Обзор пяти игровых рулей-манипуляторов производства Thrustmaster
АрхивВводДва совершенно новых руля-манипулятора производства «великого и ужасного» Thrustmaster: 360 Spider и F1 Force Feedback Racing Wheel, плюс три манипулятора из числа модернизированных старичков.
Знаете ли вы, что совсем недавно на рынке игровых контроллеров, а точнее — в нише рулей, появились два совершенно новых названия: 360 Spider и F1 Force Feedback Racing Wheel? Причем последняя баранка позиционируется не иначе, как лучший продукт на рынке. Значит ли это, что производитель манипуляторов — некогда великий и ужасный Thrustmaster — возвращается? Давайте разбираться. Тем более что у нас есть хороший повод: отечественные дистрибьюторы Thrustmaster представили на суд журналистов не только две упомянутые свежие модели, но и еще три манипулятора из числа модернизированных старичков. Заинтересованно смотрим!
Итак, «рулевая» Thrustmaster-линейка состоит нынче аж из пяти рулей на любой вкус, цвет (впрочем, сами баранки, как обычно, преимущественно черные) и опыт вождения. Простые модели без обратной связи выделены в серию 360 Modena. Видимо, по аналогии с тем, что у настоящих Ferrari 360-я серия — это нехитрые модели стоимостью до 150 тысяч долларов, наши 360-е Modena & Spider относятся к т.н. бюджетной категории рулей «до $100». С них и начнем.
Рули для начинающих...
Thrustmaster 360 Modena Racing Wheel | ||
360 Modena — старший брат 360 Spider, отличающийся прежде всего наличием подрулевых шифтеров и мягкими резиновыми вставками на ободе. А вот кнопок у него совсем мало. | ||
Цена |
$65 (2050 рублей) | |
Обратная связь |
Нет | |
Переключатели передач на руле |
Есть | |
Кнопки |
2 + «4 в 1» + «шляпка» | |
Эргономика, баллов |
3,5 | |
Удобство управления, баллов |
Руль |
3,9 |
Итоговый рейтинг, баллов |
3,5 |
Наиболее простая и до недавнего времени самая доступная модель Thrustmaster. В целом неплохие, хотя и излишне легкие, педали. К сожалению, как и большинство бюджетных комплектов, 360 Modena снабжена довольно маленькой и легкой платформой, которая периодически выскальзывает из-под ног. Впрочем, для данной ценовой категории это обычное дело. Зато усилия на газе и тормозе заметно различаются, что положительно сказывается на игропроцессе.
Руль? Здесь я опять вынужден констатировать: в этой ценовой категории большинство решений определяется не столько дизайнерами и конструкторами, сколько изначально заложенной ценой модели, поэтому вряд ли стоит ожидать от 360 Modena откровений. Тем не менее рулевое колесо вполне удобно, отличается приличного качества резиновыми вставками в местах хвата. А вот кнопки и чувствительность руля довольно средние...
Но и плюсы симпатичны: неплохая в целом управляемость; удобная форма и оптимальное сечение руля; «крылышки» переключателей передач, легкодоступные кнопки (хотя маленькая «шляпка», заменяющая четыре из них, в движении не слишком удобна); наконец, вздыбленный жеребец на эмблеме... Кроме того, есть одна вещь, которой не встретишь почти нигде, кроме как на Thrustmaster/Guillemot: ручное (!) управление газом и тормозом. Под «крылышками»-переключателями передач находятся два аналоговых рычажка, позволяющих полностью отказаться от использования педалей, — получается, что дизайнеры не забыли так же и о людях с ограниченной подвижностью нижних конечностей. Приятно.
...И все это за $65? Весьма заманчиво.
Итого. Неплохой вариант для не слишком упертых любителей виртуальных гонок, которые уже переросли клавиатуры и джойстики.
Thrustmaster 360 Spider | ||
Новый Thrustmaster 360 Spider стал самой экономной (и доступной) моделью фирмы. Правда, некоторые решения нам показались уж очень экономными... | ||
Цена |
$50 (1600 рублей, ориентировочно) | |
Обратная связь |
Нет | |
Переключатели передач на руле |
Есть | |
Кнопки |
11 + «шляпка» | |
Эргономика, баллов |
3,2 | |
Удобство управления, баллов |
Руль |
3,9 |
Итоговый рейтинг, баллов |
3,3 |
«Спайдер» — один из двух новых Thrustmaster-рулей, начало продаж которых запланировано на конец октября с.г. А всего, как вы помните, общее количество рулей, выпускаемых этой фирмой, достигло пяти, и отныне именно 360 Spider будет наиболее доступной баранкой.
