Как защититься от мобильных мошенников
АрхивMobilisМошенников в сотовых сетях меньше не становится. Когда абоненты перестают клевать на один способ обмана, преступники немедленно придумывают новый.
Мошенников в сотовых сетях, несмотря на усилия операторов связи и даже контент-провайдеров, меньше не становится. Это естественное соревнование "брони" и "снаряда": когда абоненты перестают клевать на один способ обмана, преступники немедленно придумывают новый. Впрочем, есть несколько мер безопасности, которые способны минимизировать риск "влипнуть" в подобные схемы "мобильного развода".
Оставим в стороне антифродовые системы операторов связи, штрафы и специальные фильтры на CPA-системах или в биллинге, призванные выявлять телефонные номера мошенников. Всё это - не для обычного пользователя. Сосредоточимся на пассивных сервисах безопасности, которые доступны всем без исключения пользователям мобильной связи. Только с той оговоркой, что их внедряют, в основном, крупные операторы связи федерального масштаба.
Сколько стоит
Большинство пострадавших абонентов, как показывают исследования операторов "Большой тройки", верят мошенникам, когда те утверждают, что премиальные SMS стоят 10 или 50 рублей. Таких цен на рынке просто нет. Если это не локальный проект оператора связи или общероссийская акция, в которой все компании участвуют на добровольной или даже добровольно-принудительной основе (как это было с коротким номером "1945" совсем недавно), то стоимость звонка не может быть меньше 150 рублей.
Самый простой способ защиты от мошеннических действий - точно знать стоимость звонка на тот или иной короткий номер. Сейчас сервисы с информацией о стоимости звонков есть у МТС и "МегаФон" ("Инфоконтент" и "Мобильный прайс" соответственно), только "ВымпелКом" отказывается вводить такой сервис.
Чтобы воспользоваться сервисом, нужно всего лишь отправить бесплатное SMS-сообщение со знаком "?" (для МТС) или "$" (для "Мегафона") на короткий номер, который требуется проверить. В ответ придёт SMS следующего вида: "Исходящее SMS на номер XXXX: стоимость XX руб. с НДС; Входящее SMS с номера XXXX: стоимость 0,00 руб. с НДС, контент-провайдер "Название провайдера", тел. X(XXX)XXXXXXX, WEB: http://www.cont-prov.ru". Есть и альтернативные варианты того же сервиса - к примеру, абонент МТС может отправить SMS с текстом XXXX (цифры короткого номера) на сервисный номер 2282. А пользователю "МегаФон" необходимо набрать USSD-запрос *107*короткий номер# и нажать клавишу вызова.
Стоит учитывать, что премиальные номера с платным контентом могут быть только четырехзначными. Если это, к примеру, шестизначный номер - значит, речь идёт о локальном проекте оператора связи, и тарифицироваться он будет как-то иначе. Для его проверки придётся звонить в абонентскую службу оператора связи.
Мобильные запреты
Действенный способ защиты от мобильных мошенников (который, кстати, действует и против некоторых вирусов для мобильных телефонов) - тотальный запрет на отправку коротких текстовых сообщений на четырёхзначные контент-номера. Реализуется этот вариант, конечно, не в телефоне пользователя (хотя для смартфонов наверняка можно было бы написать такую программу и с успехом её продавать), а на оборудовании провайдера услуг связи.
Операторы не горят желанием предоставлять пользователям такую возможность, но определённые меры безопасности им всё же приходится внедрять. Во-первых, запрет отправки SMS на короткие номера есть практически на любом корпоративном тарифном плане - обычно услуга называется "Запрет информационно-развлекательных услуг (кроме голосовых услуг)".
Во-вторых, небольшие операторы обычно вводят такие сервисы и для "частников", поскольку это является дополнительным конкурентным преимуществом - к примеру, такая возможность есть у "Скай Линка". У операторов "Большой тройки" о возможности запрета часто отдельно не сообщается, но она "зашита по умолчанию" в отдельные тарифные планы, ориентированные на детей и подростков - к примеру, "Классный" у МТС. В-третьих, подобные сервисы присутствуют во многих проектах "виртуальных" операторов связи, которые выводятся на рынок по принципу "ничего лишнего": доступны только базовые услуги в виде голоса и SMS. Ну и, конечно, на специальных тарифах для пользователей USB-модемов возможность отправки SMS на короткие номера нередко бывает "урезана".
Единственным оператором "Большой тройки", имеющим сервис ограничения SMS-запросов, пока что остаётся "МегаФон". За 150 руб. в месяц абонент может оградить себя от этой напасти, подключив опцию услуга "Стоп-Контент". Ценообразование в этом случае, конечно, странное; запрашивая за услугу половину среднероссийского ARPU, оператор, вероятно, пытается как минимум не уменьшить свои доходы.
Полезная информация
Ещё один метод выявления мобильных мошенников, которые "маскируются" под законопослушных поставщиков контент-услуг - это вдумчивое изучение возможных методов "нападения". Специально для этого операторы "Большой тройки" создали информационные сайты - последним это сделал столичный "МегаФон".
Раздел о защите на официальном сайте МТС "закопан" в разделе "Безопасность"; без подготовки его может найти только целенаправленный посетитель, да и то не всякий. Информация хорошо структурирована - понятно, как предоставляются контент-услуги, кто такие мобильные мошенники, и как компания с ними борется. Только вот способы мобильного мошенничества изложены самые общие. В специальном PDF-файле всего шесть пунктов: от распространения вредоносных программ до мошеннической подписки на различные платные сервисы. Есть не только описание того, что это из себя представляет с примерами обращений, но и рекомендации по противодействию. Совершенно верно подмечено, что "большинство мошеннических сервисов, схем и уловок построено на эксплуатации доверчивости и эмоциональности людей. Зачастую абоненты верят абсурдным обещаниям мошеннических сервисов и не проверяют условия предоставления той или иной услуги". Правда, нигде не написано крупными буквами о том, что делать в случае, если абонент стал-таки жертвой мошенников (в этом случае надо оформлять письменную жалобу оператору связи).
Сайт "ВымпелКома" куда как более информативен - здесь всё разделено на четыре логичных раздела: от общих рекомендаций и популярных схем мошенничества до инструкций тем, кто всё же попался на уловки мошенников. Впрочем, в раздел помощи неплохо было бы добавить советов (к примеру, если мошенники действуют с помощью SMS, то следует сфотографировать это сообщение, а если встретился мошеннический сайт - сделать скриншот и сохранить адрес). Нет и типовых примеров жалоб оператору связи. Кроме того, стоимость платных номеров, предлагающих участие в акциях и викторинах, проводимых контент-провайдерами не помешало бы сделать в виде интерактивной базы данных (как у "МегаФон"), а не набора файлов в формате Excel. Правда, в разделе с примерами мошенничества информации много - целых восемнадцать возможных вариантов "развода" с описанием неприятной реальности и рекомендациями по противодействию. Читай это абоненты чаще - глядишь, и случаев мошенничества было бы куда как меньше.
Есть ресурс "Безопасное общение" и у "МегаФон" - причем информация здесь агрегируется из всех регионов, где работает компания. Самое ценное тут - новости. К примеру, в начале лета было оперативно выложено предупреждение о том, что объявились SMS-мошенники, обещающие сообщить результаты ЕГЭ досрочно, но, разумеется, не бесплатно. Даже заплатив, абоненты ничего не получают в ответ. В разделе "Справочная информация" можно найти не только прямой телефон абонентских служб, но и адреса электронной почты для отправки письменного заявления, а также стоимость звонков и отправки SMS на premium-номера.