Aureon 7.1 Universe. Флагман линейки мультимедийных звуковых карт компании TerraTec
АрхивЗвукВ эпоху повального встраивания в системные платы многоканального звука выпустить на рынок звуковую карту стоимостью более 200 долларов может себе позволить только очень уверенный в своей продукции производитель.
Аудиопродукция TerraTec Electronic (www.terratec.de) ранее нами детально не тестировалась. Спешим восполнить пробел, благо новейшие модели этой германской компании недавно поступили в российскую розницу. Модель Aureon 7.1 Universe, любезно предоставленная нам фирмой «Мультимедиа Клуб» (www.mpc.ru), в иерархии внутренних (PCI) звуковых карт TerraTec по праву занимает высшую позицию (заметим, что в эпоху повального встраивания в системные платы многоканального звука выпустить на рынок звуковую карту стоимостью более 200 долларов осмелится только очень уверенный в своей продукции производитель).
Universe — флагман в линейке Aureon. |
Таблица 1. Представители семейства TerraTec Aureon | ||||
Aureon 5.1 Fun |
Aureon 5.1 Sky |
Aureon 7.1 Space |
Aureon 7.1 Universe | |
Число выходов |
6 |
6 |
8 |
8 |
Максимальное |
16 бит/48 кГц |
24 бит/96–? кГц |
24 бит/96–192 кГц | |
Цифровой |
Оптический выход |
Оптический вход и выход |
Коаксиальный и оптический входы и выходы | |
«Виниловый» вход |
– |
– |
– |
Есть (с предусилителем) |
Коннектор WaveTable |
– |
– |
– |
Есть (на карте) |
Драйверы Windows |
98SE/Me/2000/XP |
2000/XP | ||
Розничная цена (ориентировочно), $ |
50 |
75 |
115 |
215 |
Про Terratec
История создания TerraTec не вписывается в типично гаражный «funny story» (вспомним избитую историю про то, как Apple был «зачат» чуть ли не в смотровой яме). Так вот, в 1991 году два единомышленника-бизнесмена решили «заварить кашу». В Германии с нефтью, газом, никелем, алмазами и т. п. — напряженка, поэтому пришлось покумекать в поисках разумной (во всех отношениях) и долгосрочной перспективы. А почему бы не сделать ставку на дорогих родных мозгах и дешевой азиатской рабочей силе? Сказано — сделано! И всего лишь через несколько лет, на тебе: крупнейший германский производитель «писишных» звуковых карт и «брэнд» лидер мультимедиа в Европе. Спустя восемь лет компания, не почивая на лаврах, делает упор не на быструю прибыль с акций, а на вложение средств в развитие и реализацию продвинутых технологий. Замечу, в похвальном стремлении удовлетворить как музыкантов, так и геймеров. В результате, TerraTec не только расширил сферу приложения в мультимедиа (ТВ-тюнеры, карты видеозахвата, веб-камеры, МP3-устройства и т. д. вплоть до моддинговых фигулючек-красотулючек), но и потеснил закоренелых тузов на рынке профессионального аудио.
Производственные мощности компании изначально и поныне размещены на Тайване. Рынок сбыта ориентирован на западную Европу, некоторые страны американского континента и Китай. Россия, увы, пока еще фактически не освоена, и официальное представительство TerraTec отсутствует. Восточноевропейский офис, расположенный в Чехии, до наших просторов явно не дотягивается. Как следствие, до сих пор нет как интерфейса и файлов помощи на русском языке, так и справочно-технической поддержки. Тем не менее, продукция TerraTec в России достаточно хорошо известна (особенно в музыкальных кругах) и почитаема.
