Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Автомобильные ЖК-дисплеи: помогать и развлекать

АрхивГаджеты
автор : Максим Маслин   19.03.2008

В отличие от автомобильных телевизоров, специализированные дисплеи в связке с car PC способны выполнять вполне утилитарные задачи.

В отличие от автомобильных телеприёмников, способных лишь скрашивать время на протяжении длительных поездок, специализированные дисплеи в связке с car PC способны выполнять вполне утилитарные задачи; к выбору этих устройств следует отнестись очень внимательно.

При покупке автомобильного монитора разумным представляется отказаться от приобретения простого и непритязательного устройства. Это утверждение может показаться странным - особенно с учётом того, что даже обычный ЖК-телевизор не является предметом первой необходимости рядового автовладельца. Однако любой водитель, “распробовавший” удобства, предоставляемые связкой “car PC + сенсорный монитор”, кардинально меняет своё отношение к этому компоненту.

ЖК-телеприёмники, наводнившие в последнее время рынок автомобильной электроники, могут оказаться полезными лишь во время стоянки или вынужденного безделья в пробке. В то же время, сфера применения сенсорного дисплея ограничена лишь фантазией автовладельца. Например, помимо таких очевидных функций, как воспроизведение медиаконтента и GPS-ориентирование, специализированный монитор может служить своеобразным “зеркалом заднего вида”, помогая не только при движении в условиях плотного транспортного потока, но и при парковке.

Следует учитывать, что дисплей в автомобиле является также и отвлекающим фактором, поэтому такие устройства должны прежде всего не мешать водителю контролировать постоянно меняющуюся дорожную обстановку. Весьма важным в этом ключе является вопрос размещения сенсорного монитора: грамотное расположение устройства способно существенно упростить жизнь автовладельца.

Дисплей, знай свое место

Мест для установки монитора в машине не так уж и много. Возможности разработчиков в данном случае сильно ограничены необходимостью размещения монитора в пределах прямой видимости водителя.

Довольно часто дисплей размещают на торпедо с помощью специальных креплений или подставки (пример - модель Lilliput 619GL-70NP/C/T), либо в отсеке 1 или 2 DIN. В последнем случае экраны снабжены специальным “втягивающим” механизмом; такой метод размещения называется in-dash (типичный представитель этого типа мониторов - Lilliput GL701-NP/C/T).

И, наконец, самым оригинальным способом установки монитора следует признать потолочное размещение. Компания Xenarc предлагает пользователям широкий выбор подобных устройств, которые крепятся на потолок автомобиля. Среди них имеются и широкоформатные модели, причём диагональ некоторых из них вполне сопоставима с диагональю настольных мониторов.

Вопросы отображения

То, что информация с экрана должна считываться при любых погодных условиях, ни у кого не вызывает сомнений. С технической точки зрения решение этой задачи выражается в правильном подборе показателей разрешения, яркости и контрастности. Однако надо помнить, что добиться максимального разрешения, указанного в паспорте монитора, можно только тогда, когда видеоадаптер вместе с драйверами способен такое разрешение поддерживать. В любом случае, если монитор имеет размер 5 дюймов, то добиться от него разрешения 1280 х 1024 пикселя невозможно. Но даже если вы волшебник и сможете это сделать, то мелкие значки на маленьком экране не добавят вам ни удовольствия, ни пользы.

Гораздо целесообразнее потратить время не на эксперименты с разрешением, а на выбор наиболее подходящих показателей контрастности и яркости монитора. Главное здесь - не пытаться добиться максимальных показателей яркости. Как известно, средняя величина яркости обычного ЭЛТ-дисплея не превышает 300 кд/м2; таким образом, в стандартных условиях эксплуатации яркость 200 и 250 кд/м2, обеспечиваемая практически всеми авто-мониторами, вполне подойдёт. Другое дело - контрастность. Под этим термином в ЖК-дисплеях понимается количество градаций серого цвета, которое данное устройство может воспроизвести. Обычным параметром считается 300:1; большие значения (400:1, 500:1) только улучшат качество картинки.

Любителям потыкать пальцами

Сенсорные мониторы уже успели стать популярным решением для всякого рода платёжных киосков. Сравнительно недавно экраны такого типа (тачскрины) стали использоваться для обеспечения взаимодействия между автовладельцем и Car PC - именно сенсорные дисплеи в наименьшей степени отвлекают водителя от управления машиной.

При выборе устройства с функцией “тачскрин” следует уточнить, не используется ли эта возможность только для управления самим устройством (например, для настройки яркости, частоты FM-радио и прочего) или всё-таки его можно подключать к компьютеру. Например, модель Mystery MMTD-9200S - довольно удачный экран для использования в режиме управления мультимедийным центром, но к компьютеру его подключить невозможно.

В принципе, от обычного дисплея тачскрин отличает лишь наличие сенсорной поверхности, к которой подключён соответствующим образом откалиброванный контроллер. Теоретически возможен вариант, когда монитор и контроллер тачскрина вместе с сенсорной пленкой приобретаются отдельно. Как правило, для большинства моделей контроллеров абсолютно безразлично, каким образом плёнка размещается на мониторе, главное - правильно провести калибровку.

Кстати, несмотря на простоту использования пальца в качестве указывающего устройства, разумным представляется применения стилуса - это избавит поверхность экрана от отпечатков (одно только “но”: стилусом в условиях движения проще выколоть глаз спутнику, чем попасть в нужное место на экране - прим. ред.).

Энергопотребление

Немаловажным параметром автомонитора является потребляемая мощность. Очевидно, что чем больше его диагональ, тем большими являются аппетиты; при этом зависимость здесь не прямая. Например, 7-дюймовый in-dash монитор Subini S-6091DT потребляет 18 Вт, а модель Xenarc 1200TS, имеющая диагональ 12,1 дюйма - уже 38 Вт.

Параметры питающего напряжения принципиально не отличаются от параметров, необходимых для нормальной работы любого мультимедийного автомобильного устройства.

Вместо зеркала

Большой интерес всегда вызывает использование монитора в качестве устройства, дублирующего зеркало заднего вида. Однако, для того чтобы осуществить такой проект, следует задуматься, как минимум, о трёх необходимых для этого вещах. Во-первых, необходим источник сигнала - камера. В самом простом случае это может быть обыкновенная бытовая камера, имеющая RGB-выход; монитор в этом случае должен иметь RGB-вход. При наличии полноценного Car PC можно использовать веб-камеру. Далее, надо найти оптимальное место установки - камера должна обеспечивать хороший угол обзора и не загрязняться при движении. Последний момент связан с особенностями восприятия - при использовании монитора вместо зеркала заднего вида правое становится левым, и наоборот; это потребует определённого времени на привыкание.

Финальные штрихи

Один из аспектов выбора автомобильного монитора сходен с выбором его десктопных “коллег”: речь идёт о “битых” пикселях. Несмотря на меньшую диагональ экрана, “битые” пиксели на автомобильных дисплеях способны создать довольно значительный дискомфорт. Как правило, предельно допустимое количество дефектных пикселей (к ним относятся также пиксели с ошибками в отображении красного, зеленого и синего цветов) заранее оговаривается в технических спецификациях производителя. Вместе с тем, перед приобретением монитора рекомендуется убедиться в их отсутствии.

Если вы покупаете подержанное устройство, обратите самое пристальное внимание на баланс цветности. Дело в том, что старение подсвечивающей экран лампы может привести к тому, что изображение получит красноватый оттенок.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.