Главная особенность новой модели — кнопки. 11 штук, плюс «шляпка», чьи размеры намного превышают габариты «шляпок» рулей-предшественников (кажется, ее взяли прямиком с конвейера по производству геймпадов). Да и кнопки оставили двоякое впечатление: их много (что действительно является большим плюсом), но дотянуться до них, не снимая рук с руля, очень непросто. К тому же «крылышек» переключения КПП здесь нет.
Педали, к сожалению, тоже не претерпели особого тюнинга. Их рабочий ход стал больше, но платформа уменьшилась, что, понятно, не очень хорошо сказывается на устойчивости: в ходе игры приходится часто поправлять платформу с педалями.
Ради снижения конечной стоимости разработчики отказались и от резиновых вставок. Решение спорное: держаться теперь приходится за неприятный на ощупь жесткий пластик. И выемки для больших пальцев слишком тесны. Примечательно, что внешне баранка почти неотличима от кожаной, но стоит взять ее в руки — и с удивлением обнаруживаешь банальную пластмассу. Прокол.
Подводим итог. 360 Spider оставил впечатление бюджетной модели, каковой он, впрочем, и является. Но главное качество — хорошая информативность управления — в этой модели сохранилось, что, смеем предположить, для поклонников гонок все-таки на первом месте. Да и кнопок много... Стоит ли потеря «крылышек»-шифтеров и резиновых вставок пятнадцати долларов? Как знать.
Thrustmaster 360 Modena Pro Racing Wheel | ||
«Профессиональная Модена», несмотря на эффектный внешний вид, показалась нам немного недоработанной. | ||
Цена |
$80 (2700 рублей) | |
Обратная связь |
Нет | |
Переключатели передач на руле |
Есть, в т.ч. мини-рычаг | |
Кнопки |
2 + «4 в 1» + «шляпка» | |
Эргономика, баллов |
3,9 | |
Удобство управления, баллов |
Руль |
3,7 |
Итоговый рейтинг, баллов |
3,5 |
А вот это уже совсем другой коленкор. «Модена-Про» действительно производит впечатление более серьезного продукта. Руль покрыт резиной, и хотя это не самый правильный материал, на ощупь он намного лучше пластмассы предыдущих баранок. Выкрашенная в серебристый цвет база отныне крепится к столешнице двумя струбцинами, для фиксации которых не нужно нырять под стол. «Под алюминий» выкрашены даже педали и мини-рычаг, что справа от рулевого колеса. На фоне простенького черненького рулевого колеса все это смотрится немного сомнительно.
При внимательном осмотре комплект немного разочаровывает: рулевое колесо заметно болтается, весьма конструктивно своеобразные струбцины требуют немалой сноровки и довольно аккуратного обращения, краска на педалях при игре в обуви начинает понемногу стираться... Издержки бюджетности? Скорее всего.
Педали, увы, ни в чем не превосходят своих предшественников. Точнее, они совершенно идентичны педалям модели 360 Modena.
Зато здесь есть отдельный рычажок для переключения передач. Правда, очень маленький, к тому даже отдаленно не напоминающий феноменальный 8-ступенчатый шифтер Act Labs GPL Shifter (который, напомню, подключается через USB-порт и работает с ЛЮБЫМ комплектом рулей и педалей). Переключать передачи можно только последовательно, толкая рычаг к себе/от себя. Слишком просто? Да, однако и такой вариант кажется куда интересней новомодных «крылышек», которые в жизни присутствуют лишь на болидах «Формулы-1» и нескольких дорогих автомобилях со «спортивным уклоном».
«Ручное управление» газом и тормозом имеется и здесь. Примечательно, что подрулевые рукоятки изначально настроены на дублирование педалей, а шифтеры — на повторение команд рычага. То есть в любое время можно пользоваться то одним, то другим приспособлением.
Как ни странно, рулить на этой модели оказалось менее удобно, чем на более дешевых «Моденах». Собственно руль слишком легок, а информативность его вращения недотягивает до должного уровня. Для игр, где приходится тщательно контролировать поведение машины, это почти провал. А уж в серьезных симуляторах, где одно неточное движение может привести к потере управления... В общем, вы поняли. Вместе с тем обычным игрокам это вряд ли покажется серьезным недостатком, однако упертым гонщикам мы посоветовали бы присмотреться к более удобным моделям (причем не обязательно более дорогим).
