Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Миллион за уценённый iPhone

АрхивГаджеты
автор : Олег Нечай   03.10.2007

За свою короткую жизнь "айфон" уже в который раз становится причиной судебного иска: одна из первых покупательниц устройства требует у Apple миллион долларов из-за поспешного снижения цен.

В новом тысячелетии компанию Apple постоянно сопровождают скандалы. Как ни удивительно, но эти скандалы не только не отражаются на продажах, но и забываются буквально за несколько месяцев - надо полагать, не без грамотных усилий "яблочных" маркетологов. Напомним только самые недавние.

Осенью 2005 года Apple обвинили в продаже заведомо недоброкачественной продукции: только что поступившие на прилавки магазинов плееры iPod nano были выпущены в пластиковых корпусах, мгновенно покрывающихся массой царапин даже при самом аккуратном обращении.

Летом 2006 года многие пользователи ноутбуков Apple MacBook "фирменного" белого цвета заметили, что буквально через несколько недель после покупки на корпусах появляются неопрятные жёлто-серые потёртости, как если бы за компьютером работали долгие годы.

Наконец, в самом начале 2007 года, когда Стив Джобс под рукоплескания публики продемонстрировал опытный образец iPhone, компания Cisco подала в суд на Apple за незаконное использование торговой марки iPhone. Как выяснилось тогда, этот бренд ещё с 2000 года принадлежит Cisco и под ним в 2006 году была выпущена целая линейка IP-телефонов.

Вы что-нибудь слышали о том, чем закончились все эти судебные тяжбы? Я - нет. Снимаю шляпу перед пиарщиками Apple.

Однако iPhone, само появление которого на свет сопровождалось скандалом, видимо, на роду написано быть причиной судебных споров. Второго октября 2007 года стало известно о том, что один из владельцев "айфона" обратился в суд с иском против Apple, требуя от "яблочной" компании миллион долларов США.

Предыстория такова: пятого сентября Apple одновременно с презентации нескольких новинок объявила о снижении цен на старшую модель iPhone c 8 Гб памяти с 599 до 399 долларов и сняла с производства более дешёвый "айфон" с 4 Гб памяти, за который ранее просили 499 долларов США. Остатки младшей модели будут распродаваться за 299 долларов.

Столь радикальное снижение цен менее чем за квартал с момента начала продаж глубоко возмутило часть владельцев iPhone: подождав всего 68 дней, владельцы младшей модели смогли бы приобрести старшую и сэкономили бы 100 долларов, а владельцы старшей - сэкономили бы уже 200 долларов!

Согласно установленным самой Apple условиям возврата и обмена товаров, разницу в цене могут получить покупатели товаров компании, которые купили их не ранее 14 дней до снижения цен. Конечно, часть покупателей iPhone может воспользоваться этим правилом и получить "переплаченные" 200 долларов, однако это ничтожная доля от всех купивших "айфон" с момента начала продаж.

Уже тогда назрел серьёзный скандал, который попытался сдержать сам Стив Джобс. В ответ на многочисленные жалобы клиентов он разместил на сайте Apple открытое письмо, в котором заявил, что снижение цен - естественный процесс для высокотехнологичных товаров, но в Apple ценят своих самых преданных клиентов, готовых сразу приобретать их новинки. Поэтому всем, кто приобрёл iPhone до снижения цен, Apple предоставляет возможность приобрести товары как в онлайновом, так и в оффлайновых магазинах компании на сумму 100 долларов США.

Жительница Нью-Йоркского района Квинс Дун Мей Ли сочла издевательством как столь существенное снижение цен, так и "подачку" со стороны Apple, которая фактически "взяла в долг" у первых покупателей iPhone, а отдавать намерена лишь половину, да и ту - "натурой". К тому же, по словам Ли, чтобы купить младшую модель с 4 Гб памяти за 499 долларов в первые дни после его презентации, она провела несколько часов в очередях.

По информации адвоката Си Джин Вон из юридического агентства Wang Law Offices, в которое обратилась госпожа Ли, Apple обвиняется в ценовой дискриминации (то есть в продаже одного и того же товара разным покупателям по разным ценам, в случае когда разница не обусловлена производственными или транспортными издержками), в установке демпинговых цен, дискриминации при возврате переплаты, мошенничестве и прочих правонарушениях, преследуемых по американских законам.

Ли уверена в том, что рыночные условия не требовали столь скорого снижения цен - напротив, продажи были стабильно высоки, а акции компании неуклонно росли в цене. В исковом заявлении подчёркивается, что Apple продаёт iPhone по "неоправданно низкой цене" для устранения конкуренции, а точнее, конкуренции между теми, кто приобретал "айфон" в надежде через какое-то время продать его за ненамного меньшую сумму.

Кроме того, Ли утверждает, что 100-долларовый кредит распространяется лишь на покупателей более дорогой модели, в то время как ей, купившей iPhone с 4 Гб памяти, вообще ничего не полагается. Впрочем, мы на сайте Apple таких ограничений не обнаружили.

Наконец, эксклюзивное двухлетнее соглашение Apple с компанией AT&T, которая стала единственным оператором связи в США, с которым может работать iPhonе, называется в иске актом недобросовестной конкуренции. Поэтому среди ответчиков, помимо компании Apple и лично Стива Джобса, названа и компания AT&T.

Требования Донг Мей Ли от Apple сравнительно невелики - конечно, по американским меркам для исков обманутых потребителей: она требует от "яблочников" всего один миллион долларов США возмещения ущерба. По мнению автора этих строк, у Ли мало шансов выиграть процесс, ибо в противном случае все компании были бы вынуждены отказаться от такого эффективного маркетингового средства, как снижение цен, опасаясь судебного преследования. Впрочем, американское правосудие умеет удивлять.

Если вы думаете, что иск Ли - единственный серьёзный судебный иск, связанный с iPhone, то вынужден вас разочаровать: "айфон" как магнит притягивает иски разочарованных владельцев и профессиональных сутяг. К примеру, в Верховном Суде штата Нью-Йорк рассматривается так называемый "классовый иск" (примерный смысл: единый коллективный иск в интересах многих лиц по аналогичным делам), поданный Гербертом Клигерманом, который считает, что Apple вводит своих клиентов в заблуждение. Клигермана возмутил счёт на 2000 долларов за услуги роуминга, который он получил после использования iPhone за пределами США. По словам истца, его никто не предупреждал о том, что ему придётся платить, да ещё и такие огромные суммы. В других исках Apple обвиняют в ограничении прав потребителей, которые не могут самостоятельно заменить встроенную в iPhone батарею без потери гарантии. Наверняка существуют и другие исковые заявления, информация о которых пока не просочилась в прессу.

Человеку, живущему в постсоветской России, вообще довольно непривычно наблюдать за подобными судебными процессами. Граждан нашей страны "кидали" ещё и не так, причём не только коммерческие фирмы, но и правительство, и не единожды. А здесь, напротив, налицо добрая воля производителя, который не только снижает цены, но и возвращает части покупателей часть якобы переплаченных денег. Может быть, и у нас когда-нибудь настанут времена, когда возмущённые покупатели будут судиться с фирмами из-за поспешного снижения цен, а продавцы перестанут относиться к покупателям как к безликим и бесправным обладателям денежных знаков. А может, и нет.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.