Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Апгрейд музыканта

АрхивЗвук
автор : Роман Георгиев   12.04.2005

Решив заняться созданием музыки на компьютере, особое внимание обратите на звуковую подсистему. Карты, популярные у сборщиков ПК, не обеспечат нужного качества. Читайте историю перехода с универсальной SB Live! на специализированную Audiophile 2496

Карта M-Audio Delta Audiophile 2496 появилась у меня как результат "плана Б" по добыче звуковой карты профессионального уровня. Изначально автор пытался найти другую карту (одну из самых ныне популярных), однако, даже обегав пол-Москвы, найти её не удалось, а под конец сего безумного вояжа из разных источников начала поступать информация, что этой карты в Москве ещё месяц не будет. Ждать месяц автор не мог просто потому, что существовали некоторые насущные задачи, требовавшие немедленного выполнения, и решить их можно было только с помощью профессиональной карты с низкой задержкой сигнала. К которым и относится упомянутый "Аудиофил".

Audiophile 2496 пришёл на смену "классическому" SoundBlaster Live!. Эта карта, во многом и поныне весьма интересная, уже давно никем не рассматривается даже как "полупрофессиональная" (как про неё говорили в 1998-1999 годах, когда она только-только появилась на рынке). Посему это довольно сложный вопрос - насколько вообще правомерно сравнивать SB Live! с Audiophile... Впрочем, речь не совсем об этом. Интересующая нас тема - переход с карты любительского пошиба (хотя и с довольно широкими возможностями) на звуковой интерфейс профессионального уровня, причём низшего ценового класса.

Первое, что хочется сказать - для сугубо домашнего "креатива", а также всевозможных развлечений у SB Live! возможности всё-таки несколько шире, нежели у Audiophile. И тут ничего парадоксального нет - карта "для развлечений", коей, безусловно, является SoundBlaster Live!, должна уметь многое, но не обязательно хорошо. В то время как профессиональная (читайте, специализированная) карта обязана делать хорошо то, что она умеет. Ну а чего она не умеет… Так, как говорится, за копейку канарейка басом не поёт.

Речь о том, что для так называемого "домашнего музицирования", без особых претензий к качеству звука и при отсутствии необходимости (или желания) использовать программные синтезаторы, SB Live! хватит за глаза. Это уж не говоря об Audigy и Audigy 2, о которых нужно говорить отдельно. "Живчик" предоставляет владельцу полный комплект радостей. Тут вам и микрофонный моновход, и линейный стереовход и два стереовыхода на Jack-разъёмах. MIDI-кабель для подключения "самоиграйки" к порту джойстика вам продадут в почти любом музыкальном магазине, а от реализованных аппаратно эффектов типа ревербератора, хоруса и прочих радостей - душа поёт.

Так вот, у Audiophile ничего этого нет. Есть два аналоговых входа - левый и правый (разъёмы RCA, они же "тюльпаны"), и два таких же аналоговых выхода. Имеется 9-контактное гнездо, к которому подключается насадка с MIDI- и S/PDIF-разъёмами. С MIDI и начинаются некоторые неприятности: если вы использовали типовой, по нынешним временам, кабель "MIDI-Gameport", то его можно смело кому-нибудь подарить - больше не пригодится. Вам же придётся выискивать и покупать (либо паять) - два пятиштырьковых кабеля. Схема, кстати, очень простая: 2-2, 4-4, 5-5, см. иллюстрацию:

А что касается входов-выходов, то здесь можно сказать лишь одно: карта предназначена для использования вместе с рядом дополнительных устройств, а именно - акустической системы (для каковых подключение через RCA-кабели - стандарт) на выходе и стереофонического микшерского пульта на входе. Хороший микшер можно раздобыть за 150-200 долларов, что в полтора раза дороже самой карты.

Кстати, без акустической системы можно обойтись - хотя стереовыход отсутствует (а стало быть, наушники просто так не подключишь), можно спаять переходник и прекрасно работать через наушники. А вот микшер… Пробовали мы напрямую к Audophile подключать обычный бытовой микрофон. Звук очень тихий - никакого усиления, характерного для микрофонного входа, нет. Да ведь и вход вовсе даже не микрофонный. На этом, пожалуй, пугать читателей прекратим. Потому что достоинства карты Audophile по сравнению с SoundBlaster Live! огромны.

Во-первых, конечно же, звук. У SB Live! стереопанорама нечёткая, и оттого звук кажется плоским и неглубоким. У Audiophile чёткая, ясная панорама, звук, что называется, "руками можно пощупать". При этом Audiophile, как следует из индекса "2496" в названии, поддерживает звук в формате 24 бит (битрейт), 96 кГц (частота дискретизации, подробнее здесь), в то время как SB Live! не знает ничего выше "CD-формата" - 16 бит, 44,1 кГц.

Во-вторых, у SB Live! по умолчанию отсутствует поддержка протокола передачи аудиоданных ASIO, необходимого для корректной работы многих (если не большинства) программных синтезаторов. Есть, конечно, масса всяких программных разработок, при помощи молотка, стамески и некоторой матери "реализующих" поддержку ASIO на всяких третьесортных, по нынешним временам, аудиокартах. Есть и неофициальные драйверы kX, которые задействуют некоторые скрытые функции SB Live!, в том числе ту самую поддержку ASIO.

Факт, однако, что для комфортной работы, например, с программным пакетом Propellerhead Reason, возможностей SB Live! с драйверами kX маловато. "Живчик" худо-бедно работает с задержкой сигнала (латенцией) в 10 мс и более-менее нормально - при 20 мс. А такие задержки уже довольно ощутимы и при быстрых проигрышах очень мешают жить.

С Audiophile же удалось добиться снижения латенции до 6-7 мс при частоте дискретизации 44,1 кГц. Причём даже при 256-килобайтном буфере DMA никакого треска, присутствовавшего при использовании SB Live!, не возникает.

При более высокой частоте латенция ещё ниже, но при этом "драматически" возрастает нагрузка на ЦП компьютера, при этом пакет Reason сам характеризуется весьма высокими требованиями к процессору, так что на средней машине (в моём случае Athlon 1000 МГц) "тормоза" могут проявиться с большой вероятностью.

А вот с чем серьёзные проблемы сохранились - по крайней мере, пока - так это с комбинацией секвенсора Sonar 3.0 и пакета Reason. Впрочем, здесь ещё немало и других неприятных обстоятельств - например, несколько сомнительная реализация протокола связи ReWire в Sonar, по которому и связывается Reason с MIDI-секвенсором. Также есть вопросы к тому, насколько годятся процессоры AMD для работы с музыкальным софтом. Большинство производителей ориентируется всё-таки на процессоры Intel. Кстати, с плагинами замечательного виртуального синтезатора FM7, Sonar прекрасно работает без повышения задержки.

Вывод простой. M-Audio Delta Audiophile 2496 оправдывает себя как "рабочая лошадка", если вы всерьёз занимаетесь звуком и виртуальными синтезаторами. Естественно, желательно, чтобы был действительно мощный процессор и достаточно оперативной памяти, которой, как известно, много не бывает. "Развлекушек" вроде встроенных эффектов нет, проблема с отсутствием нужных входов решается дополнительным капиталовложением (в микшерный пульт), но все эти недостатки искупаются качественным звуком и более широкими возможностями работы с программными аудиопакетами и плагинами.

Отправив SB Live! в отставку, я перестал чувствовать недостатки конфигурации своего пожилого компьютера.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.