Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Проба MIDI-контроллера M-Audio Ozonic

АрхивЗвук
автор : Лев Шелдунов   21.02.2006

Оригинальное устройство от компании Midiman объединяет в себе MIDI-клавиатуру, звуковую карту, набор MIDI-контроллеров и аналоговые входы с предусилителями.

Для любителей музицирования настали благодатные времена: производители музыкального "железа" обратили своё внимание и на небогатых непрофессионалов. Сегодня, благодаря любезности "Мультимедиа Клуба", мы рассмотрим не простую недорогую MIDI-клавиатуру, как в прошлый раз, а более продвинутый MIDI контроллер M-Audio Ozonic. В нём есть почти всё, что необходимо для организации домашней мини-студии - звуковая карта, аналоговые микрофонный и гитарный входы с предусилителем и средства управления программами обработки звука.

Основные технические характеристики M-Audio Ozonic:
  • Четыре аналоговых входа и выхода, включая микрофонный балансовый вход (XLR) с фантомным питанием, инструментальный вход, (1/4" TS), стереофонический линейный вход (1/4" TS), пара выходов (1/4" TRS and TS) с регулировкой громкости, аппаратным мониторингом уровня, программной маршрутизацией выходов и входов
  • Синтезаторная 37-клавишная клавиатура с чувствительностью к velocity и настраиваемым aftertouch
  • Полноразмерные MIDI-вход и выход
  • Питание по шине FireWire или от адаптера постоянного тока 12 в
  • 40 назначаемых MIDI-контроллеров, включая 8 управляющих ручек, 9 ползунков со шкалами, 9 кнопок, колёса сдвига тона и модуляции, aftertouch, вход для сустейн-педали, вход для педали expression, 20 ячеек для хранения установок, кнопки +/- октавного сдвига и транспонирования
  • Все аппаратные MIDI-контроллеры полностью программируются на номера программных контроллеров и каналов
  • Контроллер mute function заглушает выход для предотвращения скачка параметров
  • "Снимок" памяти SysEx совместимый с программой-редактором и библиотекой Enigma для управления и сохранения неограниченного количества установок
  • MIDI-контроллеры назначаются на: номер контроллера, RPN/NRPN, сдвиг тона, сообщения GM/GM2/XG SysEx
  • MIDI-кнопки назначаются на: нажатие/отпускание клавиши, выключатель MIDI CC, программируемые пресеты банков LSB и MSB, функции MIDI Machine Control, сообщения GM/GM2/XG SysEx
  • Совместимость с WDM, ASIO2, GSIF2, MME, Core Audio
  • Габаритные размеры: 64,7 х 42,1 х 7,6 мм
  • Вес: 3,1 кг

Разработана эта клавиатура весьма известной в кругах музыкантов компанией Midiman, которая собаку съела на MIDI- и прочих музыкальных контроллерах. M-Audio - одна из торговых марок этой прославленной компании.

Корпус сделан из крашеного серебристым металликом пластика - подозреваю, что "серебро" быстро оботрётся при интенсивной эксплуатации, особенно около ручек и ползунков. Указатели на самих ручках сделаны из белого пластика и они-то вряд ли когда-нибудь сотрутся. На клавиатуре предусмотрено отверстие для замка Кенсингтона, чтобы предотвратить хищение злоумышленниками этого весьма интересного устройства.

Все ползунки, ручки, кнопки и разъёмы промаркированы и человек, мало-мальски знакомый с английской музыкально-компьютерной терминологией может разобраться с базовыми функциями и не заглядывая в руководство пользователя.

В руководстве пользователя на самой первой странице указано, что сначала надо установить драйверы и только потом подключать устройство. В общем-то, так надо делать практически всегда, но система plug-n-play давно разбаловала пользователей, которые ожидают, что сразу после подключения к компьютеру они смогут работать с любым устройством.

В комплект входит краткое печатное руководство по установке, а на прилагаемом диске записана полная версия руководства, в котором весьма подробно описан процесс подключения устройства к известным программам обработки звука, что может сэкономить массу времени и нервов себе и техподдержке. Почитать его стоит и для того, чтобы научиться пользоваться всеми возможностями контроллера. Программировать контроллеры не труднее, чем часы с калькулятором, очень популярные лет двадцать назад. С инструкцией всё более-менее просто, а без неё разобраться непрофессионалу вообще невозможно

Стоит M-Audio Ozonic существенно дороже, нежели "простые" MIDI-клавиатуры начального уровня (порядка 450 долларов - ~250$ за аудиоинтерфейс + ~250$ за MIDI-клавиатуру с назначаемыми контроллерами), но за эти деньги, помимо прочего, покупается возможность управлять несколькими дорожками одновременно "на лету", то есть, прямо во время исполнения музыки. Кто пытался управлять MIDI-программами мышью, тот, пожалуй, сможет оценить удобство подобного контроллера. Здесь я столкнулся с неожиданным ограничением: оказывается, у мыши есть принципиальный недостаток - всего один курсор вне зависимости от количества присоединённых устройств. Аппаратные ползунки и ручки этого недостатка лишены, давая возможность управлять несколькими процессами одновременно. По отдельности все устройства этого контроллера и места занимают гораздо больше и стоят несколько дороже. К сожалению, в Ozonic нет обратной связи контроллеров из компьютера, так что двигать экранные ползунки с контроллера вы сможете, а наоборот - уже не получится. Не тот класс и цена.

