Обзор цифровой фотокамеры Nikon Coolpix 5000
АрхивЦифрографияДолгожданная 5-мегапиксельная камера Nikon имеет новый конструктив, необычайно экономична и следует лучшим традициям полупрофессиональных моделей Coolpix.
Конструкция
И в цифровой фотографии нашлось применение магнию. Корпус Nikon Coolpix 5000 из магниевого сплава. Дизайн аппарата классический и больше напоминает любительскую серию Nikon 880/885/775, чем 990/995, а так же Olympus E10/20 и 4040. Видимо и стратегически Coolpix 5000 конкурент E10/20 и Minolta Dimage 7. Тот же ценовой диапазон — больше 1000 и матрица в 5 мегапикселов.
Поворотный дисплей нового Nikon'а позволяет снимать из любого разумного положения и фиксируется со щелчком при установке в традиционное. В камере установлен датчик и контролирующая его система, которая переворачивает изображение на дисплее при экзотическом положении аппарата. Подобная автоматика устанавливается и в других продвинутых камерах и служит для автоматического поворота вертикального и горизонтального кадра в соответствии с положением фотоаппарата при съемке. К переворачиванию изображения нужно привыкнуть. В некоторых случаях, к примеру, когда аппарат слегка наклонен к земле а дисплей не зафиксирован в своей нише до щелчка, изображение прыгает вокруг вертикальной оси или просто выводится зеркально. Поворотный дисплей еще и дополнительная защита LCD поверхности от механических повреждений и грязи. Было бы хорошо иметь возможность отключать механизм поворота или принудительно поворачивать изображение.
Поскольку камера довольно компактна, то три кнопки управления выводом информации на дисплей (режимы дисплея отключен/вывод съемочной информации, вызов меню и быстрый просмотр снятого кадра QUICK) расположены на нем самом. И если он не зафиксирован, то пользоваться кнопками не очень удобно (нужна третья рука, иначе дисплей уходит от нажатия вашего пальца).
Органы управления (кнопки, диски, переключатели, джойпед, селекторы) размещены «под управление правой рукой». Компактный корпус с поворотным дисплеем не позволил отдать часть функций левой, как у классических зеркалок, и потому управлять не очень удобно (особенно дотягиваться до кнопки блокировки фокуса/экспозиции и подстраивать диоптрийную коррекцию оптического видоискателя, довольно хорошего для цифровых камер).
Прилив батарейного отсека — он же ручка фотоаппарата содержит в себе (в нише) датчик вспышки (как бы TTL). При правильном положении руки фотографа с указательным пальцем на кнопке спуск он заведомо не может быть заблокирован (прикрыт). И это еще одно ухищрение в борьбе за компактность. Окно встроенной вспышки большое и так же практически не может быть случайно прикрыто рукой фотографа (при нормальном положении камеры). Тем не менее, следует отметить, что поворотный дисплей провоцирует как раз к не нормальным положениям, и тогда будьте внимательны.
Встроенная вспышка многорежимная и с регулируемым в пределах +- 2Ev с шагом 1/3 импульсом. Автоматика вспышки работает по предимпульсу. Гнездо внешней вспышки позволяет использовать любые (безопасные для цифровых камер) блицы с запуском через башмак, а TTL вспышки Nikon будут правильно управляться камерой в режиме TTL. D-TTL Nikon, как и подсветка фокусировки не поддерживаются. Столь точная коррекция силы импульса — шаг 1/3 излишня, а вот подсветка была бы очень полезна, так как в относительных сумерках камера с трудом фокусируется. При макро съемке можно использовать встроенную вспышку — для этого нужно максимально понизить силу импульса и снимать на максимально длинном фокусе. С 10-20 см получается хороший результат.
Макро со вспышкой. |
Гнездо крепления штатива обрезинено и размещено почти по центру корпуса, как и гнездо внешней вспышки, что позволяет надежно устанавливать камеру со вспышкой даже на легком и маленьком штативе. Привод зум-объектива шумный и довольно медленный, особенно при включении нацеленного вверх аппарата. (Возможно, это свойство конкретного образца.) От момента включения камеры до съемки первого кадра проходит около 7-8 секунд. Выдвижной зум-объектив пожалуй единственное в чем Nikon проиграет в конкурентной борьбе E20/10 c их более надежным несъемным объективом и менее развитой (более скромной) системой управления. Мы уже не боимся повредить железный корпус и спрятанный дисплей, но к линзам и их приводам должны относится очень бережно.
