Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Тест девятнадцати струйных принтеров

АрхивПринтеры
автор : Александр Медведев   02.11.2000

Электронная версия материалов теста, опубликованного в «КТ» #344. Ранее в Сети не публиковалась.

Растр как идея

Практически все современные принтеры основаны на растровом принципе печати: изображение формируется из точек, печатаемых или не печатаемых в узлах регулярной сетки. Далее по вкусу — точки могут смешиваться, иметь разный размер и цвет. Любой растр характеризуется прежде всего разрешением — параметром, измеряемым обычно в точках на дюйм (dots per inch — dpi) и определяющим шаг опорной сетки. Поскольку сетка двухмерна, говорят о разрешении по вертикали и по горизонтали. У разных устройств эти параметры могут совпадать (тогда приводят только одно число) или различаться.

Еще одна важная характеристика растровых печатающих устройств — линиатура, или разрешающая способность в линиях на дюйм (lines per inch — lpi). Ее основной физический смысл — частота различимых параллельных линий (в фотографии) или, иначе, число линий, наносимых на офсет одного цвета (в типографии). В случае растровых устройств перевод dpi в lpi возможен по общепринятой формуле lpi = dpi/2, но с рядом оговорок. К примеру, для растровых линий, наклоненных под углом 45 градусов, можно построить различимое изображение с делителем порядка 1,7 вместо 2. Кроме того, линиатура зависит от метода растрирования (составления изображения из точек) линии и в случае некоторых алгоритмов может значительно увеличиться. Еще один фактор — цвет линий. Если они не могут быть составлены из точек непосредственно печатаемого принтером цвета (как правило, классической четверки CMYK), делитель остается неизменным или возрастает в зависимости от применяемых алгоритмов передачи цвета (растрирования). Как мера информационной емкости изображения этот параметр более интересен конечному пользователю, нежели разрешение в точках на дюйм. Он характеризует предельную детализацию изображений различного характера с учетом прохождения всей цепочки изображение—программа—драйвер—принтер—бумага. Но производители избегают столь сложных и невыгодных (для них) интегральных характеристик, заявляя, как правило, лишь проектное разрешение принтера в dpi, а для струйных моделей — еще и проектный размер капли.

Кстати о каплях. Печатающая головка струйного принтера состоит из набора сопел, резво выстреливающих на бумагу маленькие капельки жидкой краски. Для передачи цветов и оттенков используются алгоритмы создания различных растров (растрирования), опирающиеся на ограниченную разрешающую способность человеческого глаза и особенности восприятия изображений мозгом. Разумеется, передавая сотни тысяч оттенков с помощью четырех опорных цветов, принтер вынужден поступиться разрешением и использовать несколько соседних точек краски для кодирования одной цветной точки изображения. При этом качество цветопередачи и четкость (цветное разрешение) картинки сильно зависят от используемого алгоритма. Существует множество более сложных технологий печати — например, с использованием шести опорных цветов, модуляцией размера выстреливаемой капли или многослойным наложением краски. Все они призваны повысить точность цветопередачи и минимизировать площадь, необходимую для формирования точки любого различимого цвета, ибо два этих параметра тесно связаны у любой дискретной системы печати.

Цвет цвету цвет

О том, что для формирования цветного изображения экран монитора и светочувствительная матрица сканера используют RGB-представление, а принтеры и полиграфические аппараты — CMYK, знают все. На удивление, драйверы большинства принтеров (в том числе и входящих в этот обзор) принимают от программ только RGB-информацию (например, ввиду архитектурных ограничений GDI).

Как правило, преобразование RGB в CMYK происходит не в драйвере, а в принтере, по специальным таблицам, зашитым в память управляющего микропроцессора. Исключение составляют недорогие принтеры, снабженные примитивным контроллером: растрирование и преобразование цветов для них выполняет драйвер. Размер и качество таблиц преобразования существенно влияет на цветопередачу. Если принтер использует шесть опорных цветов (для лучшей передачи светлых тонов к CMYK-базису добавляют еще два цвета: как правило, светло-голубой Cl и светло-пурпурный Ml), необходимы иные таблицы. В итоге, результат печати зависит от параметров устройства, получившего исходное изображение, параметров монитора, на котором оно обрабатывалось, и параметров самого принтера.

Компания Microsoft продвигает стандарт на калиброванное цветное пространство sRGB, где от каждого устройства (точнее — его драйвера) требуется предоставить несколько числовых параметров, характеризующих опорные цвета в его понимании (например, зеленый на мониторе может быть совсем не тем зеленым, который воспринимает цифровая фотокамера). Если для всех устройств цепочки подобная информация доступна (существует цветовой профиль стандарта sRGB) и программа печати поддерживает sRGB, изображение на всех этапах будет преобразовано с учетом этого профиля, так чтобы цвета везде выглядели максимально одинаково. Для совместимости принтера с sRGB не столь важно, кто именно и как организует эту совместимость в цепочке драйвер—принтер, важно лишь ее наличие. Правда, получив скорректированную RGB-информацию, принтер все равно преобразует ее в CMYK (или CClMMlYK) по ему одному известным законам, но и этой неопределенности можно избежать, если принтер придерживается стандартизованных таблиц преобразования, например соответствующих новому стандарту CIECAM97s.

Строгое лицо реальности

Любой реальный параметр, в том числе и действительное физическое разрешение, отличается от теоретического по многим причинам. Разрешение, качество и скорость печати зависят от девиации расстояний между соплами, количества сопел, их взаимного расположения; от формы и размера капель, траектории и скорости их полета; от числа базовых цветов, химических и физических свойств системы чернила—бумага, а также от параметров механизма принтера (таких как скорость перемещения или амплитуда вибраций печатающей головки). Вернувшись к разрешению, отметим, что мы не будем вдаваться в промежуточные стадии, а попросту измерим линиатуру как число еще различимых линий в результате печати на конкретном типе бумаги из конкретной программы с конкретными установками параметров в драйверах принтера. Каким образом — чуть далее. Итак, речь идет о разрешающей способности всей системы печати: программа—операционная система—драйвер—электроника принтера—механика принтера—бумага.

Чистота и белизна

Даже большая детская энциклопедия (том «Техника») скажет, что матричные принтеры печатают на чем угодно, а лазерные — на любой современной офисной бумаге. Струйники — иное дело, от бумаги зависит очень многое. Современный струйный принтер может выбрать свой физический предел качества печати только на специальной, довольно дорогой (по сравнению с обычной) бумаге.

Стандартная офисная бумага общего назначения (Plain Paper). Это широко распространенная хорошо отбеленная бумага с удельной массой около 80 грамм на квадратный метр. Она предназначена для повседневного применения в пишущих машинках, копировальных аппаратах, прекрасно подходит к лазерным принтерам, но отсутствие специального покрытия губительно влияет на качество струйной печати — капли чернил впитываются в поверхность, расплываясь до размеров, значительно превышающих расстояние между соплами. На этой бумаге струйный принтер не может полностью реализовать ни геометрическое, ни цветное разрешение, однако она вполне подходит для повседневной печати черновых и (в зависимости от конкретной модели принтера и требовательности пользователя) чистовых документов, не содержащих фотографий. В последнее время некоторые производители предпринимают вполне успешные попытки повысить качество печати на обычной бумаге за счет уменьшения размера капли и применения менее требовательных к поверхности бумаги пигментных чернил.

