photo
АрхивЦифрографияНедорогой планшетный сканер с интерфейсом USB 2.0, удобным пакетом программного обеспечения и слайд-адаптером.
Очередная предложенная для тестирования «железка» поначалу не вызвала у меня энтузиазма: сканер он и есть сканер. Чуть-чуть зацепило лишь слово «Photo» в названии: «А негативы сканировать может?» Может. Ладно, тогда попробуем.
Для начала немного технических параметров: формат A4, разрешение — 1600х3200 dpi, глубина цвета 48 бит, оптическая плотность 3,1D, рекомендуемая цена 139 долларов. То есть средняя модель эпсоновской линейки Perfection, вполне достаточная для любителя и недорогая. Есть вариант «без Photo», не умеющий работать с пленкой.
Сканировать цветные негативы на планшетнике я всегда считал извращением: во-первых, ни один из ранее опробованных сканеров не позволял этого делать с приемлемым даже для любителя качеством, а во-вторых, на то есть специальные слайд-сканеры. Но покупать слайд-сканер, чтобы один-единственный раз перевести в электронную форму пленочный архив, согласится не каждый фотолюбитель, а вот доплатить 20 долларов за слайд-приставку (это разница в цене моделей Perfection 1670 и Perfection 1670 Photo) — вполне. Слайд-приставка этой модели представляет собой лампу подсветки в крышке и рамку для негативов.
Она рассчитана только на 35-миллиметровую пленку (полоски до шести кадров или слайды в рамках); за один раз сканер берет не больше трех кадров, после чего рамку надо переворачивать для захвата остальных. Старшие модели переваривают как «широкоформатку» до 6х9 см, так и шесть 35-миллиметровых кадров за раз.
Штатный софт поддерживает три режима работы: полный автомат, простой ручной режим и ручной профессиональный. От первого к последнему возрастает и количество требующихся от пользователя действий, и степень влияния на результат. Основные возможности софта собраны в так называемую смарт-панель (см. скриншот), обеспечивающую интеграцию драйвера и обрабатывающих результат приложений.
EPSON Perfection 1670 Photo. |
Перейдем к практике и начнем со сканирования бумажных фотографий. Для обычных фото меня полностью устроил автомат. Первое, что приятно удивляет в процессе, — точное распознавание границ кадра драйвером. На стекло сканера можно кидать от одной до четырех фотографий 10х15 как угодно, лишь бы не вплотную друг к другу, — софт четко разделяет их, обрезает по границам и при необходимости поворачивает каждую на нужный угол, если фото лежат криво.
Программное обеспечение EPSON Smart Panel. |
Предсканирование очень быстрое — тик-в-тик соответствует заявленным семи секундам. Потом, правда, идет процесс поиска границ кадра, занимающий еще около десяти секунд на Athlon-2100+, а потом — собственно сканирование: не однопроходное, сканер гоняет головку столько раз, сколько фотографий распознал на лотке. Сканирующая головка перемещается с разной скоростью: «подъезд» — быстрее, собственно сканирование — медленнее. Если на лотке четыре фото — требуется 1 минута 20 секунд и три нажатия мышью: «Старт», «ОК» после разбиения на кадры и «Save» после сканирования. Формат и папка для сохранения выбираются один раз и запоминаются, а названия файлам даются автоматически, как в цифровых фотокамерах. При одном фото в лотке — нужно 35 секунд и два нажатия мышью. Результаты неплохие, но оценил я их лишь после возврата к привычному UMAX Astra, который после «Эпсона» показался просто неприлично медленным. Кстати, интерфейс USB 2.0 здесь не роскошь: при подключении к порту USB 1.1 процесс передачи изображения заметно тормозит, и головка сканера двигается с остановками.
Программное обеспечение EPSON Scan. |
Теперь перейдем к негативам. В автоматическом режиме сканер и драйвер прекрасно справились как с современными пленками разных типов (Agfa, Kodak, Fuji), так и с советской маскированной ЦНД-32/64, самостоятельно разбив полоску пленки на кадры и «переворачивая» негатив в позитив с корректной цветопередачей. А вот Acid Test в виде советской же немаскированной ДС-4 оказался автоматике не по зубам — программа не смогла распознать не то что тип, но и вообще наличие документа в лотке. Пришлось переключиться в ручной режим. Впрочем, вторая такая же пленка была распознана и обработана, однако вместо типового для негативов режима 1200 dpi автоматика установила интерполяционные 12 000 dpi, а размер результирующего jpeg-файла оказался «всего» пять мегабайт (в пикселах — 7183х4678). Кстати, программа сканирования резко затормозила работу компьютера, — однако не потому, что вцепилась в глотку процессору, а потому, что сожрала не только физический гигабайт памяти, но еще и половину виртуального. Та же ситуация повторилась с некоторыми (правда, сильно выцветшими) цветными негативными пленками ORWO Color. Ручной профессиональный режим имеет опцию «восстановление цвета» (которая почему-то не запоминается в профиле и не может быть активирована до тех пор, пока не сделано предсканирование); с ее помощью удалось получить неплохие по цветопередаче кадры, не нуждающиеся в обработке «Фотошопом», даже с абсолютно выцветших пленок двадцатилетней давности. Прилагающийся к сканеру софт позволяет увеличить резкость и устранить дефекты, однако, в отличие от специализированных слайд-сканеров, пылинки и царапины здесь почему-то не так заметны и без использования этих методов. Процесс сканирования трех негативов занимает около четырех-пяти минут при 1200 dpi.
Рамка для негативов. |
Добавим, однако, и немножко дегтя. Если сканер не распознает документ в автоматическом режиме, софт зависает, и приходится перезагружать ОС (переопределение сканера и выключение его питания не помогают). Могу лишь предположить, что это проблема попавшего ко мне «сэмпла» и первых версий ПО. Кроме того, черно-белый негатив в «автомате» часто распознается как прозрачный позитив, причем без разбиения на кадры. Также софт не умеет распознавать половинные кадры (снятые в свое время аппаратом «Агат») — приходится резать вручную. И еще одна тонкость: если перевести программу в автоматический режим, то обратно в ручной из «смарт-панели» перейти нельзя никак (во всяком случае мне это не удалось), единственный метод — через вызов twain-драйвера, например из «Фотошопа».
Несмотря на эти глюки, результаты меня весьма впечатлили. Кто занимался цветной фотографией в середине 80-х, знает, сколько времени требовалось на печать позитивов с цветных пленок, а приведенные здесь «тестовые» кадры я вообще, кроме как черно-белыми, в позитиве никогда не видел (немаскированная пленка, в отличие от маскированной, позволяла напечатать, хоть и с неправильной конвертацией цвета в оттенки серого, но все же приемлемые черно-белые позитивы). Пленки я, конечно, не выброшу - надежда отсканировать их с более высоким качеством остается, но результат налицо: жаль, не хватило времени отсканировать весь архив. Уж и не знаю, радоваться или огорчаться, что до сих пор жив мой старичок UMAX.