Управление
Нужно отметить, что такой гибкости системы управления и еще в большей мере количества возможных настроек с помощью кнопок, а не только меню, пожалуй, никакая другая цифровая камера этого ценового диапазона и класса не имеет. 990 и 995 в этом похожи на 5000. К счастью у камеры нет программных экспозиционных режимов, а то управление стало бы просто перегруженным.
При ручной установке параметров экспозиции на дисплей выводятся значения выдержки и диафрагмы, а так же «шкала экспонометра», при ручной фокусировке - дистанция до объекта. | |
Режим серийной съемки, макро, «гибкий» режим автоматической отработки экспозиции, фокусировка по центральной зоне пятиточечного датчика. | |
Выбор «автоматического режима» или одного из пользовательских наборов и соответсвующие настройки. | |
Настройки режимов фокусировки. Выбор точки фокуcировки, следящего или фокуса по нажатию, подтверждения фокусировки и единиц измерения ручной установки фокусировки. | |
Режимы протяжки. | |
Настройка режимов вспышки: мощности и совместной работы с внешней вспышкой, подтверждения срабатывания. | |
Режимы переопределения кнопки «Funс». | |
Выбор сохраняющихся после выключения/включения камеры настроек. | |
Мозаичный просмотр. | |
Режимы и доступные при просмотре операции: удаление, защита от стирания /просмотра, слайдшоу, DPOF, передача данных в компьютер. | |
В режиме просмотра выводятся съемочные параметры и положение точки фокусировки. | |
Вывод съемочных параметров, гистограммы. | |
Вывод съемочных параметров. | |
Вывод съемочных параметров. |
Управление полное и удобное, но кое-чего не хватает (об этом далее). Снимать можно в автоматическом режиме или одном из 3 настроенных «пользовательских наборов». В набор входят съемочные параметры: тип экспозамера (матричный, точечный, центро-взвешенный, по точке фокусировки), баланс белого (7 режимов с пользовательским и точной подстройкой каждого), управление насыщенностью/четкостью изображения, оптические насадки. Для управления остальными (размер и сжатие кадра, ISO, режимы вспышки, баланс белого, экспокоррекция) — кнопки и дисковый селектор, а так же настраиваемые пользователем кнопки FUNK (можно переопределить режим фокусировки, вспышки, баланса белого, экспозамера, а так же пользовательского набора 1-2-3-А на эту кнопку) и AE/AF-L — блокировка экспозиции и фокуса (можно включить вместе и раздельно). Для выбора программы отработки экспозиции кнопка MODE и дисковый селектор. Доступны режимы: авто, авто гибкий с возможностью задать вращением селектора пару выдержка-диафрагма, приоритет выдержки/диафрагмы и ручной. Фокусировочные настройки так же разнообразны и традиционны для Nikon'ов: выбор зоны фокусировки (из 5), автофокус, ручной, макро, непрерывный автофокус/автофокус по нажатию, подтверждение фокусировки фильтром повышения резкости на LCD дисплее.
Автобаланс белого при смешанном освещении. |
Однако уже упоминавшееся в обзорах более старых моделей неудобство — автоспуском нельзя пользоваться как тросиком или ДУ при автофокусировке осталось (из-за принудительной перефокусировки перед срабатыванием затвора в режиме автоспуска и обязательным вариантом макро-автоспуск). Выход — снимать в режиме ручной фокусировки с приоритетом диафрагмы (если позволяет освещение) и автоспуском, что при хорошем и не очень длиннофокусном объективе и указателе метража на дисплее (в ручной фокусировке 50 шагов от 0,02 м до бесконечности) не трудно.
Чтобы снять подвижную цель, лучше перейти в ручную фокусировку и приоритет диафрагмы, иначе за секунду-две фокусировки цель уйдет. |
Тем не менее, будем надеяться, что в последующих моделях разведут наконец автоспуск и макро (если это конечно не продиктовано коммерческими соображениями), а так же появится возможность зафиксировать положение автофокуса (например, переводом автосфокусированного объектива в режим ручной фокусировки — аппарат станет еще и дальномером) для съемки с автоспуском. На большой дисплей (и на малый монохромный, который теперь тоже на задней панели камеры) в приоритетах и ручном режиме настройки экспозиции выводится значение выдержки и диафрагмы, шкала недо/переэкспозиции (только в ручном режиме установки экспозиции на большой дисплей), а при просмотре гистограмма распределения яркостей по кадру.
