Spb Mobile Shell 3.0: первый обзор
АрхивMobilisСегодня официально поступила в продажу новая версия оболочки для Windows Mobile - Spb Shell 3.0, которая некоторым поклонникам консервативного стиля может показаться перегруженной опциями.
Фраза "Гордость за отечественного производителя" давно уже приобрела в устах многих соотечественников некий издевательский оттенок - естественно, если не говорить о некоторых заводах в Туле, Иркутске и Комсомольске-на-Амуре, но там гордость довольно абстрактная - это ведь далеко не товары повседневного пользования. Но когда речь заходит об отечественных программистах, градус скепсиса заметно понижается. Да, они порой дезорганизованы и не приспособлены к реальной жизни, зато код, выходящий из-под их... клавиатур, часто значительно лучше китайского, и уж тем более, ха-ха, индусского. Конечно, китайцы с индусами - мастера игры в догонялки, но и у местных кодеров есть в запасе некоторое преимущество, а уж когда находится хотя бы один талантливый и, что не менее важно, чистоплотный в ведении бизнеса организатор...
Я со своей стороны при мысли о пробившихся и успешных российских программистах, получивших международное признание, в первую очередь вспоминаю питерцев Spb Software House - так уж получилось, что по работе я в основном слежу за мобильными устройствами, да и на платформе Windows Mobile успел посидеть ещё в те времена, когда PocketPlus казался чудом и вообще крайне необходимой вещью - ни о каких TouchFLO тогда ещё не слышали, да и большинство смартфонов поставлялись с голой Windows Mobile, которая в оригинальном виде, как известно, не подарок. Прошло время, и наличие некоей оболочки на WM-смартфоне стало обязательным условием для успешных продаж. Производители бросились писать свои интерфейсы, но продажи того же Mobile Shell это мало поколебало - во-первых, некоторые производители сами пришли к Spb за помощью (E-ten, Toshiba), а во-вторых, отчего-то даже в 2008 году, несмотря на все предустанавливаемые шеллы, Spb Mobile Shell умудрился удержаться в топе продаж крупнейшего магазина Handango.
Сегодня в продажу поступила очередная, третья версия MobileShell, а нам удалось протестировать финальную версию незадолго до её релиза. Интереснее всего, конечно, было сравнить её с предшественницей. 2.0 была популярна, но тем не менее, поводы для недовольства у пользователей были, в основном в вину разработчикам ставились высокие требования к оперативной памяти, а порой и достаточно высокая цена (около 30 долларов) - конечно, непросто понять логику доплаты солидной порции денег за то, что по идее должно быть бесплатным - удобство работы.
Если цена на новый Shell осталась прежней (впрочем, тем, кто купил вторую версию в последние 90 дней апгрейд будет произведен бесплатно), то в вопросе оптимизации кода удалось добиться достаточно заметного, на мой взгляд, прогресса. Прогресс начался, в принципе, ещё с нескольких апдейтов для версии 2.0, снизивших потребление оперативной памяти до показателя менее чем в 2,5 Мб (для VGA-версии), ну а продолжился тем, что потребление памяти версией 3.0, при всех её интерфейсных наворотах, осталось на уровне двух с небольшим мегабайт. С учетом того, что в наши дни производители куда менее склонны ставить в девайсы всего лишь 64 Мб RAM, вопрос можно считать снятым.
А вот теперь можно перейти к главному, то есть к bells&whistles, то есть красивостям. Есть, конечно, и более точный русский перевод, но он в формат этой статьи не попадает, а вот в комментариях - пожалуйста. На самом деле, после того, как я покрутил в руках смартфон с MS3.0 на одной из выставок несколько месяцев назад, я поговорил с главой Spb Software House Василием Филипповым о концепции нового Shell, на глаз отличимой от предыдущей, и вот он сказал мне примерно следующее: давно замечено, что очень часто пользователи, которым в данный момент не надо сделать что-то конкретное, просто достают телефон из кармана и начинают с ним играться. Подтекст у этой игры простой: а что там ещё есть в моем телефоне? Куда ещё можно забраться? И если с обычным интерфейсом WM пользователь много не накопает и, вероятно, вообще заблудится, то в MS3.0 простор для исследований побольше.
Главный экран по сравнению с версией 2.0 выглядит более простым и "чистым" - здесь я, конечно же, имею в виду настроенную по умолчанию раскладку, в которой отображаются лишь почта, SMS, пропущенные вызовы, погода, заряд батареи и большие стрелочные часы. Есть еще и профессиональная выкладка, в которой добавляются календарь и задачи. А дальше вступает в действие опция, можно сказать, цельнотянутая с iPhone - листнув пальцем вправо или влево, мы попадаем на два дополнительных экрана, на которые можно накидать этих... Ну как их там? Правильно, виджетов! Впрочем, накидать можно и обычных иконок, ссылающихся на программы или функции (например, заблокировать устройство), но лучше добавить календарь, несколько особо важных контактов (отображаются в виде фотографий) или просто виджет, управляющий Windows Media Player. Мне кажется, основная идея здесь - разграничить рабочие и личные дела, накидав на правый экран иконки и виджеты, относящиеся к одной из этих половин, а на левый - к другой.
