Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Миди-клавиатура M-Audio Axiom 25: взгляд дилетанта

АрхивЗвук
автор : Лев Шелдунов   19.07.2006

Компактное устройство отличается качественной механикой и встроенными пэдами для исполнения партий ударных инструментов.

Всё лучшее – детям!

Продолжая поиски подходящей клавиатуры для немного одарённого и жутко избалованного приличным железом ребёнка, который давно убил свою "самоиграйку", снова наведался на сайт "Клуба Мультимедиа" посмотреть, что есть в наличии приемлемого по цене, качеству и габаритам. Не всё же ребёнку в монитор пялиться и во флэш-игрушки резаться… Иногда надо и чем-нибудь другим заняться.

На сайте нашлась маленькая клавиатура M-Audio Axiom 25. Как явствует из числового индекса модели, клавиш в ней совсем немного - 25 штук. Соответственно, габариты вполне приемлемые для установки около детского компьютера в нише "стенки". На эту модель выбор пал и потому, что в ней, помимо клавиш, есть множество вращающихся ручек-контроллеров, колёсиков и кнопочек. Кроме того, в Axiom 25 есть целых восемь пэдов для имитации ударных инструментов. Дети обычно любят не столько мелодию, сколько ритм. Вот ритм-то этими имитаторами настоящих барабанов и можно задавать какой угодно, причём "голыми руками".

Основные технические характеристики M-Audio Axiom 25:
  • 25 полувзвешенных клавиш, чувствительных к силе нажатия (velocity) и с программируемой функцией послекасания (aftertouch), со сдвигом октавы
  • 8 поворотных "бесконечных" регуляторов, назначаемых на любой MIDI канал или параметр
  • 8 назначаемых триггеров для работы с виртуальными ударными инструментами
  • MIDI-контроллеры назначаются на: номер контроллера, RPN/NRPN, сдвиг тона
  • программируемые пресеты Bank LSB, Bank MSB, сообщения GM/GM2/XG SysEx
  • MIDI-кнопки назначаются на: номер контроллера, RPN/NRPN, нажатие/отпускание клавиши, выключатель MIDI CC, программируемые пресеты банков LSB и MSB, функции MIDI Machine Control, сообщения GM/GM2/XG SysEx
  • ЖК-экран со светло-синей подсветкой
  • 6 кнопок управления транспортом
  • Колеса Pitch Bend (высота тона) и Modulation (модуляция)
  • Сдвоенная кнопка сдвига октавы (+/-)
  • 2 порта для подключения педалей Sustain и Expression (докупаются отдельно)
  • 2 порта MIDI для подключения внешних устройств
  • Порт USB
  • Питание по шине USB или от блока питания 12В (не входит в комплект)
  • Габаритные размеры 478 x 285 x 66 мм
  • Масса - 2,5 кг

Для сугубо домашнего музицирования, а также для профессиональной работы с секвенсорами этот вариант, пожалуй, подходит неплохо.

Корпус сделан из тёмного пластика с лёгким графитовым высверком, который заметен не сильно и этот самый высверк в глаза сильно не бросается. Внешность этого контроллера, пожалуй, можно назвать благородной. По крайней мере, тёмный корпус, неплохо сочетается с белыми и чёрными клавишами. Похоже, что в массу пластика добавили алюминиевую пудру и можно не бояться, что в местах касания пальцами краска облезет, как у некоторых других моделей, где корпус просто покрашен "серебрянкой". О том, что сотрутся надписи на самих кнопках, тоже не надо беспокоится - белый пластик надписей, похоже, вварен в резину и стереть его будет очень трудно. Разве, что наждачной бумагой, но против такого варварства "медицина бессильна". MIDI-контроллеры в антивандальном исполнении как-то не попададись на глаза…

На верхней панели расположился жидкокристаллический цифровой дисплей с достаточно яркой, но отнюдь не слепящей светло-синей подсветкой. Это удобно, поскольку цифры и надписи видны при любом освещении, не говоря о полной темноте.

В устройстве предусмотрено гнездо для сетевого блока питания, но это на случай полного отсутствия питания по шине USB. В спецификации указано, что потребляемый ток не более 0,3 ампера и стандартных 0,5 хватит с лихвой. Отсутствовать нужный ток может, в основном, по причине подключения через пассивный хаб. В комплекте поставки, кстати, блок питания отсутствует, поскольку производитель вероятно, решил, что такая ситуация маловероятна, чтобы удорожать и без того не слишком дешёвое устройство.

Установка прошла быстро и без заминок. Основное условие - сначала ставить драйверы, а уж потом подключать девайс. Обратный вариант не проверялся, но, обычно зря о таком не предупреждают. Жаль, что основная масса потребителей перестала читать руководства пользователя. Правда, здесь руководство одно на все три устройства серии Axiom и, к сожалению, только на английском языке.