Вот где бурлит «мысль» TerraTec. |
Таблица 2. Технические характеристики Terratec Aureon Universe | |
Аудиоконтроллер |
VIA Envy24HT (8 каналов до 192 кГц, 24 бит) |
Разрядность аудиосигналов на уровне драйверов карты, бит |
16, 24 или 32 |
Частота дискретизации, кГц |
8, 9,6, 11,025, 12, 16, 22,05, 24, 32, 44,1, 48, 96, 88,2, 192* |
ЦАП (кодек Wolfson 7870) |
8 каналов, 8–192 кГц, |
АЦП (кодек Wolfson 7870) |
2 канала, 8–96 кГц, 102 дБ SNR@48 кГц |
Аналоговые входы | |
Линейный вход (на карте) |
Стерео, мини-джек |
Линейный вход (на выносном модуле) |
Стерео, RCA |
Микрофонный вход |
Моно, TR (6,3-мм джек), |
Специализированный аналоговый вход |
Phono (MD/MM) с RIAA-корректором |
Цифровые S/PDIF-входы (на модуле) | |
Коаксиальный |
RCA |
Оптический |
Toslink |
Midi-входы/выходы |
2 (через разветвитель |
Аналоговые выходы | |
Фронт, тыл (surround), cабвуфер-центр, окружение (back surround) |
Стерео мини-джеки (на карте) |
Выход на наушники |
Стерео TRS, с индивидуальной регулировкой уровня (на модуле) |
Цифровые выходы | |
Коаксиальный |
RCA (на модуле) |
Оптический S/PDIF |
Toslink (на карте и на модуле) |
* На воспроизведение через аналоговые выходы. |
Упаковка и внешний вид
Не раздутая, обтянутая заводским целлофаном коробка имеет габариты около 22 х 6,6 х 35,6 см. Дизайн оформления — красочный, но грамотно умеренный, на солидном черном фоне. Вид подарочный, внушает доверие. Внутри покупателя дожидается несколько приятных мелочей типа двух переходничков с мини-джека на 6,5 мм стерео TRS, а также оптический Toslink-шнур длиной 1 м.
Сбоку коробки целлулоидное окошечко, из |
Технические решения
Вынесение входов (например, микрофонных), чувствительных к электрическим наводкам, в отдельный, гальванически развязанный модуль — решение не новое, особенно среди профессиональной аппаратуры. Однако в мультимедийном стане цельнометаллический корпус отважился делать только TerraTec, несмотря на то, что настоящая экранировка увеличивала себестоимость.
Многоканальная (8 ЦАП и 8 АЦП от АКМ) система записи EWS88MT, ставшая классикой начального профи-уровня. |
Модель DMX6Fire24-96 — прародитель Universe. |
Длина соединительного шлейфа для Universe составляет 80 см. Модуль не предназначен для эксплуатации за пределами корпуса компьютера. Соответственно, «горячее» подключение категорически противопоказано.
По сравнению с DMX6Fire24-96 в тестируемой Universe добавились модные седьмой и восьмой каналы, а редкоиспользуемые миди-входы/выходы перебрались с лицевой панели блока на планку карты (через переходник на порт джойстика). Главное, изменилась электронная начинка самой карты, прежде всего аудиоконтроллер и ЦАП/АЦП.
Вселенским центром Universe является модернизированный аудиоконтроллер ENVY24HT от VIA, предназначенный для «перелопачивания» и «маршрутизации» всех аудиопотоков в цифре. Возможность обрабатывать одновременно восемь выходных потоков на 24 бит с частотой дискретизации до 192 кГц включительно позволяет выводить многоканальный звук на разноплановую акустику (5.1, 6.1 и 7.1), причем без передискретизации. Последнее очень важно, так как сводит к минимуму цифровой мусор. Так же имеется аппаратный даунмиксинг, мигом рожающий двухколоночное стерео из многоканальной звуковой дорожки. Следует отметить поддержку пик-метров для всех потоков и интегрированный трансмиттер для цифровых S-PDIF входов.
Блок-схема аудиоконтроллера. |
В тестируемой звуковой карте применен довольно свежий аудиокодек WM8770 (от английской Wolfson, www.wolfsonmicro.com), совмещающий в себе 8-канальный ЦАП и 2-канальный АЦП. Связка данного кодека с вышеупомянутым аудиоконтроллером была использована и другим широко известным производителем звуковых карт в AudioTrack Prodigy 7.1.