Что мы имеем в итоге... Если судить по цене, эта модель занимает промежуточное положение между простыми и электрическими рулями с обратной связью. Однако в некоторых случаях по удобству использования она уступает даже младшим продуктам Thrustmaster. Возможно, имеет смысл доплатить за хороший руль с поддержкой Force Feedback? Уровень адреналина в этом случае возрастет во время игры в разы...
...и профессионалов
Услышав о новейшем руле Thrustmaster, снабженном обратной связью и имеющем дизайн, точь-в-точь повторяющий бублики болидов «Формулы-1», мы сразу потянулись... за старыми добрыми Act Labs Force RS и Logitech MOMO. А вы как думали? Первый, напомним, уже который год числится в технологических лидерах (а в наших краях еще и по цене). Второй, появившийся в начале этого года, зарекомендовал себя самым лучшим водительским комплектом... после Force RS. Тем не менее в ряде дисциплин, особенно эргономике, старичок RS уже тогда с трудом противостоял конкуренту от Logitech. Что же будет теперь?
Но начнем мы с менее навороченной, зато куда более доступной и популярной модели.
Thrustmaster Force Feedback GT Racing Wheel | ||
GT Racing Wheel по-прежнему остается одним из лучших рулей на рынке: по игровым ощущениям он зачастую на равных соперничает со старшими моделями Act Labs и Thrustmaster. | ||
Цена |
$125 (3900 рублей) | |
Обратная связь |
Есть | |
Переключатели передач на руле |
Есть | |
Кнопки |
2 + «4 в 1» + «шляпка» | |
Эргономика, баллов |
4,4 | |
Удобство управления, баллов |
Руль |
4,3 |
Эффекты обратной связи, баллов |
4,4 | |
Итоговый рейтинг, баллов |
4 |
Рынок игровых манипуляторов, особенно таких, как компьютерные рули, очень консервативен. Этот руль мы рецензируем чуть ли не три года подряд!.. Правда, нынче Force Feedback GT Racing Wheel претерпел небольшой рестайлинг: появился новый педальный блок, лицевая панель руля окрашена в серый металлик, а в названии появилась приставка «GT». Иначе говоря, теперь рули Thrustmaster c обратной связью разделены на две линейки: гражданскую GT и экстремальную F1.
Мы еще в 2000 году восторгались мощнейшим двигателем этого комплекта, обеспечивающим феноменальную обратную связь. Так вот, в этом отношении ему по-прежнему практически нет равных. Разве что Act Labs Force RS... Плюс руль чрезвычайно удобен, его просто не хочется выпускать из рук: маленький бублик, несмотря на скромные размеры, позволяет исключительно точно управлять автомобилем; сопротивление и возвращающее усилие можно настроить по своему усмотрению, причем на максимальном уровне баранка просто из рук вырывается... Кстати, в процессе работы руль по-прежнему издает почти автомобильные шумы, но, честное слово, язык не поворачивается назвать это недостатком.
Кнопок, к сожалению, немного, зато есть рычажок переключения передач, работающий независимо от подрулевых шифтеров (следовательно, их можно использовать вместо кнопок).
Педали... изменились. Возросли усилия; педали стали заметно информативнее и имеют другую кинематику (как на 360 Spider). Хотя, как нам кажется, лучше было бы просто усилить пружины старой модели — по крайней мере те педали были похожи на настоящие.
Но в целом почти все замечательно. Среди стандартных Force Feedback-рулей GT Racing Wheel — самый мощный и интересный. На наш взгляд, это отчасти искупает многие его недостатки: и малое количество кнопок, и некоторые огрехи в качестве изготовления.
Первые серии этих агрегатов отличались очень хрупкими подрулевыми шифтерами (кстати, компания Guillemot была одной из первых, внедривших эти «крылышки»), поэтому многим игрокам удавалось искрошить их в пыль всего за 1-2 недели (и совсем быстро, случайно отклонив их в противоположную сторону). Другие замечания касались окраски и обшивки. Красивые серебристые педали при игре в обуви довольно быстро теряли свой благородный цвет, а покрытие руля в местах контакта больших пальцев протиралось аж до каркаса. А что сейчас? Педали GT-версии больше на красят, а вот «крылышки», похоже, опять не обладают запасом прочности. Увы! Да и обшивка... неужели через 2-3 месяца почти ежедневной игры она снова протрется до дыр? Как же так, дорогой, очень дорогой Thrustmaster?..