На объектив 28-85 мм в пересчете на формат 35 мм можно установить теле и широкоугольные насадки. 85 мм может показаться мало, однако в сравнении с 3 мегапиксельными кадрами для 135 мм объектива 5 мегапиксельный кадр Nikon 5000 не проиграет по детализации — так что у вас в руках будет еще и матричный зум.
При просмотре отснятого материала можно вывести съемочную информацию (в том числе зону фокусировки), гистограмму, работает индикация переэкспонированных областей (миганием). Так же есть режимы: слайд-шоу, задания печати DPOF, мозаичного 4 или 9 кадров просмотра, выбора кадров для передачи в компьютер, защиты от стирания и просмотра.
Изображение
Для оценки качества изображения были проведены съемки миры на просвет на световой панели. Мира была отпечатана на очень тонкой глянцевой бумаге. Съемка показала, что для кадра TIFF 2560x1920 (максимальный размер кадра) при фокусном расстоянии объектива 16,2 мм, для центра кадра разрешение на уровне 2000 линий в пересчете на длинную сторону кадра, причем по диагонали больше (около 2200), по длинной стороне меньше (1900). А для правого верхнего края кадра вдоль длинной стороны около 1750, а по диагонали 2000.
Центр кадра. |
Правый верхний край кадра. |
Для определения динамического диапазона был снят на просвет слайд с серой шкалой с шагом в 1 ступень диафрагмы. При минимальной ручной коррекции уровней в Photoshop можно хорошо различить при ISO 100 8 полей, а ISO 800 — 6-7 полей, что в пересчете составляет 2,4D и 1,9D соответственно. А при более сильном вытягивании добавится еще по 1 ступени.
ISO 100. |
ISO 400. |
ISO 800. | |
Динамический диапазон определялся по снимку серой шкалы с шагом 1 ступень диафрагмы. Приведены фрагменты для ISO 100/400/800. |
В макрорежиме может быть снят максимальный кадр в 3,7 см по длинной стороне в телеположении объектива без искажений, а на коротком фокусе со значительными искажениями. При сильном увеличении (вдвое по сравнению со 100%) контрастных деталей изображения при максимальном фокусном расстоянии по краю кадра заметны хроматические аберрации с рассогласованием красного и зеленого.
Макрорежим. Оба кадра сняты со вспышкой. |
Для съемки с выдержками длиннее 1/15 с производитель рекомендует использовать режимы NR (Noise Reduction) и CIM (Clear Image Mode). Запись первого длится в двое дольше, чем для кадра без NR, а в случае второго втрое больше и для кадров до 1280x960 (за это время камера делает два кадра — второй втемную и вычитает шум второго из первого). Один и тот же сюжет был снят с ISO 100 и ISO 800 с NR, CIM и без них. Кадры для ISO 100 были темнее, чем 800, но и после вытягивания они выглядят намного чище, чем для ISO 800 со всеми режимами шумоподавления. Время экспозиции при съемке было 1 сек и 0,3 сек для ISO 100 и 800 соответственно.
Фрагмент одного и того же сюжета при ISO 800 с NR, CIM и ISO 100 без них. |
Скорость
Максимальную выдержку доступную камере в ручном режиме BULB можно выбрать 60 с или 5 мин, в автоматическом режиме самая длинная 1 сек, в приоритетах и ручном автоматическом 8 с. На коротких выдержках (короче 1/60 сек) испытывалась скорострельность камеры. При включенном автофокусе/автоэкспозиции и съемке TIFF в полный кадр с записью на CF карту Nikon (камера работает и с Microdrive, но медленнее) промежуток между снимками не менее 25 сек, при съемке JPEG FINE в полный кадр можно снять 8 кадров за 16 сек и далее снимать не быстрее 1 кадра в 5 сек. При серийной съемке в непрерывном быстром режиме камера может снять 3 кадра FINE JPEG за 1,5 сек и следующую серию через 12 сек. В скоростной серии с максимальным кадром SXGA 1280x960 серия из 45 кадров снимается за 30 сек, а в сверхскоростном (максимальные кадры QVGA 320x240 со сжатием Normal) 100 кадров можно снять за 3 сек с общим временем от нажатия на спуск 5 сек (2 сек на автофокус и автоэкспозицию). Снимать можно и видеоролики до 60 сек с использованием цифрового 2Х зума во время записи и оптического, настраиваемого до нажатия на спуск.