Несмотря на то, что обновлять драйверы вроде бы можно, выяснилось, что сначала надо снести старые и только потом ставить новые. Радиокнопки выбора "Modification" и "Repaire" в окне инсталлятора почему-то оказались неактивными. В названии скачанного с сайта Midiman драйвера были буквы WDM, которые, вроде как, подразумевают тест на совместимость с Windows XP, но при установке два раза выпадало окно предупреждения об обратном. Пустячок, но неприятно как-то. Не комильфо, как говорится.

После подключения и установки идущей в комплекте программы Abletone Live 4 и минимальной её настройки, сразу же заработали клавиши и ребёнок дорвался до радости звукоизвлечения. Музицированием это назвать можно только с очень большой натяжкой, но это, пожалуй, лучше, чем ничего. Программа Abletone Live 4, кстати, довольно интересная, особенно тем, кто любит современное "бум-бум" с обилием ударных.

Самый большой, наверное, недостаток - отсутствие документации по подключению контроллеров к программам. Всё приходится делать методом научного тыка. Метод, несомненно, хороший, но очень медленный. Вроде видно, что клавиши нажимаются, на экране лампочки в такт моргают, но звука нет. В общем, такой инструмент - штука хорошая, но сильно непростая для малоподготовленного человека. Дети, впрочем, справятся с чем угодно и безо всяких инструкций, мануалов и советов. Именно методом научного тыка. Потому что им интересно исследовать новое и неизвестное. И мозги у них помоложе, чем у взрослых и контакты ещё не окислились…

Тактильные ощущения от клавиш вполне адекватные. От классического фортепьяно, конечно, отличаются изрядно, но и с дешёвыми "самоиграйками" не сравнить. Тем более что, в отличие от "самоиграек", можно настраивать множество параметров. Возни много, но настраивается почти всё, в отличие от обычного пианино или стодолларовых "самоиграек", которые можно использовать только так, как задумано конструкторами. Никакой свободы и расширяемости в них не предусматривается. Пэды тоже чувствительны к нажатию. Чем сильнее бьёшь, тем громче звучит, что несколько, даже, удивило.

При работе с "программным" звуком вроде АС97 наблюдается изрядное отставание звука от нажатия на клавиши. Причём заметное и напрягающее. Пришлось консультироваться со спецами, которые заверили, что при использовании практически любой дискретной звуковой карты величина задержки уменьшается примерно на порядок и становится практически незаметной ухом. Но даже с АС97 можно работать без каких-либо драйверов, вроде "ASIO for all". Но лучше с ними. Тогда можно подключить фильтры, эффекты и прочие интересные "вкусности" для обработки звука.

Играть на этой клавиатуре что-то более-менее серьёзное, пожалуй, затруднительно. 25 клавиш, как говорится в известном мультике, "маловато будет". Для игры придётся покупать другую модель, а эта годится, в основном, для детей и диджеев. Вот им нужны маленькие по размерам, но функциональные "клавиши", когда всё находится под рукой и не занимает много места на столе. Диджеям полноценная клавиатура практически не нужна, а детям покупать что-то пяти-шестиоктавное не для серьёзных занятий музыкой, можно лишь если жилплощадь позволяет… А если не позволяет, то недостаток превращается в достоинство. Этот инструмент абсолютно не предназначен для профессиональных пианистов. Детям - для баловства, а взрослым - для "живого" исполнения сэмплов и "забивания" партий в секвенсор.

Динамика клавиш вполне достойная, которую просто не надо сравнивать с клавишами "самоиграек" у которых клавиши могут со временем, просто отломиться. Сравнивать их с молоточковыми системами, довольно точно имитирующими динамику классического фортепьяно, их тоже не совсем корректно из-за разницы в цене. Получился вполне достойный, но специфичный продукт с чётко очерченной группой потребителей, которым он подходит практически идеально.

А "барабанным" пэдам можно назначить любые инструменты, чтобы не переключать их по ходу пьесы.

Что же у нас осталось в сухом остатке? Достоинства: компактность, отсутствие краски на корпусе, качественная механика, чувствительность к силе нажатия, наличие барабанных пэдов, питание от шины USB, небольшой вес. Недостатки: сложность (для непрофессионала) подключения к музыкальным программам, отсутствие руководства пользователя на русском языке.

Машинка хорошая и интересная, но народ привык покупать "за 100 баксов" и интересности вроде полувзвешенной механики и чувствительности к нажатию заинтересуют только профессионалов, понимающих, зачем всё это надо. Такие устройства, пожалуй, придутся по душе энтузиастам, которые, в общем-то, и не дают миру остановиться и зачахнуть в болоте обывательских интересов.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.