Бумага с покрытием для струйной печати (Bright White, InkJet, High Resolution Paper). Эта бумага покрыта специальным слоем, предотвращающим растекание чернил. Как правило, производители выпускают несколько различных по цене вариантов: например, бумагу для струйной печати, бумагу для струйной печати повышенной белизны, бумагу для струйной печати повышенной разрешающей способности и т. п. Удельная масса такой бумаги — 70–100 грамм на квадратный метр, но встречаются и специальные «тяжелые» сорта (Heavy Weight). Покрытие, предотвращающее растекание чернильной капли, может быть нанесено как с одной, так и с обеих сторон бумаги, причем в первом случае на тыльную сторону обычно наносятся какие-либо фирменные знаки, дабы пользователь ничего не перепутал. Покрытие должно быть оптимизировано под свойства конкретных чернил, используемых производителем, поэтому рекомендуется приобретать бумагу той же фирмы, что и принтер. Конечно, существуют неплохие модели бумаги от независимых производителей, но в этом случае вы не застрахованы от неудачного результата и должны точно знать, что именно покупаете. Использование бумаги одного известного производителя в принтере другого зачастую приводит к совершенно неприемлемому результату (рис Х).

Фотобумага (Photo Paper). Кроме специального, обеспечивающего оптимальное без растекания впитывание чернил покрытия эта бумага отличается высокой плотностью и относительно большой толщиной. Встречаются глянцевые (Glossy) и матовые сорта, обычно покрытые с одной стороны, но существуют и приятные исключения: бумага глянцевая с одной стороны и матовая — с другой, либо глянцевая с обеих сторон. Как правило, производители выпускают еще и суперфотобумагу для профессионального применения, обеспечивающую, по их заверениям, «предельное» качество фотопечати. Как бы то ни было, предельную цену я вам гарантирую: средняя цена — доллар за лист А4.

Кроме трех классических типов бумаги встречаются специальные и экзотические.

Бумага для профессиональных применений отличается повышенной плотностью и механической стойкостью покрытия.

Бумага для флаеров и презентаций должна быть не очень толстой, но плотной и глянцевой с обеих сторон.

Прозрачные пленки используются для проведения лекций и презентаций с помощью проектора, а также других (порою даже научно-исследовательских) целей.

Фотокарточки представляют собой листы стандартного размера (например, 10х15 см), поля которых после печати можно легко оторвать по специально проведенной насечке, оставив только изображение.

Ткань на толстой пленке, предотвращающей деформацию во время печати, используется для перевода изображений на одежду и просто как оригинальный художественный носитель.

Гипотетически бумага с идеальным для струйного принтера покрытием — это прозрачная среда с множеством глубоких вертикальных каналов, в которые капли попадают точь-в-точь, не растекаясь и мгновенно высыхая. Если уж совсем размечтаться, можно увидеть бумагу с регулярной сеткой, например 1200х1200 каналов на дюйм, и печатающую головку с оптическим наведением каждой капли точно в свой канал. Фантастика, конечно, но кто его знает…

Физики и лирики

Два лагеря — физики и лирики, логики и этики — предпочитают объективные или субъективные оценки. Продумывая тестирование, мы постарались удовлетворить и тех, и других. Субъективный тест заключался в придирчивой оценке и сравнении растровых изображений, напечатанных на различных сортах бумаги, как между собой, так и со зрительными образами, хранящимися в нашей памяти.

1. Облитый битумом чайник под полуденным солнцем позволяет оценить динамический диапазон отпечатка, уровень черного цвета, натуральность бликов и общую резкость.

2. Снимок храма в отсветах ночного зимнего города пронизан чрезвычайно тонкой атмосферой и к тому же имеет сильный собственный цветовой шум (от цифровой фотокамеры) — камень преткновения для драйверов, которые пытаются его оптимизировать.

3. Летняя ночь, памятник Петру I на стрелке. Основные затруднения взывает передача деталей в тенях (отражение на воде).

4. Вишневая веточка в контровом свете должна радовать глаз не только натуральной зеленью. Сложность в том, что ягоды одновременно и прозрачны, и поблескивают кожицей.

5. Морозный портрет Евгения Козловского изобилует деталями в светах, но и в тенях не прост: отворот вязаной шапочки испортил общую картину не одному фавориту.

6. Мимоза — должна быть желтой. Пыльца, чуть тронь, слетит с соцветий.

7. Самой натуральной зеленью, что нам удалось сыскать в марте, оказался кудрявый салат.

8. Изображение причудливого инея в солнечных лучах день должно звенеть точностью мелких деталей.

9. Облако в контровом солнечном свете требует безукоризненной передачи деталей в светах и при этом не должно превращаться в тучу, как это кажется некоторым драйверам.

10. На кожуре ананаса мы оценивали передачу красно-коричневых оттенков и мелких геометрических деталей.

Теперь об объективных тестах. Тестовые изображения были подготовлены в программе Adobe Illustrator 8.0 в векторном виде и печатались через программный растеризатор, проходя сквозь драйвер принтера как бинарное изображение. Не спешите коварно улыбаться: результаты печати столь деликатных векторных тестов путем стандартного растрирования через Windows GDI и драйвер принтера никуда не годны. Целочисленная 16-битная система координат GDI, стремление повысить производительность драйверов, применяя быстрые, но грубые алгоритмы, приводят к артефактам, представленным на (причем, если написать хороший драйвер еще можно, то исправить явно устаревший GDI — уже нет). Программный растеризатор Adobe Illustrator 8.0 делает эту работу гораздо корректнее, ему не чужды такие понятия, как суперсэмплинг или баланс заполнения. Впрочем, окончательное растрирование и преобразование цветов в CMYK происходит внутри принтера или, для недорогих моделей, в драйверах. Его качество не менее сильно влияет на физическую разрешающую способность. Представим наши векторные тесты.

Радиальная мира, абсолютного контраста (черная) и смешанного цвета. Набор сходящихся равноотстоящих лучей позволяет измерить физическую линиатуру принтера. Как правило, по горизонтали и вертикали она различна даже для моделей с квадратной ячейкой опорной сетки: сказывается то обстоятельство, что за соблюдение разрешения по вертикали отвечает конструктивно выверенное расстояние между соплами, а по горизонтали — равномерность движения головки вдоль бумаги и разброс временных параметров формирования капель. Мира абсолютного контраста задана чистым черным цветом 100-процентной плотности, хотя многие принтеры и предпочитают подмешивать к нему цветные чернила в равном количестве. Смешанная — цветом 30-процентной плотности, подобранным так, что линии формируются из капель всех имеющихся в принтере чернил. Мира состоит не из линий, как это может показаться, а из остроугольных равнобедренных треугольников. Треугольники чередуются с равным им пустым пространством, заполняя бумагу на 50 процентов, поэтому мира, нарисованная черным цветом, выглядит издалека как сплошной сектор с 50-процентной плотностью. Вывод миры служит очень информативным тестом — можно отметить сразу три предельных значения линиатуры по обеим координатам (все они зависят от особенностей аппаратного растрирования и преобразования цветов в принтере, размера точек после растекания и точности их посадки):

  • Разрешение, при котором перестают различаться соседние линии, далее будем называть его LPI. (Здесь и далее для изучения изображения мы использовали специальную лупу с измерительной сеткой производства Красногорского механического завода и фотографический светостол.)

  • Разрешение, при котором суммарное заполнение перестает казаться 50-процентым и смещается в сторону большей плотности, то есть детали изображений, например линии подобного размера, уже не могут быть переданы с правильной плотностью. В идеале этот артефакт вообще не должен наблюдаться, так как возможен метод заполнения, при котором смещение яркости практически не происходит, несмотря на физические ограничения связанные с размером точек и бумагой. Некоторые принтеры этого обзора на тех или иных сортах бумаги позволили себе изменить яркость серого только на сверхмалом, не принимаемом нами во внимание радиусе, в таком случае мы считали, что артефакт отсутствует. Будем называть это разрешение LPI-I (Intensity).