Блок-схема кодека Wolfson WM8770. |
Примененный кодек отличает от конкурентов бортовое «усиление» до 19 дБ для всех восьми аналоговых выходов, плюс малая амплитуда высокочастотных составляющих, превносимых дельта-сигма преобразованием. Динамический диапазон кодека не назовешь рекордно высоким, за 100 дБ в реальных условиях перевалить будет сложновато.
АЧХ АЦП кодека |
АЧХ ЦАП кодека (до 96 кГц включительно). |
До половины частоты дискретизации рабочие АЧХ практически линейны (горизонтальные участки на графиках слева), как тому и положено быть. Свистопляска с более высокочастотными компонентами — дань специфике дельта-сигма преобразования. Рассмотрение АЧХ через лупу (графики справа) не дает оснований сомневаться в том, что зависимость от частоты скажется на качестве как записываемого, так и воспроизводимого сигнала.
АЧХ ЦАП кодека (192 кГц) |
Хорошо видно, что при дискретизации 192 кГц воспроизводимые рабочие частоты начнут заваливаться лишь с ~50 кГц, а в остальной области неравномерностью АЧХ можно смело пренебречь.
Чтобы отсечь нежелательные высокочастотные компоненты, достающиеся подарочком от «волшебного» дельта-сигма преобразования, производитель кодека рекомендует в HiFi-устройствах на каждый аналоговый выход (после ЦАП) посадить по активному аналоговому фильтру второго порядка. Вот тут «карточные» инженеры вынуждены пораскинуть мозгами, дабы втиснуться в ценовые рамки и при этом звук не изгадить.
Cхема рекомендуемого фильтра для аналоговых выходов кодека. |
В связи с отсутствием DSP как такового, на карте поселилась микросхема эффект-процессов. Есть и другие качественные электронные компоненты. С точки зрения схемотехники просматриваются заимствования из профессионального аудио. Из типично мультимедийных вкрался видавший лучшие времена АС'97-кодек, обслуживающий аналоговые входы, расположенные на карте.
Cама карта крупным планом: в центре контроллер и кодек, |
Universe, в отличие от предшественницы DMX6Fire24-96, обзавелась дистанционным пультом на инфракрасных лучах (запитывается от двух батареек ААА). Теперь по сумме баллов у мультимедийного флагмана TerraTec достоинств не меньше, чем у последней топ-платиновой серии от «Креатив».
Пульт: все самое необходимое — под рукой, |
Кстати, дальнобойность сего пульта вполне достаточная для домашних условий и не уступает конкурентам, хотя направлять луч придется прямохонько на приемник, расположенный на лицевой панели выносного модуля. Читать дальше >>>
Программное обеспечение
Программное обеспечение данной звуковой карты, собственно, состоит из драйверов и контрольной панели. Драйверы инсталлируется без проблем, с полным пониманием установленных ранее звуковых карт. Контрольная панель (запускается в индивидуальном порядке) — тоже встает влет.
Первая закладка на панели — «Mixer» — отображает не что иное, как подстройку уровня громкости звука, поступающего с разных входов карты и воспроизводимого на соответствующих выходах. Первые пять (по порядку) входов — аналоговые, а вот последний, который значится как WAV, является виртуальным цифровым входом. Фактически на него поступает цифровой аудио поток с программного плеера, или иного, близкого по сути приложения. Обратите внимание, общий уровень громкости, называемый «Master», един и присутствует на всех закладках. Именно этот уровень будет изменяться вследствие манипуляций, выполняемых с мультимедийной клавиатуры, дистанционного пульта и т. п.
Благодаря кодеку воспроизводимый сигнал можно даже усилить. |
Вторая закладка — «Surround» — посвящена настройке уровня сигналов, отправляемых на акустические системы (активные) или же на внешний усилитель мощности. Индикация уровня сигнала по каждому выходу с помощью так называемых пик-метров — отличный ход! Очень немногие аудиокарты могут похвастаться подобным сервисом. На этой же закладке задается конфигурирование числа каналов. Вдогонку программеры влепили включение (потребуется перезагрузка ОС) и выключение режима «Sensaura» (о нем предстоит отдельный разговор в ближайшем будущем), имитирующего объемный звук даже на двух колонках.
