Нестандартный обзор CD/MP3/WMA-плейера RioVolt
АрхивЗвукКачественный продукт встретишь не часто. Но плейер RioVolt от SONICblue стал заметным шагом на пути к идеалу.
Компания SONICblue, наследница знаменитой Diamond Multimedia по части мобильных аудиоустройств, давно известна и популярна в широких кругах любителей ужатой музыки благодаря своим MP3-плейерам на flash-памяти, выпускающимся под торговой маркой Rio. Достаточно вспомнить, что пару лет назад плейер Rio PMP300 первым появился на рынке и несмотря на довольно высокую цену задал ориентир другим подобным устройствам (даже Евгений Козловский обратил на него свой придирчивый взгляд; см. «KT» ##284, 290). Сейчас в арсенале у компании набор современных flash-плейеров, автомобильный MP3/CD-проигрыватель, домашний MP3-проигрыватель с передачей файлов по телефонной линии и другие устройства (за подробностями отсылаю вас на http://www.riohome.com/).
Между тем ниша карманных CD-плейеров до недавнего времени была компанией не освоена. Видимо, руководство SONICblue, не желая опускать планку для своих продуктов ниже определенного (достаточно высокого) уровня, ждало, когда появится техническая возможность создать более прогрессивный продукт. И таки дождалось. За основу был взят корейский плейер iRiver (он же — Soul), базирующийся на звуковом процессоре EP7312 компании Cirrus Logic, но улучшен дизайн, комплектация, и применен DSP от другого производителя в более компактном корпусе.
Новый автономный MP3/CD-плейер RioVolt (см. фото) смотрится весьма неплохо. И дело даже не в средних размеров графическом дисплее для индикации ID3-тегов (это уже не новинка), и не в поддержке широкого спектра носителей, форматов и битрейтов MP3 (тоже скорее правило, нежели исключение), и даже не в возможности проигрывания музыкальных файлов, сжатых по формату Windows Media Audio, или WMA (это встречается реже, однако находится в ближайших планах всех производителей). Плейер RioVolt отличается от большинства других продуманностью технических решений, оригинальным дизайном, качественным исполнением, грамотно подобранной комплектацией и сбалансированностью во всех смыслах этого слова. Хотя, оговорюсь, и он не без недостатков.
MP3/CD-плейер RioVolt |
Сразу скажу, плейер не так уж дешев — 170 долларов на портале http://www.riohome.com/ и около 220 в фирме Digital Nature, которая любезно предоставила нам его для ознакомления. Кроме того, в Москве есть пока «американский» вариант плейера — с блоком питания для сети 110 В/60 Гц. А поскольку батарейки Duracell из комплекта во время всесторонних испытаний сели быстро, мне пришлось оперативно паять подходящий для RioVolt блок питания.
В комплекте с плейером в оригинальной полупрозрачной упаковке поставляются две свежие батарейки AA, вышеозначенный сетевой блок питания (обеспечивающий на выходе напряжение 4,5 В при токе до 600 мА), удобная кожаная сумочка по размеру плейера, крепящаяся на пузе (жаль, без дополнительных кармашков), очень неплохие наушники-капельки, два компакт-диска с софтом и музыкой, краткое описание и оригинальный пультик «дистанционного» управления. В кавычках — потому, что это не традиционный инфракрасный беспроводной пульт ДУ (как для телевизоров или видеомагнитофонов), а небольшой кругляшок с восемью кнопочками (четыре из них — в центральном круге-качалке), подключаемый к плейеру аккуратным пятижильным проводом длиной около метра (конечно, RioVolt можно использовать и обычным образом).
Этот пультик — одна из изюминок нашего сегодняшнего героя. Повесив плейер в сумочке на пояс, мы теряем доступ к его кнопкам. Однако выносной пульт позволяет нам пользоваться основными функциями управления. С его помощью можно не только проигрывать, листать или ускоренно «проматывать» композиции на диске, но и менять настройки эквалайзера и громкость, а также подключить через него наушники. Пультик имеет клипсу, так что его можно прикрепить, например, к карману рубашки. Прелесть такого решения я осознал не только днем «на ногах», но и ночью в кровати, прослушивая на сон грядущий любимые подборки Acid-джаза и Чиллаута. Держать при этом плейер под рукой крайне неудобно, а управлять маленьким пультиком на ощупь совсем нетрудно.
