Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Психоделика на пальцах

АрхивЗвук
автор : Баир Гармаев   05.04.2005

Почитав статьи о создании звука на компьютере, приходишь к выводу, что выделки овчинка не стоит. Слишком много усилий требуется, чтобы обеспечить качество звука. Но если подойти к электронной музыке по-другому, окажется, что чистота звучания порой совсем не нужна.

Самым подходящим инструментом, для того, чтобы начать музицировать  на домашнем компьютере, выглядит MIDI-клавиатура. Воткнул кабель в системный блок, поставил обучающую программу - и следуй указаниям электронного репетитора. Научиться более-менее играть этим способом можно. Но такой подход сразу ставит неофита на рельсы традиционной музыкальной культуры. Тогда как в мире музыки существует много альтернативных ветвей развития.

Одно из этих направлений развивают в голландской студии STEIM, возглавляет которую композитор-изобретатель Михель Вайшвис. Название студии расшифровывается как (STudio for Electro-Instrumental Music - "студия электроинструментальной музыки"). В лабораториях STEIM создаются нетрадиционные музыкальные инструменты и техники исполнения, а также средства визуализации музыки и, наоборот, генерации музыки из событий реального мира.

А началось всё с того, что маленький Михель копался во внутренностях коротковолновых приёмников. Уколы электрического тока его не пугали, а изменение звучания вызывало большой интерес. Покончив с КВ-приёмниками, Михель взялся за неисправный электроорган. Прикосновения к его потрохам вызывали звуки, которые уже можно было назвать музыкальными. Вскоре мальчик понял, что играть таким образом гораздо интереснее, чем нажимая на клавиши.

Годы спустя новый подход оценили и слушатели. Однажды концерт, исполненный Михелем Вайшвисом и единомышленниками на электронных инструментах, транслировали по радио. Для большинства аудитории исполнение ничем не отличалось от игры на традиционных инструментах из дерева и металла. Слушатели чувствовали фазы звукоизвлечения, ощущали "моторику" звука. Впрочем, в 60-е годы XX века электронные музыкальные инструменты ещё страдали от механистичности звучания и обрадовать аудиторию новшествами было нетрудно. Новых красок Вайшвис сотоварищи добивались, играя "внутри" синтезаторов с открытыми корпусами. Это настолько увлекло их, что вскоре музицирование уступило место усовершенствованию существующих и конструированию экспериментальных инструментов.

Первым кандидатом на модернизацию стал имевшийся у Вайшвиса синтезатор EMS VCS3 "Putney". Он был куплен изобретателем именно из-за своей конструкции, которая допускала его использование без клавиатуры. Управление осуществлялось многочисленными ручками, коммутаторами и программируемым джойстиком. К тому же Вайшвиса устраивало его своеобразное "грязное" звучание.

Наигравшись вволю, изобретатель приступил к доработке инструмента. Последняя свелась к тому, что к определённым узлам схемы были припаяны провода, которые Вайшвис затем вывел на переднюю панель. Выведенные провода заканчивались на площадке с открытыми контактами. Музицирование в электрическом смысле выглядело, как шунтирование схемы синтезатора в самых разных комбинациях. При этом исполнитель участвовал в работе схемы сопротивлением и ёмкостью собственного тела. На протяжении нескольких лет Вайшвис много концертировал с модифицированным "Putney" и, наконец, пришёл к мысли, что ему нужен портативный инструмент.

Следующие примеры хорошо иллюстрируют творчество студии STEIM. Например, к звукоусилителям подключались практически все предметы, что находились в доме. Таким образом, выполнение любых повседневных действий - от чаепития до розжига камина - рождало симфонию электронного шума. Интересно выглядели музыкальные партии в исполнении нескольких человек. "Музыкант" замыкался не только на схему своего инструмента, но и прикасался к соратникам, "вовлекая" их в работу схемы.

Итогом разработок стал незамысловатый прибор под названием Kraakdoos, известный также как Crackle Box.  Он представлял собой коробочку с дюжиной деталей, на лицевой стороне которой находилось шесть контактных площадок и динамик. Имелся и 3,5-миллиметровый выход для подключения к усилителю. Преемник модифицированного "Putney" срезонировал с настроением семидесятых и студии STEIM даже удалось продать несколько тысяч "потрескивающих ящичков".

Возможно, успеху способствовала уникальная особенность инструмента. Помимо того, что звукоизвлечение было интуитивно понятным и не требующим музыкальной грамотности, существовал ещё один фактор. Звучание Crackle Box зависело от того, в чьих он находился руках. Понятно, что звук определялся сопротивлением и ёмкостью тела играющего, но приятнее было относить изменение саунда к более высоким сферам. Кстати, характер звука менялся и пропорционально силе нажатия на контакты. Это не удивительно для профессиональных клавишных синтезаторов, но их стоимость и цена Crackle Box были несопоставимы. Таким образом, владельцы приборчика могли приобщиться к кругу матёрых нойз-музыкантов за небольшие деньги. И заодно получали неплохое средство самостоятельного озвучивания кислотных трипов.

