Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Поднебесный блог: рабы бренда

АрхивГаджеты
автор : Тимофей Бахвалов   04.02.2008

Переехав в Китай, я открыл для себя множество новых возможностей и вещей. Хочу рассказать о сложном и приятном феномене доступности в Поднебесной оригинальных и "почти оригинальных" вещей...

Переехав в Китай, я открыл для себя множество новых возможностей и вещей. Сегодня хочу немного рассказать о сложном и приятном феномене доступности в Поднебесной оригинальных и "почти оригинальных" вещей и распространении подделок...

Грязный шёлк

Прекрасной иллюстрацией положения дел с бредовыми товарами в Китае служит популярный торговый комплекс в самом центре Пекина - "Шёлковая Улица" (Silk Street, на пхинине - Xiùshuǐjiē). Во всех путеводителях так и написано: съешь пекинскую утку, заберись на Великую стену и прошопингуйся на "Шёлковом".

"Шёлковая улица" появилась в первом посольском районе двадцать лет назад и была базаром под открытым небом, где можно было приобрести почти всё. В январе 2005 года рынок был закрыт и снесён под предлогом "пожароопасности" и переехал в более цивилизованное место.

Сегодня Silk Street - это место, куда иностранных туристов везут… как овец на заклание. Площадь перед рынком постоянно забита десятками экскурсионных автобусов, а в здании - только иностранцы. Китайцев, помимо продавцов, - раз-два и обчёлся. В большинстве своем посетители "Шёлкового" - люди старше сорока из Европы и США. То есть люди с достатком, большинство из которых побывали во многих странах (ведь в Китай едут, как правило, после того как уже много чего повидали). Но при входе в "Шелковый" люди теряются. И не мудрено, ведь в здании сотни маленьких отделов и тысячи наименований товаров. Любую вещь здесь можно выторговать и приобрести за адекватную даже по китайским меркам цену. Но это довольно нервный процесс - торговцы разыгрывают перед покупателем целые представления. Поэтому, сконвертировав сумму в родную валюту и прикинув, во сколько подобная вещь обошлась бы дома, большинство туристов покупают, почти не торгуясь. Но стоит ли оно того?

Смотрим на лейблы

Ответ на этот вопрос отрицательный. Поскольку весь "публичный и туристический" товар в Китае - это дешёвый ширпотреб. В "Шёлковом" подделками торгуют 90% отдельчиков. Остальные 10% продают местные товары - ковры, бижутерию, драгоценности, жемчуг (который, впрочем, тоже часто бывает поддельным) и многое другое.

И что поражает: буквально через дорогу, в двух шагах, - фирменные салоны Rolex, мультибрендовый торговый квартал The Place (там расположен самый большой ЖК-экран в мире), один из крупнейших в Азии салонов Louis Vuitton и т. д.

Не так давно Gucci, Chanel, Burberry, Prada и LV пытались судиться с менеджментом торгового центра и требовали символические 2,5 млн. юаней (340 тысяч долларов по нынешнему курсу) компенсации за продажу подделок. В суд в качестве доказательства принесли несколько сотен поддельных сумок, кошельков, очков и прочего барахла, а также чеки, полученные от продавцов. Но показательного дела не получилось. Менеджмент был признан невиновным - суд лишь предписал расторгнуть договоры аренды с нарушителями прав интеллектуальной собственности. Договоры было расторгать уже не с кем. Пять компаний, хоть и присутствовали в суде, почти сразу "пропали" и к ответственности привлечены не были.

Власти пытаются делать вид, что борются с подделками и путем поощрений. В начале года сорок торговцев с того же "Шелкового" получили денежные премии за продвижение местных брендов (что умилило - лично от юридического представителя компании Lacoste и председателя одного из профильных комитетов Торговой палаты Евросоюза в Китае). Деньги (30 млн. юаней) были взяты из специального Фонда защиты интеллектуальной собственности, учреждённого… менеджментом "Шёлкового". Ну и показуха!

Окружающие "Шёлковый" пятиэтажки буквально забиты квартирами-складами (это дешевле, чем арендовать складские помещения в самом комплексе). Представившись оптовым покупателем, я побывал в нескольких таких квартирах. Без опаски и нервов меня отвели в квартирки, полные поддельной одежды, сумок и товаров самых разных марок и… самого ужасного качества.

Но большинство покупателей не смотрит на качество. Знакомый по дорогим магазинам лейбачок, европейский ценник с указанием цен в евро для нескольких стран да низкая цена - и клиент "готов". И ведь иностранцев можно понять. Они редко сталкиваются с подделками и привыкли получать за свои деньги определённый уровень качества. Но после первой стирки "вроде бы" Levi's садятся и вытираются, куртка с надписью "Gore-Tex" насквозь продувается и протекает, ботинки разваливаются; стрелки часов, похожих на Seamaster Planet Ocean, отваливаются; аккумулятор плеера, выглядящего почти как iPod Classic, не заряжается; флэшка "почти что" SanDisk просто не работает…

Туристам предлагаются самые дешёвые товары по максимально возможной цене. Как бы умело вы ни торговались, торговец всё равно получит прибыль. А вам, вместо того чтобы прыгать от радости по поводу выгодной покупки, лучше призадуматься: как же так получилось, что, например, красивый пуховик с нашивкой North Face стоит всего лишь 750 рублей? И какова его себестоимость? Точно знают это только сами продавцы, которые в русском районе Ябао Лу валом валят в Bank of China с сумками наличности - в Китае самая крупная купюра имеет достоинство 100 юаней, что равняется 10 евро…

Море возможностей

Но не всё так грустно! Прожив в Китае полтора года, я собрал гардероб, состоящий только из фирменной одежды знаменитых марок и высочайшего качества. Так что в Пекине хороший шоппинг есть. Надо лишь знать места и иметь связи.

