Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Впечатления от цифровой фотокамеры Olympus C-720 Ultra Zoom и от торговли электроникой в Сингапуре

АрхивЦифрография
автор : Алекс Карабуто   16.08.2002

Потенциальный хит продаж: 24-кратный зум и масса полезных функций делают эту недорогую трехмегапиксельную камеру очень удобной для любителей и подспорьем в профессиональной работе.

Помните «классические» Огороды Козловского четырехлетней давности? Теперь это история, причем, возможно даже с большой буквы. Однако ничто нам не мешает иногда возвращаться к ней, чтобы еще раз насладиться неподражаемым языком их автора, проследить за увлекательными перипетиями поиска, покупки или обмена у знакомых директоров магазинов очередной «вкусной» компьютерной или фото железки, посопереживать автору в его порой неуклюжих попытках заставить эти шедевры технической мысли работать так, как хочет потребитель (а не производитель), и, наконец, по крупинкам, как золото из речного песка, повыуживать из «грядок» бесценные технические подробности очередной новинки, чтобы на следующий после прочтения день побежать в тот же магазин и, протягивая трясущимися от нетерпения ручонками свои последние хрустящие бумажки, еле слышно выдавить: «Мне это - как у Козловского!»

С переходом Евгения на другую работу (должность Главного Огородника страны была покинута ради не очень мягкого кресла Главного же Редактора лучшего компьютерного журнала) «козлонки», отданные в не слишком заботливые лапы молодых «компьюFерровцев», осиротели. И хотя сам Евгений нет-нет, да и тряхнет стариной (крепись, старина!), его набеги на «грядки» уже не носят былого неповторимого озорства - видать, мудрость довлеет, да и сам легкомысленный «огород» теперь носит обязывающее название «ферма». Мы же («ферровцы») в силу скромности сил и скудости таланта, лишь изредка пытаемся полоть грядки в стиле классика, не давая прекрасному жанру угаснуть совсем. Так, пару номеров назад Андрей Волов поведал на нашей ферме о коллизиях, аллюзиях и иллюзиях в связи с модными сейчас компьютерными стереоколонками Microlab SOLO-1. А сегодня ваш покорный слуга попробует рассказать «по законам огородного жанра» о новейшей цифровой фотокамере Olympus C-720 Ultra Zoom. Только не судите строго - ведь мы прекрасно осознаем пропасть между нами и Классиком, тем более что именно он много лет назад открыл широкой непрофессиональной общественности жанр цифровой фотографии. Итак, приступим.

Жили-были… впрочем, опустим подробности прошлой жизни. Греясь пару месяцев назад на калифорнийских пляжах, я пролистывал местные интернет-страницы в поисках подходящей (недорогой и многофункциональной) цифровой камеры взамен порядком поднадоевшей пленочной. Немного остервенения моему поиску придавал приятный золотистый песочек, заклинивший затвор «пленочника», так что увековечивание в целлулоиде «видимо, самого красивого» на тихоокеанском побережье и фланирующих мимо полуголых особ противоположного пола (тайком или с их любезного согласия) грозило потерпеть полное фиаско. Так уж получилось (см. опущенные подробности прошлой жизни), что окончательный выбор «цифорвухи» я решил делать среди компактной продукции Olympus и еще одной (самой известной) японской фирмы. Впрочем, высокие цены последней (даже там, где они раза в полтора ниже наших) почти не оставляли сомнений в выборе первой. Да и пример Козловского, являющегося ярым поклонником цифровых Олимпусов (почитайте его многочисленные огороды про них), был заразителен.

