Проба игрового комплекта Logitech MOMO Racing Force Feedback
АрхивВводCамый новый, только-только привезенный в Россию комплект руль-педали от Logitech — Logitech MOMO Racing Force Feedback
Даже для многих заядлых геймеров манипулятор класса «руль с педалями» — непозволительная роскошь. И дело тут не сколько в цене, столько в стереотипах, сложившихся в сознании потребителя. Купить хорошую мышку, клавиатуру — это нормально. Эти устройства необходимы не только для игр, а вообще для работы за компьютером. Поэтому чем лучше они, тем приятнее общение с оккупировавшей стол горой железа. Джойстик — непременный аттрибут старых игровых приставок, геймпад — непременный аттрибут новых. Тоже, в общем, никакой экзотики. Стоит также учесть, что любой джойстик/геймпад без вопросов подойдет для массы игр — простаивать без дела не будет.
А вот руль — это иное. Руль с педалями — тем более. Ясное дело, что играть с таким комплектом можно лишь в автосимуляторы различной степени аркадности. Степень применения довольно узка. И поэтому джойстики-рули — скорее предметы роскоши, нежели обычные для каждого дома, для каждой семьи устройства.
Однако спросом, и довольно-таки неплохим, эти девайсы все же пользуются. Их приобретают те геймеры, который в один прекрасный день понимают, что водить автомобиль с помощью клавиатуры — еще то извращение. А с рулем и приятней, и удобней, и интересней. Да и результатов можно добиться куда больших.
Основное отличие руля и педалей от клавиатуры с технической точки зрения заключается в том, что клавиатура понимает лишь две позиции каждой клавиши: «нажата» и «не нажата». Третьего не дано. Нельзя нажать на клавишу «чуть-чуть» и нельзя вдавить её до предела. Поэтому в любом автосимуляторе, например, при прохождении поворотов, приходится быстро стучать пальцем по нужной стрелочке на клавиатуре — чтобы траектория прохождения поворота была ближе к идеальной. Аналогично — с клавишами газа и тормоза. В итоге сторонний наблюдатель имеет шанс лицезреть увлекательное зрелище: игрок стучит по клавиатуре, как заядлый пианист.
Конечно, при использовании комплекта руль-педали таких проблем не возникает. Руль можно повернуть на определенный градус, педаль — нажать до определенного уровня. Здесь уже не бинарное «да-нет». Здесь нормальное, полноценное управление движущимся средством в игре.
Да и бог с ними, с техническими деталями! Ведь очевидно, что куда приятнее чувствовать в руках нормальную «баранку», а под столом — две педали.
Встречайте
Переходим к теме статьи. На арене в свете прожекторов сегодня, как можно было бы уже догадаться, комплект руль-педали от Logitech. Logitech MOMO Racing Force Feedback — самый новый, только-только привезенный в Россию и любезно предоставленый нам компанией «Алион». Как можно заключить из названия, устройство оснащено технологией Force Feedback — то бишь обратной связью. Отмечу, что обратная связь в автосимуляторах куда более важна, чем, например, в авиасимах. Если летать на Ил-2 можно и не чувствуя каждого выстрела (кстати, не сказал бы, что играть становится скучнее — даже наоборот, куда интересней), то водить автомобиль, не чувствуя руля — лучший способ заснуть.
В немаленькой по размерам красной коробке были обнаружены:
• Непосредственно руль — на подставке, которая крепится к краю стола.
• Две педали, установленные на общей базе.
• Адаптер для подключения устройства в электрическую сеть
• Компакт-диск с драйверами и некоторым дополнительным программным обеспечением
Крепче за шоферку держись, баран
К дизайну руля претензий нет и быть не может. По сложившейся традиции Logitech используют разработки компании Momo, которая, собственно, занимается изготовлением рулей для различных гоночных серий. Formula-1, Formula-3000 и множество других популярных автоспортивных соревнований — куда не кинь взгляд, всюду рули от этой фирмы. Так что кто-то, а они толк в этом деле знают.
Поверхность непосредственно «баранки» покрыта резиной. Вообще, среди рулей Logitech есть модели, в которых для этой цели используется натуральная кожа. Не вижу, впрочем, особой разницы. Покрытие не скользит, не царапает руки — это главное.