  • Разрешение, при котором изменяется цвет заполнения. Этот неприятный артефакт свойствен некоторым моделям принтеров. Особенности растрирования и недостаточная точность посадки точек приводят к изменению цвета миры, причем, иногда не только начиная с какого-то определенного радиуса, но и всей целиком, либо эпизодически. Будем называть его LPI-C (Color). Мы встретили два популярных варианта изменения — радикальное изменение и легкое смещение, например, в голубую область.

Для большего удобства, на обеих сторонах миры нанесены шкалы радиусов и эталонные плашки с 50-процентным заполнением линиями.

Градиенты. Позволяют выявить неравномерность и грубую передачу цветов, проблемы со светлыми оттенками (позднее или неправильное начало градиента, ступенчатость или грубую передачу — рис Х), а также дают представление о методе растрирования. Мы использовали четыре градиента основных цветов, три градиента сочетаний CM, MY и YC и градиент с гарантированным смешением всех цветов. Начало и конец всех градиентов обозначены черной линией.

Набор цветов из каталога Pantone. Мы выбрали 55 цветов из хорошо известного эталонного каталога Pantone (CMYK-процесс), в том числе несколько черных цветов, основные цвета и их сочетания. Мы сравнивали отпечатки с эталонами и оценивали равномерность заполнения принтером сплошных прямоугольников, выявляя нежелательные узоры, вызванные слишком грубым смешением, избыточным количеством чернил или девиацией размера точек.

Текст различных вывороток, размеров и шрифтов. Мы подготовили последовательность букв, включающую как традиционно легко читаемые, так и сложные буквы в трех гарнитурах (без засечек, с засечками и художественной). Строчки печатались убывающим кеглем 10—9—8—7—6,5—6—5,5—5—4,5—4—3,5—3—2,5—2 в шести цветовых вариантах: черным по белому, белым по серому, черным по серому, белым по черному и два цветных варианта. Определялся минимальный кегль, при котором все буквы различимы, для каждого из шрифтов он оценивался по пятибалльной системе (от 2 до 3,5 — 5; от 4 до 5 — 4; от 5,5 до 6,5 — 3; от 7 до 9 — 2; 10 — 1; не читабелен — 0), затем оценки суммировались с учетом популярности гарнитур (коэффициенты 3, 5, 1). Результаты приведены для трех типов бумаги по всем шести вариантам, рассматривая их, следует принимать во внимание вероятную степень популярности цветовых сочетаний: коэффициенты 5, 4, 2, 2, 1, 1.

Тесты на вертикальное и горизонтальное совмещение (сведение) цветов. Мы использовали тонкие вертикальные и горизонтальные линии четырех основных цветов, чтобы определить точность взаимного расположения точек. Горизонтальное несведение, проверяется на вертикальных линиях — следствие несогласованности электроники, стреляющей чернилами не вовремя, и неравномерности движения печатающей головки. Вертикальное — следствие механической неточности, неровного крепления головки, артефактов ее производства, наличия поврежденных сопел, проблем с электроникой.

Тесты на замазывание при движении головки. Сплошные прямоугольники основных цветов и наборы тонких вертикальных линий чередующихся с промежутками такого же размера использовались для обнаружения артефактов размазывания изображения вширь вследствие движения головки и неоптимальной формы чернильной капли, к тому же падающей на бумагу под некоторым углом. Эти же полоски позволяли определить ситуации с очевидно избыточным расходом чернил для данного типа бумаги.

Тест на муар. Наборы параллельных линий, наклоненных под небольшим углом (от 0,5 до 4 градусов), позволяют визуально определить последствия несведения (степень цветовых искажений, вносимых несведением) и величину проявляющегося на регулярных структурах муара. Определялся номер тестовой полосы (чем больше номер, тем меньше угол наклона линий, тем лучше), начиная с которой муар становится хорошо заметным.

Область печати. Не все принтеры одинаковы. Активная область листа у различных моделей отличается. Мы использовали тестовый лист с рамкой, оставляющей стандартные для формата А4 поля. При этом некоторые принтеры справились с нижней частью рамки неверно. Несмотря на то что для них возможна печать в этой зоне, бумага уже не удерживается податочным механизмом, как положено, что вызывает смещение частей изображения, формируемых различными проходами головки.

Подача бумаги. Конструкция податчика бумаги, подающего и приемного лотков несомненно важна для конечного пользователя. Сюда же входят не только вместимость, но и надежность подачи, шум, повреждение и деформация деликатных листов и другие критерии.

Скорость — документ. Мы оценивали скорость печати из программы Microsoft Word 2000 Professional 10-страничного текста черного цвета, набранного одной гарнитурой 10-го кегля и содержащего небольшое количество красных редакторских правок. Засекалось время с момента нажатия кнопки «печать» до падения на лоток последней страницы. Этот тест характеризует производительность принтера в стандартном офисном применении — печать текстового документа нетребовательного качества для внутреннего применения, именно здесь от принтера требуется наивысшая скорость работы. Всякий раз перед этим тестом компьютер перезагружался.

Скорость — фотография. Мы засекали время от нажатия кнопки «печать» до падения на лоток листа А4 с изображением фотографического качества размером 15x10 см. Печать проводилась из программы Adobe PhotoShop 5.5, перед печатью компьютер перезагружался.

Субъективное качество — документ. Мы оценивали качество текста (из теста на скорость печати) по пятибалльной системе. Как видно на сканограмме, черновая печать может давать существенные артефакты, например, в виде полос.

Драйверы и установки. Мы опишем основные возможности драйверов, указав на очевидные упущения или преимущества, субъективно оценим их вклад в производительность печати, степень зависимости от ресурсов компьютера и продуманность работы с большим количеством объемных заданий.

Интерфейсы. Кроме старого как мир и предназначенного специально для принтеров параллельного интерфейса большинство современных моделей поддерживает USB. Мы проверяли работу принтеров с обоими интерфейсами. Как правило, ни тот, ни другой интерфейс не являются лимитирующим фактором (в смысле скорости печати), поставляя данные быстрее, нежели принтер может их напечатать. В такой ситуации разница в скорости не наблюдается. Существуют досадные исключения (некорректная работа с USB или LPT), приводящие к замедленной печати с того или иного интерфейса, причем виноваты в этом, как правило, драйверы. В недорогих принтерах растрирование выполняют драйверы, поток данных существенно возрастает, и пропускная способность интерфейса может лимитировать скорость печати. Непредвиденные задержки с поставкой данных, усугубленные маленьким объемом внутреннего буфера принтера, могут привести к заметным артефактам во время печати.

Все тестовые страницы печатались на бумаге трех основных типов: обычной офисной, бумаге для струйной печати и фотобумаге. В качестве офисной бумаги под руку попала закупленная редакцией для повседневной работы Lomond Special Office Paper (80 грамм на квадратный метр). Для качественной печати использовалась только фирменная бумага от производителей принтеров, предоставленная нам для тестирования вместе с принтерами. Все тесты проводились на новых картриджах, после установки они калибровались и прочищались в соответствии с положенной для того или иного принтера процедурой. Тест на скорость печати документа выполнялся при установках по умолчанию для обычной бумаги; тест на скорость печати фотографии выполнялся при установках оптимального качества печати в нормальном режиме для фотобумаги. Для печати тестов настраивалось оптимальное качество печати для данного типа бумаги, но только из числа стандартных установок режимов печати, без коррекции цвета, яркости и прочих «вторичных» параметров. Задачами управлял компьютер следующей конфигурации: Intel Pentium III 500E, 128 Мбайт памяти, системная плата ASUS P3B-F, 8,4 гигабайтный винчестер Fujitsu серии MPD, операционная система Windows 98 SE2 (4.10.2222). Мы были сильно удивлены, установив драйверы всех принтеров обзора на один образ системы и не обнаружив каких-либо конфликтов, столь горячо предрекаемых производителями. Впрочем, по-хорошему, так оно и должно быть.

