Обзор широкоформатного струйного фотопринтера Epson Stylus Photo 2100
АрхивПринтерыКазалось, что после пяти лет работы в «Компьютерре» меня уже невозможно удивить ни новой софтиной, ни — тем более — «железякой». Ан нет — удивили. Принтером удивили! И продолжают удивлять день ото дня все больше...
Казалось, что после пяти лет работы в «Компьютерре» меня уже невозможно удивить ни новой софтиной, ни — тем более — «железякой». Восхитить — да, можно, я падок на красивый дизайн и железные интерфейсные примочки, коими в последнее время и завоевывают покупателей практически все производители компьютерной техники (потому как революционные открытия что-то не поспешают), но вот удивить… Тем более в сфере печатных процессов, на изучение которых я положил не один год и повидал разного — от многоцветных принтеров формата… большого очень формата, до не менее многокрасочного (шесть и более цветов) офсета, отпечатанного с таким качеством, что Гознаку и не снилось. Более того — с год назад судачили мы с Козловским о том, куда катится цветная печать, и согласились, что практически все, чего можно было добиться, уже реализовано и удивлять нас больше нечем, разве что фенечками да мулечками. Ан нет — удивили. Принтером удивили! И продолжают удивлять день ото дня все больше.
Модель, в общем-то, уже не новая (по нынешним меркам) — полгода как на рынке светится. Да и революционных нововведений в ней тоже не было, так, эволюция… Но согласно диалектическому закону о переходе количества в качество, казалось бы, незначительные нововведения, аккумулировавшись, породили великолепный во всех отношениях принтер — Epson Stylus Photo 2100.
Я уже писал о нем на страницах «Компьютерры»1 и «Домашнего компьютера»2, но, как выяснилось, информации об этой модели катастрофически мало. Покопавшись в Интернете, я обнаружил четыре статьи, из которых две принадлежали моему собственному перу (и особо не раскрывали технологических аспектов), а еще одна была официальным описанием модели с сайта Epson. Посему мы с Ильей Хрупаловым решили восполнить пробел и поподробнее рассмотреть на страницах «Ферры» особенности этого принтера.
Начнем с позиционирования. Несмотря на появление новой «осенней коллекции» принтеров от Epson, «две сотый» по-прежнему занимает высшую позицию в линейке бытовых и полупрофессиональных моделей — в первую очередь благодаря разнообразнейшим типам распечатываемых материалов, продуманному подающему и печатающему механизму и новым чернилам. Ну а остальные приятные мелочи, не влияя на качество печати, значительно повышают комфортность и скорость работы и заметно снижают себестоимость.
Всеедяка
Epson Stylus Photo 2100 может печатать на листовой бумаге форматом до А3+ без полей, на рулонах шириной до 329 мм и длиной до 10 метров. Правда, официально максимальная длина запечатки ограничивается 483 миллиметрами, но то ж официально… Неофициально же, похитрив с драйвером, можно при желании запечатать хоть весь рулон непрерывным изображением. Но на этом прелести не заканчиваются. Во-первых, оба вида носителей загружаются каждый в свой подающий тракт, а значит, можно установить сразу и рулон, и листовую бумагу и печатать на требующемся носителе, не дергаясь то и дело к принтеру3. Но помимо этих двух трактов, у Epson Stylus Photo 2100 есть еще и третий — сквозной, предназначенный для печати на толстых листовых материалах (до полутора миллиметров). Таким образом, это первый «бытовой» принтер, способный печатать на бумаге плотностью до 1100 г/м2! Специально для этого принтера Epson выпускает «фотокартон» с покрытием.
Разумеется, при наличии такого тракта грех было не реализовать печать на еще одном виде «негибких» носителей — компакт-дисках. Что, конечно, и было сделано!
Рис. 1. |
Рубаха-парень
Итак, как видите, Epson Stylus Photo 2100 — первый принтер своего класса, поддерживающий такое разнообразие типов и размеров носителей, которое и не снилось большинству профессиональных моделей, я уж не говорю о его «собратьях».
Но и на этом чудеса не кончаются, ведь «две сотый» обладает еще одним чрезвычайно полезным устройством — автоматическим резаком бумаги (рис. 2). Этот модуль стандартно поставляется вместе с принтером и может устанавливаться вместо приемного лотка, после чего процесс печати становится практически полностью автоматизированным — с помощью идущего в комплекте с принтером софта вы подготавливаете изображения4, которые требуется распечатать, заряжаете рулон бумаги нужной ширины, ставите резак и… идете пить чай. Все остальное — от печати до нарезки и сбора готовых фотографий в специальный лоточек — сделает принтер, и через некоторое время вы получите стопочку свеженьких, обрезанных, без полей (или с полями, кому как больше нравится) фотографий. Круто? Круто!
Рис. 2. |
Единственный минус — резать принтер умеет только рулонную бумагу. Хотя я исхитрился и заставил-таки его разрезать пополам5 лист формата А4. Правда, добиться качественной печати с нарезкой листа пополам пока не удалось. Ежели придумаю, как обмануть упрямую японскую машину, обязательно поделюсь.
