Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Краткий обзор акустической системы SOLO-1 производства компании Microlab

АрхивЗвук
автор : Андрей Волов   01.07.2002

Критический взгляд на Microlab SOLO-1 — акустическую систему средней ценовой категории. Сравнение с аналогичными моделями. Обновленная версия.

Чего чего, а вот ажиотажного спроса на рынке компьютерной акустики, что-то не припомнится. Не было печали у народа, так черти накачали. Цена «микролэбовcких» SOLO-1 поползла вверх (>50$), а спрос не падает! Заразился любопытством и я, ваш покорный слуга.

Тут как раз потребовалось обновить полочную акустику для аналогового тыла родного Лайва. Обзвонил ближайшие конторы: как повымело кругом, перед носом последние забрали! Подмоченный молвой AVALON (модель В73 в линейке MicroLab), пожалуйста, а расхваленные SOLO-1, извините, ждите... На безрыбье и рак рыба, решил заценить внешне аккуратный AVALON. Молва не врет: выпученная середина, жесткие высокие и дефицит низов. А что вы хотели за «штучку» деревянных? Тем более, дизайн не тривиальный, качество изготовления ну совсем нетипичное для китайских фирм, скорее, близкое к японским, а вся эта красота денег стоит. Так что оставляем симпатягу AVALON для менее привередливых к звуку компьютерщиков.

Microlab SOLO-1.

Через пару недель беру SOLO-1 не глядя, с такими же эмоциями, как когда то давным давно штурмом вырывал мечту студента - прибалтийские S-90. Не до проверки тогда было, все равно поменять недоброкачественный товар не успел бы: прорвавшиеся счастливцы муравьями растаскивали запечатанные коробки, а хвост разъяренной очереди терялся из виду за углом магазина. Сейчас проверять бездефектность посредством внешнего осмотра откровенно ломало. Устраивать прослушивание не имело особого смысла, ведь качество звука в шумном магазине с уродливой акустикой помещения все равно адекватно не оценишь. Коробочка оказалась весьма не малого размера, да и не пушинкой по весу. Под мышкой тащить, не имея рук баскетболиста, дюже неудобно. Выдвижных пластмассовых ручек или хотя бы прорезей под пальцы рук конструкторами коробки не предусмотрено. Первый минус.

Фиговый листочек на китайском английском, именуемый руководство-инструкций, из технических подробностей сообщает только о следующем: «Когда используется мощный сигнал, пожалуйста, используйте Вход 2» (перевод близко к тексту). Замечу, данные акустические системы активного типа, усилитель мощности с относительно увесистым трансформатором (хороший признак) прячется в одной из колонок. Естественно, где усилитель, там и входы: общим количеством два с красно-белыми RCA разъемами («тюльпаны»), ставшие у буржуев стандартом коммутации аналоговой аудио аппаратуры. Что означает в понимании «микролэбщиков» мощный сигнал, остается догадываться.

Пошарив на скупых англоязычных страницах (по-китайски ни бум бум) www.microlab-speaker.com , лезу на русскоязычный сайт фирмы. Пробежав глазами преамбулу явно рекламного характера, перехожу к техническому описанию, к несчастью, не утомляющему своим объемом:
  • 5" низкочастотный динамик воспроизводит мощные басы и совершенные средние частоты 
  • Магнитный экран 
  • Выходная мощность: 25 Вт x 2 RMS 
  • Материал корпуса: дерево 
  • Блок питания: 220 В 50/60 Гц 
  • Размеры (Длина х Ширина х Высота): 175 x 228 x 287 мм 
  • Используется профессиональный материал и эксклюзивная технология для достижения чистого звука и предотвращения наложений; одно-дюймовый динамик из британского шёлка; усилитель на двух интегральных схемах усиления для профессионального HiFi качества; максимальные искажения усилителя 0.2% на 1 кГц, 0.5% на 20 кГц; полоса частот усиления от 20 до 20000 Гц.

Конец цитаты.

Производители дорогой Hi-Fi акустики указывают, абсолютно не смущаясь, что стенки корпусов делаются из ДСтП или ДВП и, как особый шик, покрываются шпоном из натурального дерева. Хиловатую древесно-волокнистую плиту, упорно выдаваемую саунд компьютерщиками за дерево, справедливее было бы назвать прессованной бумагой. Кстати, сферический бумажный корпус, сделанный методом папье-маше, это совсем не стыдно, даже наоборот, очень круто с точки зрения грамотного акустического оформления и борьбы с паразитными резонансами. Как подтвердится позднее, стенки корпуса «солиста» сделаны из рыхловатой ДВП. Зачем пудрить мозги - не понятно.

