Фотопроба: цифровая пятимегапиксельная камера Sony CyberShot DSC-V1
АрхивЦифрографияЭтой небольшой и довольно легкой пятимегапиксельной камерой Sony обновляет линейку а-ля дальномерных (имеющих классическую схему) цифровых камер.
DSC-V1 можно считать логическим развитием линейки камер S75 и S85, многое в конструкции и электронной начинке V1 унаследовано от них — схожий дизайн, общая концепция управления, на первый взгляд изменилось только расположение органов управления, вспышка стала выпрыгивающей, а объектив теперь закрывается автоматической шторкой. В целом камеру можно считать достойной альтернативой для тех, кому по каким-либо причинам не по душе линейка камер 707-717 с их поворотным объективом.
Итак, эта небольшая (габаритные размеры — 99х65х57мм) и довольно лёгкая (вес — всего 290 г, корпус из маагниевого сплава) камера оснащена матрицей 1/1,8” (7,2х5,3 мм) собственного производства, уже традиционным для Sony объективом, промаркированным как Carl Zeiss, со светосилой F:2,8 – F:4,0 и четырёхкратным оптическим зумом.
Основные органы управления расположены в правой части корпуса камеры, это поворотный диск на верхней её части, позволяющий переключаться между всеми стандартными режимами — зелёной зоны, приоритетов, ручным, программным, а также режимами настроек и просмотра; кнопки навигации и колесо, расположенные на задней части корпуса и выполняющие различные функции в зависимости от текущего состояния камеры. Рычажок зуммирования не снабжён обозначениями положений отдаления и приближения, как оказывается, не случайно — эти положения можно настроить на свой вкус.
Видоискатель на камере самый обычный, оптический, причём без диоптрийной подстройки. Вся сопутствующая фотографированию информация отображается на просмотровом дисплее (тоже, видимо, рассчитанном на людей с отличным зрением). Отсутствие вспомогательного дисплея для индикации параметров съёмки не должно смущать, поскольку энергопотребление организовано довольно экономично.
Управление
Вообще, что касается меню, то в этой камере оно достаточно традиционно для Sony, так что у давних почитателей фирмы проблем при переходе с младших моделей камер возникнуть не должно, однако на мой вкус меню несколько запутано и не всегда интуитивно, поэтому понадобиться какое-то время для того, чтобы запомнить, где находится та или иная функция.
Правда, также есть возможность удалить все фото из текущей папки, для этого, находясь в режиме просмотра, надо перейти к маленьким изображениям всех картинок в папке и нажать на кнопку удаления, в числе прочего будет предложено очистить текущую папку.
Остановимся на режимах фокусировки, доступ к ним осуществляется нажатием соответствующей кнопки слева от видоискателя. Можно выбрать либо автоматическую фокусировку по точке или одной из пяти зон, расположенных в форме креста, (которые, в свою очередь, выбираются колёсиком, расположенным справа от дисплея, под большим пальцем), либо ручную установку по одному из значений следующего ряда: 0.1, 0.2, 0.3, 0.5, 0.8, 1, 1.5, 2, 3, 5, 7, 10, 15 м и бесконечность. (Так же устроена ручная фокусировка в S-85, а вот в F-707 и 717 конструкторы решили этот вопрос более изящно, на мой вкус — фокусировка там осуществляется поворотным кольцом на объективе.) Сама автофокусировка происходит быстро, практически незаметно. В случае недостатка света включается лазерная подсветка автофокуса.
Меню настроек, доступное в процессе съёмки | |
Режимы записи — TIFF, e-mail, голосовые комментарии, экспобрекетинг, режим протяжки, обычная съёмка (к сожалению, режимы протяжки и брекетинга доступны только при съёмке в формате JPEG). |
Способ замера экспозиции — точечный, центрально-взвешенный и матричный. |
Настройка баланса белого (авто, предустановки для основных типов освещения и настройка по белой карте). |
Выбор чувствительности. |
Качество jpeg-сжатия. |
Настройка мощности импульса встроенной вспышки. |
Меню цифровых эффектов, из которых доступны сепия, негатив и соляризация. |
Насыщенность... |
...и контраст. |
На V1 впервые у Sony применяется горячий башмак с двунаправленным обменом данными, теперь, с появлением новых моделей вспышек Sony (на момент написания статьи — одной) и, в дальнейшем, сторонних производителей, все необходимиые сигналы управления передаются через башмак, без использования кабеля. В случае использования последних, как гласит инструкция, надо будет включать горячий башмак вручную через меню настроек.
Слева — башмак на камере DSC F717, справа — DSC V1. |
Возможен замер баланса белого по освещению, создаваемому как встроенной, так и внешней вспышкой, однако совместное их использование не допускается.
Sony DSC-V1 со вспышкой HVL-F1000. Это относительно старая модель вспышки, она требует подключения к стандартному синхроконтакту, который на камере всё же сохранён. |
В режиме просмотра фотоаппарат позволяет изменять размер записанного изображения, |
поворачивать его, |
а также просматривать кадры в виде слайд-шоу. |
Помимо этого, можно защитить кадры от случайного изменения или удаления, поставить отметку для вывода на печать, просмотреть съёмочные параметры.