В середине руля расположены шесть программируемых кнопок. Предназначены они для того, чтобы с их помощью выполнять различные действия, которые обычно выполняются по ходу вождения. Скажем, оглядеться по сторонам, включить-выключить фары или еще что-нибудь. «Под рулем» находятся две большие кнопки, на которые удобно нажимать свободными пальцами обеих рук. Их тоже можно настроить. Обычно они используются для переключения передач — ведь пользоваться специальным рычагом куда менее удобно. Особенно учитывая то, что обратная связь всеми силами пытается вырвать рулевое колесо из рук.
Какие настройки использовал я, скажу чуть позже, когда буду рассказывать об опыте использования комплекта с различными играми.
Единственное нарекание вызывает способ крепления руля к столу. Установка устройства осуществляется при помощи прилагающегося большого пластмассового винта, который, будучи до упора ввернутым в отверстие на нижней части подставки, прижимает её к краю стола. Диаметр этого винта приблизительно равен одному сантиметру. Если вы предположите, что этого не хватает для надежной фиксации, будете на сто процентов правы. Достаточно массивный девайс все равно немного, но скользит.
Проблема решается, если под винт подложить кусочек резины потолще или, скажем, твердый ластик. Можно, конечно, взять гаечный ключ и ввернуть этот винт в подставку так, что мало не покажется. Только вот тогда есть шанс либо сломать резьбу (пластмасса, обычная пластмасса), либо поцарапать стол. Конечно, царапина снизу на столе незаметна, но все же…
Угол поворота руля составляет 240 градусов. В общем, нормальный показатель. Обычно этой цифры хватает без проблем. Сложности могут возникнуть лишь при игре с низкой чувствительностью девайса. Другой вопрос, что, если чувствительность чрезмерно низка, у автомобиля неизбежно возникнет проблема недостаточной поворачиваемости. Таким образом 240 градусов не хватит лишь на трассах с малочисленными скоростными поворотами — а на практике таких, конечно же, не встречается — соревнования становятся неинтересными.
Педали зато никакой дополнительной фиксации не требуют. База, на которой они установлены, достаточно велика и массивна, чтобы у неё были шансы сдвинуться с места во время игры.
Педалей всего две. Традиционное количество для игровых комплектов. Оно и понятно — подавляющее большинство игр требуют лишь акселератора и тормоза — сцепления не надо.
Вперед, за славой Шумахера
Для испытаний были выбраны три игры. Аркадные автогонки The Need for Speed: Hot Pursuit 2, один из лучших на сегодняшний день симуляторов ралли — Collin McRae Rally 2 и отличный симулятор Формулы-1 F1-2002.
Наилучшие впечатления остались после «Формулы». Описать это сложно, лучше один раз почувствовать, чем сто раз услышать. Однако попробую.
Благодаря обратной связи, игрок чувствует каждую неровность асфальта, каждое столкновение. Чем круче поворот и выше скорость, тем сложнее поворачивать — центробежная сила дает о себе знать. Поездка по бордюру — это вообще приключение. Если при игре на клавиатуре игрок мог позволять себе едва ли не в каждом вираже слегка «забираться» на поребрик, то теперь придется сто раз подумать. Одно колесо на ребристой поверхности, и руль в руках начинает трясти. Само собой, при этом становится сложнее вести болид по необходимой траектории — в итоге все может закончиться тут же, на гравийной полосе безопасности. Даже если не увеличивать силу обратной связи в опциях устройства в Windows, с непривычки руки довольно-таки быстро устают. В итоге полуторачасовая гонка превращается в испытание не сколько на внимательность и ловкость рук, сколько на выносливость. Вроде, сто раз играл, знаешь, как надо проходить тот или иной поворот, знаешь, на какой передачи и с какой скоростью. Так ведь сложно удержать автомобиль на траектории.
Дополнительные кнопки под рулем использовались для переключения передач. Из остальных шести — две для того, чтобы смотреть по сторонам, одна — чтобы смотреть назад, одна — для включения/выключения ограничителя оборотов, одна — в качестве сцепления (помогает на старте — в остальных случаях сцепление автоматически управляется компьютером) и последняя — для временной остановки игры (паузы). В общем, недостатка в кнопках я не испытывал. Хотя будь бы еще парочка, и для них бы функции нашлись.