Далее, спасибо за корректность по поводу термина «полоса частот усиления», но хотелось бы знать полосу воспроизводимых частот, или, другими словами, рабочую полосу частот акустических систем. Очень не помешала бы картиночка амплитудно-частотной характеристики (АЧХ), полученная с помощью профессионального электроакустического оборудования в заглушенной камере (на худой конец, в специально оборудованной комнате для прослушивания, чтобы минимизировать резонансы, превносимые размерами-формами помещения). Тем паче, что эта картиночка всяко у разработчиков имеется. Так зачем же ее прятать? Второй досадный минус.

В домашней жилой комнате амплитудно-частотный расклад, конечно, будет здорово отличаться от полученного (в соответствии с правилами измерений АЧХ) в акустически заглушенной камере. Однако, вооружившись корректной АЧХ, по крайней мере, будешь знать, каких фортелей ожидать от претендента. Помнится, порядочные «прибалты» рисовали АЧХ прямо на «фэйсе» колонок. Разукрашивать подобными татуировками то, что не к лесу задом, пожалуй, через чур, а вот обнаружить картинку АЧХ рядом разъемами было бы и солидно и полезно. Придется пошукать в Инете разных картинок самопальных измерений АЧХ и попытаться сравнением вычислить, где на них правда, а где кривда.

«Гостированно» правильный подход получения АЧХ удобен производителям акустики (что не удивительно, фактически правила ими же и написаны) и мало чего толком говорит потребителям. Если строго по международным правилам, то АЧХ акустических систем надо измерять, подводя фиксированную мощность в 1 Вт. А ведь на разной мощности АЧХ будет существенно отличаться! Не мудрено, что эксперты-слухачи ломают копья почему АЧХ схожи, а колонки звучат по-разному. Короче, в реальности на тихом уровне колонки будут выдавать один расклад по частотам, на среднем - другой, а на громком - совсем иной. На рисунках ниже приведены примеры «домашних» АЧХ для акустики SOLO и SVEN, где: голубым цветом - фон, красным - на половине мощности, синим - на близко к максимальной, когда низкочастотники еще не захрипели. Кстати, бугор в области частот 16..18 кГц у тех и других колонок вызван выкрученным на 100% тембром высоких частот. Хорошо видно, что на около максимальной громкости у SVEN образовались острые пики на определенных частотах. Это приведет уже не просто к окраске звучания, а к …, уф, лучше этого не слышать. Так что давайте не будем слепо уповать на писанные правила, тем более, что они имеют свойство обновляться и пересматриваться. Необходимо отметить, данные частотные отклики не являются точными по измерению абсолютного значения амплитуды и приводятся лишь для демонстрации существенных различий в возможных АЧХ на разных задаваемых уровнях звуковой мощности.

Частотные отклики SOLO-1 на разной мощности.

Частотные отклики SVEN-611 на разной мощности.

Комплектуемый кабель для подключения второй колонки оказался длиной 1.95 м, а шнур (стерео мини-джек и 2 папы для «тюльпана») для подключения к выходу аудио карты всего полтора метра с кепкой. На тыл не подключишь. Да и на фронт с широкой стерео базой тоже. Странно. Судя по всем параметрам, включая мебелированный внешний вид, этим акустическим системам западло торчать под серо-белым бочком компьютера аль монитора. Третий минус.

Подвес диффузора низкочастотного динамика сделан из полупрозрачной ткани, пропитанной чем-то липким резиноподобным. Такой подвес, по идее, должен обеспечить большой и легкий ход диффузора, и как результат, волшебные низкие частоты при средненьком усилителе мощности. Из негативных последствий очевидна уязвимость по отношению к внешним механическим воздействиям. Например, вот так выглядела одна из колонок (серийный номер: DK 31 94826) после снятия сеточного гриля.

Сотворить подобное случайным нажатием через вмеру податливую сетку гриля крайне проблематично, тогда как при монтаже на конвейере — элементарно. Так что будьте бдительны при покупке, аккуратно вскрывайте каждую защитную сетку. Иначе колонка будет при сочетании определенных частот препротивно похрюкивать. Впрочем, исправить вмятину на подвесе достаточно легко, причем без всяких последствий для звука, но надо обладать длинными и ласковыми пальчиками, да и снимать динамик всяко придется.

