Софт из хорошего дома
АрхивMobilisНепросто найти хотя бы один коммуникатор на Windows Mobile, где не установлены продукты Spb Software House. О секретах индустрии мы говорили с одним из основателей компании Василием Филипповым.
Пожалуй, непросто найти хотя бы один коммуникатор на Windows Mobile, где не установлены продукты Spb Software House. Причём не только в России: игры и утилиты компании с главным офисом в Санкт-Петербурге занимают первые места в списках бестселлеров по всему миру. О секретах индустрии, нелегких судьбах коллег по бизнесу и оригинальных способах борьбы с пиратством мы говорили с Василием Филипповым, директором по производственным операциям (COO) и одним из основателей компании.
Василий, Spb Software House образована в 99-м году, когда мыльный пузырь хайтек-бума был раздут до невероятных объёмов, и деньги под стартапы давали почти не глядя. Но скоро тысячи фирм лопнули, а ваша устояла и, судя по всему, успешно развивается по сей день. Как вам это удалось?
- Думаю, нам помогли стремление делать свои собственные продукты, не тратя время на аутсорсинг для других компаний, и уверенность, что мы сможем стать номером один на только начавшем расти рынке решений для Windows Mobile. Среди сотрудников Spb Software House трое победителей престижных российских олимпиад по программированию, один из которых я сам. Меня часто спрашивали - помог ли олимпиадный опыт в бизнесе? Сначала я отвечал, что нет. Ведь программирование на олимпиадах - это своего рода haute couture, к повседневным делам имеющий весьма опосредованное отношение. Но потом я понял, что он помог мне в самом главном - дал веру в себя. В конце концов, если ты побеждаешь не где-то у себя в районе, а на уровне страны - это не может не добавить уверенности в собственных силах.
И ещё мы выбрали очень удачный рынок - динамично растущий и испытывающий большой голод в интересных продуктах.
Я хорошо помню то время. Устройства на Windows CE были громоздкими, медленными и почти мгновенно сажали батареи любой ёмкости, а рынком правили продукты на PalmOS. Сейчас в это даже не верится...
- История Palm вообще очень занимательна. В том числе и тем, что на IT-рынке она постоянно повторяется. Компания пыталась всё делать самостоятельно - от железа до софта. Разумеется, это позволяло ей добиваться оптимальной комбинации того и другого, в результате чего устройства получались куда более сбалансированные по сравнению с аналогами на Windows CE. Тем более что изначально операционная система от Microsoft была слишком "перегружена" для имеющегося в распоряжении железа.
Однако в Редмонде продолжали придерживаться первоначальной концепции: у нас диверсифицированный бизнес, мы делаем операционную систему, а остальное доверяем нашим партнерам. Конечно, это добавляло трудностей и увеличивало сроки выхода новых устройств на рынок. Но шло время, трудности устранялись, аппаратные возможности росли, появлялись новые сильные партнеры, и в итоге Palm пришлось, грубо говоря, конкурировать со всем остальным миром. Какой бы сильной ни была компания, выиграть в подобном поединке невозможно. Вспомните хотя бы историю 3Dfx. А тут ещё подоспели трудности с многозадачностью и мультимедийными функциями, под которые операционная система Palm не была "заточена" вообще.
Постойте, но ведь продукты на PalmOS выпускали и другие компании - IBM, Sony, Handspring, наконец.
- Да, но у них всегда были проблемы с Palm. Они чувствовали, что работают с платформой, которая полностью контролируется прямым конкурентом, и потому с ней трудно связывать стратегические планы. В Palm это понимали, и неспроста же компания разделилась на Palm Source и PalmOne, хотя реорганизация такого рода на живом бизнесе сказывается очень сурово. Думаю, что похожая история наблюдается сейчас с платформой S60: конкуренты Nokia, конечно, выпускают на ней свои устройства, но вряд ли делают на них серьёзную ставку.
Возвращаясь же к нашей компании, хочу сказать, что ещё до её основания мы были большими фанатами платформы Microsoft, поддерживали сайт для разработчиков, тратили на самосовершенствование уйму времени… Поэтому появившееся желание сделать самые лучшие в индустрии продукты было насколько естественным, настолько и подкреплённым опытом. И ещё мы с самого начала решили брать в команду только самых лучших, потому что иначе стать лидером рынка невозможно.
А на каком этапе на вас обратили внимание в Microsoft?
- С самого начала. Вряд ли есть хоть одна компания в мире, которая уделяет столько же внимания софтверным компаниям-партнерам. Мы давно и тесно общались как разработчики с разработчиками, и шесть наших сотрудников были отмечены званием Microsoft Most Valuable Professional (согласно Wikipedia, оно даётся Microsoft волонтёрам в знак признания за техническую поддержку пользователей - С.В.)
Кстати, а кто остался в вашей компании от первоначального состава?
- Знаете, у нас практически отсутствует такая вещь, как текучка кадров. Сейчас нас шестьдесят, и за последние два года компанию покинул всего один сотрудник. До этого ещё один человек уходил в Microsoft, потому что у него с детства была мечта поработать в этой компании, но в итоге он всё равно вернулся к нам.