Каллиграф
Посмотрим теперь, как устроен печатающий механизм Epson Stylus Photo 2100. Первое и самое долгожданное новшество — раздельные чернильные картриджи для каждого цвета. Наконец-то больше не придется изгаляться и подбирать картинки так, чтобы чернила расходовались более или менее равномерно, исходя из некоего идиотского «среднестатистического» баланса цветов в изображении! Теперь можно спокойно отпечатать штук сорок картинок в оранжевой гамме и не скорбеть над закончившимся картриджем с полными голубыми чернильницами, а просто заменить желтый и малиновый. Вторая особенность — картриджей стало семь (см. заставку). В принципе, давно напрашивающееся решение — использовать помимо светло-голубого и светло-малинового еще и светло-черный (то бишь серый) цвет, — но как разительно при этом меняются черно-белые отпечатки! За счет введения второго нейтрального цвета стало возможно печатать «честные» черно-белые фотографии без цветовых примесей и с более широким диапазоном оттенков. Для точной настройки баланса серого в комплекте с принтером идут специальная тестовая шкала и утилита Epson Gray Balancer.
Однако при дальнейшем изучении обнаруживается еще одна странность: оказывается, типов чернильниц… восемь. Специально для этой модели были разработаны два сорта черных чернил: Photo Black и Matte Black. Первые — высокоглянцевые — предназначены для печати на фотобумаге и образуют устойчивое глянцевое покрытие, вторые же предназначены специально для матовых бумаг и обладают повышенной оптической плотностью и хуже впитываются — сравните сами два изображения, отпечатанные разными чернилами на обыкновенной бумаге (рис. 3). По своему опыту могу сказать, что в результате становится возможным так тщательно проработать детали при печати вывороткой, что даже на сверхтонких шрифтах с засечками мелкого (6–8) кегля отлично видны все элементы букв!
Рис. 3. |
Быстрый Гонзалес
Но вернемся к печатающему механизму. Увеличение числа картриджей, разумеется, привело к возрастанию веса и габаритов как печатающей головки, так и принтера в целом. По сравнению со своим «младшим широкоформатным братом» Stylus Photo 1290 новая модель шире, тяжелее и сильнее вибрирует при печати. Однако нет худа без добра: под крышкой корпуса мы видим явное преобладание металла над пластмассой, и несмотря на вдвое увеличенное максимальное разрешение (до 2880 dpi) «две сотый» выигрывает в скорости печати — так, на полноцветный лист формата А4 с разрешением 1440 dpi (коего обычно более чем достаточно) уходит три-четыре минуты. Достигается подобная скорость благодаря новой печатающей головке с 672 соплами (по 96 на каждый картридж) и двунаправленной печати с логическим поиском, сокращающим количество «холостых ходов».
Однако понятно, что сколь бы быстрым ни был печатающий механизм, без бесперебойной поставки данных о скоростной печати можно забыть. И тут настало время обратить внимание на заднюю крышку, где собран полный «джентльменский набор» всевозможных интерфейсов. Помимо обязательного параллельного порта и пока еще довольно редкого, но все же более или менее привычного USB 2.0 обнаруживается и порт FireWire! А помимо скоростных интерфейсов, драйвер принтера предоставляет богатейшие возможности по настройке спулинга для достижения максимальной скорости печати.
Мягкоатлет
И раз уж речь зашла о драйверах, нельзя не упомянуть просто сказочный набор софта, сопровождающего принтер. Драйверы продуманны и «вылизаны», справочная система отработана до мелочей (выдаются даже советы «встряхнуть картридж перед установкой» и предупреждения о том, что при установке картриджей в совсем новый принтер их ресурс будет ниже, поскольку часть чернил уйдет на прокачку системы), и что самое приятное — софт есть как для новичков, так и для профессионалов (например, тот же Gray Balancer или набор цветовых профилей для разных сортов бумаг). Единственное, что подкачало, — утилита печати на компактах: такое ощущение, что писали ее где-то на стороне и в жуткой спешке, потому что подобного убожества я не видел со времен Windows 3.1. Однако и это легко можно исправить: после часа шаманских плясок с бубном и линейкой мне удалось настроить программу печати компакт-дисковых этикеток (Nero Cover Designer) для точного попадания «в яблочко».
И это все о нем…
В общем, принтер у Epson получился более чем удачный, выверенный и «выдержанный», без присущих новинкам недоработок и недоделок. Сочетание всех возможностей вкупе с привлекательной ценой делают эту модель идеальным выбором для профессионалов-фотографов и небольших дизайн-студий (кстати, обратите внимание, что на большинстве сайтов, посвященных цветопередаче, рекомендуют именно Epson за «предсказуемую стабильность результатов»). Тем же, кому широкий формат не нужен, рекомендую обратить внимание на младшего братца — Epson Stylus Photo 950, обладающего практически теми же возможностями, но для формата А4.
1. Cм. www.computerra.ru/offline/2002/436/16882. [вернуться]
2. См. www.homepc.ru/offline/2002/76/21099. [вернуться]
3. Дергаться все же приходится — если рулонная бумага не просто вставлена в тракт, а затянута в подающий механизм, то даже при выборе в драйвере «Автоподатчика листов» принтер не выплевывает рулон (хотя и умеет это делать), а почему-то начинает печатать на нем. [вернуться]
4. Благодаря очень продуманной утилите Epson PhotoQuicker, предназначенной для обработки именно массивов изображений, на подготовку к печати тридцати-сорока фотографий уходит пять-десять минут. [вернуться]
5. Подробнее см. http://www.homepc.ru/offline/2002/76/21099. [вернуться]