Photokina 2002. Коротко о главном
АрхивЦифрографияВ двенадцати павильонах выставочного центра на берегу Рейна было представлено, пожалуй, все, что хоть как-то связано с оптикой, фотографией и выводом изображений...
Фотоиндустрия и примыкающие к ней виды деятельности непосредственно связаны с искусством, а потому весьма консервативны, закон Мура тут не действует. Вы замечали, что компьютеры при неизменной цене становятся производительнее и функциональнее день ото дня, высокотехнологичные комплектующие обесцениваются за год-полтора на порядок, а хороший фотообъектив или камера, разработанные десять лет назад, могут оставаться предметом вожделения не одного поколения фотографов? Впрочем, цифровые фототехнологии не желают отставать от компьютерных: так, уже практически все полупрофессиональные камеры преодолели пятимегапиксельный рубеж, а любительские освоили трехмегапиксельную съемку.
Ты — в матрице
Фото 1. |
Sigma SD9 [фото 1], не девушка, мне приглянулась даже просто внешне (в основе лежит 35-миллиметровая зеркалка SA9): не громоздкая, как прочие а-ля 35-миллиметровые цифровики, с продуманным управлением, защитой матрицы от пыли, интерфейсами USB и IEEE1394. Ожидаемая цена на камеру без объектива — около 1800 евро. А когда я сделал пару снимков,
О том, что успешно справились с такой задачей, в Кёльне рапортовали компании Canon и Kodak. Первая демонстрировала универсальную скоростную зеркальную камеру EOS-1Ds [фото 2] с полноразмерной CMOS-матрицей из 11,1 млн. пикселей, выполненной по фирменной технологии (Canon одной из первых стала разрабатывать CMOS-датчики и значительно в этом преуспела). В лучших традициях Canon, это один из самых продвинутых фотоаппаратов в мире: 45-точечный автофокус, 21-зонный экспозамер, чувствительность до ISO 1250 и скорострельность до трех кадров максимального качества в секунду. Но, пожалуй, главное для всего фотомира — что EOS-1Ds полностью совместима с более чем пятьюдесятью фирменными объективами Canon без всяких поправочных коэффициентов.
Фото 2. |
В зеркальной камере Kodak DCS Pro 14n установлена полноразмерная 35-миллиметровая матрица аж на 13,89 млн. пикселов [фото 3], выполненная также по технологии CMOS. Ориентированная прежде всего на неспешную студийную съемку (хотя и два снимка в секунду с таким разрешением — отличный показатель), DCS Pro 14 записывает снимки с разрешением 4536х3024. Главное преимущество для фотографов — возможность использовать высококачественную широкоугольную оптику (байонет Nikon) без коэффициента фокусного расстояния. В остальном — профессиональная «коробка», металлический каркас, все необходимые интерфейсы и прочее.
Фото 3. |
На этом можно было счесть, что для перехода профессиональной фотографии на цифровые рельсы сделано больше чем полдела: все объективы для 35-миллиметровых камер, выпущенные в последние годы не только самими Canon и Nikon, но и производителями второго эшелона (Sigma, Tamron), наконец-то заиграют в полную силу и на цифровой арене, а фотографам отныне потребуется дополнительно купить лишь цифровую «коробку» (body).
Но не тут-то было. Подхватив тему сменной оптики, плавно перейдем к… стенду компании Olympus. Здесь фурор произвел прототип цифровой зеркальной камеры следующего поколения [фото 4], позволяющей менять объективы. (Не секрет, что довольно удачные зеркалки Camedia E-10 и E-20p критиковали главным образом за то, что они имеют несменную оптику.)