В 99-м году было довольно просто привлечь значительные инвестиции под любой стартап в сфере IT. Вы использовали на старте иностранные капиталы?
- Нет, такого не было. Проблема заключалась, скорее, в поиске квалифицированных кадров, чем в деньгах, количество которых не было для нас лимитирующим фактором. Больше скажу, у нас и потом с финансами было всё неплохо, разве что в начале продажи ограничивали небольшие размеры рынка. Как известно, инвестор не приходит с мешком денег, которые можно тратить по своему усмотрению - он приносит с ними идею, и над её реализацией приходится работать. У нас же с идеями был полный порядок. Мы точно знали, чего хотим, поэтому всё было хорошо и без сторонних денежных вливаний.
Сначала мы приняли решение полностью сконцентрироваться на Windows Mobile и игнорировать соблазны заняться чем-то ещё. Потом нам пришлось выдержать натиск со стороны "доброжелателей", которые говорили, в общем-то, разумные вещи. "Да, вы хорошие программисты и просто отличные парни, но вы же ничего не смыслите в маркетинге, продажах и организации техподдержки!" Действительно, поначалу было страшновато заниматься такими непривычными вещами, но когда вышла утилита Spb Pocket Plus, возглавившая список самых продаваемых программ мира для WM, страх исчез, и мы поверили в то, что хороши не только в программировании.
В беседах с сотрудниками Microsoft мне приходилось слышать, что их платформа в первую очередь популярна в бизнес-среде, и только потом - в потребительской. Как соотносятся эти два направления в вашей продуктовой линейке?
- Когда говорят о бизнес-решениях, следует разделять их на две группы. Первая - это когда у нас есть склад, и по нему ходит рабочий с КПК, обученный нажимать на нём несколько кнопок. КПК не умеет вообще ничего, чтобы его владелец, чего доброго, не разложил пасьянс прямо на рабочем месте. Таких устройств на рынке 5-10 процентов. Цифра вроде бы небольшая, и всё же деньги в этом сегменте крутятся весьма значительные. Но этот бизнес, что называется, не глобализуемый. Если склад находится в Нью-Джерси, его владелец не станет рыскать по интернету в поисках наилучшего решения - он просто обратится в местную компанию, ставившую ему базу данных для склада и приглядывающую за его компьютерами. Игрок номер один может иметь на этом рынке однопроцентную же долю рынка - нам это не интересно. В то же время нельзя сказать, что Spb Software House вообще игнорирует данную область. Нет, у нас есть интересные решения для разработчиков, вроде Spb Kiosk. Оно позволяет на любом устройстве с Windows Mobile отключить всё лишнее вроде игр и мультимедийных приложений. Фактически, можно оставить доступ только к одной программе, необходимой для работы. Kiosk - очень популярный продукт, и им как раз пользуются местные фирмы по всему миру, вроде той из Нью-Джерси, взятой для примера.
Вторая группа - это традиционные решения, которые компания покупает для сотрудников в целях обеспечения их постоянным доступом к корпоративной сети, почте и архиву полезных в работе документов. Вот на неё мы главным образом и ориентируемся, что нетрудно заметить, изучив каталог Spb Software House.
Каждая из программ расходится разным "тиражом" - например, упомянутая уже Spb Pocket Plus за свою трёхлетнюю историю нашла более миллиона пользователей. Вообще же мы ставим задачу, чтобы каждый владелец Pocket PC, ощутив потребность в решении какой-то задачи, мог зайти на наш сайт и скачать соответствующую утилиту - достойного качества, с привычным интерфейсом и на родном языке.
К слову, о локализации наших продуктов мы думаем с самого начала, не забывая при разработке всех меню о том, что в разных языках одно и то же слово может занимать больше или меньше места. Сейчас в нашем активе четырнадцать языков, включая две версии китайского, и ещё ведутся работы по внедрению поддержки написания справа налево.
Кстати, а откуда берутся идеи этих утилит? Они ведь действительно очень часто попадают в "десятку".
- У нас в компании практически нет "просто кодеров". Каждый программист не только активно использует устройства на Windows Mobile, но и участвует в конференциях разработчиков, посещает специализированные форумы, придумывает всякие занимательные опыты, вроде создания кластера из нескольких десятков Pocket PC. Насчёт последнего не шучу - мы действительно в своё время сделали мини-суперкомпьютер из КПК, которые общались между собой по инфракрасному порту. В общем, бьёт целый фонтан идей - знай выбирай самые лучшие.
Вдобавок мы очень много общаемся с пользователями - через службу технической поддержки, форумы, наконец - на ежегодных мероприятиях Spb Day, где организуются круглые столы по отдельным продуктам.
Всего пару лет назад я бы не посоветовал своей сестре купить коммуникатор на WM. Просто потому, что управляться с ним ей было бы слишком сложно. И тогда мы решили сделать некую оболочку, насколько украшающую экран, настолько и облегчающую управление устройством неподготовленному человеку. Кроме того, оболочка должна была работать очень быстро, как интерфейс обычного телефона. Так появилась Spb Mobile Shell. Параллельно мы сделали её "напарницу" - Spb Pocket Suite, где сведены воедино управление SMS, фильтрация звонков, быстрый поиск абонента по фотографии и другие чисто "телефонные" функции.