Благодаря бдительности ферровцев удалось отловить брачок пищалки на другой паре колонок, взятых для тестов в одной из солидных московских фирм. Персональное спасибо Алексу Карабуто за качественное фото, кусочек которого можно лицезреть выше. Хорошо видно, что купол пищалки деформирован в процессе изготовления динамика, поскольку при сборке, или в магазине руками такого не сотворишь. На звуке сей брачок отразится не так сильно, как выявленный ранее дефект низкочастотника. Поначалу да на малой мощности можно вообще не услышать отклонений. Тем не менее, факт участившегося (?) использования МикроЛабом дефектных динамиков настораживает. «То ли еще будет, о-ё-ё-йой»? А вот и обратная сторона одной из «провинившихся» систем.

Фазоинвертор не бутафорский, имеет классический цилиндрический порт, расположенный на тыльной поверхности колонки, но, как выяснилось позже, начинает вносить ощутимую лепту лишь на хорошей мощИ. Уровень громкости после предварительного прослушивания был выставлен на 50% и далее менялся только через микшер звуковой карты. Это было вызвано явно повышенными нелинейными искажениями как на минимальном, так и на максимальном уровне громкости встроенного усилителя мощности.

Регуляторы тембра вопреки традиции «золотой середины» были выставлены для высоких частот на 100%, а для низких на 75%. К сожалению, при 100% басовом тембре начиналась каша с нестационарными составляющими, усугубляющаяся враньем фазоинвертора. Варьирование удалением колонки от стены в пределах 5..20 см дает прибавку до 5-7 дБ (без коррекции приближенности микрофона получаются завышенные значения) в диапазоне частот от 50 до 100 Гц.

Правда, ухо ну очень плохой измерительный прибор (хотя и очень хороший распознаватель) и в данном диапазоне разницу начинает чувствовать по мере превышения определенного порога по громкости, еще и положение слушателя относительно стен играет существенную роль. Вдобавок, похоже, частота настройки фазоинвертора оказалась близка к резонансам комнаты размером 3х4х2.5, посему звучание на низах не радовало при большинстве положений колонок. Приблизить колонку вплотную к стене не позволят провода, радиаторы и ручки управления (естественно, крепежа на стенку нет и в помине), так что окончательно потерять низы еще умудриться надо. Затыкание же отверстия фазоинвертора (не применять на большой мощности! можно повредить подвес !!!) снижало отдачу на басах до неприличия. Ну а при положении регуляторов тембра на нейтральной середине нехватка верхов и низов становилась катастрофической.

Тут следует заметить, что регулировка тембров и громкости, а так же тумблер включения вынесены в крайне неудачное место: размещение хотя бы в верху той же тыльной части, и то было бы более удобным. А чтобы увидеть, горит индикатор или нет, впору обзавестись стоматологическим зеркальцем. Четвертый минус.

Последним из минусов стало развенчание входа №1 для «ослабленных» сигналов. Подключив к нему обычный низкоомный микрофон (который в экстренной ситуации можно заменить наушниками с номинальным сопротивлением в несколько десятков Ом), получил ну очень скромное усиление, разве что себя родимого потешить в домашней тиши. Не рассчитан данный вход и на подключение «с иглы» проигрывателей грампластинок, которое требует чувствительности не менее 5 мВ. Впрочем, кое что, воспроизводимое с пластинки, будет доноситься из колонок, но по мощности «тильки для себэ» и совсем без низких частот.

Для прослушивания умышленно использовалась народная звуковуха - креативовский Лайв. Сигнал снимался с аналогового выхода, предназначенного для тыловой акустики и не обремененного согласующими элементами для наушников. Безусловно, имеющаяся в наличии (в лаборатории) профессиональная карта стоимостью под 500 у.е. позволила бы выявить самые скрытые нюансы, но такой подход облегчает жизнь слухачу-эксперту, а не вам, уважаемые многочисленные сторонники приличного «компового» звука. Ведь то, что будет выявлено посредством профессиональной звуковой карты, на средне статистической звуковухе зачастую попросту не услышишь! Так зачем же всем рассказывать о том, что доступно лишь узкому кругу? Тем паче Лайв не склонен заметно превносить свою специфику при воспроизведении (в отличие от записи на 44.1 кГц), если, конечно, активная акустика имеет стандартное входное сопротивление.