Фото 4. |
Фото 5. |
Новый тип байонетного крепления [фото 5], получивший название Four Thirds System (4/3 System), — далеко идущая совместная с Eastman Kodak инициатива, о поддержке которой уже заявила и Fujifilm. Вкратце, это разработанный с нуля стандарт, не имеющий ничего общего с объективами для 35-мм камер (обратили внимание, кто в первых рядах?), призванный работать с любыми матрицами, имеющими соотношение сторон 4:3, — отсюда и название. Его главная черта — удешевление сменной оптики при совместимости с матрицами малых размеров. По мнению участников организованного Universal Digital Interchangeable Lens System Forum, благодаря меньшему диаметру линз оптика 4/3 System с большими фокусными расстояниями, то есть телеобъективы, будет значительно легче аналогов, разрабатываемых для 35-мм камер. Приводятся и другие причины, подробно с ними можно ознакомиться, например, по ссылке. Позволю заметить, что судя по прототипу объектив не очень-то компактен. Припомним также пушечного вида телеконвертер к E-10/20P. В конце концов, такая здоровенная камера (заметьте, что прототип имеет изначально неотделимый большой батарейный отсек) с объективом даже в полтора раза меньшим по размерам уже и выглядеть будет не так серьезно. Не знаю, согласится ли на такую жертву наш Евгений Козловский…
Вспышка flash-памяти
Кажется, многообразие типоразмеров карт флэш-памяти уже вызывает легкое раздражение у потребителей, но крупнейшие игроки рынка цифровой фотографии, по-видимому, еще не наигрались в стандарты. Впрочем, у Fuji Photo Film и Olympus была действительно веская причина выдвинуть новый: в цифровой фототехнике обеих компаний ранее использовалась только флэш-память SmartMedia, ныне уже не удовлетворяющая требованиям компактности и емкости. Стандарт получил название xD-Picture Card (от «eXtreme Digital»). Эти ультракомпактные карточки — 20x25x1,7 мм при весе два грамма — имеют самый крохотный на сегодняшний день форм-фактор. Несмотря на размеры, заявлено, что очень быстро будут освоены объемы до одного гигабайта (производство поручено корпорации Toshiba). На «Фотокине» были продемонстрировали и первые фотокамеры, поддерживающие карты xD-Picture. От Fuji — широкая линейка компактных камер FinePix S304, A303, A203, A204, A202, F402; упомянутая выше F603 имеет два слота — xD-Picture Card и CompactFlash (Microdrive). Olympus внедрил слот xD-Picture Card во всех новых Camedia-моделях — C-5050 Zoom (поддерживает также память CF и SMC), C-730 UltraZoom (xD + SMC) и C-50 Zoom (только xD-Picture). Для широкой совместимости с другими камерами и системами были представлены CompactFlash-адаптеры [фото 6].
Фото 6. |
По всему видно, маркетологи компаний изучили опыт Sony и взялись за дело как следует, ставя потребителей просто перед фактом появления памяти нового типа. Учитывая вес Fuji и Olympus на рынке цифровой фотографии, а также корпорации Epson, тут же демонстрировавшей прототип принтера серии Stylus Photo 925 с действующим слотом xD-Picture Card, можно, перефразируя, сказать, что стандарт SmartMedia обречен…
Стандарт CompactFlash тем временем не думает сдаваться. Емкости до гигабайта тут давно освоены всеми кому не лень, теперь производители наперебой повышают быстродействие этих карточек. Наиболее убедительно выглядят достижения компании Lexar: благодаря технологии с незамысловатым названием Write Acceleration скорость записи в память увеличена до 3,6 Мбайт/с (Lexar, пользуясь терминологией оптических накопителей, маркирует свои карточки как 4х, 12х и 24х; скорость записи соответственно кратна 150 Кбайт/с). В них используются специальный контроллер и особо быстрая флэш-память, однако не надо думать, что этого достаточно, чтобы, скажем, камеры прошлых лет перестали тормозить — соответственно должны быть оптимизированы и они сами. Пока особо быструю запись поддерживают и наиболее ощутимо выигрывают от ее применения (если, конечно, можно назвать ощутимым прирост скорости всего около 23 процентов) только профессиональные камеры — например, Nikon D1x, «задник» Kodak Professional Pro 645M.
Принтермеццо
Компания Epson праздновала на «Фотокине» этого года своеобразный триумф: стенды практически всех ведущих производителей цифровых фотокамер (очевидные исключения — Canon и Hewlett-Packard) были в изобилии оборудованы фотопринтерами серий Stylus Photo 9xx и широкоформатной моделью 2100. Шаг, кстати, абсолютно взаимовыгодный. Что значит показать рядовому потребителю цифровой камеры товар лицом? Это только просьюмеры (prosumer — сравните с consumer) будут копаться в быстродействии, удобстве управления и прочих эксплуатационных характеристиках, а консьюмеру подавай результат — вот, дескать, как легко все получается, сделали снимок, вставили карточку в принтер, и отпечаток готов.
На стенде самой Epson (и у одного двух фотопартнеров, в частности, Minolta) можно было увидеть в действии анонсированные в день перед открытием экспозиции новейшие технологии USB DIRECT-PRINT, PRINT Image Matching II, а также беспроводную печать через Bluetooth. Благодаря USB DIRECT-PRINT, как, наверное, понятно из названия, можно и вовсе не вынимать карту флэш-памяти из фотоаппарата — камера подключается к принтеру напрямую и управляет печатью. В цифровой фототехнике Canon и HP уже давно реализована такая функциональность, однако Epson предлагает открытый (по крайней мере, для всех производителей фотокамер) стандарт. Мне видится, что это в первую очередь полезно для простейших аппаратов, вовсе не имеющих сменной флэш-памяти. Новые камеры prosumer-класса, без сомнения, примут новую технологию Epson, но, с другой стороны, парк цифровиков, в которых не удастся обновить микропрограммы до совместимости с прямой печатью через USB, останется довольно большим. Наряду с более низкой скоростью передачи через USB против прямого считывания с карты в принтере у этой новации Epson есть неоспоримое преимущество — необязательное наличие у принтера собственного контрольного ЖК-дисплея.
