Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Creative Sound Blaster Audigy 2 ZS. Часть 1. Смена вывесок

АрхивЗвук
автор : Андрей Волов   17.02.2004

Три модели (Audigy 2 ZS, ZS Platinum и ZS Platinum Pro) пришли на смену семейству Audigy 2, недолго правившему балом. Главное, что объединяет пришедших на смену, так это добавление заднего канала (7+1), декодирование DTS силами бортового аудио DSP и «бонусное» сервисное обеспечение.

Очередной флагманской линейке звуковых карт Creative Labs посвящено уже целое море статей, тестовых обзоров и прочей рекламной лирики. И ни один из написанных трудов не может претендовать на полноту, поскольку чтобы основательно разобраться во всех ноу-хау, понадобится замутить неподъемный талмуд-фолиант. Виновница всеобщего внимания — линейка ZS — таит в себе немыслимое количество сюрпризов, не говоря уже про различные нововведения, в общем-то давно ожидаемые.

Три модели (просто Audigy 2 ZS, ZS Platinum и ZS Platinum Pro) пришли на смену семейству Audigy 2 (см. www.terralab.ru/multimedia/22134), недолго правившему балом. Главное, что объединяет пришедших на смену, так это добавочка заднего канала (7+1), декодирование DTS силами бортового аудио DSP (того, что надписью Audigy2) и «бонусное» сервисное обеспечение (эквалайзер, караоке т.д.). И если «платиновая» делается из «простой» непринужденной добавкой выносного модуля, то «платиново-профессиональная», по сути, представляет собой совсем другую карту. В «платинум-про» есть поддержка ASIO 2.0 (то бишь оперирования с аудиопотоками 24 бит/96 кГц напрямую через память), к тому же «лишние» аналоговые входы перемещены с карты во внешний модуль. Тут уместно пояснить, что «внутренняя» многоканальная (5.1) запись 24 бит/96 кГц присутствует во всех картах ZS, но DVD-audio диски с помощью ее не передерешь. Выносные модули двух последних ZS совершенно непохожи друг на друга,  а роднит их назначение. Это обеспечение подключения по всевозможным (аналоговым, оптическим/коаксиальным и т.п.) входам и цифровым выходам (плюс регулируемый выход на наушники).

Просто ZS  (отдельная планка джойстика в кадр не попала).


«Платиновый» модуль подцепляется к простой ZS.


Не просто ZS, а «Pro»! Почувствуйте разницу…


Внешний модуль «платиново-профессиональной» ZS.


Технические характеристики линейки Audigy 2 ZS

Creative
Sound Blaster
Audigy 2 ZS

Creative
Sound Blaster
Audigy 2 ZS Platinum

Creative
Sound Blaster
Audigy 2 ZS Platinum Pro

Выносной модуль

Может быть приобретен отдельно

Подключается по внутреннему шлейфу

Уникальный, подключается через специальный сдвоенный кабель

Аналоговые выходы

Стерео фронт/наушники, тыл и саб+центр 3 (7-й и 8-й каналы разбросаны по 4-му контакту последних)

Цифровые выходы

Три в одном (фронт, тыл, центр-саб): 4-контактный аудио мини-разъем

+ оптический и коаксиальный на модуле

+ оптический и коаксиальный на модуле

АЦП (Line-in)

Philips UDA1361T

Philips UDA1361T + ?
(2 входа)

TI РСМ1834
(3 входа)

АС97 кодек (Mic-in, AUX-in, и т.п.)

Sigmatel STAC9721T

ЦАП (8ми канальный)

CS4382-KQ

Дистанционное управление

нет

есть

есть

Розничная цена в Москве (ориентировочно), USD

>90

>170

>227

Примечание: аналоговый вход CD-IN для звуковых компакт-дисков через 4-контактный разъем «Molex» на плате у «профессиональной» ZS отсутствует (на ней из аналоговых входов только AUX-IN). Аудиосигнал подводится по цифре: либо через S-PDIF, либо через IDE-шлейф с помощью драйвера.

По правде говоря, есть еще четвертая модель Ау2 в линейке ZS, чисто геймерская, предназначенная для рынка США. В комплект оной входят завлекалочки, в России вряд ли котирующиеся, а вот сам факт избранности-исключительности говорит о многом.

Базар

Что же послужило толчком столь оперативного обновления Ау2? Насколько существенны изменения? Стоит ли переплачивать за «свежачок» ZS, или же предпочесть «вице-мисску»? Этими вопросами задаются не только потенциальные покупатели, но и многие специалисты, имеющие прямое отношение к профессиональному тестированию.