Чрезвычайно полезны пик-метры уровня выходов на колонки. |
Третья закладка — «Input» — на первый взгляд дублирует функции «Mixer», но разница состоит в том, что здесь регулируется уровень записи, а не воспроизведения. Точнее говоря, регулируется чувствительность входов, с которых сигнал далее идет на запись. Уникальная «фича» — мониторинг сигнала, поступающего на цифровой вход. Например, при установке в комп двух звуковых карт можно прослушивать звук с выходов неактивной (по воспроизведению) карты. Следует подчеркнуть: согласно мнению «ТерраТек», чувствительность цифрового входа не может быть изменена, поэтому «слайдер» для него не предусмотрен (в отличие от Creative). Однако чтобы включить данный S-PDIF цифровой вход на запись, необходимо задать «внешнюю» частоту синхронизации. Эта процедура вынесена на следующую закладку.
Информативны пик-метры (при наезде мышью всплывает |
На четвертой закладке, получившей название «Settings», сосредоточены ключевые настройки, влияющие на все цепочки прохождения и преобразования аудиосигналов. Самая главная настройка ждет пользователя в окне «Master Clock». Частоту дискретизации согласно «внутренней» синхронизации можно выставить вручную, но активное приложение изменит ее на свой лад (например, в случае воспроизведения сигнала с иной частотой дискретизации). Чтобы зафиксировать частоту дискретизации (насколько это возможно в принципе), следует активизировать зажигающуюся кнопку «Sample Rate Locked». Если сия кнопка не срабатывает, то частота дискретизации не может быть зафиксирована по какой-то причине. Таким образом, легко узнать истинную частоту дискретизации (а значит, и качество) озвучиваемого сигнала, например, воспроизводимого активным приложением.
Частота дискретизации (в группе «Master Clock») — ключевой параметр. |
Что касается входящих цифровых сигналов, то их синхронизация осуществляется автоматически (надо только нажать кнопку «External») согласно конкретной частоте дискретизации. В случае нажатия «External» и при наличии входящего сигнала, его частота дискретизации будет высвечиваться в окошечке аккурат напротив кнопки.
Настройки выходящих цифровых сигналов не случайно выделены в отдельную группу («Digital Out»), разбитую на две подгруппы. Не забудьте включить выход S-PDIF прежде, чем что-то делать дальше («статусная» подгруппа «SPDIF Channel Status» расположена справа). После включения можно задействовать опцию «Copyright», обеспечивающую добавку в поток бита защиты от копирования. Самая нижняя опция «Non-Audio» вставляет в поток данных контрольные метки, содержащие информацию о переназначении каналов и т. п. (актуально для транспорта AC3 и DTS на внешний декодер). Опция «SPDIF» в соседней подгруппе «SPDIF-Source» (расположена слева) предназначена для переброски сигнала с цифрового входа на цифровой выход без каких либо изменений (убедитесь, что синхронизация выполняется корректно). Опция «Analog In» служит для передачи сигналов, поступающих с аналоговых входов на цифровой выход. Полезна в случае цифрового мониторинга параллельно записи. Если есть необходимость передавать на цифровой выход «проигрываемый» (каким-либо плеером) аудиопоток как есть бит в бит, в частности без декодирования, то активизируйте опцию «Wave».
По поводу ASIO я достаточно подробно распинался, повествуя о бюджетной профи EMU1820 (см. www.terralab.ru/multimedia/33207). Сейчас лишь упомяну, что уменьшение аудиолатентности (задержки проходимого звука) приводит к повышению загрузки компьютера из-за учащения обмена маленькими блоками в потоках (буферах) звуковых данных.
С величиной задержки в ASIO у |
Самой высокой оценки заслуживает пульт дистанционного управления. Его программное обеспечение устанавливается отдельно и сравнительно легко настраивается на управление тем или иным сторонним приложением, например, плеером WinAmp3 или WinAmp5, ТВ-тюнером и даже PowerPoint.
Редактор настроек дистанционного пульта. |
Из немногочисленного комплектного ПО следует отметить плеер WinDVD (о нем недавно был подробный рассказ, см. www.terralab.ru/multimedia/33719). Причем версии, специально разработанной для TerraTec и поддерживающей аж до восьми каналов, а так же с зашитой примочкой воспроизведения DVD-Audio. Такая версия дорогого стоит, в прямом и переносном смыслах!
