Обзор новой 3,3-мегапиксельной цифровой камеры Sony Digital Still Camera DSC-S75
АрхивЦифрографияКонцепция управления, инструкция и цена позволяют отнести камеру к классу очень хороших любительских, тяжелый корпус и хорошая картинка — к более высокой категории.
Чтобы понять, что можно снять новой камерой от Sony, не нужно читать инструкцию. По красочным наклейкам на корпусе вы поймете, что это: 3,3-мегапиксельная камера с размером кадра 2048*1536, с батареей Stamina InfoLithium, на которой можно снять до 3000 снимков или работать до 3 часов, есть 6* Precision Digital Zoom, снимать можно не только Still но и Movie (Mpeg EX), память — Memory Stick и объектив от легендарной Carl Zeiss — Vario-Sonnnar.
Характеристики объектива — диафрагма 2/2,5-8, фокусное расстояние 7–21 мм (34–102 мм для 35 мм кадра). Подобные объективы установлены на многих современных цифровых камерах (как и матрица 8,93 мм 3.34 megapixel CCD Sony), правда без радующей душу марки. И они действительно хороши — такие же ставят на 4 мегапиксельные Sony DSC-S85 и качество (разрешение) снимка растет «пропорционально» только матрице — следовательно оптический запас еще есть. А вот зум вовсе не 6* Digital, а 3* оптический и 2* цифровой. Чего вполне достаточно.
От предыдущей DSC-S70 камера отличается дизайном (традиционный с почти центральным объективом, а не Sony c «боковым креплением»), 14 битным (против 12) на цвет АЦП, управлением и некоторыми новыми функциями. Камера уже продается в наших магазинах и стоит недорого (700-800 USD) для своего класса. По качеству снимков камера не уступает и более дорогим 3 мегапиксельным аппаратам. Концепция управления, инструкция и цена позволяют отнести камеру к классу очень хороших любительских, тяжелый корпус и хорошая картинка — к более высокой категории. Наверное, так Sony пытается продвинуть свои продуты с Memory Stick — предлагая высококлассные изделия по невысоким ценам для массового покупателя. Однако в нашем отечестве такого массового покупателя у камеры пока нет. Продавцы магазинов говорят о невысоком спросе на нее и в качестве причины приводят не только «не раскрученный» Memory Stick, но и невысокое качество снимков. С последним следует спорить и это невысокое качество («радужная или красная картинка») нужно относить просто на счет того, что аппарат строит кадр на своем дисплее постепенно (то есть не темнеет на время построения кадра — «прогрессивно») с повышением четкости и количества цветов и оттенков. А вот в тех магазинах, где выбор невелик и недорогих камер не много S75 пользуется спросом.
Съемка, на дисплее фокусировочная зона, информация о режимах съемки (макро, программа «сумерки», баланс белого «в помещении») и формате записываемого файла |
Выбор размера записываемого файла |
Выбор формата записываемого файла |
Резкость картинки можно повысить и понизить |
Режим просмотра 9 кадров на дисплее: кадр можно удалить, скопировать на другую карточку памяти через буфер встроенной памяти, определить задание печати в DPOF |
Просмотр одиночного файла |
Запись видео клипа |
К камере можно подключить внешнюю вспышку через ACC терминал, внешний блок питания/зарядное устройство AC-L10A/B/C для батареи InfoLITHIUM NP-FM50 (время заряда 150 мин., время работы при съемке с включенным экраном 150 мин.). Для подключения к компьютеру USB интерфейс, к телевизору/видео/карте захвата изображений стандартный A/V кабель (PAL или NTSC).
В автоматическом режиме фокусировки и экспозиции поймать движущийся объект не просто. На снимке может оказаться хвост от птицы или заднее колесо автомобиля. В ручном режиме таких проблем нет. При ручной фокусировке можно отснять 5 кадров «fine» 2048 за 28 с при выдержке 1/125, а 5 кадров 640 «normal» за 16 с при той же выдержке. Через USB интерфейс 8 Мб карточка памяти считывается в компьютер за 20–30 с.