Colin McRae Rally 2. По идее, здесь отдача от разных кочек, ям и прочих маленьких радостей простого автогонщика должна быть меньше, чем в Ф-1. Все же подвеска болида «Формулы» и подвеска раллийного авто — это немного разные вещи. Ничуть нет. Вообще, отдача от руля в CMR2 куда меньше, чем в F1-2002. Не знаю, чем это вызвано, но факт налицо. Поворачивать же «баранку» элементарно просто — не чувствуется почти никакого сопротивления. Обратная связь еле чувствуется.
С настройкой кнопок проблем не возникло за отсутствием необходимости в оной. Поворачивайте рулевое колесо, давите на педали — больше тут ничего не надо. Поэтому кнопки на руле удобно настроить в качестве замены «стрелкам» на клавиатуре и Enter’у. Чтобы справляться со всеми меню исключительно силами манипулятора.
The Need for Speed: Hot Pursuit 2 — эта игра вышла совсем недавно, буквально месяц-другой назад. Здесь обратная связь чувствуется куда лучше, чем в предыдущей игре. Однако эффекты feedback’а не впечатляют. Вроде едешь, чувствуешь тряску, удары… но все равно что-то не то. Ну не так должен вести себя руль, и все тут! Неправдоподобно получается.
Ситуация с настрокой кнопок на руле здесь такая же, как и в случае с CMR2.
В свое время мне довелось поиграть в TNFS:HP2 на приставке Sony Playstation 2. Тоже с рулем. Там обратная связь показала себя гораздо лучше. Учитывая то, что во всех рулях, джойстках, мышках и пр. используется одна и та же технология Force Feedback — от Immersion, сказать в чем дело, сложно. Вероятно все же проблема заключается либо в драйверах, либо непосредственно в коде PC-версии игры.
Drivers for drivers
Помимо, собственно, драйверов, на прилагающемся диске находится множество полезных утилит. Прежде всего, программа Logitech WingMan Profiler. При первом запуске она просматривает системный реестр и находит данные обо всех установленных играх. Впоследствии можно настроить девайс для каждой из них в отдельности. Удобно, но ничто не мешает обойтись обычными внутриигровыми опциями. В качестве минуса стоит выделить то, что утилита не видит разницы между, скажем, автосимуляторами и квестами. Как следствие, список доступных игр заполняется всякими Escape from Monkey Island и иже с ним.
Logitech WingMan Profiler. Настраиваем руль для игры в…Operation Flashpoint?! |
Кроме этого, на диске лежат утилиты Game Spy (для игры по Интернету) и Roger Wilco (для разговора голосом во время игры), а также необходимое ПО для подключения к игровому каналу WildTangent, DirectX 8.0 и Adobe Acrobat Reader 5. Зачем-то есть shareware-версия классического арканоида.
Окно установки утилит с компакт-диска — при желании можно прочитать краткое описание каждой программки. |
После установки драйверов устройство определяется Windows как Logitech MOMO Racing USB.
Так определяется устройство в Windows. |
В окне опций можно проверить работу девайса, испытать некоторые эффекты обратной связи (понажимав на кнопки — это нигде не написано, поэтому просто обратите внимание).
Газ-газ, проверка! Проверяем обратную связь и работу педалей. |
Там же настройка силы обратной связи. По умолчанию этот показатель установлен на 100%. При желании его можно изменять в пределах от 0% до 150%.
Настройка обратной связи. Можно настроить как общий уровень фидбека, так и его отдельные составляющие. |
***
Logitech MOMO Racing Force Feedback — довольно-таки неплохое устройство. По крайней мере, свою цену (ок. 100-120$) оно оправдывает. Учтите только, что эффект обратной связи по-разному реализован в разных играх. И если в какой-то конкретной игре девайс вас не впечатлит, это проблема игры, а не девайса. Не буду советовать вам бежать сломя голову в магазин и тратить на этот руль свои кровные. Но если вы давно хотели приобрести подобный комплект и на знали, на каком остановиться…почему бы и не на этом?