Пояснение к таблице «результаты тестов»

  1. Таблица с результатами тестов (в формате PDF).
  2. Таблица с техническими характеристиками принтеров (в формате PDF).

Во всех графах ставится «ok», если нарекания отсутствуют (тест не выявил артефактов). ХХХ означает, что в данном режиме принтер не тестировался. Как правило, приводится три группы результатов: для обычной бумаги (S — standard), бумаги с покрытием (I — InkJet) и фотобумаги (P — Photo), либо через пробел, либо с указанием в скобках конкретного типа, на котором был замечен артефакт. Красным цветом выделены превосходные в своем классе результаты, синим — артефакты значительной, способной причинять неудобства при эксплуатации, степени. Столбцы, отмеченные жирным шрифтом, содержат суммарные (объективные и субъективные) оценки работы принтера в разных режимах по пятибалльной шкале, их стоит принимать во внимание в первую очередь.

Оценки качества текста (черновой и качественный), соответствия цветов Pantone эталону, фотопечати — приведены суммарные оценки по пятибалльной шкале.

LPI — указывается измеренное значение (см. ранее). Первое число (В) — по вертикали, или по длинной стороне листа, второе (Г) — по горизонтали, по короткой стороне.

Искажения миры — прочие артефакты, проявившиеся при печати миры. Следы податчика — периодическое уплотнение рисунка, возникающие из-за небольшой деформации листа бумаги при протягивании (например, гребенкой податчика). Бандинг — горизонтальные полосы неравномерной закраски (как правило, светлые), возникающие из-за неточной геометрической стыковки соседних проходов печатающей головки или разницы (неравномерности) объема чернил подаваемого к верхним и нижним соплам. Цвет — существенные искажения цвета всей миры, например вследствие сильного несведения цветов или перелива чернил. Волны — регулярные цветовые артефакты, связанные с неправильной работой алгоритма растрирования, например из-за нехватки, или порчи данных поступающих с принтера.

Градиенты — указываются плотность в процентах, начиная с которой принтер ставит точки, а также храктер их наложения на разных сортах бумаги.

Время вывода текста и фотографий — указывается время выполнения теста, очевидные задержки из-за драйверов или влияние на скорость того или иного интерфейса.

Сведение — указан цвет, не попадающий на одну линию с другими, и степень несведения.

Цветопередача на сплошных заливках — отмечается возникновение нежелательных узоров (текстуры) на сплошных прямоугольниках разных цветов, а также чрезмерное излияние чернил.

Hewlett-Packard

Струйные принтеры Hewlett-Packard всегда позиционировались как универсальные работяги для широкого круга применений. Их отличает простота эксплуатации, передовые возможности и нетребовательность к бумаге.

Все принтеры обзора, кроме HP DJ840, используют технологию PhotoREt III. Фактически это целый набор технологий, включая специальные чернила и печатающие головки.

Многослойное наложение чернил (до 29 штук капель каждого цвета в одну точку) крошечными каплями объемом пиколитров позволяет точно передавать светлые оттенки, не прибегая к шести цветным картриджам, причем даже на обычной бумаге (если вы печатаете в основном на обычной бумаге, принтеры HP всегда претендуют быть лучшим выбором). Капли наносятся с частотою 18 кГц. Большой размер рабочей зоны печатающей головки (особенно черной) и огромное количество сопел позволяют совместить скорость и качество печати без взаимных компромиссов. Черные чернила на пигментной основе позволяют печатать текст отличного качества на простой бумаге, кроме того, по заявлениям HP, используются специальные цветные чернила, стойкие к выцветанию. Впрочем, вопрос о времени жизни струйных распечаток остается открытым — ввиду головокружительного развития технологий никто еще не наблюдал образцы печати на протяжении хотя бы 10–20 лет.

Драйверы обрабатывают цветные изображения по специальным технологиям HP SmartFocus и HP ColorSmart III. При этом повышается резкость, анализируется гистограмма изображения и расширяется его динамический диапазон, производится сглаживание изображений с недостаточным разрешением. Автоматически устанавливается баланс белого. В результате — принтеры HP не только дают самые четкие изображения, но и хорошо передают нюансы в темных и средних тонах. Поддерживается sRGB-профиль, преобразование в CMYK происходит в соответствие со стандартом CIECAM97s. Драйверы очень привлекательны с точки зрения набора возможностей и удобства использования, но неоправданно требовательны к ресурсам. Постановка на печать больших заданий отнимает уйму как дисковых, так и процессорных ресурсов. Судя по всему, технологии предварительной обработки изображений отнимают много процессорного времени, несмотря на декларируемое использование расширений MMX и SSE.

В драйверах пользователю предлагается выбрать три уровня качества печати (Draft, Normal, Best), причем в зависимости от типа бумаги доступны не все — например, с обычной бумагой Best не разрешен (хотя если обмануть драйвер, заявив, что это бумага с покрытием, качество печати заметно возрастет). А также: тип бумаги из широкого списка, размер листа, режим печати на непрерывной ленте, масштабирование до размеров листа, переключение портретного и ландшафтного режима, зеркальное отражение, двустороннюю печать (как путем перекладывания стопки уже отпечатанных страниц вручную, так и с помощью дополнительного блока для автоматической двусторонней печати). Возможна печать нескольких страниц на лист и страницы на нескольких листах, принудительная черно-белая печать и оптимизация изображения для передачи по факсу или ксерокопирования. Настраивается расход чернил, цветовая температура, яркость и насыщенность, а также время просушки только что отпечатанного листа (пауза перед печатью следующего). Однажды установив загруженные с сайта HP драйверы, не забудьте вручную стереть папку, возникающую после запуска самораспаковывающегося файла, — иначе, скачав драйвер для другой модели или другую его версию, обнаружите, что всегда запускается предыдущая (!) программа установки.

Приставка для двусторонней печати (цена — около 70 долларов) может быть установлена на все модели 900-й серии. Лист пропечатывается с одной стороны, но не выпадает на лоток, а втягивается обратно во внутрь приставки, переворачивается там и пропечатывается с другой. С одной стороны, приставка позволяет избежать проблем с перепечатыванием заново всей пачки листов из-за одной ошибки податчика (в режиме ручной двусторонней печати), с другой — замедляет печать (вместо четырех минут на десять односторонних страниц уходит семнадцать минут на пять двусторонних). Еще один недостаток двусторонней печати — нижнее поле увеличивается до четырех сантиметров, что не всегда приемлемо. Приходится масштабировать содержимое листа, дабы не испортить первоначальную разбивку.

Принтеры 900-й серии, а также DJ 1220C комплектовались черным картриджем C51645A и цветным C6578D. DeskJet 840C — черным C6615D и цветным CMY C6625A. Для качественной печати нам предоставили бумагу сортов HP Bright White InkJet Paper (C5977A) и HP Premium Photo Paper (C6040A).