Спектрограмма сигнала |
Субъективная оценка качества звучания плейера (на роль «уважаемых экспертов» я пригласил свои уши, избалованные классическим музыкальным образованием и экспериментами в звукорежиссуре) подтвердила высокое качество и чистоту звука. Причем, звук был хорош как на двухсотдолларовых «больших» наушниках, так и наушниках-капельках из комплекта RioVolt. Последнее не может не радовать — ведь обычно наушники, которыми комплектуются подобного рода игрушки, отличаются изрядной посредственностью и при прослушивании вызывают только слезы (но не радости). «Капельки» же от SONICblue (см. фото) оказались выше всяких похвал (для своего «размера», конечно): сильные магниты, металлическая защитная сетка, окантовка из плотной резины (и всякое отсутствие поролона) обеспечивают шестнадцатиомной парочке звучание, вполне сравнимое со звучанием «больших» наушников стоимостью долларов сто. Конечно, рекламное заявление производителя о принадлежности «капелек» к классу high-end не может не вызвать улыбку, я бы скорее отнес их к приличному уровню hi-fi, что для карманного плейера, согласитесь, очень неплохо.
Наушники-капельки, поставляемые вместе с плейером |
К тому же наушники отлично согласованы с плейером по уровню громкости и тонкомпенсации при регулировке громкости2. А эквалайзер с пятью фиксированными настройками (Ultrabass, Rock, Jazz, Classical и плоская AЧХ) выполнен очень качественно и не вносит дополнительных искажений (чего не скажешь о множестве других карманных плейеров). В принципе, этих пяти тщательно подобранных настроек вполне достаточно для большинства случаев. Кстати, при максимальном уровне громкости разницы между настройками эквалайзера практически не чувствуется, она становится заметной только при снижении громкости (благодаря работе тонкомпенсации). Замечу также, что все эти «прелести» наиболее полно раскрываются именно на комплектных «капельках», а для наушников с сопротивлением 32 Ом (не говоря о более высокоомных) громкость звука недостаточна, и характеристика тонкомпенсации смещена относительно оптимальной.
Справедливости ради нужно отметить и один из недостатков звукового тракта. Выше я привел цифры шума и искажений при питании RioVolt от сети или от свежих батареек. Однако, когда батарейки не совсем свежие, в звуке иногда появляется характерный призвук — дополнительный динамический шум при высоком уровне сигнала. Особенно хорошо он различим на одиночном тональном сигнале, «неспешном» рояле (шум-призвук сопровождает каждый сильный удар по клавишам) и некоторых духовых инструментах. При этом на спектрограмме сигнала (скриншот с голубым «нешумным» и желтым «шумным» графиками) отчетливо видны возросшие артефакты в области частот от 200 до 1000 Гц (и это еще не самый худший случай). Таким образом, если RioVolt предполагается использовать по большей части в автономном режиме, нужно быть к готовым к такому призвуку (впрочем, на фоне перкуссии или оркестра он, как правило, незаметен). Надеюсь, в последующих ревизиях плейера этот недостаток устранят.
Интересно, что электронная начинка RioVolt, не считая контроллера дисплея, состоит всего из двух микросхем. Одна из них управляет лазером и механикой (приводами CD и лазера), а другая включает в себя декодер, антишоковую кэш-память и весь звуковой тракт (см. фото). Антишок в режиме MP3/WMA достигает 120 секунд, а в режиме аудио-CD может быть либо 10, либо 40 секунд (переключается на задней крышке корпуса). В последнем случае время непрерывной работы плейера от двух свежих полуторавольтовых батареек AA марки Duracell уменьшается с 8 до 6 часов, тогда как для MP3 оно может достигать 15 часов (заветные сутки музыки на пузе). Дело в том, что если аудио-CD-диск вращается непрерывно и плейер потребляет ток около 0,3 А (и до 0,5-0,6 А при начальной инициализации и навигации любого компакта), то диск с MP3- или WMA-файлами раскручивается всего на 15 секунд примерно каждые 100 секунд, и плейер при этом потребляет около 0,35 А при вращении и 0,11 А при остановке диска (то есть в среднем примерно 0,15 А, что и дает нам вдвое большее по сравнению с аудио-CD время автономной работы). Однако если слушать музыку не подряд, а часто листая и меняя композиции, это время может существенно сократиться (вспомните про «прожорливые» пол-ампера). Например, свежих Duracell мне хватило всего на 7 часов активных испытаний RioVolt на MP3- и WMA-файлах, а обычные (не алкалиновые) батарейки Panasonic вообще «сдохли» меньше чем за час, подтвердив справедливость рекламного слогана Duracell (помните ролики про зайцев?).