Прослушивание проводилось в «четыре уха», т.е. один из слухачей постоянно менялся в паре, дабы не вносить систематическую погрешность субъективной природы. Для минимизации факторов настроения и усталости слушали понемногу каждый день, более недели в итоге. Успели прогнать кучу музыкального материала, включая старый добрый хард рок, джаз, классику, электронный эмбиент и т.д. Дабы не утомлять перечислением назову лишь Шехерезаду Римского-Корсакова, записанную полностью в цифре, и богатый «глубинными» стереоэффектами трек Radiation Ruling The Nation от Massive Attack c альбома No Protection. Причем как в МР3, так и в «сидюшном» оригинале, предварительно надежно сграбленном на винчестер, чтобы исключить влияние ЦАП вертака, а так же сюрпризы дешевого подключения по цифре. Итак, из внешних «раздражителей» остался лишь ЦАП доступной всем звуковой карты, но его специфику оценить может любой желающий в индивидуальном порядке.

Впечатления от прослушивания перепроверялись спектральным анализом в реальном времени благодаря программе UniScope.

Чтобы слух на «почувствуй разницу» окончательно не притуплялся, за компанию с SOLO-1 выступала активная акустика MicroLab M800 и SVEN-611 (с выключенным 3D).

Любопытная деталь: элементы крепежа декоративно-защитной сетки у SOLO-1 и SVEN-611 абсолютно идентичны как по виду, так и по хлипкости. Унификация в действии!

Что касается озвучивания DVD видео, то предварительные прослушивания показали неоднозначность преподнесения музыкального, речевого и шумового материала. Очевидно это связано со спецификой микширования при создании многоканальной звуковой дорожки в формате АС-3 и особенностями декодирования при воспроизведении. В целом, меньше всего нареканий было предъявлено в адрес «солиста» теста.

Модель

Преимущества

Недостатки

Microlab SOLO-1

Основательность изготовления

Ощущаемый завал на высоких не всегда компенсируется «бортовым» тембром

Комфортное звучание в целом, хорошая стерео картина

Сложность с размещением (из-за порта фазоинвертора на тыльной стороне)

Чистые, «воздушные» высокие

Низкие частоты оживают при повышении мощности (было бы хорошо разработчикам предусмотреть тонкомпенсацию). Для утепления низов желательна добавка в виде сабвуфера

Динамичные низкие (~80..200 Гц) частоты, ударно-импульсные звуки хорошо отрабатываются

Спрятан в зад индикатор включения в сеть

Пружинные разъемы для соединения акустических систем (не нужно распаивать разъемы)

Нежный подвес низкочастотных динамиков требует деликатного обращения

Слушатели с пониженной чувствительностью в диапазоне средних частот ощущают нехватку последних

До уровня HiFi недотягивает комплектация простенькими короткими проводами

Замечание
Чувствительны к качеству записи. Можно отличить на слух звучание одного МР3 плейера от другого.

Заключение

Тяготеют к классике, записанной в цифре, не разочаровывая особо и в остальном, за исключением динамичного рока. Рекомендуются средне привередливым меломанам-компьютерщикам. Колонки хорошо подойдут для мебелированного тыла в дополнение к компьютерному фронту, имеющему свой сабвуфер.

Награды: претендент на абсолютное лидерство в категории «примерно 50$».

Microlab M800

Очень мощные низкие частоты

Как сабвуфер, так и сателлиты слегка фонят при отсутствии сигнала

Линейный выход

Недостаточно высоких частот, а тембр отсутствует

По правильному жесткий «деревянный» корпус сабвуфера

Сабвуфер на некоторых МР3 ворует у сателлитов частотные компоненты низа середины, озвучивая их с микрозадержкой и на свой лад

Неплохие средние частоты (пластмассовые корпуса сателлитов заглушены)

Ножки сабвуфера сделаны из жесткой пластмассы

Кнопка включения расположена сзади сабвуфера (а он немаленький, лучше размещать на полу)

Заключение

Рекомендуются игроманам, любителям громоподобных шутеров.

Награды: претендент на басовитость

SVEN 611

Звонкие высокие частоты

Не хватает самых низких частот, фазоинвертор иногда навязчиво бубнит на частоте фазоинвертора

Удовлетворительная, а иногда и просто хорошая стерео картина

Моно мини-джек на «усилителе» для подключения второй колонки, имеющей RCA гнездо (для широкой стерео базы понадобится редкий шнур)

На удивление напористый бас

Шероховатые средние

Компактность

Высоким частотам не помешает «душевности»

В прилагаемой тех. документации честно указаны основные параметры

Щелчки от импульсов по сети 220В. Целесообразно подключать через хороший сетевой фильтр

Притягательная цена

Заключение

Уверенный середнячок во всем. Рекомендуется непривередливым любителям музыки. Игроманы не будут сильно разочарованы.

Награды: претендент на тройку призеров в ценовой категории «до 40$».

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.