Итак, побродив по www.olympusamerica.com, я в нерешительности застыл между заслуженной четырехмегапиксельной C-4040 Zoom и новейшей, но трехмегапиксельной C-720 Ultra Zoom. Первая стоила весьма приличных денег, а «четырехмегапикселка» попроще, D-40 Zoom, как-то не особо впечатляла. Зато С-720 Ultra Zoom впечатлила сильно и сразу (хотя бы уже одним этим ультразумом), но пожертвовать целым миллионом пикселей не позволила мне тогда философия обывателя, жаждущего «как можно больше мегагерцев и мегабайтов». Кроме того, C-720 UZ оказалась настолько свежей, что ни в одном тамошнем интернет-магазине ее тогда еще не было (даже поиск по pricewatch.com и pricegrabber.com ничего не давал). К тому же ее рекомендованная цена на родном сайте была не по моей кредитке. И поскольку Боинг-767 нетерпеливо махал мне крылом, настойчиво предлагая вернуться в жаркое московское лето, пришлось на время забыть об этих мечтах.

Случай помечтать вновь представился достаточно скоро: пролетом из страны, где дикие пингвины устраивают ежедневный парад в шесть часов вечера (и это сущая правда), я на денек задержался в «экваториальном» Сингапуре. Памятуя о байках, что цены на аудио-видео и компьютерную технику там потрясающе низки (поговаривали, что в местных долларах они такие же как у нас в долларах США, при этом сингапурский доллар сейчас слабее американского в 1,75 раза), я решил побродить по местным рынкам электроники и немного побыть восточным джином (тем, что из бутылки) для себя самого - благо, день рождения был не за горами. То есть попытаться исполнить любые свои желания по части электроники и компьютеров. Тут надо заметить, что желания эти оказались на удивление скромными и сугубо сиюминутными, наверное, в силу воспитания. Прежде всего, надо было прикупить кое-какие мелочи из компьютерной комплектухи, редкие плоские аккумуляторы для продвинутого плейера (сам плейер оказался дешевле в Штатах), ну и цифровую фотокамеру, наконец, с сопутствующими ей побрякушками. Предварительно наведенные справки и взятая у обворожительной китаяночки в аэропорту Changi карта местности, позволили оперативно произвести рекогносцировку и сосредоточиться на главном...

«Бананово-лимонный» встретил меня... нет, не бурей, но сильным проливным дождем и пасмурным небом. Выразив по этому поводу сожаление попавшемуся под руку такси-драйверу, я с удивлением услышал в ответ, что на его памяти (за 25 лет) в Сингапуре не было ни одной бури или тайфуна (они, оказывается, обходят стороной этот островок европейской цивилизации), и что вообще, мне очень не повезло с погодой и возможностью пофотографировать местные красоты, поскольку здесь более 300 солнечных дней в году, а в море можно прекрасно купаться и загорать на чудесных песчаных пляжах круглый год. Если верить этому, то следует признать, что Сингапур - почти рай для европейца: весь год тепло и солнце (но жара не изнуряющая, 25-30 градусов), современный город, отстроенный в евро-американском стиле с восточным колоритом и «небоскребным» деловым центром, строго упорядоченное левостороннее движение, современные автомобили и дороги, всё на английском языке (многое вообще - только на английском без китайских подстрочников), шикарный международный аэропорт. В прохладном ультрасовременном метро (MRT) - идеальная чистота (впрочем, в городе тоже чисто и опрятно), а штрафы за курение и еду (!) в общественном транспорте достигают (внимание) аж 1000 и 500 ихних долларов соответственно! И это при том, что у большинства местного населения (это в основном китайцы-малазийцы с небольшой примесью индусов, индонезийцев и арабская община) доходы невысокие. Между тем, образованному европейцу не составит большого труда найти там себе достаточно хорошо оплачиваемую работу в развитом высокотехнологическом секторе промышленности, инженерной компании или даже местных научных учреждениях. Такси оказалось очень недорогим (дешевле московского и даже китайского) и явно аккуратнее американского. В целом, Сингапур мне понравился заметно больше, чем Гонг-Конг или мегаполисы континентального Китая. Впрочем, мы немного отвлеклись от нашей основной цели.