HP DeskJet 970Cxi

Профессиональная модель с приятными обтекаемыми формами и матовым полупрозрачным пластиком на откидывающейся крышке. Приставка для двусторонней печати входит в комплект. Картриджи автоматически калибруются после каждой их смены — для этого на креплении печатающей головки установлены специальные оптические датчики и яркий источник голубого света. Принтер печатает тестовое изображение, самостоятельно определяя необходимые параметры для правильного сведения картриджей и номера засорившихся сопел (для специальной корректировки вывода). Это, конечно, впечатляет, но результаты калибровки подчас оставляют желать лучшего, а принудительная ручная калибровка не предусмотрена. Рекомендуем калибровать принтер в отсутствии дневного света, в полутьме — выйдет точнее.

Все принтеры 900-й серии, а также DJ 1220C используют великолепные оригинальные картриджи (совмещенные с печатающей головкой резервуары чернил, рис Х) с физическим разрешением 600 dpi и термоэлектрическим (пузырьковым) принципом печати. Используется оптимальное с точки зрения точности печати расположение рядов цветных сопел — друг за другом. Два картриджа — черный и цветной (CMY) — устанавливаются точно и без усилий благодаря специальному зажиму. Ширина печатающей зоны черного картриджа вдвое больше, чем у цветного, поэтому при печати цветного текста принтер несколько замедляет работу. Управление осуществляется тремя кнопками: включение, подача следующей страницы, плюс очень удобная кнопка отмены печати, мгновенно очищающая буфер (не приходится ждать отмены и тратить лишние листы).

Занятно устроена индикация опустошения картриджей: если открыть крышку принтера, картриджи выезжают для замены, причем могут остановиться в трех обозначенных позициях — полные, почти пустые и неисправные, наглядно и удобно. Податчик бумаги сконструирован безупречно и, забирая листы, практически не ошибается. Вставлять дополнительную бумагу во время печати нельзя. При печати бумага оборачивается вокруг валика диаметром порядка 7–8 сантиметров на 180 градусов, что нежелательно для толстых листов. Отпечаток выползает на специальные держатели, не касаясь предыдущего листа до окончания печати, что позволяет ему отлично просохнуть. Принтер работает бесшумно — это самый тихий принтер обзора, даже податчик забирает бумагу медленно, тихо, деликатно.

В качестве фотопечати на специальной бумаге с DeskJet 970Cxi может поспорить только Epson Stylus Photo 870. Некоторые мизерные неточности в передаче сверхсветлых тонов (все-таки только четыре цвета) с лихвой компенсируются удобством эксплуатации, нетребовательностью к бумаге, высокой скоростью печати текста и пр. Явный фаворит по всем параметрам.

HP DeskJet 950C

Эта модель отличается от предыдущей названием, оформлением (крайне слабо), драйверами (по заверениям производителя, реально отличий не заметно) и комплектацией (нет приставки для двусторонней печати). У нее ниже проектная нагрузка — 3000 страниц в месяц против 5000 у DJ 970Cxi и менее вместительный лоток — на 100 листов. Кроме того, в отличие от более совершенного прототипа, она не может быть подключена к локальной сети через опциональную карту HP JetDirect. Несмотря на заявленное преимущество 970-й модели, качество печати тестов и скорость практически идентичны. Зато цена ниже. И еще — лоток автоматически распознает фотокарточки и устанавливает в драйвере соответствующий тип бумаги. Отличный принтер для любых применений.

HP DeskJet 930C

DeskJet 930C — экономическая модель с упрощенным, но зато складным лотком (позволяет экономить место в нерабочем состоянии). От симпатичного полупрозрачного стекла конструкторы отказались, но оставили 930-му автоматическую калибровку. Текст печатается чуть медленнее, а фото — практически с той же скоростью, что и у старших моделей. Растрирование и цветопередача грубее, вероятно, в контроллере принтера использованы таблицы меньших размеров. В остальном (особенно на обычной бумаге) отличить эту модель от старших сложно. А учитывая заманчивую цену — и не хочется.

HP PhotoSmart P1000

Эта интересная модель ориентирована на автономную фотопечать. Механика и качество печати, судя по результатам тестов, полностью повторяют DJ 970Cxi, зато PhotoSmart оборудован инфракрасным интерфейсом, работающим по протоколу JetSend, ЖК-дисплеем с меню и двумя слотами для карт флэш-памяти (CompactFlash и SmartMedia). Как вы, наверное, догадались, он печатает файлы изображений, например снятые цифровой фотокамерой, даже без участия компьютера. С помощью ЖК-дисплея выбирается размер и тип бумаги (простая или фото), причем принтер запоминает последнюю установку. Можно напечатать индекс-лист с маленькими изображениями, чтобы потом выбрать понравившиеся. Декодируются и печатаются файлы в форматах JPEG и TIFF (RGB). Содержимое карточек памяти просматривается с PC как специальная папка, выбранный файл (или несколько файлов) можно передать на компьютер. К сожалению, качество печати в самостоятельном режиме, с карточек памяти, совершенно не соотносимо с печатью через PC. Специальные алгоритмы обработки изображений, о которых сказано выше, не могут быть выполнены скромными вычислительными мощностями бортового процессора принтера, пусть даже и способного на распаковку и печать (очень, кстати, неспешную) JPEG-изображений. Итак, компьютер никто не отменял.

HP DeskJet 1220C

Эта модель вышла из 900-й серии и ориентирована на фотопечать формата A3+. По цветопередаче и качеству печати находится скорее на одном уровне с DJ 930C, нежели с DJ 970Сxi (что не так страшно для принтера формата A3, огромные произведения которого никто не будет рассматривать вплотную), однако имеет самый качественный и быстрый среди протестированных продуктов HP податчик бумаги, рассчитанный на интенсивное использование. За это приходится расплачиваться наличием некоторого шума при продвижении бумаги. Большой объем внутреннего буфера, производительные драйверы, возможность отключения алгоритмов обработки изображений (ведь в случае других моделей, где эти алгоритмы не отключить, полноценная цветопроба невозможна!) и датчик ширины бумаги выдают в этой модели истинного профессионала. Интересно, что бумага по-прежнему оборачивается на 180 градусов, однако возможна ручная подача толстых листов через заднюю стенку, минуя изгиб.

HP DeskJet 840C

В этой недорогой новой модели, пришедшей на смену DeskJet 710C, используются оригинальные картриджи, внешне неотличимые, но электрически несовместимые с 900-й серией и по конфигурации сопел уступающие ей (см. таблицу). Податчик имеет отличную конструкцию, скорость черной и качество цветной (используется технология печати PhotoREt II) печати уступают 900-м, но не больше разницы в цене. Внешний блок питания — еще один признак экономии. Недорогое решение от Hewlett-Packard для печати текстовых документов и несложных фотографических документов.

Epson

К принтерам этой марки раньше других пристало словечко «фото». Их конек — превосходная цветопередача.

Особенность конструкции принтеров Epson — фиксированная печатающая головка с большим ресурсом, которая может быть заменена только специалистом (это по мнению производителя, но уж эти русские…). Поэтому сервисный центр Epson в вашем городе будет очень важен, особенно если вы собираетесь напечатать за время жизни принтера более 5000 страниц. В домашних условиях заменяются только чернильницы, причем в современных моделях одна чернильница содержит черный, а вторая — все остальные цвета (рис Х). На чернильницах новой серии установлены чипы, призванные накапливать информацию о расходе чернил.

Пьезоэлектрический принцип печати, отличный от используемого в большинстве других принтеров термоэлектрического, позволяет регулировать объем капли чернил, вылетающей из сопла, в пределах 3–6 ступеней и не требует рассчитанных на высокие температуры чернил. Тестируемые нами модели делятся на две серии — Color и Photo; представители последней печатают шестью красками, обеспечивая превосходную передачу деталей в светах.

