В поисках идеала
АрхивЗвукВкладные наушники Etymotic ER4P – это hi-end для портативного мира, очень качественные и удобные "уши", которые отлично себя покажут и с приличной стационарной техникой.
Прежде чем перейти к описанию наушников, следует немного рассказать о том, как я дошел до такой жизни. В смысле, до 300-долларовых наушников чтобы в метро ездить. А это, заметьте, цена неплохого диванчика, вполне пригодного для возлежания дома и прослушивания музыки на стационарной технике. Но моей целью было как раз достижение "стационарного качества" звучания или близкого к таковому в походных условиях. Зачем? Да все очень просто. Первая и основная причина – нехватка времени для вдумчивого прослушивания музыкальных произведений в домашних условиях. Не на последнем месте стоит желание чем-то заткнуть шум поездов, обывательские разговоры и старушачьи скандалы в метрополитене, дабы не портили ориентированную на рабочий день карму. В общем, думаю, многие меня поймут.
С источником воспроизведения более-менее определилось. Исходить приходится из того, что действительно качественного звучания от портативной техники добиться довольно сложно, можно добиться звучания, которое не раздражает. Под эти критерии попадают довольно многие плееры, и этому будет посвящена отдельная статья. Выбор в конце-концов пал на Apple iPod – за качественный усилитель и достаточно емкий диск для хранения несжатого звука. Наушники были протестированы в паре с этим плеером, а также с позаимствованным у коллеги старым, но очень качественным CD-проигрывателем Sony D-777.
Перейдем, собственно, к наушникам. Во-первых, почему именно вставные? Ответ прост. Во-первых (самая тривиальная причина), таскать на голове большие качественные "уши" постоянно не получится. Утомительно, неудобно, летом жарко, зимой шапку не наденешь. Во-вторых, сопротивление каких-нибудь Sennheiser HD500 слишком велико для слабенького усилителя плеера. В результате получаем хилый звук с отсутствующим басом на любых моделях классических наушников высокого класса. Небольшие наушники с низким внутренним сопротивлением лучше работают с портативным плеером, но достичь аналогичного с серьезными большими наушниками качества очень сложно. Забегая вперед, скажу, что Etymotic это удалось.
В-третьих, вопрос шумоизоляции. Автомобили на улице, поезда и прочая тяжелая техника своим шумом, ревом и визгом колес могут заглушить все, что угодно. Кроме, опять-таки, вставных наушников, полностью отсекающих внешний звук. Ну, или почти полностью. Я долгое время ходил с Koss The Plug – дешевыми и вполне качественными для своей цены ушами. Их основное достоинство – на высокой громкости кроме музыки уже вообще ничего не слышишь. Koss The Plug (и модификация The Plug Ultra с конструкцией затычки, явно позаимствованной у Etymotic), равно как и модели Sony и Sharp – это довольно качественные, но все-таки массовые наушники. Их недостатки – иногда слишком выпирающий бас и заваленные высокие частоты. Да и со средними беда – вместо чистого звука трубы или саксофона получаем непонятные повизгивания. Для электроники они вполне подходят, а вот классический рок, просто классика, джаз... Такая музыка создает настроение, и надо обеспечить для этого все условия.
Из качественных вставных наушников наиболее известна продукция компаний Shure и Etymotic. Наушники Shure у нас в России не продаются, у этой компании есть модели "затычек" ценой под 1000 долларов и с возможностью изготовления корпуса на заказ под "персональное ухо" (форму ушного канала). Etymotic у нас продается, да и по цене эти наушники более доступны. Выбрана была именно модель ER4P как представитель самого качественного модельного ряда. ER4S – во многом сходная модель, но с сопротивлением 48 Ом. В ER4P сопротивление 27 Ом, и они разработаны специально для компактных плееров.
Наушники приехали в большой коробке, в которой также находились несколько сменных "затычек" из пены и пластика, переходник на "большой" мини-джек, клипса для крепления на одежду и чехольчик для хранения. Помимо этого, в комплекте есть специфичные для Etymotic вещи, о них чуть позже. Сами наушники сразу дают понять, что они пришли в дом (в уши?) хозяина всерьез и надолго. Прочный и с трудом гнущийся витой провод, защитная пластмассовая насадка там, где общий провод разделяется на два отдельных (в этом месте чаще всего происходит обрыв кабеля), позолоченный штекер и, собственно, сами телефоны с трехлепестковыми пластмассовыми насадками. Их конструкция удивляет: толщина цилиндрических динамиков – всего миллиметров пять, зато они вытянуты в длину. Заканчивается наушник тонкой трубкой, на которую надевается пенная или пластиковая насадка.