Бытовую электронику и компьютерную технику в Сингапуре лучше всего искать в двух местах: в пятиэтажном здании Funan, расположенном почти в самом центре города (там цены чуть выше, но и обстановка покультурнее), и в двух многоэтажках чуть поодаль (но все равно достаточно близко к центру, пара станций метро) - Sim Lim Tower и Sim Lim Square. Последние два - настоящее раздолье для «электронного» шопинга. Поэтому, кинув местному узкоглазому извозчику пятак (в местной валюте), я небрежно бросил на ломаном китайском: «Сим Лим», и через некоторое время оказался у подножия этих зданий. Внутри оба Сим-Лима похожи на нашу «Горбушку» - несколько этажей с множеством небольших разномастных торговых павильончиков, тут же можно и перекусить. Однако там этажей и павильонов больше, заблудиться легче, а между этажами - эскалаторы, а не лестницы.

Sim Lim Tower, в который я заглянул сначала, неожиданно поразил атмосферой былого Митинского радиорынка - три этажа полностью отданы торговле радиодеталями и сопутствующими товарами, причем наряду с аккуратными стеллажами, «вымощенными» ящичками с новенькими резисторами, конденсаторами и микросхемами (есть и оптовая, и розничная торговля), можно найти развалы старых пользованных блоков и их фрагментов, измерительных приборов, запчастей и прочей железной мелочевки. Я даже смог отыскать достаточно редкие японские минипереключатели, которых на Митинке нет уже года четыре. Поскольку в прошлом я провел немало времени, блуждая лабиринтами митинских «радиорядов» в поисках нужных деталек, то здесь меня удивила, пожалуй, только одна вещь - несколько павильонов торговали исключительно наборами из серии «сделай сам» (плата плюс комплект деталей) и уже готовыми (спаянными) платами из таких комплектов. Ассортимент этих наборов в Сим Лиме может поразить воображение кого угодно. Еще два этажа Тауэра торгуют тем, во что Митинский рынок превратился несколько позже, то есть сотовыми телефонами, аудио-видео и даже бытовой техникой. Компьютерных отделов там не оказалось. Зато несколько павильонов специализируются целиком на батарейках, аккумуляторах, зарядных устройствах и блоках питания (ассортимент невиданный). На эти вещи там цены ниже, чем в соседнем Sim Lim Square.

Квадратное многоэтажное здание Sim Lim Square поновее и поцивильнее внутри. Несколько нижних этажей занимают фото, видео и аудиотехника. Цены на нее действительно гуманные (хотя и не такие уж низкие, как описывалось в «байках»), причем в большинстве случаев можно (и даже нужно) торговаться - от 5 до 15% скинуть вполне реально, хотя на мое удивление попадались и такие «неправильные» китайцы, которые называли сразу предельно низкую цену, и сбросить ее уже не удавалось никакими способами. Выше находится несколько этажей с компьютерными комплектующими, мониторами, ноутбуками и готовыми системными блоками. Множество разных фирмочек (порой узко специализированных) сильно напоминает наш Савеловский рынок. Да и цены на комплектующие, честно говоря, меня разочаровали: разница с московскими составляла не более десяти процентов по подавляющему большинству позиций (а то и вовсе нулевая), ассортимент почти тот же, продавцы работают почти так же, как у нас, торговаться почти невозможно. Походил я меж компьютерных рядов, да так почти ничего из намеченного и не купил, посчитав, что лучше это сделать на родине - сразу с гарантией и практически по той же цене. Даже неплохие CD-R болванки по 7-10 рублей за штуку (в пересчете) не веселили глаз. Единственное, что порадовало (хотя я и был к этому готов) - процессоры в связке с материнской платой (bundle) продавали с очень значительной скидкой (см. фото прайс-листа), хотя бесплатных Дуронов в придачу к купленным матерям (как было годик назад) я так и не встретил. Но вот этого мне, как раз, и не требовалось.