Драйверы — подобно используемым в принтерах HP — предварительно обрабатывают изображение (технология PhotoEnhance), анализируя гистограмму, увеличивая динамический диапазон и корректируя белый цвет. Доступны самые различные методы цветокоррекции: ручная установка (доступна регулировка гаммы, яркости, контрастности, насыщенности, раздельно CMY-цветов), ICM-профилирование, sRGB-профилирование (мы использовали его для печати цветов Pantone), встроенные методы улучшения изображений PhotoEnhance (причем с возможностью настройки) или отсутствие какой-либо коррекции на уровне драйверов, для цветопробы. Помимо того, можно выбрать разрешение (360—720—1440 dpi), включить модуляцию размера капель, доступно множество других настроек: выбор типа бумаги (в том числе рулонной) и размера листа, принудительная установка черно-белой печати, подмешивание «водяных знаков», настройка ориентации и масштабирования (как вариант — произвольного). Текущий профиль может быть сохранен под любым именем и затем вызван, что очень полезно для профессионального применения.

Как и у 900-й серии HP, драйверы выглядят совершенно одинаково для всех принтеров, но устанавливаются для каждой модели отдельно. Скорость постановки больших заданий и загрузка процессора достойны похвалы, компьютер описанной конфигурации мог не утруждаясь печатать на двух принтерах одновременно. Четыре из пяти побывавших у нас моделей, все кроме 750-й, значились как «preproduction sample», то есть это уже мелкосерийные образцы и в их характеристиках не стоит ожидать кардинальных изменений. Для качественной печати нам предоставили бумагу сортов Epson Photo Quality Ink Jet Paper (S041061) и Epson & DuPont Commercial Proofing Photo Paper.

Epson Stylus Photo 870

Эту суперновинку (шутка ли — рассылают по одному-два экземпляра на страну!) мы исследовали с особым трепетом. Epson пустила новую ветвь в дизайне: скругленные углы, «дырчатые» панели, элегантная темно-прозрачная крышка, складывающийся заподлицо в нерабочем положении телескопический приемный лоток, элементы податчика и корпус оторочены симпатичными голубыми вставками. Три кнопки — включение питания, подача новой страницы и смена чернильниц.

Податчик опускает оба прижимных ролика только в момент захвата листа, так что можно беспрепятственно добавлять бумагу во время печати. Листы поступают в принтер сверху и слегка изгибаются на тупой угол, не превышающий 110 градусов, причем по достаточно большому радиусу, что хорошо для нежных или наоборот слишком толстых листков. При печати 870-й (как и остальные модели Epson) «посвистывает» — вероятно, это гармоники ультразвука, испускаемого печатающей головкой. Головка перемещается бесшумно, но вот лист бумаги, в отличие от 900-й серии HP, продвигается со средним акустическим аккомпанементом. Информационные лампочки-точки расположены спереди внизу и светят только прямо, с высоты стоящего человека индикация неприметна. После включения принтера (и тем более после смены чернильницы) происходит длительная и громкая прочистка сопел, благо они не одноразовые и требуют надлежащего и перманентного ухода. Интересно, что включенный по умолчанию режим «high-speed printing» грешит очевидным бандингом, неприятным даже для черновых изображений.

Благодаря шестицветной печати Stylus Photo 870 продемонстрировал отличное качество градиентных заливок. С точки зрения цветопередачи он готов поспорить со старшей моделью HP, но только не на обычной бумаге. Несмотря на рекордно малый объем капли — всего четыре пиколитра, в печати фотографий на обычной бумаге Photo 870 значительно проигрывает принтерам HP. Печать чернового текста, как в качестве, так и в скорости, хромает: активная зона черной головки меньше, значительно ниже количество сопел — 48. Кроме того, на обычной бумаге наблюдается необъяснимая неравномерность в закраске сплошных прямоугольников некоторых цветов («текстура»). Зато на фотобумаге светлые тона передаются лучше, да и качественный текст на фирменной бумаге выглядит четче, чем у HP. Благодаря специальным чернилам и пьезоэлектрической печати отпечатки быстро сохнут и практически не мажутся. Отсутствие многослойного наложения красок положительно сказывается на скорости фотопечати — дело идет куда быстрее, чем у моделей HP. Соревноваться на этом поприще с Epson могут только некоторые принтеры Canon. Физическое расстояние между соплами соответствует 360 dpi, что практически вдвое меньше, чем у 900-й серии HP. Крайне добротная внутренняя механика отлично справляется со своими обязанностями и, что пока уникально, на специальной рулонной фотобумаге способна печатать без полей, иначе говоря — в обрез. Фотопринтер с большой буквы.

Epson Stylus Photo 1270

Вариант предыдущей модели, но формата A3+, идентичен во всем, кроме размера в ширину. Даже конструкция податчика практически не изменилась. Приятно, что не изменилось и качество печати, а скорость даже немного возросла. Фотопринтер, с большой буквы, А3+.

 

 

Epson Stylus Color 760

По дизайну Stylus Color 760 — близнец Photo 870, c аналогичным механизмом подачи, только крышка непрозрачная. Отличие кроется в четырехцветной головке (две чернильницы — черная и CMY), со всеми вытекающими отсюда последствиями: например, начала градиентов не безукоризненны.

Эта модель ориентирована на офисные применения. В частности, благодаря большему числу сопел для черной краски (144) скорость печати текста возросла вдвое по сравнению с Photo 870 и сравнялась с HP. Качество на простой бумаге по-прежнему оставляет желать лучшего. Несмотря на офисную ориентацию продукта сохранено все богатство цветовых настроек и режимов в драйверах. В качестве фотографических отпечатков Color 760, разумеется, не может соперничать с Photo-моделями Epson, 900-й серией Hewlett-Packard или лучшими принтерами Canon. Стоимость отпечатков могла бы быть значительно ниже, но пока (возможно, из-за новизны моделей) расходные материалы дороговаты. Принтер для офиса, в который по какой-либо причине не купили DeskJet.

Epson Stylus Color 1160

Подобно первой паре, Stylus Color 1160 — вариант предыдущей модели, имеющий формат A3+. Нам видится его возможное преимущество в нише офисных принтеров A3+ перед более громоздким и дорогим DeskJet 1220C, особенно с учетом потенциального снижения цен на чернильницы по мере распространения моделей новой серии.

Epson Stylus Photo 750

Популярнейший шестицветный фотопринтер предыдущей линейки, который, однако, никто не снимает со счетов. Его угловатый дизайн отдает стилем японских мультфильмов про роботов-трансформеров. Простое и логичное управление — как у описанных выше моделей. Чернильницы не содержат чипов, отслеживающих расход чернил, но стоят значительно дешевле. С выпуском 870-й модели этот принтер, конечно, уйдет в тень: у него больше размер капли (6 пиколитров), меньше емкость лотка для бумаги, ниже скорость печати, а по некоторым показателям — и ее качество. Механика чуть проще, принтер значительно шумнее своих собратьев. После длительного простоя качество печати резко падает, по крайней мере на первых страницах. Зато черновой текст Stylus Photo 750 по непонятной причине выводит лучше остальных моделей. В коробку вкладывается занятный компакт-диск (разумеется, на русском языке) с руководством и небольшой энциклопедией для любознательных пользователей. Главная заслуга этой модели — огромный вклад в дело Epson Stylus Photo.

Canon

Принтеры этого известного японского производителя фототехники отличаются высокой механической надежностью. Несколько консервативный модельный ряд был недавно расширен двумя принтерами, в которых применяются очень интересные и пока никем из производителей данного обзора не используемые технологии.