В нижней части главного экрана расположены кнопки "Контакты" и "Запуск" (в моей англоязычной тестовой версии - Launcher). Первые не поражают какой-то особенной технологической новизной, но несколько моментов достойны упоминания. Один из видов организации контактов - карусель, в которой можно пальцем вращать фотокарточки, пока не доберёшься до нужной. На мой взгляд, это скорее милое развлечение, чем действительно стоящее решение, повышающее удобство - в ворохе фотокарточек не проскочить мимо нужной не так уж и просто, если их много. И вообще, это сильно напоминает мне причину, по которой в жаркой Африке популярны телефоны с фотокамерами и возможностью присвоить контакту фотографию - читать люди не умеют. Вообще же фотографии, в отличие от iPhonе, можно брать не из двух (камера и память телефона), а из трёх источников - добавьте в список Facebook. Последним отечественные пользователи наверняка недовольны - как же так, питерская фирма, и не приделала поддержку "Вконтакте"? Ну да, у нас Facebook где-то в районе 60-го места по популярности, но ведь Spb-то на глобальный рынок рассчитывает! И вообще, если бы отечественные пользователи столь же яростно платили бы за софт, как пользователи западные, то, возможно, у них было бы чуть более заметное право голоса.
Перейдем к "запуску". Вообще-то, если грамотно воспользоваться двумя дополнительными экранами по бокам от основного, поводов часто нажимать эту кнопку не будет. Но раз философскую основу программы составляет "маение вещи", то заглянем и сюда. В верхней части открывающегося экрана есть очень полезная кнопка - Task Manager. Гордые обладатели девайсов с 64 Мб RAM будут частыми гостями этого пункта меню. На данной панели соседями этой кнопки являются ссылки на настройки и список программ. Содержание их стандартно, лишь иконки укрупнены до "пальцетыкательных" размеров. Снизу от панели с этой троицей располагается список недавно открывавшихся приложений. Список - это слабо сказано, в нем в стандартной раскладке имеется 10 посадочных мест, что превышает список наиболее часто открываемых приложений у подавляющего большинства юзеров. Кстати, при прокрутке этот список "пружинит об края" - когда пользователь резко прокручивает его, он мягко отталкивается от края.
Кстати, ещё один пункт с яркой, запоминающейся анимацией - кнопка в левом нижнем углу, вызывающая Главную Карусель. Оная состоит из экранов программ, настроек, контактов и т.п. Поиграться с каруселью - милое дело, можно даже отдельно посоревноваться с друзьями, кто сильнее её раскрутит. Вот только большой практической пользы я от неё не вижу, разве что раскрутить её с вопросом "чем бы мне заняться" - наугад.
Поговорили об особенностях, теперь скажу пару слов о двух, скажем так, концептуальных недостатках. Первый от Spb SH никак не зависит, а зависит он лишь от Microsoft. Рано или поздно пользователь натыкается на все те же миллиметровые почтовые сообщения в Outlook и миллиметровые же полосы прокрутки - придется доставать стилус. Увы, Spb может в какой-то мере решить за MS вопрос с интерфейсом, но она не может переписать всю операционку от и до (хотя, доложу я вам, некоторые горячие головы из числа софтописателей под WM время от времени со злостью в голосе грозятся это сделать).
Второй недостаток... в чем-то сродни первому. Программа рассчитана на облегчение управления пальцами в девайсах, которые изначально рассчитаны на управление стилусом. Разработчики программы пытались перенести концепции управления, характерные для девайсов с ёмкостными экранами, на ОС, которая поддерживает только резистивные. Положа руку на сердце, что бы там ни говорили любители потыкать в экран странной металлической палочкой на бодрящем морозце, большинство "резистивок" - э... Кхм, кхм... В общем, бедовые они. Один из девайсов, на котором я пробовал работать с MS3.0 - это HTC Touch, также известный как Elf. Так вот, доложу вам, сочетание это совершенно невозможное. Его экран для работы с MS3.0 ужасен чуть менее, чем полностью. Многие более старые девайсы работают лучше, как, впрочем, и большинство новых - совершив кощунство, я отключил в меню HTC Touch Pro интерфейс TouchFLO 3D и установил на него Spb Mobile Shell 3.0, и остался вполне доволен заменой.
Напоследок предлагаю посмотреть видеоролик, снятый разработчиками программы. Для кого-то это может оказаться полезнее тысячи слов.