В новом тысячелетии инструмент из весёлых семидесятых отнюдь не забыт. Компания New Atlantis произвела ограниченную партию инструментов Crackle Box, слегка изменив их дизайн, который, впрочем, выдержан в духе того времени. Схемотехника же полностью унаследована от оригинального прибора. А в Стэнфордском Университете существует творческий коллектив [sic] (Stanford Improvisation Collective), использующий сразу несколько инструментов Crackle Box в своих перфомансах. Кстати, идеология [sic] во многом перекликается с настроениями студии STEIM, проповедовавшимися ей в семидесятые. Вкратце - это генерация музыки и сценического действа из всего, что попадётся под руку.

Возможно, кто-то удивится, что в статье ни разу не было упомянуто имя Льва Термена, одного из основоположников электронной музыки. Да, изобретённые им инструменты (терменвокс, ритмикон, терпситон и другие) тоже использовали ёмкость человеческого тела для генерации звука. Но, к сожалению, конструирование этих инструментов требует совсем не начальных познаний в радиотехнике. Тем же, кто вознамерится поближе познакомиться с этими действительно интересными устройствами, рекомендую "Термен-центра". Принципиальные же схемы инструментов Термена можно легко найти в интернете.

Как уже было сказано, Crackle Box изготавливался из минимума деталей, а в силу специфического предназначения схема не требует настройки. Поэтому неудивительно, что находятся умельцы, воссоздающие артефакт эпохи психоделики на современной элементной базе. Так что не желающие платить 50 евро за инструмент от STEIM могут самостоятельно собрать Crackle Box, как это сделал шведский музыкант Йохан Боберг.

Схемотехнически Crackle Box представляет собой генератор на базе операционного усилителя (ОУ) и транзисторного каскада, собранного по схеме Шиклаи. Кружками на схеме обозначены контактные площадки на лицевой стороне прибора.

Номенклатура деталей:

  • R1 – 1 МОм
  • C1, C2 – керамический, 10 нФ
  • C3 – керамический, 2,7 нФ
  • C4 – керамический, 100 нФ
  • C5 – электролитический, 100 мкФ
  • C6 – электролитический, 220 мкФ
  • U1 – ОУ серии 709 (замене не подлежит)
  • U2, U3 – ВС 547 (отечественный аналог - КТ3103А)
  • U4, U5 – ВС 557 (отечественный аналог - КТ3107)
  • S1 – динамическая головка, 8 Ом

Элементы, обозначенные красным цветом, не обязательны. Практическую пользу может сослужить лишь светодиод, который, кроме иллюминации, защищает схему от неправильного подключения полюсов батареи. Тем же, кто надумает оснастить схему линейным выходом в целях записи звука, понадобится намотать трансформатор. Он необходим для гальванической развязки потенциально опасной схемы с устройством записи. Сопротивление первичной и вторичной обмоток – 8 Ом и 10 кОм, подключается он параллельно динамику.

Сборка Crackle Box на макетной плате (без пайки) отняла у Боберга всего полчаса. Затем экспериментатор поизвлекал из устройства звуки и записал их. Здесь можно услышать примеры звучания самодельного Cracle Box:

Пример 1 (793 кБ)
Пример 2 (563 кБ)
Пример 3 (490 кБ)
Пример 4 (504 кБ)
Пример 5 (712 кБ)

Надо отметить, что Боберг не озаботился изготовить контактные площадки, на которые можно нажимать с разным усилием. В его схеме это просто концы проводов, торчащие в разные стороны, что несколько обедняет изобразительный ряд, доступный исполнителю. Так что, задумав добиться всех красок звука от Crackle Box, следует выполнить контактные площадки на совесть. Рекомендую пойти путём конструкторов из STEIM - сделать площадки на той же плате, где выполнена разводка схемы. Дорожки можно вытравить, но для ускорения процесса будет проще вырезать их контуры, а лишнюю фольгу просто оборвать. Расположение площадок не канонизировано и оставляет простор для экспериментов. Сделайте так, как будет удобно лично вам.

Возможно, имеет смысл заложить в "клавиатуру" инструмента способность к переконфигурации, чтобы можно было менять расположение клавиш и их кроссировку. В том-то и прелесть Crackle Box, что он позволяет свободно трактовать не только издаваемые звуки, но даже и собственную конструкцию.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.