Canon, подобно Epson, использует стационарную печатающую головку и сменные чернильницы. Причем раздельно меняются чернила каждого цвета, что дает значительную экономию в случае их несбалансированного. Печатающая головка может быть легко заменена пользователем самостоятельно без каких-либо проблем, она продается в некоторых магазинах вместе с чернильницами. Этот факт дает принтерам Canon большую фору перед продуктами Epson.

Вошедшие в обзор принтеры Canon делятся на две категории: консервативные, использующие аналогичные Epson (по числу сопел и расстоянию между ними) печатающие головки, и современные, модели 8500 и 8200. Печатающие головки современных моделей имеют рекордное количество сопел, расположенных с плотностью 600 dpi. Размер капель у головок новой серии составляет 8 пиколитров. Используется электротермический принцип печати, но благодаря наличию двух нагревателей на сопло размер капли может варьироваться (1/3 от нормальной или полная). Очень интересна технология P-POP, позволяющая печатать с отличным качеством на обычной бумаге без специального покрытия: в принтере 8500 одна из головок кроме черной чернильницы снабжена специальным резервуаром с прозрачным оптимизатором, который наносится на бумагу до чернил и предотвращает их растекание. Еще один плюс в копилку Canon: новые чернила для шестицветных моделей позволяют производить многослойное наложение, передавая, в сумме с модуляцией размера капли, до 17 градаций на точку. Драйверы оптимизируют изображение, сглаживая картинки с недостаточным разрешением и увеличивая динамический диапазон на основе гистограммного анализа, причем возможно преобразование с помощью нелинейной в темных и светлых участках характеристики, обеспечивающее точную передачу в светах и тенях. Обе возможности можно и отключить.

Интересная особенность: однажды установленный универсальный драйвер подошел ко всем (!) протестированным нами принтерам Canon. Достаточно было вызвать входящую в его состав программу для обнаружения новой модели, и свежеподключенный принтер начинал работать. Это лучшие с точки зрения загрузки процессора и работы с большими заданиями драйверы. Печать проходит в два этапа: вначале подготавливается некий промежуточный вариант, возможно, хранимый на диске в собственном формате, а потом, по мере печати, он растрируется окончательно. При этом всплывает небольшой диалог, в котором можно наблюдать отпечатанную и уже растрированную зоны листа. Предусмотрена настройка типа и формата бумаги, методов масштабирования, ориентации, последовательности печати. Можно добавить водяные знаки и сохранить текущие настройки под любым именем. По набору возможностей драйверы, как две капли воды, похожи на драйверы Epson, отличаются только оформлением. Профили sRGB не поддерживаются (по крайней мере в настройках драйверов), зато есть ICM и ручная настройка параметров.

Выбор печатающих головок для принтеров Canon необычайно широк: это и монохромные головки с большим количеством сопел для увеличения скорости печати младших принтеров, и даже сканирующие головки (!) с разрешением 360 или 720 dpi. После замены чернильниц или включения принтеры Canon долго прочищаются, с изрядным шумом мусоля головки. Разносторонние опции позволяют сконфигурировать принтер именно для вашей задачи, существенно экономя чернила. На всех принтерах наклеена голографическая марка с надписью «Canon officially imported» («Официально импортировано фирмой Canon»), что должно радовать меня как исправного налогоплательщика. Для качественной печати нам предоставили бумагу сортов Canon High Resolution Paper (HR-101) и Canon High Gloss Photo Paper (HG-201).

Canon BubbleJet 8200

Свежая модель с типичным для Canon дизайном: бумага загружается сверху и заканчивает путь на раскладывающемся телескопическом лотке-приемнике. Бумагу во время печати можно менять или добавлять. Одна шестицветная головка с умопомрачительным числом сопел (рис Х, 256x6) рассчитана на фотопечать и именно благодаря ей BJC-8200 продемонстрировал великолепную цветопередачу Pantone и точность градиентных заливок. Головка перемещается тихо, а вот бумаги подается беззастенчиво. Механикой новинка напоминает предыдущие модели (BJC-6100 и 6500), столь же основательна и надежна. Чтобы управляться с принтером, предусмотрено две кнопки — включение питания и продолжение печати после замены бумаги. Чернильницы для замены выезжают автоматически, через некоторое время после подъема крышки. Примечательно, что в нижней части прозрачных чернильниц есть призмочка, которая в паре с оптическим датчиком в головке позволяет точно диагностировать факт скорого окончания чернил любого цвета.

BJC-8200 продемонстрировал лучшую среди A4-моделей скорость печати фотоизображений. Качество черновой печати текста невысокое, чистовая на уровне HP и чуть хуже Epson. Единственный недостаток — дорогие (возможно, из-за новизны принтера) чернильницы и головки. Автоподстройка сведения и выравнивания цветов отсутствует, хотя у младшей модели (6100 и 6500) она есть.

Canon BubbleJet 8500

Этот принтер формата A3+ рассчитан на интенсивную эксплуатацию. В комплекте идет второй лоток-податчик, выдающий в этой модели профессионала-трудягу. Заглянув внутрь, проникаешься уважением к массивной стальной конструкции, рассчитанной на быстрый и качественный прокат огромных объемов. Две большие печатающие головки заряжаются чернильницами большого объема. Причем в комплект входят три головки — черная с жидкостью оптимизатором печати на обычной бумаге, фотоголовка (KClMl) и цветная (CMY). Черную и фото можно менять в зависимости от предполагаемого использования, для их хранения прилагается симпатичная коробочка с двумя посадочными местами и специальными резиночками, защищающими сопла. Благодаря оптимизатору этот принтер показал лучшее качество печати текста на обычной бумаге, кроме того, отличный податчик и огромное количество сопел (256 для цветов 512 для черного) позволили ему показать лучшее время фотопечати.  Canon BJC-8500 позволяет печатать на очень толстых носителях с использованием лотка или ручной подачи и практически не изгибает бумагу. Головка перемещается без шума, но на поворотах ее явно «заносит» — принтер ощутимо вздрагивает, когда массивная головка резко меняет направление своего движения. Я поставил его на пол, дабы вибрации моего (как мне казалось, достаточно прочного редакционного стола) не помешали печати. Иногда внутри принтера раздаются загадочные звуки, словно кто-то включает на небольшое время вентилятор, дабы охладить распалившийся механизм. Бумага, иди сюда, эх прокачу!

Canon BubbleJet 6100

Принтер общего назначения с двумя головками. На нашем экземпляре были установлены одна цветная и одна фотоголовка (фотоголовку можно заменить черной и существенно увеличить скорость печати текста). Предусмотрена автоподстройка сведения и выравнивания цветов, но по желанию может быть проведена и ручная калибровка, что, с моей точки зрения, пока дает лучшие результаты и чего так не хватает 900-й серии HP. Механика, дизайн и управление легли в основу модели 8200, но корпус чуть уже.

Черновой текст печатается хуже, чем на принтерах Hewlett-Packard HP, чистовой — чуть лучше, даже на обычной бумаге, что было приятным сюрпризом. В скорости фотопечати этот BubbleJet проигрывает лидерам обзора. Несмотря на шестицветную печать, градиентные заливки и цветопередача далеки от совершенства. Принтер шумит при печати, причем податчик сильно, а головка средне. Стоимость печати рекордно низка и сравнима только с Epson Stylus Photo 750. Однако если учесть раздельно заменяемые чернильницы и возможность поставить черную головку для скоростной печати текстовых документов, эта модель видится более выгодной, нежели Epson 750.

