Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Дегустация четырехмегапиксельной зеркальной камеры Olympus E-10

АрхивЦифрография
автор : Сергей Щербаков   16.01.2001

Olympus как могла перчила это блюдо. Самую чуть недожаренное, оно, тем не менее, имеет прекрасный вкус.

Компания Olympus вслед за Nikon и Canon выпустила цифровую камеру «полупрофессионального» класса. Четырехмегапиксельная (чересстрочная, RGB, 2/3 дюйма по диагонали) CCD-матрица, несъемный объектив Olympus (14 элементов в 11 группах, асферические линзы из низкодисперсного [ED и LD] стекла, 62-мм резьба под фильтр и насадки) с фокусным расстоянием f=9–36 мм (экв. 35–140 мм для 35-мм кадра) и светосилой F=2–2,4, поддержка одновременно носителей SmartMedia и CompactFlash типа 1 и 2 (IBM Microdrive в том числе), многорежимная встроенная вспышка, возможность подключения внешних вспышек (согласованной FL-40 под горячий башмак или любой несогласованной), автоматическая (пассивная и активная) или ручная (кольцом) фокусировка, экспопрограммы (авто, приоритет выдержки, приоритет диафрагмы), ручная установка экспозиции (выдержка 1/640–8 с, «Вulb» до 30 с, диафрагма до 11), точечный, оценочный и средневзвешенный экспозамер, автоматическая, ручная по температуре источника и ручная с калибровкой настройка баланса белого — вот неполный перечень возможностей и характеристик новой камеры.

Эксплуатация

Olympus E-10 удобно лежит в руке при съемке с уровня глаз. Компоновка кадра может быть выполнена с помощью оптического видоискателя (отображает 95% площади кадра) или посредством 1,8-дюймового ЖК-монитора. Монитор «вписан» в заднюю панель корпуса камеры, но легко поворачивается (от 20 до 90 градусов) в позицию для съемки «от живота». Оптический видоискатель имеет коррекцию для людей с нарушениями зрения. Наводка на резкость осуществляется при полностью открытой диафрагме, для ручной наводки никаких вспомогательных приспособлений нет (клинья, микрорастр, матовое стекло), репитира диафрагмы тоже нет. В момент съемки происходит частичное затемнение изображения в видоискателе, а при съемке со вспышкой импульс света заметен — камера зеркальная с неподвижным зеркалом. Через оптический видоискатель легко «засветить» светочувствительную матрицу. Чтобы этого избежать, глазок видоискателя следует закрывать (есть рычажок), если вы компонуете кадр по изображению на мониторе.

Камера управляется с помощью кнопок и трех дисков (диск «режимы» и два диска настройки функции, выбранной с помощью кнопок). Информация о настройках отображается на контрольном символьном ЖК-дисплее, имеющем подсветку. Зуммирование объектива механическое — поворотом кольца на объективе, такова же и ручная фокусировка. При зуммировании и включенном питании камеры происходит подстройка фокуса под выбранное фокусное расстояние (слышно, как жужжит мотор), даже если отключен автофокус.

Автофокусировка осуществляется по области, ограниченной маленьким кругом в центре кадра (отмеченном в оптическом видоискателе). В нормальном режиме работает активная-грубая (ИК) фокусировка и пассивная-точная по контрасту. Первую можно отключить, перейдя в режим макросъемки, и тогда можно снимать, например, через стекло.

Макрорежим позволяет фокусироваться на объекты, находящиеся на удалении 20–60 см от камеры. Впрочем, для настоящего «макро» получаемый масштаб изображения маловат (70 мм по длинной стороне кадра).

Камера уверенно фокусируется на большой и яркий центральный объект, но снять сюжет с главным объектов не в центре в режиме автофокусировки можно только с использованием функции «focus lock» (поджав наполовину спусковую кнопку). Снимать со штативом такой сюжет затруднительно — камеру не повертишь, и нужно переходить на ручную фокусировку. На камере такого класса и цены можно было бы ожидать и более продвинутого (широкого или зонного) датчика фокусировки. При автофокусировке на предмет, соизмеримый (скажем, птица на ветвях) с кругом наводки, камера при каждом нажатии на спусковую кнопку переходит либо в состояние с фокусом на объект либо на удаленный фон, если он есть (положим, стена удаленного дома), что не очень удобно.