Электронная начинка RioVolt |
И еще несколько наблюдений. Во-первых, к большому сожалению, RioVolt не может (по крайней мере, в нынешнем варианте) работать от двух стандартных никель-кадмиевых аккумуляторов типоразмера AA. Дело в том, что эти аккумуляторы обычно имеют номинальное напряжение 1,2 В, тогда как при 2,4 В RioVolt уже практически неработоспособен (он «оживает» при напряжении чуть выше 2,5 В, но не нужно забывать о внутреннем сопротивлении батарей большому току нагрузки и о дополнительном «шуме»). Само собой разумеется, что в плейер не встроена опция подзарядки аккумуляторов, когда включено сетевое питание. С другой стороны, внешнее питание может быть без проблем снижено до 3 и даже до 2,5 В! То есть можно приобрести (или собрать самому) батарею из двух больших круглых батареек (размера D) и подключить ее через типовой штекер к гнезду внешнего питания RioVolt. Поскольку емкость крупных батареек в несколько раз больше, чем у AA, то и время автономной работы плейера мы увеличим таким образом в несколько раз, а одного комплекта может вполне хватить на двухнедельный поход! Умельцы могут приспособить даже ноутбучные литиевые аккумуляторы. Кстати, у выключенного плейера ток потребления от батарей — всего 60 микроампер, то есть их безболезненно можно «забывать» внутри него даже на год.
RioVolt распознает диски многих типов (включая CD-R, CD-RW, 700 Мбайт) и форматов (CD-Plus, Enhanced CD, ISO9660, Joilet, Packet Write, Romed и мультисессионные), но не понимает «смешанные» CD (AudioCD + CD-ROM). К тому же количество музыкальных файлов на одном диске не может превышать 255 (что эквивалентно средней продолжительности одной композиции на 700-мегабайтном компакте, равной 2,8 минуты, при битрейте MP3 128 кбит/с). Думаю, не лишним было бы увеличить это число для плейера хотя бы вдвое.
Наш герой умеет читать и отображать на дисплее названия композиций на аудио-CD из записей формата CD Text, а также теги типов ID3 V1, V2 2.0 и V2 3.0 для сжатых музыкальных файлов (все мои диски плейер читал, однако изредка не мог отобразить некоторые названия файлов; кроме того, он не поддерживает кириллицу). Графический двухстрочный дисплей (по 12 символов размером 7х5 пикселей в строчке) индицирует в первой строчке порядковый номер трека на диске и текущее время его (трека) воспроизведения, а во второй строчке — содержимое тега (или название файла, если тег пуст). Для длинных названий используется «прокрутка» в окне (без обрезания). Символы получились большие, но их малое количество на дисплее затрудняет быстрое чтение и навигацию. Третья «строчка» занята очень содержательной индикацией «бегущих человечков» и «светящегося солнышка» в такт работе плейера (но не ритму музыки). На мой взгляд, уж лучше бы эту раздражающую мелюзгу заменить полезной и недостающей текстовой информацией, например, битрейтом играемой композиции, общим временем текущего трека/альбома/диска или временем, оставшимся до их окончания и номером трека в альбоме (а не только на диске целиком). А в режиме навигации — лишней строчкой с названием папок или файлов. Посмотреть на «живую» работу экранчика RioVolt можно сейчас на заглавной страничке сайта компании iRiver.