А к интерфейсу HTC Touch не вы руку приложили?
- Нет. На рынке сейчас существует глобальный тренд, чтобы сложные устройства были простыми в использовании, и ими можно было управлять одним пальцем. Просто мы первыми реализовали эту возможность на WM в упомянутых выше продуктах. Дальше по этому пути пойдет вся индустрия.
Добавлю, что нравы в нашем бизнесе вообще очень жёсткие: номер один забирает почти всё, второму достаётся чуть-чуть, а четвёртого вообще никто не знает. Поэтому, чтобы быть первыми на рынке, надо выжимать из устройства и операционной системы максимум возможного. Если вы зайдёте к нам в офис, то кроме сотрудников-энтузиастов увидите ещё и ряды из всевозможных устройств на базе WM. Новые версии программ тестируются на каждом из них, чтобы, во-первых, убедиться в их полной работоспособности, а во-вторых, добавить оптимизацию под конкретную электронную начинку. Ведь в каждом процессоре есть свои дополнительные наборы инструкций. В какой-нибудь складской утилите нет особого смысла их использовать, а вот в продукте уровня Spb Pocket Plus без этого просто не обойтись.
И, конечно, в этом нам здорово помогают пользователи бета-версий. Как бы много устройств мы ни получили для опытов, жизнь все равно богаче, и предсказать поведение какой-то утилиты на конкретном чешском устройстве с нестандартной клавиатурой просто невозможно. Поэтому за 2–3 месяца до релиза утилиты попадают к тысячам пользователей по всему миру, которые сообщают нам об особенностях их поведения.
В России вы, наверное, продаёте меньше, чем в других странах?
- Знаете, мне приходилось слышать, что в нашей стране из-за пиратства вообще ничего продать нельзя, и я с этим категорически не согласен. Если взглянуть на объёмы продаж программ Spb Software House на одно проданное в России устройство, мы увидим, что они примерно равны среднемировым. Наверное, проблема не в пиратстве, а в удобстве оплаты покупок. Пока мы принимали только карточки, которых в России до недавнего времени было немного, объём продаж на одно устройство действительно был меньше мирового. Но теперь карточки есть у многих, плюс мы предлагаем массу вариантов оплаты через WebMoney, "Яндекс.Деньги" и другие системы, и в результате продажи заметно подросли.
Конечно, по количеству устройств на душу населения мы пока отстаём, поэтому на Россию приходится 3-5% всех продаж. Самый крупный рынок для нас - США, где, кроме всего прочего, почти нет устройств на платформе Symbian, а продукты на Windows Mobile активно рекламируются по телевидению.
А почему вы не создаёте версии своих утилит для платформы Symbian? Ведь это тоже огромный рынок.
- Во-первых, мы с самого начала хотели стать лучшими, но прекрасно понимали, что невозможно быть лучше всех абсолютно везде. Поэтому мы остановились на одной платформе. Во-вторых, нам очень нравится открытая экосистема, созданная Microsoft. Нет компании-цербера, которая делает всё сама и контролирует остальных, но есть море возможностей для разработчиков и партнеров. Windows Mobile - это очень открытая платформа.
А как же Linux? Там вроде открыто вообще всё?
- Так ведь там нет экосистемы! Нет компании, которая занимается сертификацией продуктов, нет тех, кто занимается подписями, понятных правил общения между производителями софта и железа… Всё это есть на Windows Mobile. Система, правильно построенная однажды, позволяет всем жить долго и счастливо.
Хорошо, тогда последние два вопроса. Большинство людей после установки операционной системы первом делом ставят антивирус. Нет ли в ваших планах внедрить такую функциональность в свои утилиты?
- Проблема в том, что для Windows Mobile нет ни одного вируса…
Как же так? Ведь антивирусов уже написано немало!
- А вот так: антивирусы есть, но бороться им не с кем. Дело в бюрократии. Если по стандарту какого-то американского государственного учреждения все компьютеры сотрудников должны быть защищены антивирусным пакетом, они и будут защищены, включая самые маленькие. Между тем система подписей, использующаяся в WM, сама по себе представляет мощный барьер для вирусов. Насколько знаю, на внедрении её настаивали мобильные операторы, которым совсем не нужны лишние проблемы с заражеёными коммуникаторами, достаточно мощными и постоянно имеющими доступ к интернету.
И об одной дисгармонии. Найти пиратские "серийники" для ваших продуктов - задача не из сложных, а никаких дополнительных средств защиты вы не используете. Это так специально задумано?
- Любой софт можно защищать очень сильно, и от этого его будет лишь чуть сложнее сломать. Я недавно инсталлировал одну программу, требующую активации после переустановки операционной системы. Пришлось писать разработчикам, чтобы мне выдали новый ключ для новой системы, и ожидание заняло день. Это не тот опыт, который нам хотелось бы дать нашим пользователям. Если умельцы захотят, всё равно сломают, так что лучше не тратить время на многоуровневые системы защиты, создавая проблемы честным покупателям.
По материалам "Компьютерры"