Canon BubbleJet 6500

Версия предыдущей модели, но формата A3 (без плюса), ничем, кроме ширины, от нее не отличимая. Но обратите внимание на цену (375 долларов для A3), и BJC-6500 резко начнет вам импонировать.

Canon BubbleJet 3000

BJC-3000 — младшая модель с удивительно добротной для своей невысокой цены механикой. В принтер устанавливается одна головка — либо CMYK, либо широкая черная. На побывавшем у нас экземпляре была установлена CMYK-головка (48х4 сопел). Интересно, что сопла у нее расположены друг над другом, причем не по прямой линии, а по дуге, пускай и с большим радиусом кривизны. Подобный вариант, на наш взгляд, дает худший результат, нежели последовательно расположенные (как у HP и Canon 8200/8500) вертикальные ряды сопел. Такая же странная конфигурация используется в черной головке для моделей 6100 и 6500. Принтер далеко не тихоня, не блистает качеством, никуда не торопится. Преимущества перед другими бюджетными моделями — наличие USB и сравнимое с более дорогими принтерами качество печати текста (не чернового). Подобно BJC-6100/6500 и Epson Stylus 760/1160/750, беспомощен на обычной бумаге — сказывается большой объем капли. Лоток для приема бумаги отсутствует, поэтому если места на вашем столе недостаточно, принтер будет цинично сбрасывать отпечатанные листы на пол. Зато вы никогда не рискуете сломать лоток.

Lexmark

Когда-то фирма Lexmark была отделом IBM, отвечающим за производство принтеров. Именно IBM изобрела струйный принтер. Вероятно, в этом факте и надо искать залог консервативности продуктов Lexmark.

Вот уже много лет Lexmark не меняла внешний вид и крепление картриджей, совмещенных с печатающей головкой. Например, в мой древний Lexmark 1020 можно без проблем вставить картридж от самой современной модели Z51, правда, из-за отличий в управляющих сигналах и конструкции печатающей головки работать он не будет. Крепление, кстати, по нынешним временам не очень удачное, требует усилия при фиксации и в то же время не очень надежно фиксирует картриджи — самому посадочному месту не хватает жесткости. Принтеры используют технологию электротермической печати, причем именно в принтерах Lexmark впервые появились доступные картриджи с черными пигментными чернилами. Даже мой старичок 1020, совершенно негодно печатавший в цвете, удивлял меня отличным качеством текста на обычной бумаге.

В современных моделях используются картриджи с расстоянием между соплами, соответствующим разрешению 600 dpi. Количество сопел (208 черных и по 64 на цвет) достаточно велико, но скорее для разрешения 300 dpi нежели 600, размер печатающей зоны оставляет желать лучшего. Вызывают недоумение отсутствие механизма регулировки объема капель или их послойного наложения и расположение сопел разных цветов друг над другом — как уже обсуждалось, здорово снижающее точность сведения цветов. Объем черной капли (19 пиколитров) достоин похвалы с цветными дело обстоит значительно хуже. Только модель Z51 использует новый картридж с объемом цветной капли 7 пиколитров. Еще одно неудобство — необходимость замены черного картриджа на фото (KClMl) для шестицветной фотопечати. При этом вывод обыкновенного текста катастрофически (в 5–6 раз) замедляется.

Никаких особенных технологий улучшения качества изображений драйверы не реализуют, выбор типов бумаги и вариантов масштабирования незатейлив, но есть очень хорошо продуманная настройка многолистовой печати: буклетов, плакатов, двусторонней сбоку и сверху (!) и т. д. Драйверы отлично справляются с большими заданиями и не отнимают много процессорного времени, но все же чуть проигрывают в этом деле Canon и Epson. Предусмотрен интересный режим печати с буферизацией (предварительным рендерингом страницы в файл) — по заявлению производителя, способный ускорить печать при наличии соответствующего свободного места на диске. Возможно, этот дает эффект на слабых компьютерах, но на нашей тестовой машине этот режим только ухудшал результаты скоростных тестов. Очень удобная и продуманная контрольная программа появляется во время печати, при желании даже комментируя звуковыми сообщениями возникающие ошибки или вопросы. Все в конструкции современных моделей (из серии Z) пронизано экономией, и они каким-то чудом балансируют на грани дешевого, но пригодного к всестороннему использованию товара. Качественную печать мы оценивали на бумаге сортов Lexmark High Resolution Premium InkJet Paper (1402781) и Lexmark InkJet Photo Paper (1372208).

Lexmark Color JetPrinter Z51

Флагман серии имеет огромный белый корпус, по дизайну напоминающий дорогой кухонный электроприбор (супертостер или, скажем, комбайн). Но на поверку внушительные размеры скрывают легкий механизм, словно надутый из пластмассы. Блок питания без труда уместился бы и внутри, но внешнее исполнение экономически более выгодно. Управление — две кнопки, включение принтера и продолжение печати. Податчик бумаги удивляет, такая экономия уже находится за гранью тонкого баланса: только один втягивающий ролик — слева и постоянно грозит перекосить лист, затягивая его в принтер чересчур энергично и с изрядным шорохом. Механизм почти выстреливает листы на футуристический раздвижной приемный лоток, так что они пролетают 5–8 сантиметров вперед, прежде чем успокоиться. Средняя скорость печати не оправдывает повышенного шума.

Качество печати хорошее, с новым усовершенствованным цветным картриджем (CMY 15M0120hi-res плюс трехцветный фотокартридж Photo 12A1990hi-res) Z51 показал отличные результаты в тесте на передачу Pantone, но отдельные досадные моменты способны испортить все впечатление (см. таблицу). Так, иногда принтер неоправданно переливает черные чернила (то есть их количество явно не соответствует типу бумаги), при печати фотографий и сплошных прямоугольников часто проявляется бандинг (тонкие светлые полоски в местах стыковки соседних проходов головки, неравномерная заливка). В драйверах отсутствует какая-либо система калибровки цвета, но возможно ручное управление яркостью, контрастностью, насыщенностью и балансом синего, красного и зеленого цветов, а также методом растрирования (грубый, быстрый, качественный). Рекомендуемое нижнее поле (2 см) слишком велико. На обычных страницах последние полсантиметра выходят за этот предел и печатаются отвратительно — цвета смещаются друг относительно друга, и чем тяжелее лист бумаги, тем больше. Подводя черту: недорогой принтер для опытных пользователей, способных использовать заложенные в него возможности вопреки некоторым недостаткам.

Lexmark Color JetPrinter Z31

Z31 чуть меньше предыдущей и, судя по всему, снабжена упрощенным контроллером. Драйверы не позволяют вручную корректировать цвета, что очень странно — ведь именно у этой модели всплывают проблемы с цветопередачей. Судя по всему, растрирование происходит на уровне драйверов, и при заминках в подаче данных принтер оставляет на изображении характерные цветные волны. Выявлено множество других артефактов: изрядный бандинг, неудовлетворительное качество печати текста и постоянная передозировка черных чернил, вызывающая узоры даже на фотобумаге. Скорость печати ниже, чем у Z51.

Lexmark Color JetPrinter Z11

Небольшая модель с одним картриджем, самая недорогая в обзоре. Z11 не содержит растрирующего контроллера, всю работу выполняет драйвер. Если у вас нет лишних денег, но иногда вам надо печатать черно-белые тексты для внутреннего использования (в общем-то, заменив картридж, можно и цветные, но тексты, а не фото и медленно), купите ее. Невысокая скорость печати, но поразительное для столь дешевого принтера качество чернового текста (с черным картриджем). Остальные возможности не обсуждаются, ибо их либо нет, либо они реализованы неудовлетворительно. Прекрасное решение для дома, для черновиков.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.