WinDVD: индикация воспроизведения 24 бит/96 кГц |
К огромному сожалению, калифорнийские ковбои с Intervideo подложили свинью «гарным хлопцам» с Рейна: DVD-Audio-примочка на 24 бит/96 кГц (с 192 кГц проверить пока не было возможности) функционирует не корректно. Даже если удастся «залочить» частоту дискретизации в контрольной панели TerraTec на 96 кГц, плеер все равно (перед тем как отдать аудиопоток драйверу Universe) «соскочит» и в дальнейшем будет производить передискретизацию в 16 бит/48 кГц. Но самое ужасное, при этом может ощутимо загружаться процессор (из-за двойной передискретизации? по причине «гробоватого» пересчета бит из 24 в 16?). Загрузка выльется в дико большую, если драйверы чипсета материнки и ускорения приложений по какой то причине окажутся вне игры, что в конечном итоге приведет к сбивкам звука даже на Celeron 2 ГГц. Отказ от декодирования плеером 24 бит/96 кГц и фиксирование в контрольной панели TerraTec частоты дискретизации на 48 кГц загрузку процессора несколько снижает, но все равно «loading» остается подозрительно высоким. Вообще, с воспроизведением DVD-Аudio вскрылось много странностей, с которыми еще предстоит разобраться «поплотнее». Подозреваю, у драйвера TerraTec Universe «тоже рыльце в пушку», раз его не понимает независимая версия WinDVD с официальным плагином DVD-Audio.
Любопытное снижение загрузки (при 48кГц) в момент перехода с трека на трек. |
Думаю, «ТерраТеку» по зубам решить возникшие неувязки с DVD-Audio высокого разрешения, своевременно обновив драйверы (версии 5.14.03.21) и, может быть, даже «софтовый» плеер. Выложенные сейчас на германском сайте драйверы версии 5.18d_Beta очень далеки от желаемого, но TerraTec никогда еще не кидала покупателя на произвол судьбы. Лично я бы приветствовал сделку с разработчиком популярного PowerDVD, у которого по традиции со звуком все намного честнее и строже.
По поводу еще одного комплектного «софта» — «чистилке» виниловых записей Sound Rescue от Algorithmics — пока скажу лишь, что пользоваться им совершенно нетрудно. Эх, если бы можно было «чистить» в реальном времени, то бишь непосредственно в процессе записи… Читать дальше >>>
Экспертное прослушивание
Прослушивание производилось на неоднократно перепроверенном аудиоматериале, включающем музыку разных стилей, клипы, фильмы, игры, отдельные звуки и шумы во всевозможных форматах. В качестве акустических систем выступали наиболее удачные модели 2002–2003 годов: 5.1 MegaWorks 510D от Creative (см. www.terralab.ru/multimedia/23470), стереопары «полтинник» от Defender (см. ../multimedia/25275) и Solo1 от MicroLab (см. ../multimedia/18718). Наушники использовались более высокого класса (профессиональные Sennheiser 265 linear), дабы обеспечить заведомо неприукрашенное, референсное воспроизведение звука. Проигрыватель виниловых пластинок — легендарный «Корвет 038» с динамическим демпфированием тонарма и непосредственным приводом (см. ../multimedia/33428). ТВ-тюнер, обычный, не новый, от AverMedia. Для полноты сравнения и коррекции слуховых ощущений также были задействованы разнообразные аудиокарты: Audigy2 Platinum (см. www.terralab.ru/multimedia), E-MU1820 (см. ../multimedia/33207) и встроенный в материнку АС97 кодек ALC650. На первых двух к тому же проверялись цифровые входы/выходы Universe.