Таким образом, джин из меня получился никудышный, и его репутацию могла спасти только новенькая цифровая фотокамера. За ней мы и последовали на нижние этажи электронной волшебной горы (Сим-Сим, откройся). Поскольку заранее джину не была точно известна модель камеры, предстояло провести сравнение технических возможностей и цен предполагаемых конкурентов, и тут мы возвращаемся к дилемме, возникшей на знойном калифорнийском пляже. Необходимость срочно сделать выбор между четырьмя олимпусовскими мегапикселями и тремя, но «с наворотами» сперва повергла меня в легкий ступор. Ведь хочется сразу иметь достойное число пикселей, чтобы потом не было мучительно больно и т. д… Однако после некоторых размышлений, внимательного разглядывания спецификаций (далеко не каждый китаец соизволит их показать) и верчения в руках претендентов был сделан, наконец, важный вывод. «На хрена козе баян?», - подумал я, и с легким сердцем притянул к себе трехмегапиксельное чудо Olympus С-720 UZ с 24-кратным зумом, панорамной съемкой и кучей прочих полезностей.

Действительно, так ли велика при обычной любительской (и даже полупрофессиональной) съемке разница в качестве получаемых фотографий между тремя и четырьми миллионами пикселей цифровой фотоматрицы, если при этом применяется не самая навороченная оптика? Рискну утверждать, что нет, и что трех мегов вполне достаточно для получения достойных картинок. Тут можно вспомнить один давний наш с Козловским спор по поводу целесообразности частых обзоров регулярно обновляющегося железа: новых моделей процессоров, памяти, чипсетов, винчестеров и т.п. Евгений утверждал (и в этом есть свой резон), что для конечного юзера совсем не важно, что, скажем, новый процессор или винчестер быстрее предыдущего на 5, 10 или 15 процентов, поскольку в своей реальной работе он (юзер) практически не ощутит никакой прибавки производительности новой системы, если не будет сидеть с секундомером в руках. Реально заметна в работе ему станет только полутора- или двукратная прибавка производительности системы, что при нынешних темпах развития отрасли происходит не чаще раза в год. С этих позиций, однотипные поступления нового компьютерного железа можно обозревать раз в год, а остальное время уделять рассмотрению новой функциональности (а не скорости) или просто отдыхать. Что ж, удобный подход, хотя у меня (и не только у меня) найдется масса аргументов против.

Вместе с тем, развивая эту мысль, можно с легкостью сказать, что разница между тремя и четырьмя мегапикселями фотокамеры при прочих равных технических возможностях ничтожна и не будет реально дифференцироваться пользователем. В самом деле, какое отличие между картинками размером 2000 на 1500 (округленно) и 2300 на 1740 пикселей? Те же «незаметные» на глаз 15 процентов линейного разрешения, которые будут с легкостью «пожираться» неидеальной фокусировкой при съемке и упрощенной (по сравнению с профессиональными камерами) оптикой. И те, и другие фотографии вы сможете распечатать с хорошим качеством в формате А4 и не сможете - в А3. И те, и другие будут идеально смотреться при размере А5 и меньше (если отсняты качественно), то есть будут пригодны даже для журнальной полиграфии. Оба размера с запасом покрывают потребности «внутрикомпьютерных» применений и вэб-сайтов даже при 21-дюймовых мониторах. Разница между картинками станет заметна только при увеличении матрицы до пяти с лишним мегапикселей, но это уже совсем другие камеры, оптика и цены. То есть, для камер дешевле примерно 800 долларов США нет никакого практического резона обязательно гнаться за четырьмя мегапикселями вместо трех. Подчеркну, - это относится только к любительской или полупрофессиональной съемке.