Поднебесная - это мировая фабрика, где выпускается абсолютно всё и даже больше. Здесь размещает заказы подавляющее большинство европейских и американских компаний. Благодаря знакомствам у меня появились прямые выходы на фабрики, которые выпускают одежду Anna Sui, Barbara Bui, Calvin Klein, Chloe, Christian Lacroix, Esprit, Gucci, Marc Jacobs, Max Mara, Levi’s, Pepe Jeans и множества других брендов.

Как только заказы на производство своей одежды в Китае разместил модный нью-йоркский дизайнер Tuleh, тут же в продаже появились его яркие курточки и пуховички. Когда о Monogram Mini Lin на официальном сайте Louis Vuitton даже не упоминалось, мне уже предлагали эту серию сумок. При вопросе о новых часах серии De Ville от Omega за 25 тысяч евро аналог достали через три дня.

И речь не о подделках, которые продаются на рынках Пекина в россыпь. Речь о вещах уровня Grade A - они делаются штучно, нередко на заказ и продаются по совсем небросовым ценам всего в нескольких местах.

Как же так?

Прояснить картину с сумками мне помог сам китаец, у которого я заказываю сумки, и знакомая девушка, которая случайно рассказала, как к ней в Париже подошла китаянка и на неплохом французском попросила купить несколько сумок LV. Новинки доставляются DHL'ом в Китай, где их тонко препарируют и воспроизводят с доскональной тщательностью - от материала и рисунка до самой изощрённой фурнитуры. Занимаются этим небольшие компании на юге Китая, в которых работают по 20-30 человек. Почти семейные бизнесы. Объёмы продаж у них невелики по сравнению с мейнстримом, зато клиентура - высший средний класс, который не дотягивает до "фирмы", но готов купить полный аналог за немалую по меркам Китая сумму. Точный аналог сумки за 1500 евро может стоить 250-300 евро. И почему не позволить себе "почти оригинал" в пять раз дешевле, если теоретически можешь потратить и полную сумму?

С дешёвыми же подделками за 15-20 евро тут ездят девушки на велосипедах. С часами ситуация та же - подделки стоимостью 10 евро штампуют килограммами. И выглядят, и идут они неплохо, но быстро вытирается покрытие, механизм не из лучших и т. д. Часы Rado на руке пассажира метро не удивляют нисколько.

Действительно же хорошие часы стоят немало. Например, аналог часов Louis Vuitton Cup Regata за 7750 евро стоит 150 евро, а за 27000-евровую модель Omega или еще более дорогую Rado придется выложить 150-250 евро. Но вы получаете полный аналог оригинала, включая материалы (металл, керамика, сапфировое стекло). Драгоценные камни заменяются фианитами, механизм чаще всего ETA и подобного класса. Выпускают такие часы тоже малыми тиражами - высока себестоимость, да и покупателей, готовых отдать за "почти, но всё же не оригинал" серьёзные деньги, не слишком много.

Образцы бижутерии и драгоценностей покупаются тут же, в Китае. Как только в фирменном салоне Tiffany появилась коллекция изделий из серебра 2007 года, её уже практически через неделю можно было покупать "на развес", а не по 250-400 долларов за штучку. Этим бизнесом занимаются небольшие ювелирные мастерские в провинциях. Отличие от оригинала есть. Но только в том, что в серебре всё той же 925-й пробы имеются примеси меди (что абсолютно нормально).

С вышеупомянутой одеждой ситуация проще. Крупные компании размещают заказы на пошив в Китае. Чем хуже контроль производства, тем больше вероятность, что "левые" партии появятся в торговом обороте. Так, в одежде Йоши Ямамото (брэнд Y-3) тут ходят грузчики на складах. Предложение по более мощным брендам ограничено - как правило, не больше пятидесяти штук одного артикула. Чаще - десять. Чтобы найти хорошую вещь, нужно постоянно следить за предложениями.

Отдельная история об обуви - её фотографируют на выставках в Италии и начинают штамповать в южных провинциях ещё до того, как штиблеты нового фасона обуют богатые итальянцы. Китайцев на такие выставки не пускают. Но есть белые "шпионы", благодаря работе которых в обуви, сделанной подобным образом, ходит вся Россия…

Опять в дорогу!

Вот по поводу чего я не могу говорить уверенно, так это по поводу электроники. Слишком сложно, но интересно, так что я обязательно с этим вопросом разберусь. Сегодня опять рискнул (те, кто читает мои рассказы, наверняка помнят мытарства с Nokia 8800) и приобрёл за 660 долларов Nokia 8600 Luna. В местном фирменном салоне Nokia он стоит 1170 долларов, а в России - 1025 долларов. Мне объяснили, что это "левая партия" из Малайзии (на что косвенно указывает инструкция и штекер), и пообещали вернуть деньги, если в сервис-центре Nokia скажут, что это подделка. Пока времени на тест нет - рано утром уезжаю в Харбин на несколько дней. Пока не рискую и с собой беру надёжную 8910i - вдруг новинка помрёт в дороге? По возвращении обязательно схожу в Nokia. Если это будет оригинал, поделюсь своим удивлением и радостью… И постараюсь разузнать, откуда берутся такие цены. P.S. Пожалуйста, пишите на мой адрес dosada@mail.ru. Буду рад вопросам и пожеланиям!
По материалам "Компьютерры"
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.