Прослушивание лишний раз подтвердило, что «статичные» характеристики типа стандартной АЧХ отражают лишь макушку айсберга (плавающего в Антарктиде и рассматриваемого в телескоп с Луны). На слух при динамичной музыке обнаруживалась заметная разница в тех областях частот, где АЧХ у всех задействованных аудиокарт линейна и не выпадает по средней чувствительности. В частности, сложилось впечатление, что Universe с излишним усердием прорабатывает средние и средне-верхние частоты. Впрочем, для людей с пониженной чувствительностью слуха на сих частотах это свойство карты будет явным плюсом.
Universe отличает очень мощный выход, что положительно скажется в случае слабосильной активной акустики. Однако при сочетании определенных факторов это может приводить к размытию всплесков звуков во времени на самых низких басах.
К Universe нет претензий по воспроизведению многоканальных звуковых дорожек DVD-Video, как в Digital Dolby, так и в DTS. Однако отдельные, заведомо правильные файлы в формате АС-3 плеер воспроизводить побрезговал, прострекотав галопом по всему треку.
Несмотря на поддержку только до EAX 2.0 (включительно) и несколько большую загрузку процессора (по сравнению с Audigy2) в играх Universe не подвела.
При озвучивании с TВ-тюнера загаженного помехами российского моносигнала (футбольный матч, комментируемый с «забитого» фоном микрофона) приперло привлечь эквалайзер, или хотя бы тембр. Увы, таковыми Universe пока (?) не может похвастать. Какой-нибудь пространственный эффект (например, имитирующий акустическую «атмосферу» стадиона) обладателям многоканальной мультимедиа-акустики тоже бы очень пригодился.
«Виниловый» вход порадовал своей оптимальной чувствительностью (меньше головная боль с удалением скрипов и шелеста пластинки), а так же правдивостью передаваемого в цифру аналога. Заценить фрагментик записи (сделанной без какой-либо «чистки» и без оптимизации уровня с подзапиленного винила, выпущенного АО «ЛАДЪ» на заре прихватизации «копированием» LD) можно как всегда на http://ai.obninsk.org/relax.php3.
Выход на наушники удивил концентрацией низкочастотных образов в создаваемом пространстве звука. Кстати, когда втыкаются наушники, звук в колонках не отключается.
Микрофонный вход однозначно и с убедительным отрывом превосходит все «бортовушные» и прочие «звуковухи», как подкупающе экономичные, так и весьма недешевые. Хотя при подборе динамического микрофона не следует забывать о его чувствительности (желательно не ниже 75 дБ) и полосе рабочих частот (предпочтительно не уже 50 Гц –15 кГц). Сопротивление микрофона не столь критично, вход Universe способен вытащить и 600 Ом.
Единственное, что досаждало, так это аудиощелчки, возникающие время от времени без видимых причин (какая-то «релюшка» спонтанно переключалась?) и лихо пролезающие на «колоночные» выходы.
Лучше ли звучит Universe (а так же TerraTec Space, имеющая тот же кодек), нежели чем Audigy2, включая ее последнюю серию ZS (см. www.terralab.ru/multimedia/32161)? В этом плане у каждой карты свои плюсики и минусики. Что называется на любителя. Признаюсь, в связке с относительно недорогой (но звучащей сбалансированно) компьютерной акустикой на высококлассно записанном в студии материале лично мне больше понравился звук, выдаваемый Audigy2 Platinum (те же ЦАПы, что и у ZS). На расхожих «сидюшных» (16 бит/44,1 кГц) записях и их МP3-инкарнациях различия в звучании не столь существенны, чтобы дискутировать, вставая на уши в защиту своего любимого брэнда.
Заключение
Звуковой интерфейс Aureon Universe от TerraTec (назвать картой язык не поворачивается) придется весьма кстати ярым меломанам, в частности вооруженным HiFi-проигрывателями виниловых пластинок, классными наушниками и грамотно подобранной акустикой. Однозначно не огорчит подключение по цифре компьютера с Aureon к многоканальному ресиверу/усилителю, понимающему S-PDIF с частотой дискретизации 96 кГц. Ну а сторонникам заоблачной аудиофилии остается обратить свой взор на саунд-штучки баксиков так на штучку.
За |
Против |
· Четкий, детальный звук; |
· «Неспелый» DVD-Audio 24 бит/96 кГц (в альянсе с предложенной версией WinDVD); |