Взамен «сэкономленного» миллиона пикселей куда важнее получить дополнительные функциональные возможности камеры, более качественную оптику и фокусировку, да и на 30% большее количество фоток на той же самой флэшке не помешает. Именно поэтому я с легкостью оставил мысли о C-4040 Zoom, когда потискал золотистую C-720 Ultra Zoom. Кроме того, цена у последней в павильонах Сим-Лима оказалась очень даже привлекательной: минимальная в некоторых «захудалых» коморках примерно 420 USD, но я не пожалел лишнюю пятнашку обходительному менеджеру солидного и просторного салона за возможность эксклюзивно мучить его вопросами и экспериментами с камерой почти пол часа и за некую подспудную уверенность, что тут уж не надуют и брачок не подсунут. В любом случае, это оказалось заметно дешевле, чем в штатовских интернет-магазинах той поры (от 475 с доставкой).

Для кучи я сразу прикупил 128-мегабайтную флэшку SmartMedia от самой Olympus взамен комплектной 16-меговой. Как показала практика, на 128-шку влезает около 200 фоток максимального размера в High Quality JPEG, что позволяет как минимум день (а при экономии - и весь отпуск) беззаботно «щелкать» достопримечательности. Аналогичная флэшка производства Transcend, конечно, стоит на 10-15 долларов дешевле, но в данном случае гарантия полной совместимости и беспроблемной работы памяти с камерой важнее. Хотя я уже подумываю о «докупке» еще одной-двух 128-шек - уже от Transcend, - чтобы не таскать с собой в поездках ноутбук для сбрасывания отснятого.

Камера Olympus CAMEDIA C-720 Ultra Zoom является развитием двухмегапиксельной C-700 Ultra Zoom. Главной ее изюминкой служит восьмикратный (!) оптический «зуум» (у семисотой был аж десятикратный, но видимо, он не дает нужной резкости при увеличении разрядности матрицы). В «пленочном» эквиваленте это означает от 40 до 320 мм (причем светосила на максимальном фокусном расстоянии очень хороша - 1/3,4), что вместе с 3-кратным цифровым дает общее увеличение до 24 раз! Для любительских и даже полупрофессиональных цифровых фотокамер это весьма редкая возможность. Некоторые «знатоки» могут возразить, что для камеры такого класса столь большой оптический зум не нужен потому, дескать, что естественное дрожание камеры в руках не позволит отснять объекты достаточно резко при увеличении 6х-8х. Ну, во-первых, это у кого какие руки, и при определенной сноровке такие съемки не доставляют хлопот, а во-вторых особо трясущиеся могут таскать с собой легкий штативчик (на самом деле он пригодится не только для этого случая; кстати, отверстие для крепления штатива у C-720 расположено практически в центре тяжести камеры).

Преимущества большого оптического зума дают о себе знать моментально, а привыкание происходит быстро и бесповоротно (как к сильному наркотику). Честно говоря, при таком оптическом зуме пользоваться еще и цифровым не возникает острой необходимости. И это правильно, поскольку цифровой зум сразу снизит качество картинки, так как использует интерполяцию. Еще одним достоинством большого зума является возможность снимать объекты фауны, не внося паники в их нестройные ряды своим крадущимся приближением. Профессионалы для этих целей используют массивные телескопические насадки, нам же, любителям, вполне хватит ультразума от Olympus, чтобы порадовать детишек, например, фоткой живой мышки.

Sicista betulina в московских лесах. Объект захвачен при максимальном оптическом зуме с расстояния три метра.

Кто-то даже назвал нашу героиню самой компактной и «светосильной» трехмегапикселкой с 8-кратным оптическим зумом в мире. И это недалеко от истины, поскольку такой миниатюрной камеры с такой хорошей функциональностью я не еще встречал. В моей правой руке она поместилась как влитая, да и по весу (грамм 400 с батарейками) оказалась в самый раз. Я не стану тут перечислять подробно все технические характеристики новинки - за ними вы можете обратиться непосредственно на сайт производителя или к нам на www.terralab.ru/digiphoto/19228. Также я не вижу смысла в вольной форме пересказывать здесь юзер-мануал изделия, сопровождая это многочисленными скриншотами «для тупых», как это любят делать некоторые упертые обозреватели железа на популярных сайтах. Оставим удовольствие разбираться в тонкостях эксплуатации самому покупателю! Коснусь лишь наиболее важного.