Пожалуй, Ozonic вполне можно использовать в качестве основы для домашней музыкальной студии. При этом проблема выбора качественной звуковой карты отходит на второй план, ведь неплохой звуковой контроллер уже устроен в это устройство: аудиокодек поддерживает сигнал с разрядностью до 24 бита и частотой дискретизации до 96 кГц, а заявленное соотношение сигнал/шум составляет порядка 100 дБ.

Микрофонный и гитарный предусилитель дают возможность подключать к системе хорошие микрофоны и струнные электроинструменты. Помимо стеснённых в средствах музыкантов, эта система может пригодиться и любителям создавать подкасты, которые возжелают сделать качественную запись своих опусов с ненавязчивым музыкальным сопровождением.

Всё как у больших и профессиональных клавиатур, только чуть попроще, поскромнее и побюджетней. Подключать можно вполне серьёзные наушники и микрофоны с толстым 1/4" штекером. Переходника на маленький разъём 1/8 в комплекте поставки не оказалось. Возможно питание по шине FireWire, если к соответствующему разъёму на ПК подведено стандартное напряжение. Если такового порт не даёт, то в комплект поставки входит блок питания на 12 Вольт, который радикально решает проблему питания.

Похоже, что разработчики решили, что семиоктавная клавиатура - непозволительная роскошь для маленьких студий и аккуратно отрезали 4 октавы. Вместо них с левой стороны находится клавиша-качелька сдвига октав, а на символьном ЖК-экране с ненавязчивой синей подсветкой отображается величина этого сдвига. Конечно, профессиональному пианисту для полноценной игры трёх октав будет явно недостаточно, но для начинающих музыкантов и для тех, кто занимается электронной музыкой и вводит в ПК отдельные партии синтезированных инструментов, такое решение будет оптимальным.

На ЖК-экране, как и положено, отображается информация о величине сдвига любого ползунка или ручки. Одно число указывает номер контроллера, а второе - величину.

Использование скоростного интерфейса FireWire сводит время задержки отклика сигнала до каких-то совершенно незаметных ухом величин, так что с исполнением в реальном времени никаких проблем возникать не должно.

Тактильные ощущения от клавиш не совсем похожи на обычное фортепиано, да и ход клавиш несколько короче, нежели у аналогового рояля или пианино. Немного смутило некоторое клацанье при нажатии на клавиши, которое является побочным эффектом "лёгких" клавиатур синтезаторного типа. Компьютер этот звук, разумеется, не записывает и на фонограмме его не слышно, но при игре он может раздражать.

В самой клавиатуре предусмотрена не только чувствительность к силе нажатия клавиш (точнее, скорости перемещения клавиши - поэтому этот параметр и называется по-английски Velocity, то есть "скорость"), когда при более сильном нажатии на клавишу сила звука пропорционально увеличивается, но и такая функция, как aftertouch (изменение давление на уже нажатую клавишу), которую можно встретить не в самых дешёвых MIDI-клавиатурах. Довольно интересна функция управления кривой нажима на клавишу: можно запрограммировать разные варианты нажатия, чтобы клавиши "отзывались" именно так, как нужно исполнителю.

Довольно удобно, что устройство имеет целых 9 ползунков: можно использовать 4 пары для регулировки уровня разных каналов и один "мастер" для всех сразу. Любители изощряться с многоканальным звуком по достоинству оценят джойстик с двумя степенями свободы, который (при соответствующей настройке в программе-редакторе) поможет панорамировать звук хоть по кругу, заставив его "вращаться" вокруг слушателя.

В комплекте поставки идёт вполне достойная внимания программа Ableton Live Lite 4 для работы со звуковым потоком в реальном времени, что весьма актуально для клубных диск-жокеев. Функциональность её несколько ограничена, но вполне достаточна для начала экспериментов в этом направлении.

Пожалуй, этот MIDI- контроллер вполне можно порекомендовать практически всем любителям домашнего музицирования, которым не чуждо копание в разных компьютерных программах обработки звука и которые работают под Windows XP или Mac OS X. Самым главным недостатком с точки зрения неискушенного пользователя, можно назвать лишь тот факт, что к устройству прилагается руководство пользователя только на английском языке, однако этот недостаток довольно легко поправим и возможно, что работа над переводом идёт полным ходом. Мы честно пытались найти какие-либо серьёзные изъяны в M-Audio Ozonic, но, учитывая его обширную "начинку" и относительно демократичную цену, так и не нашли.


Благодарим компанию "Мультимедиа Клуб" за предоставленное на тестирование устройство.
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.