В комплект поставки камеры входит круглая бленда. Дополнительно можно использовать оптические насадки (ведь сменить объектив нельзя — традиция Olympus и пока большинства цифровых камер) — конверторы на 0,8Х, 1,45Х и 3Х, предварительно «прописав» их в меню камеры, иначе корректно работать система фокусировки не будет.

Три режима экспозамера при грамотном выборе одного из них хорошо справятся с любым сюжетом. В сложных условиях можно использовать режим эксповилки (автобрекетинга). Есть опция «AE lock» — управляется кнопкой на задней панели напротив спусковой кнопки.

Три режима экспозамера довольно сложной сцены:
точечный — промазал (наводка на белый снег),
оценочный — справился хорошо.

Настройка баланса белого в автоматическом режиме не очень точна, потому лучше пользоваться ручной настройкой с наводкой на белый лист. Камера может снимать в покадровом режиме, по таймеру и от дистанционного пульта. Последний режим не работает при включенном мониторе. Понятно, что в целях экономии электроэнергии нужно «заставить» фотографа выключить монитор, если он снимает «издалека». Однако «полупрофессионалы» хотят использовать пульт ДУ и как фототросик при съемке со штативом, например.

Для управления всеми необходимыми фотографическими функциями достаточно использовать кнопки и диски переключения режимов и нет необходимости включать монитор, что очень удобно и электроэкономично. Для управления компьютерными функциями, а также некоторыми глубокими фотопараметрами (чувствительность матрицы) нужно использовать монитор и четырехпозиционный переключатель-кнопку. В целом Olympus E-10 имеет удачное управление, непрофессиональный осадок оставляют только возможности автофокусировки. Узел крепления камеры к штативу рассчитан на настоящий фотоштатив, имеет рифленую поверхность и гнезда под стопоры.

Качество изображения

Как и следует ожидать от камеры, претендующей на «профессионализм», в автоматических режимах снимки простых сюжетов субъективно выглядят хорошо, а более или менее сложных хуже. Однако почти все можно довести до совершенства вручную. Поэтому следует обсуждать объективные качества и возможности, а уж как ими распорядится фотограф — зависит от него самого.

Когда нет времени на ручную настройку параметров съемки — приходится прибегать к автоматическим. Приведен фрагмент фотографии, снятой в помещении при сложном смешанном освещении (люминесцентные, галогеновые светильники и лампы накаливания) в режиме автобаланса белого, с оценочным экспозамером. Камера неплохо передает цвета без вспышки, хотя заметен общий сдвиг цветов в сторону зеленых и голубых под люминесцентными и красных под галогеновыми светильниками. Вообще кажется, что камера делает цвета на картинке более насыщенными, поэтому цветовой сдвиг может быть следствием такого «яркого восприятия мира». При съемке со вспышкой цвета более или менее исправлены, но близкие предметы пересвечены. В данной ситуации следовало выполнить ручную настройку цветового баланса (без вспышки), либо снимать со вспышкой в одном из менее мощных режимов. У встроенной вспышки можно не только регулировать мощность импульса, но и синхронизацию по «открывающей» или «закрывающей» шторке.

Разрешение камеры (кадр 2240х1680 точек) определялось по снимкам миры, расположенной в центре кадра и на периферии (в углу кадра с координатами 0,1х0,1 если весь кадр считать 1х1), при максимальном качестве записываемого кадра TIFF. Результат — не хуже 1700х1300 в центре кадра и 1600х1300 по краю при фокусном расстоянии 9 мм на полностью открытой диафрагме (для JPEG максимального качества результат не хуже и даже немного лучше — видимо, при сжатии происходит и обработка с повышением резкости), при диафрагменном числе  8 или 11, что соответствует максимальной разрешающей способности объектива, — до 1750х1350 в центре и 1600х1300 по краю. Дисторсия заметна на коротком фокусе и отсутствует на длинном.