Thrustmaster F1 Force Feedback Racing Wheel | ||
F1 Force Feedback Racing Wheel оказался не только лучшим комплектом из всей трастмастеровской линейки, но и одним из лучших компьютерных рулей вообще. А чего еще было ждать от точной копии рулевого колеса Михаэля Шумахера? | ||
Цена |
$170 (5400 рублей, ориентировочно) | |
Обратная связь |
Есть | |
Переключатели передач на руле |
Есть | |
Кнопки |
9 | |
Эргономика, баллов |
4,3 | |
Удобство управления, баллов |
Руль |
4,3 |
Эффекты обратной связи, баллов |
4,3 | |
Итоговый рейтинг, баллов |
4,5 |
Нетрудно догадаться, что этот руль претендует на звание лучшего из лучших. Между прочим, почти точная копия баранки тов. Шумахера. Специально для сомневающихся в инструкции к комплекту приведены две фотографии, демонстрирующие разницу. Вернее, почти полное её отсутствие. Даже лицевая поверхность выполнена «под карбон»!
Собственно руль превосходен. Настоящие, как вы догадались, размеры и просто отличные кнопки (самые удобные и информативные из всех существующих). Подрулевые шифтеры, как и положено, выполнены из алюминия и снабжены четырьмя пружинами. Кстати, под ними расположены очень удобные рычаги управления газом и тормозом... Углы поворота: около 130 градусов в каждую сторону. Не понравилось только то, что обод руля довольно тонкий. Но, возможно, это сделано специально для управления в огнеупорных перчатках? Все-таки «Формула-1».
Впечатление немного смазывает тот факт, что правый шифтер периодически залипал: исправно функционируя и ни разу не вызвав ложных срабатываний, он тем не менее постоянно забывал щелкать при нажатиях.
Педали — лучшие из всех, что поставляются в комплекте с рулями. Серьезно. Платформа, правда, маловата, зато кинематика и усилия — выше всяких похвал. Более совершенными характеристиками, пожалуй, могут похвастать только отдельные (и очень дорогие) трехпедальные блоки Act Labs Clutch Pedal System. Но среди гражданских комплектов этот — безусловный лидер. Кстати, надо ли говорить, что и педали снабжены алюминиевыми накладами?.. Платформа, кстати, тоже покрыта алюминием, хотя этого как раз можно было и не делать — ведь скользко же!
Высокий уровень продукта подчеркивается еще одной приятной деталью: даже документация выполнена в цвете, а не черно-белой, как обычно. А вот открыв коробку в первый раз, мы увидели... основание от Force Feedback GT Racing Wheel, отличающееся лишь ярко-красным цветом, — в целях унификации в этих моделях используют практически одинаковые корпуса. А как же начинка? Судя по всему, особых изменений нет и здесь. По крайней мере издаваемые звуки и эффекты обратной связи практически полностью повторяют то, что мы видели на более дешевой модели, вот только усилия из-за большего диаметра стали заметно ниже. Впрочем, игре это ничуть не вредит. Наоборот, ощущения от использования F1 FFB Racing Wheel — одни из самых (а может, и самые) приятных из всех протестированных нами рулей. Как ни крути, а баранка здесь совсем иная. Начинка же от GT Racing Wheel, если помните, всегда была на высоте. Одной из.
Выводы. Хотите — верьте, хотите — не верьте, но F1 Force Feedback Racing Wheel по совокупности качеств оказался равен легендарному Force RS. И, похоже, с учетом новизны и ультрамодного дизайна его ждут весьма приятные для производителя перспективы.
Однако стоит обратить внимание на то, что преимущества этих двух рулей распределены неравномерно: заметно выигрывая у творения Act Labs по уровню эргономики (а заодно и внешнему лоску), руль Thrustmaster все же несколько уступает ему по техническому уровню: не столь мощный электродвигатель, простенькая база... Да и по информативности управления Force RS впереди на корпус. Зато F1 Force Feedback Racing Wheel заметно дешевле. Уникальные дополнения Act Labs в виде сверхреалистичных переключателей КПП и трехпедальных блоков со сцеплением? Но ведь их можно подключать к любому компьютеру, даже вовсе без рулей! Так что же лучше? Эх, не зря говорят, что выбор губит человека...
По материалам журнала «Game.EXE».