Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Как выбрать джойстик?

АрхивВвод
автор : Андрей Попков   24.01.2002

Вопрос о покупке джойстика рано или поздно встает перед каждым любителем компьютерных игр. Но не всякий джойстик подойдет для вашей любимой игры. Так как не ошибиться и выбрать подходящую модель?

Вы скопили некую сумму денег и решили приобрести джойстик? Хорошо, первые два вопроса, на которые вы должны ответить: зачем вам нужен джойстик и какую сумму вы готовы потратить на его приобретение?

Ответив на первый вопрос, вы поймете, джойстик какого типа вам нужен. Вообще все джойстики делятся на два типа: 
1. цифровые: их состояние можно описать двумя переменными — да-нет (1-0), то есть, к примеру, клавиша нажата/отпущена. Минус их в том, что наш бренный мир аналоговый, и управлять им с помощью цифири неудобно (к примеру, чтобы в любом шутере просто повернуться, надо нажать и удерживать клавишу определенное время, при этом о возможности управления скоростью поворота можно и не мечтать). 

2. аналоговые: их состояние также описывается двумя переменными, но это не просто кнопка нажата/отпущена, а описывается координатами «X» и «Y». Плюс в том, что данные устройства позволяют непосредственно управлять положением объекта и скоростью изменения этого положения (к примеру, скоростью поворота игрока в шутере).

Практически все современные джойстики позволяют выбирать режим работы, то есть вы сами можете задать, в каком режиме будет работать ваш джойстик.

Таким образом, разобравшись с теорией, перейдем к практике.
Если вы большой поклонник FPS (шутеров), то джойстик вам вряд ли пригодится. Дело в том, что если вдруг вам в спину посыпались пули (или еще чего похлеще) то, используя мышь, вы просто резко дернете ее в сторону и за сотую долю секунды развернетесь на 180 градусов, увидите вражину и примете соответствующие меры. В случае, если вы играете джойстиком, то у вас такой фокус не пройдет. Отклонив ручку на максимальный угол, вы будете сидеть и ждать, пока герой медленно развернется. А вражина-то палит. Когда-то и я наивно думал, что с помощью джойстика будет удобно управлять героем в Duke Nukem 3D. Меня постигло горькое разочарование. Тем не менее, джойстик всё-таки можно с успехом использовать в шутерах, но об этом ниже.

Поклонников стратегий, аркад, квестов и тому подобных игр джойстик также мало привлечет.

Кому действительно пригодится данный девайс, так это любителям гонок и симуляторов. Когда я попробовал поиграть в культовую игру Extreme Assault клавиатурой, я понял несовершенство человека. Почему у него всего две руки? На худой конец, можно обойтись и двумя верхними конечностями, но крайне необходимо увеличить количество пальцев. Приобретя джойстик, я понял, что человек все же довольно совершенное существо (по крайней мере, число рук/пальцев увеличивать не надо), просто не стоит пытаться, скажем, сверлить зубы отбойным молотком (бр-р-р).

Фанаты автомобильных аркад и симуляторов выберут себе какой-нибудь руль и педали. Подчеркну, что педали — это не просто наворот, а жизненно необходимый предмет для реалистичного управления автомобилем.

Фанаты авиа-симов обзаведутся (это в идеале): педалями, хорошим джойстиком и throttle-контроллером.

Throttle — контроллеры бывают встроенные в джойстики в виде колеса, либо это может быть отдельное устройство, через которое подключается джойстик. Сия фича нужна в авиа-симах для управления движением вперед/назад (по крайней мере, я так делаю). В настоящих самолетах он служит для управления ускорением и оружием, поэтому более реалистично и удобно, когда он выполнен в виде отдельного устройства.
Примером этому могут послужить два throttle–контроллера: Throttle и ProThrottle компании CH Products.

ProThrottle.

В джойстике Advanced Gravis FireBird II (http://www.gravis.com), на примере которого мы разберем основные черты присущие большинству современных джойстиков среднего класса, throttle-контроллер выполнен в виде колеса, закрепленного на подставке.

FireBird II

Данный джойстик имеет 13 программируемых кнопок: 4 расположены на рукоятке, остальные 9 — на подставке. Пользователь может назначить любой кнопке любую команду, либо даже серию команд. К примеру, я назначаю на кнопки коды, и если что, нажав одну кнопку, ввожу код за доли секунды. Вряд ли надо объяснять, что даже тот, кто владеет приемами скоростной печати, сможет ввести комбинацию из 10 символов менее чем за секунду (хорошо или плохо использовать коды в играх — это тема для отдельного и большого разговора, и я готов в ней поучаствовать).

Перечислю основные достоинства FireBird II:
1. аналоговый/цифровой режимы работы;
2. throttle-контроллер (колесо);
3. trim-control;
4. 4 программируемые кнопки на ручке;
5. 9 программируемых кнопок на подставке;
6. 8-ми позиционный hat view;
7. массивное основание;
8. регулировка жесткости движения рукоятки в любом направлении.

Про 1-й пункт сказано выше, отмечу лишь, что никаких преимуществ цифровой режим не дает.

Trim-control — это колесо, расположенное рядом с throttle-колесом, и выполняющее функцию тонкой регулировки по оси «X». То есть по ходу игры вы можете более точно управлять самолетом/вертолетом/чем-то еще. Также оно может помочь, если по какой-то причине вам не удалось точно откалибровать джойстик по оси «X» в конкретной игре.

Hat-view — это переключатель видов. Обычно он программируется так, что двигая его, вы вертите головой. Движение вперед — ваша виртуальная голова смотрит вниз, назад — голова вверх, вправо и влево — голова соответственно туда же. Всего получается 4 вида. Девайс на данном джойстике имеет 8 положений. Плюс к этому он также полностью программируемый.

Массивное основание — просто снизу прикручена тяжелая железка, которая весит раза в два больше, чем сам джойстик.

Джойстик позволяет регулировать жесткость движения рукоятки независимо в четырех направлениях. Если его перевернуть, то можно увидеть 4 ползунка, образующие квадрат. Передвижением их можно регулировать жесткость движения ручки, то есть насколько туго она будет наклоняться.

Уф, с  техническим описанием закончил. Теперь субъективные впечатления. Управлять очень удобно — так как настраивается абсолютно все, то в вашей власти настроить джойстик как угодно. Кстати, я не сказал, что можно создавать конфигурации управления (со своими настройками клавиш/команд/кодов, комментариями и т.д.), сохранить их, и подгружать соответствующую перед началом игры. Минусов два — ограничение клавиатурных команд (всего можно записать 103 символа) и отсутствие автоматического выбора конфигурации. То есть перед запуском игры вам придется запустить «Панель настройки джойстика», выбрать соответствующую конфигурацию, сконфигурировать девайс и только потом запускать саму игру. Что, страшно? Мне нет, так как это все делается менее чем за минуту.

Итак, классный девайс, полностью настраиваемый и программируемый, в хорошие руки. Завернуть? Решать вам...

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.