Как уже отмечалось, качество получаемых снимков (субъективно) хорошее. Однако настройка баланса белого не всегда достаточно «широка» для разнообразных условий «в помещении» и «вне», поэтому лучше пользоваться ручной установкой баланса, если позволяет время. Разрешение системы объектив-матрица при съемке миры — 1500 линий по длинной стороне кадра. Оценить работу нового 14 битного АЦП на камере записывающей только 8 битный файл можно только субъективно — по шумности картинки и динамическому диапазону. АЦП с большей разрядностью должен давать менее шумную картинку и более широкий динамический диапазон. Для оценки последнего была построена зависимость яркости изображения на снимке объекта с постоянной яркостью от экспозиции (снималась серия одного и того же объекта при постоянном освещении с минимальным шагом экспозиции и в программе Photoshop определялась яркость L этого объекта на снимке). Из графика видно, что «линейная часть» занимает диапазон около 2 Ev, для чего вовсе не требуется 14-битный АЦП, но вот длинный пологий «хвостик» в тенях позволяет «вытягивать» темные детали (однако за счет шумов) — это можно отнести на счет 14 бит. Для определения насколько уменьшил общую шумность новый АЦП был проведен тест подобный предыдущему, но с определением стандартного отклонения сигнала (d) от уровня самого сигнала (L) на равномерном поле 40*40 точек в каналах R G B c и была построена зависимость уровня шумов 20Lg (d/L) от L (принцип тестирования предложен В. Васильевым в материале «Фото и видео»). Сам по себе такой график не покажет преимущества АЦП с большей разрядностью. Поэтому в одних и тех же условиях проводилась съемка камерой Sony и Casio QV 3000 с АЦП меньшей разрядности, но той же чувствительной матрицей. Из графика видно, что шумы меньше не стали и даже выросли — видимо сама матрица не может дать более «чистую» картинку и даже АЦП c большей разрядностью не поможет. На изображениях снятых при объективе установленном в положение «теле» хроматических аберраций не видно, как в положении «теле» так и при самом «широком угле» дисторсия незначительна — все это говорит о высоком качестве объектива (объектив «нормальный зум» для цифровой камеры и потому это не удивительно). Минимальный предмет на который может сфокусироваться фотоаппарат в режиме «макро» без цифрового зума около 8 см.
Зависимость яркости L одного и того же участка изображения от величины экспозиции для чувствительности эквивалентной ISO 100 |
Зависимость относительного уровня шумов в каналах RGB от яркости для камер Sony и Casio, цвета линий соответсвуют каналам |
В целом камера Sony DSC — S75 заслуживает высокой оценки в своем классе. Хороший объектив, интуитивно понятное, простое и в то же время достаточное для любых задач (от автоматической съемки, до полностью ручной) управление. Приятные мелочи вроде блокировки зум-объектива при закрытой крышке с оповещением об этом и возможности съемки мультфильма в формате GIF делают процесс съемки и публикации работ комфортным и увлекательным. Среди функций камеры универсальный интерфейс (АСС терминал для вспышки и пульта ДУ) и возможность подключения камеры к компьютеру через «продвинутый» USB, но картину портит «очень простая» инструкция без объяснения не только этих функций, но и более часто используемых (например MPEG EX).
Разрешение камеры на уровне 1500 линий по длинной стороне кадра |
На длинном фокусе хроматических аберраций незаметно |
«Макро режим» не очень силен |
8 см — минимальный размер объекта, который можно снять в полный кадр в «макро» режиме без цифрового зума |
То же, но с цифровым зумом |
Создается впечатление, что скоро появится новая камера Sony с полноценным 14 битным АЦП, более сильной матрицей и новыми полезными функциями более высокого класса. На пути к этому и модель S85 — копия S75, но с матрицей в 4 мегапиксела.