Первая попытка вставить наушники в ухо закончилась тем, что они застряли там практически намертво, с таким ощущением, будто тебе в уши засунули два крупных банана. Целиком. Говорят, что к пластиковым насадкам надо привыкнуть, спорить не буду. Но во избежание травмы ушей пластиковые насадки были заменены на пенные. Последние крайне удобные – их можно сплющить пальцами практически в два раза. Затем вставляем наушник в ухо, пена распрямляется и он крепко фиксируется в ушном канале. Внешние звуки при этом практически полностью изолируются, хотя, изоляция с пластиковыми насадками еще лучше.
Подходим к самому главному. Включаем плеер и ждем чуда. И... оно происходит. Сменив несколько дисков с джазом, я понял, для чего стоит покупать такие вещи. С "этимотиками" музыка играет не в плеере. Она играет в голове. Чистейший звук, который хочется слушать еще и еще, присутствие всех инструментов – контрабас не заглушает скрипку, все звуки воспринимаются очень объемно, и, что самое важное, достоверно. Хорошая техника частенько "заставляет" людей слушать классику. И ER4P – как раз тот случай. Самое интересное произошло с электронной музыкой. Во-первых, низкочастотные звуки, раньше воспринимавшиеся как бубнение, звучат так, как нужно – их скорее не слышишь, а чувствуешь. Во-вторых, то, что я раньше считал помехами, оказалось замыслом автора – всякие призвуки, еле слышные инструменты, голоса людей – все это восстало из-под гнета массовых затычек и заиграло всеми красками.
Чтобы не превращать эту статью в панегирик, скажу о недостатках. Он, пожалуй, один – далеко не всегда удается добиться толковой стереопанорамы. Возможно, дело в конструкции самих наушников, а также в том, что не всегда удается их правильно разместить в ухе. И еще. С Etymotic я стал слушать музыку тихо. Шумоизоляция позволяет не перекрикивать внешний шум высокой громкостью, можно сделать потише и... слушать. Просто слушать музыку так, как она была задумана. Ну, почти так. На сайте Etymotic есть довольно спорное заявление: "Лучше только живая музыка". Живую музыку в ушной канал не засунешь, но надо отдать должное фирме, занимающейся исследованиями в области слуха, что приблизиться к идеалу у нее получилось.
Из специфических аксессуаров к ER4P прилагаются запасные фильтры и инструмент для их замены. Фильтр устанавливается в трубку наушника и предотвращает попадание внутрь корпуса всяческой ушной гадости. Периодически он загрязняется, что очень серьезно влияет на звучание, и фильтр нужно менять. Дополнительные фильтры также есть в продаже, равно как и сменные пластиковые насадки, а также пенные трех размеров (в комплекте – средние, есть побольше и поменьше).
И, наконец, немного наблюдений над тем, как себя вели в паре с серьезными наушниками плееры. Во-первых, древний Sony D-777 оказался на голову выше Apple iPod. Слов нет, одни ругательные выражения в сторону современной массовой индустрии, в том числе относимые и к самой Sony. С Sony случилась и другая вещь – обнаружилось, что если подключать наушники через пульт, то шикарный бас весь куда-то исчезает. Пришлось оставить пульт дома и "втыкать" Etymotic напрямую. Apple iPod огорчил совершенно отсутствующими басами, а также дикими искажениями звука, при попытке исправить положение эквалайзером. Звук iPod довольно тихий, но с приличной шумоизоляцией это не проблема. В целом, если не считать низких частот, со звучанием у детища Apple все в порядке, но отсутствие баса вынуждает слушать на нем только классику. Все остальное – с фирменных дисков на Sony. В некоторых вещах наушники обнаруживают не увиденный мной ранее драйв. Например, в барабанном соло Moby Dick Джона Бонэма из Led Zeppelin. И забудьте об MP3. Вернее, следите за битрейтом. Прослушивание различных типов сжатого звука показало, что при битрейте ниже 256 килобит в секунду наушники честно показывают все недостатки такого подхода – их становится слишком хорошо слышно.
Заключение. Etymotic ER4P – это hi-end для портативного мира, очень качественные и удобные наушники, которые отлично себя покажут и с приличной стационарной техникой. Вместе с тем, их главная особенность заключается в том, что они передают звук достоверно и, по возможности, без приукрашиваний. Кому-то такое звучание может не понравиться, особенно если вы поклонник тяжелого рока или электронной музыки и хотите, чтобы "било по ушам". ER4P тоже бьют по ушам. Но, в отличие от большинства наушников классом ниже, они бьют правильно.
Благодарим интернет-магазин pleer.ru за предоставленные на тестирование наушники Etymotic ER-4P.