Оторбажение на дисплее информации о воспроизводимой композиции |
Поддерживаемые на данный момент типы файлов — MPEG1/2/2.5, layer 3 c битрейтами от 32 до 320 кбит/с и WMA всех битрейтов — у меня игрались без проблем, включая даже не заявленный 20 kbps mono MP3, удобный для речевых файлов (например, лекций или аудиокниг). Недостатки (впрочем, общие для всех нынешних плейеров): не играются файлы WAV и MP3/WMA с «неправильными» расширениями (см. третий пункт Реферата) и достаточно велики паузы между MP3 треками. Зато есть быстрая прокрутка треков всех форматов «взад-вперед». Удобна (особенно, для звуковых измерений) функция непрерывного автоповтора произвольно задаваемого фрагмента (части трека или нескольких треков). Разумеется, есть и автоповтор трека, альбома и диска целиком, а также проигрывание альбома или диска в произвольном порядке. Есть также режим ознакомления (проигрывания начала каждой композиции альбома или диска). Возможно самостоятельное программирование одного плей-листа, однако при вынимании батареек (или отключении сетевого блока) эта информация (как, впрочем, и текущие настройки громкости и эквалайзера) пропадет. Есть подсветка экрана (на несколько секунд при питании от батарей и постоянно при внешнем питании). Она достаточно экономична — потребляется дополнительно около 25 миллиампер. Неудобно, что через пару минут паузы RioVolt автоматически выключается, и потом нужно снова вручную искать то место, на котором сделал паузу (плейер его не запоминает, по крайней мере, для испытанной мною версии firmware).
Управление плейером при помощи нескольких кнопок и «качалки» нельзя назвать интуитивно понятным, и требуется заглянуть в инструкцию (которая есть только на прилагаемом CD). Однако после однократного прочтения все сразу запоминается и больше вопросов не вызывает. Некоторые тонкие настройки плейера становятся доступны при продолжительном нажатии на кнопку «эквалайзер». И совсем коротко: вес плейера без батарей — 235 г, рабочая температура — от 0 до 40 градусов, фирменная гарантия 1 год. RioVolt несколько толстоват — аж 3 см, зато удобны нескользящие резиновые ножки. На двух комплектных CD имеется мультиязычный Adaptec Easy CD Creator староватой версии 4.03 и программа Real Jukebox — музыкальный центр вашего персонального компьютера, тесно интегрированный с Интернетом: легкий поиск и загрузка треков из Сети, прослушивание онлайновых радиостанций, «грабилка» CD (правда, ущербная) и даже свой CD-recorder (тоже слабенький). Я не поклонник такого рода универсализма в ущерб качеству, поэтому предпочитаю пользоваться узкоспециализированными программами.
И, наконец, очень привлекательной в RioVolt является возможность самостоятельного обновления его микрокода (на http://www.riohome.com/ уже доступны новые прошивки для него). Скачанный файл надо записать на чистый CD, вставить диск в плейер, после чего тот сам найдет файл и запустит процедуру обновления. Будем надеяться, что благодаря такой возможности, RioVolt вскоре избавится хотя бы от части из тех немногих недостатков, которыми он сейчас страдает, и, возможно, расширит набор функций, став наилучшим приближением к идеалу современных дискменов.
Напоследок — самая свежая информация. Сегодня появились данные о новой модификации плейера компании iRiver. Новая модель (возможно, она также будет продаваться компанией SONICblue под маркой RioVolt, но уже «2») радует еще больше. Судите сами — встроен FM тюнер, улучшен графический экран, поддерживается море форматов сжатой музыки — MP3, WMA, AAC, Ogg Vorbis и MP3PRO! Даже сумочка улучшена — теперь она толстенькая с дополнительными кармашками для дисков. Но главная фишка — в маленький пультик дистанционного управления ТАКЖЕ встроен двухстрочный жидкокристаллический экранчик! Посмотреть на фотографии новой модели можно, например, на страничке www.iriver.com/iriver2/iriver2_0.htm. Вероятно, RioVolt 2 станет еще лучшим приближением к нашему идеалу современного дискмена. Поскорее бы!
1. Он «тиховат» для стандартной «акустики» — всего 0,57 В на нагрузке 47 кОм для уровня 0 дБ. [вернуться]
2. Напомню, что у техники класса hi-fi, как правило, имеется тонкомпенсированный регулятор громкости, автоматически поднимающий низкие и высокие частоты при уменьшении громкости по определенному закону исходя из чувствительности человеческого уха. Однако встретить эту функцию в карманных плейерах можно крайне редко. [вернуться]