Настроечные меню достаточно традиционны и не практически не содержат сюрпризов, кроме, пожалуй, нескольких функций, которым уместней было бы оказаться в меню быстрых настроек при съёмке (шаг брекетинга) или настроек просмотра (форматирование карты).
Первая страница настроек камеры — способ записи движущегося изображения, тип автофокусировки, включение цифрового зума, впечатывание даты и времени, режим удаления «красных глаз», лазерная подсветка автофокуса. |
Вторая страница — установка шага брекетинга (1, 0.7 или 0.3), включение горячего башмака, выбор одного из двух вариантов работы ручки зуммирования. |
Видео на V1 можно записывать тремя способами: собственно MPEG-файл (640x480, 16 кадров в сек или 160x112, 8 кадров в сек), без ограничения по времени (продолжительность ограничена только размером карты памяти), но зато и без возможности зуммирования и подстройки баланса белого в процессе записи — все эти настройки надо произвести перед началом съёмки. Второй и третий способы — съёмка последовательности в режиме протяжки (16 кадров) или вручную (до 10 кадров), при этом на выходе получаем GIF-файл.
Страница настроек карты памяти — форматирование, параметры нумерации файлов, создание и выбор папок для записи. |
Общие настройки — включение режима энергосбережения, настройка дисплея, звуковых сигналов, выбор языка и установка даты. |
Проблема энергопотребления решена в данной камере традиционно неплохо для Sony: субъективно заряда аккумулятора хватает с лихвой, при этом на дисплее отображается время, которое камера проработает в текущем режиме.
Последняя страница настроек — выбор режима работы USB-порта, система вывода телесигнала. |
Набор интерфейсов, расположенных за откидной крышкой в левой части корпуса, включает в себя гнездо питания, порт USB 2.0 и A/V-выход. |
Комплект поставки включает в себя: собственно фотоаппарат, зарядное устройство, подключаемое к самой камере, так что вынимать батарейку для подзарядки не придётся, USB-шнур, A/V-шнур, ремешок, CD с драйверами, инструкцию. |
Фотографии
В целом камера показала хорошую работу автоматики при съёмке в основных режимах — «зелёном» и приоритетов, а также открыла широкие возможности для творчества в режимах nightframing и nightshot, являющихся изюминкой фотоаппаратов Sony.
Скорость записи файлов — не самая сильная сторона этой камеры, картину портит очень медленная работа с изображениями в формате TIFF, файл максимального разрешения записывался около 30 секунд! Впрочем, качество JPEG-файлов, снятых в режиме FINE, довольно высоко и мало уступает TIFF.
ISO 100, приоритет диафрагмы, F8, 1/80 с, фокусное расстояние 28 мм, баланс белого автоматический. |
ISO 100, приоритет диафрагмы, F8, 1/50 с, фокусное расстояние 7 мм, баланс белого автоматический. |
Шаг серой шкалы, по которой будем оценивать динамический диапазон, — 1 ступень диафрагмы. Как видим, при стандартной гамме (1) можно различить 6 переходов, при повышенной (2) — до 9. (ISO 100, масштаб 1:1). |
Разрешение вдоль длинной стороны — около 1900 линий. Масштаб 1:1. |
Съёмка в режиме автоматического баланса белого, сверху вниз: дневной свет, лампы дневного света, лампы накаливания, ISO 100. |
Отдельно стоит упомянуть о «фирменных» режимах, присущих только камерам Sony, — съёмка в невидимой инфракрасной части спектра. Собственно, режимов два — в первом случае происходит только подсветка объектов съёмки в инфракрасном спектре, так что можно даже в полной темноте следить за тем, что вы будете снимать (этот режим называется «nightframing»). Фокусировка в данном случае производится не как обычно, по резким границам объектов, а с помощью лазерной подсветки — камера фокусируется по сетке линий, проецируемых на объект.
Второй режим — полноценная ИК съёмка. Встроенный в камеру ИК прожектор создаёт достаточно узкий пучок, поэтому при съёмке на малых фокусных расстояниях будет освещаться только центр кадра.
Фокусное расстояние 10,8 мм. |
Фокусное расстояние 21,5 мм. |
Характеристики камеры, не упомянутые в обзоре | |
Выдержки, с |
1/1000 - 30 |
Диафрагмы |
f2.8-f4.0/f8.0 |
Фокусировка |
0,1 м - бесконечность |
Носитель |
Memory Stick (32 Мб в комплекте), Memory Stick Pro |
Программы |
ночная, ночной портрет, пейзаж, портрет, зима, пляж |
Вспышка |
0,4 м - 2,8 м (в широкоугольном положении) |
Заключение
Камера с полным набором функций, необходимых как начинающим, так и опытным фотографам. Из недостатков можно отметить, пожалуй, только некоторую запутанность меню, слишком маленький экранчик, заведомо маленькая для пятимегапиксельной камеры карта памяти в комплекте (32Мб). В остальном камера вся из достоинств — компактные размеры, качественная оптика, возможность ночной съёмки, наличие массы дополнительных аксессуаров (насадок, вспышек).