Макро и короткие выдержки. |
Электропитание осуществляется от батарей 2CR5 или штатного аккумулятора Nikon EN-EL1. Для проверки продолжительности работы при полной зарядке в режиме макро с автофокусом и включенной вспышкой снимался объект с полуметра с записью в JPEG FINE 1600x1200 на карту Compact Flash. Всего было снято 5 карт памяти по 64 Мб или около 500 кадров за 1 час 40 минут, прежде чем камера отключилась. Индикатор полуразряда включился на четвертой сотне кадров. Так что и 5 мегапиксльные камеры могут быть экономичными.
Программное обеспечение стандартно для Nikon и включает драйвер для USB подключения, программу для переноса и просмотра снимков на ПК NikonView 4 и базу данных Fotostation Easy.
Технические характеристики | |
Матрица |
ПЗС 2/3" с общим количеством пикселей 5,24 миллиона, эффективное число 5,0 миллиона пикселей |
Чувствительность |
автоматическая , эквивалент ISO 100, 200, 400, 800 |
Объектив |
Zoom Nikkor 7,1-21,4 мм, f/2,8-f/4,8 (28-85 мм — экв. для 35 мм фотокамер), 3 асферических элемента, 9 элементов в 7 группах |
Диапазон фокусировки |
0.02 м — бесконечность |
Видоискатель |
Оптический видоискатель 82%, ЖК 1.8" цветной TFT 110,000 пикс. поле обзора 97% |
Диапазон выдержек |
1/4000 с - 8 с , ручной режим Bulb (максимум 5 мин) |
Фокусировка |
автофокус пассивный, 5 точек фокусировки |
Режимы фокусировки |
автофокусировка, непрерывная, однократная, ручная |
Экспозиция замер |
мультисегментная (256 сегментов), точечная, точечная по точке фокусировки, центровзвешенная |
Режимы отработки экспозиции |
программный автоматический, приоритет диафрагмы, выдержки, ручной, компенсация экспозиции : ±2 Ev с шагом 1/3 Ev, брекетинг |
Съемочные режимы |
«авто», 3 пользовательских набора |
Режимы протяжки |
покадровый, непрерывный H (3 к/с; до 3 кадров), непрерывный L (1,5 к/с, до 10 кадров), высокоскоростной непрерывный (изображения размеров SXGA, XGA, VGA, 3 к/с), сверхвысокоскоростной непрерывный (изображения размера QVGA, 30 к/с, до 100 кадров), 16 кадров в 1 файле («мультишот») (3 к/с, 16 кадров), видео со звуковым сопровождением (размер QVGA, 15 к/с, 60 c), BSS (выбор лучшего кадра), брекетинг экспозиции и баланса белого |
Баланс белого |
автоматический баланс белого, 5 предустановок с тонкой подстройкой (в том числе вспышка), ручная установка, брекетинг баланса белого |
Вспышка |
ведущее число 10 (при чувствительности, экв. ISO 100) |
Режимы вспышки |
авто, принудительное отключение, принудительное включение, медленная синхронизация, подавление эффекта красных глаз, регулируемый импульс +-2EV шаг 1/3 |
Формат файлов |
TIFF, EXIF 2.1 JPEG (DPOF, PIM), 2560x1920, 2560x1710, 1600x1200, 1280x960, 10244x768, 640x480, 320x240, 320x240 QuickTime Motion JPEG до 60 сек |
Носитель |
CompactFlash тип I / II |
Интерфейс |
Аудио/Видео выход NTSC и PAL, USB1.1 |
Источник питания |
литий-ионная батарея EN-EL1, батарея 2CR5 6В |
Размер, вес |
101,5x1,5x67,5 мм, 360 г (без батарей и карточки памяти) |
Дополнительные аксессуары |
фиш-ай насадка FC-E8, широкоугольная насадка WC-E68, теленасадка TC-E2, теленасадка TC-E3ED**, переходные кольца UR-E5,UR-E6, бленда HN-E5000, батарейный блок MB-E5000, адаптер для копирования слайдов ES-E28, шнур дистанционного управления MC-EU1 |