PRINT Image Matching II является дальнейшим развитием технологии получения отпечатков с цифровых камер, опирающейся на данные об условиях съемки, включаемые камерами при съемке в файл изображения (выбранный баланс белого, чувствительность, сжатие и прочее). P.I.M II позволяет контролировать четырнадцать параметров — вдвое больше, чем у первой версии, представленной в марте прошлого года. Кроме формата JPEG теперь поддерживается и TIFF. О поддержке P.I.M II заявили компании Casio, JVC, Konica, Kyocera, Minolta, Nikon, Olympus, Ricoh, Sanyo, Toshiba. На момент объявления эта технология уже была реализована в камерах Minolta Dimage 7i и F100, Pentax Optio 330RS и 430RS.
С беспроводной печатью через Bluetooth, например, Hewlett-Packard в своих струйных принтерах экспериментирует уже давно, однако печать непосредственно с камер до сих пор оставалась в стороне. С выходом модели Sony DCS-FX77 [фото 7], поддерживающей Bluetooth Basic Image Profile, и это стало возможным.
Фото 7. |
Пока что представленные принтеры Epson поддерживают эту технологию опционально — через специальные адаптеры. Еще одна новация Epson, пока реализованная на уровне действующего прототипа (модернизированный Stylus Photo 925), — поддержка флэш-памяти xD-Picture [фото 8].
Фото 8. |
Hewlett-Packard представила в Кёльне фотокамеру Photosmart 850 и компактный струйный принтер Photosmart 230. Камера стала старшей в семействе HP: четыре мегапиксела, восьмикратный оптический трансфокатор (объектив от Fuji, сотрудничество с Pentax окончено), модный ныне цветной жидкокристаллический видоискатель в окуляре, ручные режимы. Photosmart 230 очень похож на 130-й: тот же механизм, те жевозможности печати с карт памяти, но плюс — цветной ЖК-дисплей, как на модели 7550, для просмотра снимков и более удобного управления.
Видоискатели приключений
Перечислять характеристики всех представленных в Кёльне цифровых фотокамер нет смысла, это несколько десятков моделей. Основная тенденция — бум стильных миниатюрных камер с разрешением до 3-4 мегаписелей, и их фотовозможности по-прежнему на втором месте после дизайна.
Изучая раздаваемый журналистам каталог, в классификаторе участников выставки я встретил интересную группу — 3D-камеры. Не так давно мы кратко рассказывали о технологиях трехмерных дисплеев, но фотография, подумалось мне, — это совсем другое.
Из пяти компаний четыре показывали те или иные скучные варианты традиционной стереофотографии, подразумевающие просмотр либо двух изображений через специальный бинокль (старая как мир идея стереоскопа), либо одного специально составленного через очки со стеклами разного цвета (это нам хорошо знакомо по компьютерным играм). Но только на стенде HumanEyes Technologies царило оживление — здесь действительно можно было увидеть трехмерные изображения собственными глазами, безо всяких приспособлений, скажем так, одно в рамках одной фоторамки. Суть метода проста и напоминает стереооткрытки: особым образом сформированное изображение ламинируется рифленым прозрачным пластиком. Новация же в том, что вся предшествующая ламинированию технология максимально проста и доступна, грубо говоря, каждому владельцу цифровой фотокамеры и струйного принтера. Достаточно сделать несколько снимков по определенному сканирующему алгоритму (с помощью простого штатива или специального механизма перемещения камеры) и поручить их обработку программному обеспечению. На выходе получается хитрая чересполосица, которую остается только распечатать [фото 9] и заламинировать.
Фото 9. |
Сколько бы ни предрекали галогенидо-серебряной (читай — пленочной) фотографии скорую кончину, она и не думает сдаваться. По разным данным, несмотря на растущую популярность цифровой фотографии, число пленочных камер, проданных в этом году, побьет прошлогодний показатель. С учетом проданных ранее камер, морально устаревающих очень медленно, это по-прежнему гигантский рынок, и ориентируясь на него, AGFA, Kodak, Fujifilm представили не по одной серии новых негативных и обращаемых пленок, фотобумагу, химикаты, мини-лаборатории и прочее.
От прочих отраслевых выставок «Фотокину» отличают многочисленные тематические фотогалереи и… публика. Тысячи людей, увешанных фотоаппаратами, смотрят на мир преимущественно в видоискатели — дальномерные, зеркальные, жидкокристаллические. Потом — возвращаются к увиденному на просмотровом столе или экране компьютера, и заканчивают, в зависимости от удачи, постерами или новыми страницами в фотоальбоме.
Складывается ощущение, что они пришли сюда не столько поглазеть фотоновинки, сколько набраться от этих новинок вдохновения и далее с новыми силами украшать зрительную память человечества. Тенью и светом.