Диапазон выдержек от 0,001 до 8 секунд при эквивалентной светочувствительности от 100 до 400 ISO позволяет фотографу вести себя уверенно и во время спортивных соревнований, и в лунной ночи. «Скорострельность» камеры составляет до 5 кадров за 4 секунды в серии. С одной стороны, все действия камеры максимально (и интеллектуально) автоматизированы, чтобы даже начинающий пользователь мог получать хорошие снимки, не задумываясь о деталях процесса. Но с другой - многими параметрами съемки (выдержкой, апертурой, чувствительностью, режимами вспышки, автофокусировки и баланса белого) опытные пользователи могут управлять и вручную (свои настройки можно запомнить в отдельный режим). Электронный глазок видоискателя (114 000 пикселей) и такой же LCD дисплей отображают детали режимов съемки, зато проконтролировать резкость снимков по ним проблематично, и приходится полагаться на автоматику. Режим макросъемки позволяет фотографировать с расстояния от 10 см. Есть режим панорамы (автосклейка нескольких «соседних» изображений на олимпусовских флэшках, поддерживающих эту функцию). Камера может делать снимки с разрешением от 640x480 до 1984x1488 (включая несжатый TIFF) и писать небольшие видеоролики без звука в формате QuickTime Motion JPEG (15 кадров/с), пожирающие объем флэшки со скоростью 1 Мбайт/с для разрешения 320x240 и в 4 раза медленнее при 160x120.

Встроенная интеллектуальная постобработка изображений (технология TruePic, впервые примененная в топовой модели Olympus E-20) может не только поворачивать картинки, но и оптимизировать их резкость, контраст, чистоту и градацию цветов, даунсемплировать (уменьшать размер), превращать в черно-белые или «сепированные» (ну почти полный Фотошоп на борту). При этом качественный видеовыход позволяет оперативно наблюдать результат труда фотографа (и видеоролики) на ближайшем телеэкране. Видеовыход полезен еще и тем, что в отпуске, без компьютера, можно быстро «почистить» флэшку от некачественных или ненужных снимков (встроенный LCD для этого все же мелковат), а дома при наличии ПК с видеовходом - использовать фотокамеру как простую вэб-камеру или для достаточно качественных видеосъемок (сигнал с CCD-матрицы в реальном времени кодируется в PAL), причем в последнем случае можно воспользоваться и кассетным видеомагнитофоном, чтобы запечатлеть домочадцев и питомцев.

Удобно, что камера питается от стандартных батарей AA (четыре штуки), аналогичных NiMH-аккумуляторов, или от пары литиевых батарей CR-V3, с которыми она работает в несколько раз дольше. Комплекта «пальчиков» Duracell Ultra хватает более чем на 400 снимков без вспышки (две полные 128-е флэшки, судя по моему опыту), если не слишком терроризировать зум. Вспышка «пробивает» до 5,5 метров, сильно подсаживая батарейки. Можно питать камеру и от внешнего шестивольтового блока (его придется докупать). Встроенный USB-порт позволяет без драйверов подключать камеру к ПК c Windows XP/Me/2000 и не только через обычный файловый менеджер переписывать картинки из флэшки в компьютер (и наоборот), но даже использовать камеру просто как USB Flash диск для переноски самых разных файлов между компьютерами (для полного счастья камере не хватает лишь встроенного mp3-плейера).

Конечно, в отличие от той же C-4040 Zoom, у нее нет таких полезных вещей, как подавление шума при ночной съемке, ручной фокусировки (только автофокус, который не всегда идеально работает), Optical Image Enlargement до 3200x2400 и ряд других. Но большой оптический зум, существенно более низкая цена и ряд новых пользовательских функций и режимов, облегчающих жизнь начинающим и непрофессиональным фотографам, способны перевесить многое. Идеал же, как известно, никогда не достижим.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.