Спектр без провалов, чувствительные элементы матрицы определенного цвета имеют слабую чувствительность в области «удаленных» цветов и нечувствительны к соседним цветам.

По результатам съемки серой шкалы можно определить уровень шумов в каналах RGB в светах и тенях. С помощью программы Photoshop определяем уровень цветовых составляющих (X) и стандартного отклонения (sX), для серого с яркостью 90% (света) и 15% (тени) (в координатах Lab). Уровень шумов выразим в общепринятом представлении 20Lg(sX/X), в децибелах. Результат: в светах R –44 дБ, G –44 дБ, B –43 дБ, в тенях R –28 дБ, G –27 дБ, B –28 дБ (–20 дБ соответствует уровню шума 0,1 от уровня сигнала). Шумы обычные для хороших цифровых камер и, что важно, нет провалов в отдельных цветовых каналах. Следует отметить закономерность: снимки серой шкалы имеют небольшой сдвиг (больший уровень составляющей X) в сторону тонов с традиционно повышенной шумностью — голубого и красного.

Сняв в полном диапазоне ручных настроек выдержек и диафрагм некоторую поверхность, можно построить график экспошироты матрицы и АЦП фотоаппарата, как функции яркости L (Photoshop) некоторой заранее выбранной точки этой поверхности от величины экспозиции (логарифм величины обратной квадрату диафрагмы, умноженной на выдержку). Результат — смотри рисунок.

Выбрав в качестве крайних характерных точек кривых уровни 10 и 245 (для 255 уровней яркости) — определим экспошироту: для чувствительности ISO80 — 2,3D, ISO160 — 2,3D, ISO320 — 2,3D. Однако при повышении чувствительности повышается и уровень шума или, что эквивалентно — сигнала при нулевой яркости снимаемого объекта (закрытой крышке объектива): для ISO 80 — L=1,2 из 255, ISO 160 — L=1,9 из 255, ISO 320 — L=3,6 из 255. Так, что экспоширота при росте чувствительности несколько падает. Линейный участок характеристической кривой лежит в диапазоне 1,8-1,9 D. Снимая сюжет с широким интервалом яркостей нужно правильно выбирать экспозицию для сюжетно важного участка. Монитор цифровой камеры не покажет Вам, как проработаны тени и света, поэтому делайте несколько кадров с эксповилкой — для этого есть режим бреккетинга.

Работа с данными

Камера может передавать в компьютер несжатый RAW-файл с 10-битным представлением каждого цвета и, скорее всего, использует 30-битное внутреннее представление данных (иначе при 36-разрядном АЦП можно было бы и RAW сделать 36-битным), пишет информацию в формате TIFF и JPEG. Приложение для просмотра изображений ACDSee версии 3.1 показывает картинку и «почти всю» дополнительную информацию о кадре JPEG (свойства-метаданные), кроме важных выдержки и диафрагмы съемки, вместо ISO «160» показывает «65440». Olympus Camedia Master 2.5 — фирменное ПО — показывает гораздо меньше параметров съемки, но выдает значения диафрагмы и выдержки и, что особенно приятно, параметры кадра в формате TIFF, причем не только снятого аппаратом Olympus, но и другой камерой, если она их пишет.

Камера подключается к компьютеру через USB порт и, работая со своим ПО, распознается как съемный носитель. Компьютер может считать, переименовать или удалить данные с карточки установленной в цифровой фотоаппарат. После переименования файлов камера сама удалить файлы со своего диска не сможет. И если вы уже отключились от компьютера и ушли гулять, то придется карточку заново форматировать и тратить драгоценные ампер-минуты.

Энергопотребление

Камера питается от любых батарей формата АА, заряжаемых в специальную кассету, или блока питания. Производитель не рекомендует использовать угольно-цинковые и литиевые элементы. Комплекта щелочных батарей мне хватило на съемку 30-40 кадров общим объемом 16 Мбайт подряд без использования монитора для кадрирования.

Итого

Хорошая и удобная в эксплуатации камера, гибкость ручных настроек, хорошее качество изображений, серьезные неудобства при автофокусировке в режиме (особенно закрепленной на штативе камеры), нет репитира диафрагмы, качественная оптика и низкие шумы.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.