Рискну предположить, что инженеры «Креатива», загнанные диктующими политику маркетологами, попали в западню. Развитие Audigy и Audigy2 шло путем модернизации-переделки 16-битной Live! Впихнуть в старую концепцию 24-битный звук на первых порах получалось из рук вон плохо. Карта обрастала довесками и превращалась в сложнейше диковенный монстр-лабиринт. К тому же фиксированная частота (48 кГц) аудиопроцессора совершенно не вписывалась в новые горизонты нежданно быстро пришедших частот дискретизации 96 и 192 кГц. Получалось как со строительством на совковой даче: сначала симпатичный жилой сарайчик, потом к нему сзади пристроили гальюнчик, затем, слегка «модернизировав» фундамент, добавили спаленку, террасочку, верандочку, еще типа мансандрочки, после чего облагородили евроремонтом, и, почесав репу, замахнулись на второй этаж.  В итоге — странное, уникальное сооружение, которое так и просится надстроить-перестроить, да был бы прок.

Казалось бы настал черед разработать, что называется «с нуля», совершенно новую звуковую карту, строго отвечающую возросшим требованиям, да еще с заделом на перспективу. Но… Что-то где-то не сложилось. Вряд ли с ZS поспешили из-за того, что вдруг в Ау2 обнаружили страшный ляп и нашли недорогой способ его устранения. Хотя не исключено, что серьезные ляпы в Ау2 действительно существуют, и какие то из них «Креатив» выявила (но сочла безобидными), а в каких то не признается даже под испанскими пытками. Скорее всего, «Креатив» решила пойти по пути, экстенсивному в техническом плане, зато интенсивному в маркетинговом. Как известно, рыночный спрос подстегивается регулярным обновлением и ростом числа моделей, особенно если предыдущие раскупаются не так, как хотелось бы. В общем, пришлось срочно делать «ходы конем», продиктованные исключительно маркетинговыми соображениями.

Большой нужды срочно добавить один задний канал явно не было, ну разве что репутацию не подмочить на фоне рьяных конкурентов… Думаю, многоканальная суета в стане противника всемогущий Creative не особо докучала. Однако мода есть мода, посему добавили. Тем паче, что стоило это копейки.

Еще повысить сигнал-шум? При воспроизведении пресловутый шум «замели по углам» и его «простые смертные» перестали замечать на слух. Другое дело запись, тут фокусы не проходят и каждый децибел на счету, но с записью как раз и не складывалось. Тому подтверждение чехарда с выносными модулями, да испепеление аналоговых входов на самой карте (Audigy2 Platinum EX, см. www.terralab.ru/multimedia/25232). Призыв на подмогу АС97-кодеков — не более чем «экономика должна быть экономной» (перл из эпохи загнивающего социализма). С воспроизведением 24-битного звука дела обстояли не лучшим образом. И так и сяк, до заветных теоретических 144 дБ было как до чужой галактики. Динамический диапазон с трудом подбирался к 100 дБ, да и то лишь в исключительных случаях искусственно-благоприятных условий. Замечу, используемые ЦАПы на стенде своего родителя демонстрируют от 108 до 114 дБА. Растерять ~20 дБ на не интегрированной карте! Конкуренты, правда, тоже не волшебники (>102 дБ на типичных картах, >112 дБ на эксклюзивных), но все-таки поаккуратнее. Началась имитация кипучей деятельности по минимизации шумов (размах выходного сигнала и так накрутили дальше некуда), дабы явить миру рекордное соотношение сигнал-шум, как можно меньше переделывая железо. Но природу не обманешь, за 100 дБ (как при переходе звукового барьера в авиации, когда нахаляву не проскочить) начиналась пробуксовочка… Хваленые 108 дБ(А), оказывается, получили случайно в последний момент (как прописано в горяченькой прокламации «… at the very last minute of development») благодаря какому-то смутному рационализаторскому предложению.

Чтобы подсластить пилюлю, вдарили по сервису: многополосный эквалайзер, режим караоке, настройка для многоканальной акустики (под эмблемой THX, см. www.terralab.ru/multimedia/31778), утилита информирования обо всем, что касается аудио в системе, утилита восстановления по умолчанию настроек-установок креативовского софта и т.п.

Программные плееры, идущие в retail-комплектах
(к DVD-ROM/RW, материнским платам и т.п.), сильно урезаны.


С декодированием DTS (лучшего по качеству из сжатого DVD-video звука) вообще дошло до курьеза. Дело в том, что если декодирование дорожки данного звукового формата не будет поддерживаться софтовым DVD-плеером, то пользователь заветного DTS-звука никогда услышит, мало ли чего из аппаратной поддержки нагородили; а вот такового плеера в комплекте у Ау2 отродясь не было! Нет и поныне… Более того, поддержка DTS — фича платная, в стандартном софтовом плеере отсутствующая.

О практическом опыте работы с новой линейкой ZS читайте в следующей части обзора. Следите за нашими публикациями...

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.